программа по патриотическому воспитанию
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
городского округа г.Шарья
Костромской области
« Моя Родина- Шарья»
Возраст воспитанников с 3 до 7 лет
Срок реализации 4 года
2018 г
Пояснительная записка
Актуальность
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Как научить ребёнка любить Родину со всеми её достоинствами и недостатками, со всеми её противоречиями? Как помочь ребёнку, его родителям сорентироваться в сложном информационном потоке повседневной жизни? Как найти то, что послужит прочным фундаментом становления личности? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, глубоким содержанием? Ответы на эти вопросы решает реализация программы «Моя Родина-Шарья».
Все мы родом из детства и от того, что узнали, поняли, кого полюбили и чему научились, - зачастую зависит вся наша дальнейшая жизнь и судьба. Но любим мы только то, что знаем, что близко и дорого нам. Именно поэтому так важно как можно раньше рассказать нашим детям о малой родине, о её природе, истории, людях. Ведь с малой родины начинается для нас Великая Россия. Патриотизм – это любовь к окружающему тебя пространству, миру, воспитание любви к ближнему, детскому саду, родной улице, двору, городу, а также любви к труду, уважению к старшему поколению. Воспитание патриотических чувств ведет к улучшению нравственности в обществе. Воспитать патрита можно только на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях в основе которых всегда лежали доброта, милосердие, терпение, стремление к духовности. Поэтому начинать работу с дошкольниками очень ответственно. Ведь именно в этом возрасте формируется личность ребенка. Закладывая каноны нравственности, важно помочь ребенку осознать вечные нравственные ценности. Проблема краеведческого воспитания детей и молодёжи — одна из наиболее актуальных. Мы считаем, что большую роль в её решении может сыграть детский сад.
Так как, наш детский сад имеет приоритетное направление по социально - коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, то мы всегда в образовательной деятельности выдвигаем задачи гражданско-патриотического и краеведческого воспитания на передний план.
Актуальность этого вопроса подчёркивается и нормативными документами регламентирующими работу ДОО. Так, в п.6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении утв. Приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди задач дошкольного учреждения выделено: «воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155) социально- коммуникативное развитие — одно из основных направлений развития ребёнка-дошкольника. Основная цель данного направления - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Также актуальность программы состоит в том, что она не только восполняет пробел в краеведческой работе с дошкольниками, но и готовит детей к дальнейшему обучению в начальной школе по курсу «Окружающий мир» и «Истоки» и дополнительным образовательным программам краеведческой направленности, которые реализуются на базе начальной школы.
Программа предназначена для детей в возрасте от 3до 7 лет .
Коллектив МБДОУ «Детский сад №14» реализует Основную общеобразовательную программу написанную с учётом программы «Детство» (авторский коллектив РГПУ им.А.И.Герцена г. Санкт- Петербурга) в программе в содержании образовательной области «Социализация» предусмотрена работа по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений» содержит подраздел «Отношение к самому себе», в котором представлены содержание и задачи по воспитанию любви и привязанности к родному городу и родине, а именно: выделять общее и частное в явлениях культуры; приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры; воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, знакомить их с символикой родного города и государства.
На протяжении двух лет педагоги детского сада для реализации задач гражданско — патриотического и краеведческого воспитания в разных возрастных группах использовали метод образовательных проектов в работе с детьми.
Основанный на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально- значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний.
Поскольку, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста мы использовали игровые и творческие проекты.
С детьми младшей возрастной группы реализовали проект «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» , для детей средней группы проект «МОЙ ГОРОД И ОБЛАСТЬ ,В КОТОРОМ Я ЖИВУ» , основная цель ,подготовительной группы 2 образовательных проекта, « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ », и «ЗЕМЛЯ -НАШ ОБЩИЙ ДОМ».
Содержание выше перечисленных проектов и стало основой при написании программы .
Данная программа , созданная на основе многоаспектного подхода к решению задач краеведческого , нравственного и патриотического воспитания предполагает интегрированный подход- включение необходимых сведений во все виды детской деятельности: познавательной , продуктивной , игровой. Это помогает систематизировать и сконцентрировать работу по краеведению и нравственно- патриотическому воспитанию.
В нашей программе содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями.
