Проект "Путешествие в прошлое"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №13 г. Сердобска
Проект
«Путешествие в прошлое»
Подготовила: воспитатель
МДОУ детского сада №13 г. Сердобска
Фалалеева Елена Ивановна
воспитатель I категории
2019г.
Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом плане. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также о значении духовно-нравственного и патриотического развития писали: И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, и др.). Они отмечали, что развитие творческих способностей детей в цикле приобщения их к русскому народному творчеству и промыслу старинных мастеров пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, это необыкновенно интересные путешествия во времени на каждом занятии.
Новизна проекта состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства, метод проектной деятельности, виртуальные экскурсии.
Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождение орнамента и символики, традиции и быта русского народа.
Проект знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности,
реалистичности, наглядности.
Тип проекта: познавательный
Цели : Формирование устойчивых знаний, интереса к жизни народа в разное историческое время.
Задачи
- Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой.
- Развивать потребность детей старшего дошкольного возраста во внешних впечатлениях, которые реализуются при участии взрослого, его поддержки и одобрения, что способствует созданию микроклимат эмоционального благополучия.
- Обогащать содержание образа мира детей старшего дошкольного образа.
- Развивать интерес к культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники.
- Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Принципы успешной реализации проекта:
- Систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний
- Наглядности
- Доступности
- Связи теории и практики
- Активности и стимулирования.
Сроки реализации проекта : 1 год
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Методы и приемы:
. метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов);
. словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
. практический (выполнение детьми с помощью воспитателя декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов в работе);
. проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения
проблемной ситуации в ход занятия);
. мотивационный (убеждение, поощрение)..
Методическое обеспечение:
Проект реализуется в оборудованном мини-музее МДОУ г. Сердобса №13 «Снежок». На 1-м этаже здания располагается комната, стилизованная под русскую избу с атрибутами русского быта, где дети могут не только посмотреть, но и подержать эти предметы, узнать их применение в быту, узнать их историю
Планируемые результаты.
Овладев знаниями об истории русской культуры и быта у ребёнка, будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретает знания о предметах русского быта. Ребенок познакомится с фольклором, традициями и обычаями. Он научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.
Календарно-тематическое планирование
«Путешествие в прошлое»
Неделя | Тема | Содержание | Цель | |
1-2 неделя | «Милости просим гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы» | Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарь детей: изба, утварь, печь. | |
«Сошьем Маше сарафан» | Знакомство с русской народной одеждой | Познакомить детей с русским народным костюмом, с его особенностями. Обогащать словарь названиями предметов (лапти, сарафан, рубаха, кокошник).Воспитывать интерес к национальной одежде. | ||
3-4неделя | «Мир старинных вещей» | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадки про посуду. Дидактическая игра: «Собери целое». | Познакомить детей со старинной посудой. Обогащать словарный запас детей (миска, крынка, чугун). Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном | Познакомить детей с веретеном, прялкой, какое место они занимали в жизни женщин. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | ||
5-6неделя | Сказка «Золотое веретено» | Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | Познакомить детей со сказкой, с песенкой о веретене. Закрепить с детьми знания о том, для чего нужно веретено. Развивать любознательность. | |
"Что нам осень принесла?" | Беседа об осени с использованием соотсветствуюших Народных примет, песенок ,загадок , пословиц. | |||
7-8неделя | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | |
«Трень – брень гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом - гуслями | Познакомить детей с русским народным инструментом – гуслями. Обогащать словарь детей (гусли). | ||
9-10 неделя | «Печь – кормилица» | Знакомство детей с печью, чугуном, ухватом, кочергой | Дать детям понятие, для чего нужна была печь раньше. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать интерес к прошлому. | |
"Октябрь пахнет капустой " | Знакомство с предметами обихода-деревянным корытцем, Тяпкой. | Беседа о характерных для сентября явлениях природы,народных обячаях и праздниках(Покров и Сергиев день).Повторение Попевки "Веснушка - Осень". | ||
11-12 неделя | «Гость на гость – хозяйке радость» | Знакомство с Мишуткой. Лепка посуды | Учить детей лепить посуду, которую они видели в избе. Закрепить названия посуды. | |
«Сорока – белобока кашу варила» | Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком | Продолжать знакомить детей с предметами обихода. | ||
13-14 неделя | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей, игра «Аюшки» | Познакомить детей с домовенком Кузей. Воспитывать у детей желание быть гостеприимным. | |
«Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар» | Самовар, скатерть | Познакомить детей с русским самоваром. Познакомить с церемонией чаепития на Руси. Расширять лексический запас детей словами самовар, чаепитие. Воспитывать желание быть гостеприимным. | ||
15-неделя | Игра «Напоим куклу чаем» | Самовар, кукла, предметы обихода | Продолжать знакомить с церемонией чаепития на Руси. Активизировать словарный запас словами чаепитие, самовар. | |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками | Продолжать знакомить детей с предметами обихода. Воспитывать бережное отношение к вещам. | ||