Интеграция краеведческого содержания состоит в следующем:
- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимцую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой Родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящихв в родном городе, о достопримечательностях родного города,участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой Родины;
- Раасматривание дидактических картинок, иллюстраций. Отражающих отношение людей к малой Родине, высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов,украшение города к праздникам;
- участие в проектной деятельности,продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток. Символов. Значков;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей- горожан;
- участие с родителями и воспителями в социально- значимых событиях происходящих в городе: чествование ветеранов , социальные акции и прочее.
Теоретическое и методическое обоснование программы
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании открытой образовательной среды, способствующей развитию внутреннего мира, межличностному общению, формированию краеведческих знаний и умений, интеллектуальному, творческому развитию личности воспитанника. Такой подход обусловлен заказом современного государства и общества. Основными средствами достижения результата является комплексность решения задач в области обучения, воспитания и развития, а также разнообразие и периодическая смена различных видов деятельности воспитанников, т.е. чередование теоретических занятий с практическими занятиями, исследовательская деятельность, экскурсии, участие в воспитательных мероприятиях и др. Таким образом, воспитанники приобретают знания по краеведению и смежным наукам, навыки исследовательской деятельности, активного отношения к окружающему миру, межличностного общения.
В основе программы заложена культурологическая концепция личностно-ориентированного образования, разработанная профессором Е.В. Бондаревской. Принципы личностно-ориентированного образования: жизнетворчества, индивидуально-творческого подхода, открытости, природосообразности, сотрудничества, толерантности, на основе которых строится образовательный процесс, позволяют создавать комфортную среду для сохранения физического и психического здоровья воспитанников, овладения содержанием программы, повышают мотивацию познавательной и творческой деятельности и поведения воспитанников.
При изучении краеведения с дошкольниками используется обширный краеведческий материал, который собран, систематизирован и опубликован краеведами Костромской области. Краеведческий подход в обучении и воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому. От известного к неизвестному , от простого- к сложному.
Работа по программе ведется с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, используются методы личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающий подход. Ведущими методами обучения на занятиях являются игровые, проектно-исследовательские, проблемные, способствующие развитию личности ребенка.
Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, предпочтение в подаче материала отдается игровым методам и формам работы с детьми. В то же время в старшем дошкольном возрасте активно развиваются все познавательные процессы, формируются основы учебной деятельности; складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Поэтому используются методы проблемного обучения, опирающиеся на личный опыт, стимулирующие творческое мышление, развивающие коммуникативные навыки. В этом возрасте дети проявляют большую практическую активность, у них появляется произвольность внимания, поступков. Они способны планировать свои действия и осознавать, что делают. Вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность позволяет реализовать и развить эти качества.
Обучение выстраивается с учётом индивидуальных особенностей детей, создаётся условия для развития сотрудничества. В самом начале освоения программы используются такие формы организации детского коллектива, как фронтальная (во время объяснения нового материала) и индивидуальная (выполнение заданий на закрепление материала). Позднее применяется работа в парах и малых группах (во время практической поисковой и творческой деятельности). Используются формы организации занятий, помогающие реализовать практическую активность детей: мини-проект, исследование, коллективное обсуждение (дискуссия), различные виды игр, изготовление макетов, работа с картой, сбор сведений о разных интересных людях и событиях. Практическая деятельность занимает большую часть времени, отведённого на реализацию программы. Сочетание теоретических и практических заданий – применяется и внутри одного занятия, которое зачастую делится на теоретическую и практическую части. В образовательной деятельности используются и традиционные методы и приёмы : иллюстративный рассказ педагога, заочная экскурсия, эвристическая беседа.
Цель и задачи программы
Цель способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.
Программа решает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о родном городе, области достопримечательностях России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Все задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Краеведческое воспитание е ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Ожидаемые результаты реализации программы
Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни поселка.
Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания дошкольников.
Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю,городу главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности.
Продолжительность и этапы реализации программы
Образовательная программа рассчитана на реализацию в группах постоянного состава. Программа адресована детям 3-7 лет. Занятия могут проводятся как на базе детского сада, так и в учреждении дополнительного образования. Для знакомства с городом, его природой проводятся целевые прогулки и экскурсии по территории участка детского сада, улицам города.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Программа «Моя Родина-Шарья» планируется и реализовывается с детьми начиная со II младшей группы содержание осваевается детьми в НОД по области «Социально- коммуникативное развитие» детей , и носит систематический, целенаправленный характер. Кроме НОД решение задач поставленных программой организуется в совместной образовательной деятельности взрослого и детей в разных видах детской деятельности.
Режим работы:
Возрастная группа | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
Младшая группа | 1 | 36 |
Средняя группа | 1 | 36 |
Старшая группа | 1 | 36 |
Подготовительная группа | 1 | 36 |
Продолжительность деятельности определяется в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22 июля 2010 года № 91:
Возрастная группа | Время проведения |
Младшая группа | 15 минут, |
Средняя группа | 20 мин |
Старшая группа | 25 мин. |
Подготовительная группа | Не более30 мин. |
Формы образовательной деятельности могут быть следующими:
Младший дошкольный возраст (3-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | |
Формы организации детей | ||
групповые подгрупповые индивидуальные | ||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||
Совместные действия со взрослым Наблюдения Игра Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов Беседа Чтение Просмотр мультфильмов и познавательных роликов | Наблюдения Игра Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, познавательных роликов Чтение Беседа Проектная деятельность Экспериментирование Исследовательская деятельность Упражнения Творческие задания Продуктивная деятельность Тренин |
Учебно – тематический план первого года обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теор. часов | Практ. часов |
1 | НООД по области «Социально- коммуникативное развитие | 9 | 9 | - |
2. | Краеведческая комната | 9 | 5 | 4 |
3 | Образовательный туризм | 9 | 9 | |
Всего | 27 | 14 | 13 |
Учебно – тематический план второго года обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теор. часов | Практ. часов |
1 | НООД по области «Социально- коммуникативное развитие | 9 | 9 | - |
2. | Краеведческая комната | 9 | 4 | 5 |
3 | Образовательный туризм | 9 | 9 | |
Всего | 27 | 13 | 14 |
Учебно – тематический план третьего года обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теор. часов | Практ. часов |
1 | НООД по области «Социально- коммуникативное развитие | 9 | 9 | - |
2. | Краеведческая комната | 9 | 4 | 5 |
3 | Образовательный туризм | 9 | 9 | |
Всего | 27 | 13 | 14 |
Учебно – тематический план четвёртого года обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теор. часов | Практ. часов |
1 | НООД по области «Социально- коммуникативное развитие | 9 | 9 | - |
2. | Краеведческая комната | 9 | 4 | 5 |
3 | Образовательный туризм | 9 | 9 | |
Всего | 27 | 13 | 14 |
Содержание программы
Содержание программы представлено в виде комплексного тематического плана для всех возрастных групп.
Методическое обеспечение программы
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Творческое преобразование предметно-развивающей среды на основе собственных разработок.
Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном крае, развития познавательного интереса к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды.
Собраны картотеки:
-подвижных игр русского народа.
- пословиц и загадок русского народа.
- заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности .
Реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов привела к созданию альбома «Моя семья в истории города», мини-музея игрушки, макета детского сада, которые дополнили содержание краеведческого уголка.
Положительное влияние на настроение детей и их желание участвовать в краеведческой деятельности оказало стремление родителей принимать активное участие в преобразовании развивающей среды в группе, их активное участие в конкурсах, фестивалях, проектах; результаты совместной продуктивной деятельности нашли свое место в краеведческом уголке.