9неделя | «Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметом обихода «скалкой». Знакомство со сказкой «Лисичка со скалкой» | Продолжать знакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
«Здравствуй, зимушка – зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской песенки «Как на тоненький ледок» | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | ||
10 неделя | «Хозяйкины помощники» | Предметы обихода – коромысла, ведра, корыто | Познакомить детей с предметами обихода: коромысло, ведро, корыто. | |
«Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была» | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | ||
11неделя | Выставка самодельной новогодней игрушки | Игрушки, сделанные руками родителей, воспитателей | Познакомить детей с игрушками, которые делались в старину, из каких материалов делались. Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Сею, сею посеваю, С Новым годом поздравляю» | Знакомство с празднованием нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | ||
12неделя | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз не морозь мой нос» | Знакомство детей с традициями празднования Нового года. Развивать интерес, любознательность. | |
«С Новым годом со всем родом» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. | Знакомство детей с новогодними традициями. Развивать любознательность. | ||
13 неделя | «Пришла коляда, отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках. Разучивание колядки | Знакомство детей с традициями. Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. | Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора. | ||
14 неделя | «Проказы старухи зимы» | Знакомство со сказкой К.Д. Ушинсого «Проказы старухи зимы». Повторение заклички | ||
«Ах, ты зимушка, зима!» | Занятие аппликацией по готовым формам | Учить детей создавать аппликацию из готовых форм. Развивать воображение. | ||
14 неделя | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистульки | Вызвать интерес к предметам рукотворного мира. | |
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий | Знакомить детей с народными песнями. Воспитывать любознательность, интерес. | ||
15 неделя | Знакомство с русской избой» | познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. | ||
Посидим у самовара. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление хозяйки) Загадка про самовар. Рассмотреть самовары. Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». Беседа. Рассказ воспитателя. . Игра: «Самовар»
| Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки. Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар». Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу. | ||
16 неделя | «Шутку шутить людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором | Познакомить детей с дразнилками, скороговорками. | |
«Небылица в лицах» | Знакомство с русскими народными небылицами | Познакомить детей с русскими народными небылицами. | ||
17 неделя | «Наши руки не знают скуки» | Русская матрешка | Формировать интерес к русскому народному прикладному искусству – деревянной игрушке. Воспитать уважение к кропотливому труду- резчиков по дереву. | |
«Русская матрешка» | Аппликация из готовых форм | Учить детей создавать образ матрешки. | ||
18 неделя | «Поэзия народного костюма» | Рассказ о народном костюме | Познакомить детей с народным костюмом. Словарь: лапти, сарафан, рубаха, кокошник. | |
«Край родной, навек любимый» | Прослушивание русских народных песен | Знакомить детей с народными песнями. Воспитывать любознательность, интерес. | ||
19 неделя | «Дело мастера боится» | Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» | Продолжать знакомить детей с домашней утварью, где и как она применялась. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
Игра с Колобком | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок» | Познакомить Колобка с предметами, которые находятся в избе. | ||
20 неделя | «Ой, ты Масленица!» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» | Беседа о русских обычаях: проводы зимы, встречи весны. Познакомить с песней, разучить ее. | |
«При солнышке тепло, при матушке добро» | Беседа с включением пословиц и поговорок | |||
21 неделя | «Весна, весна, поди сюда!» | Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, познакомить с народными приметами. | ||
«Пришла весна» | Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации | |||
22 неделя | «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Утюг | Продолжать знакомить детей с домашней утварью (утюгом). Обогащать словарный запас детей: утюг, угольки. Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Письмо Нафане» | Составление письма Нафане – другу домовенка Кузи | Продолжать знакомить детей с обрядовыми песнями. | ||
23 неделя | Наша кукла Катя в сарафане. | Экскурсия в музей ДОУ. Сюрпризный момент: (появление куклы Катя) Рассмотреть куклу. Рассказ воспитателя. Потешка про Катя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра: «Опиши одежду Катя». | Познакомить детей с куклой Катя в русском национальном костюме. Обратить внимание на ее костюм, орнамент. Назвать части костюма. Выучить потешку про Катя. Обогащать словарный запас детей: сарафан, кокошник, лапти, русский наряд. Воспитывать уважение к русской культуре. | |
Вечера долгие руки умелые. | Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения. Загадки. Словарная работа. Игра: «Кто быстрей намотает клубок». | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей с т. н. сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие. | ||
24 неделя | «Где живет перо Жар – птицы» | Посуда с хохломской росписью | Познакомить детей с хохломской росписью. | |
«Чудо – чудное, диво – дивное» | Рассказ о традициях хохломской росписи (кудрина, травка и т.д.) | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью. | ||
25 неделя | «Посуда наша – для щей и каши» | Плоскостные формы тарелок | Учить детей расписывать тарелки хохломской росписью. | |
«Светит, да не греет» | Разные источники освещения | Познакомить детей с лучиной, свечой, керосиновой лампой. Дать представление о том, как раньше люди жили без электричества. Воспитывать любознательность. | ||
26 неделя | «Волшебный сундучок» | Сундучок с изделиями женских ремесл | Познакомить с изделиями женских ремесл, вышитыми салфетками, полотенцами и т.д. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. | |
Мир старинных вещей. | Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле». Обобщение. Анализ. | Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | ||
27 неделя | «Красная горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе | Познакомить детей с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. | |
В гостях у Хозяюшки. | Экскурсия в музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. (музейная комната, макет избы). Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Игра. « Кто быстрей поможет хозяйке» | Познакомить детей с жилищем русского и татарского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на татарском и на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. | ||
28 неделя | «Рабочие руки не знают скуки» | Серп, пила, топор | Познакомить детей с орудиями труда для с/х работ. Воспитывать уважение к труду. | |
«Вечер загадок и отгадок» | Предметы обихода | Развивать у детей мышление, воображение. Закрепить название предметов обихода. | ||
29 неделя | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко» | Потешка про солнышко | Познакомить и разучить народную потешку «Солнышко – колоколнышко». | |
Игра «Что кому нужно для работы в избе» | Картинки с изображением предметов обихода в избе | Закрепить с детьми название предметов обихода, которыми пользовались в старину. | ||
30 неделя | «Гончарные мастеровые» | Кувшин, крынка, миска | Познакомить детей с гончарным промыслом. Развивать любознательность. | |
Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Дидактическая игра «Что как называется» | Виды глиняной посуды | Познакомить детей со сказкой. Закрепить названия предметов обихода. | ||
31 неделя | Развлечение «Как у наших у ворот» | Разучивание песен, потешек, поговорок, пословиц | Закрепить знания детей о традициях, обрядах. Развивать любознательность. | |
Прощание с «русской избой» | Беседа о «русской избе» | Закрепить знания детей, о том, что они узнали о жилище, о традициях, обрядах. | ||
32 неделя | «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Утюг | Продолжать знакомить детей с домашней утварью (утюгом). Обогащать словарный запас детей: утюг, угольки. Воспитывать интерес к прошлому. | |
«Письмо Нафане» | Составление письма Нафане – другу домовенка Кузи | Продолжать знакомить детей с обрядовыми песнями. | ||
33 неделя | «Где живет перо Жар – птицы» | Познакомить детей с хохломской росписью. | ||
«Чудо – чудное, диво – дивное» | Рассказ о традициях хохломской росписи (кудрина, травка и т.д.) | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью. | ||
34 неделя | «Посуда наша – для щей и каши» | Плоскостные формы тарелок | Учить детей расписывать тарелки хохломской росписью. | |
«Светит, да не греет» | Разные источники освещения | Познакомить детей с лучиной, свечой, керосиновой лампой. Дать представление о том, как раньше люди жили без электричества. Воспитывать любознательность. | ||
35 неделя | «Волшебный сундучок» | Сундучок с изделиями женских ремесл | Познакомить с изделиями женских ремесл, вышитыми салфетками, полотенцами и т.д. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. | |
Рабочие руки не знают скуки. | Экскурсия в музей ДОУ. Объяснение. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с т. н. сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. | ||
36 неделя | «Рабочие руки не знают скуки» | Серп, пила, топор | Познакомить детей с орудиями труда для с/х работ. Воспитывать уважение к труду. | |
«Вечер загадок и отгадок» | Предметы обихода | Развивать у детей мышление, воображение. Закрепить название предметов обихода. |
Система контроля и оценивания результатов.
Фамилия, имя ребенка | Использование в активной речи потешки, считалки, загадки | Умение играть в русские народные игры, используя считалки | Имеют богатый запас знаний русских народных сказок и сказочных героев | Знание истории русского костюма | Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности | Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества | Знание названий и назначений предметов быта | ИТОГО |
Список литературы
- Гостяева В.В.Штанчикова Л.М.Купецкова Е.Ф «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» Методическое посо¬бие: В 2-х частях. Пен¬за: ГАОУ ДПО«ИРР Пензенской области» 2016
- Купецкова Е.Ф. Человек на родной земле.Парциальная программа. Пен¬за: ГАОУ ДПО«ИРР Пензенскойобласти» 2015
- Купецкова Е.Ф. Петроченко Н.В. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе. Парциальная программа. Пен¬за: ГАОУ ДПО«ИРР Пензенской области» 2015
- Купецкова В.Ф., Куренкова Е.П. История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста. Парциальная программа. Пен¬за: ГАОУ ДПО«ИРР Пензенской области» 2016
- .Купецкова Е.Ф. Петроченко Н.В. Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам. Методическое пособие. Пен¬за: ГАОУ ДПО«ИРР Пензенскойобласти» 2015
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
- М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»;
- Н.В.Пугачева «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста»;
- Л.С.Куприна, .Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"
Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое
Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....
Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""
Информационно-практико-ориентированный проект "Путешествие в прошлое" - развивающая игра Цель проекта: Формирование у детей умения применять полученные в различных в...
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"
Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....
«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю
16 января 1943 года наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...