Для расширения и уточнения знаний детей о прошлом в детском саду создана Краеведческая комната где представлены предметы и детали интерьера русского быта, в которой проводятся экскурсии , совместная деятельность педагога с детьми, игры.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»
- «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
Комплексно- тематический план программы «Моя Родина- Шарья» младшая группа
Месяц | НОД | Совместная деятельность | Краеведческая комната | Образовательный туризм | Организация мини- музеев | Участие в акциях | Праздники и развлечения | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | «Хорошо у нас в саду» | С-р игра «Детский сад» Д/и «Опасно- не опасно» Беседа «Что хорошо, что плохо» | «Милости просим, гости дорогие» | Экскурсия по детскому саду. | «Вершки и корешки» | «Урожай собирай» | «Здравствуй, это я!» | Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» |
Октябрь | «Осень золотая» | Х/и «Каравай» Аппликация «Осенний ковер» «Не мешайте мне трудиться» (Е. Благинина) | «Чудесный сундучок» | Экскурсия по экологической тропе . | «Собери гербарий! | «Осень, осень, в гости просим!» | Привлечение родителей к сбору природного материала. | |
Ноябрь | «Дом, в котором мы живем» | С-р игра «Семья» Чтение «Кошкин дом» Рисование «С кем я живу» | «Колобок» | Экскурсия по улице Чапаева | «Каждой пичужке свою кормушку» | Драматизация сказки «Теремок» | Привлечение родителей для изготовления костюмов для уголка ряжения. | |
Декабрь | «Зимушка-зима» | Д/и «Оденем куклу на прогулку» «Как мы живем в детском саду» | «Сундучок деда Мороза» | Экскурсия по участку детского сада | «Моя любимая игрушка» | «Покорми птиц» | «Вот и Новый год» | Изготовить кормушки для птиц. Выпуск семейных газет «В здоровом теле - здоровый дух» |
Январь | «С горки весело качусь» | Чтение «Сани». Х/и «Зимний хоровод» Составление рассказа «Чем я люблю заниматься дома» | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Экскурсия на спортивную площадку | «Папы, соблюдайте сигналы светофора!» | «Зимний Теремок» | Сделать маски- шапочки для инсценирования сказок | |
Февраль | «Мои любимые сказки» | «Заря, зарница» «Репка» «Мойдодыр» ( К. Чуковский) | «Маша и медведь» | Экскурсия к светофору. | «День добрых дел» | «Путешествие по сказкам» | Привлечь родителей к изготовлению построек из снега на участке | |
Март | «Пришла весна» | Чтение «Заюшкина избушка» | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Экскурсия в сад | «Мои первые книжки» | «Построй домик для скворца» | «Рисуем маму» | Фотовыставка «Моя мама лучше всех» |
Апрель | «Где моя мама?» | «Гуси,вы, гуси» Д/и «Моя семья, моя родословная» | «Курочка ряба» | Экскурсия в сквер | «Перелетные птицы» | «Посади плодовое дерево» | «В гостях у волшебника» | Привлечь родителей к изготовлению скворечников |
Май | «Травка зеленеет, солнышко блестит» | «Дедушка Ежок» Рисование «Вот какой у нас салют» | «Прощание с избой» | Экскурсия на луг | «Посади цветы» | «Веснянка» | Привлечение родителей к благоустройству участка |
Комплексно- тематический план программы «Моя Родина-Шарья» средняя группа
месяц | НОД | Совместная деятельность | Краеведческая комната | Образовательный туризм | Организация мини музея | Участие в акциях | Праздники и развлечения | Взаимодествие с родителями |
Сентябрь | «Улицы нашего города» Цель: познакомить детей с городом Шарья Дать понятие – «улица»: обратить внимание на название, ее составляющие – дома с двух сторон, тротуар, проезжая часть | Рассматривание фотографий детского сада. Фотосессия для оформления стенда «Осенний марафон» Участие в конкурсе рисунков «Вифлиемская звезда» Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо». Песни «Приглашаем в детский сад» » | Во саду ли в огороде. | Целевая прогулка в осенний парк. Экскурсия в краеведческий музей» Знакомимся с музеем». Экскурсиия в кинотеатр «Северный»-тетаральная постановка «Кошкин дом». | Весёлый огород. | Урожай собирай. | Весёлые приключения . | Выставка плодов ,цветов,овощей,посвященная Году кино»ам |
Октябрь | «Река Ветлуга» | Рассматривание альбома с видами Шарьи. Рисование «Плывет, плывет кораблик по реке Ветлуга» .Дидактическая игра «Мой домашний адрес». Участие в конкурсе стихов «Вифлиемская звезда» Дидактические и настольные игры «Поможем художнику» «Найди такую же» | Сошью Маше сарафан. | Экскурсия в музей: Сказки реки Ветлуги» | Мой город | Поздравим дедушек и бабушек. | Капустные вечерки. | Круглый стол «Игры нашего детства» |
Ноябрь | «Откуда хлеб пришел на стол» « | Город и село» «Путешествие за хлебом» Рисование картин «Наша улица вечером» Дидактические игры «Город-село» «От зернышка до булочки» «Так бывает или нет?» «Где ты живешь?» «Посылка из деревни»
Песня «Строим дом» | Золотое веретено. | Целевая прогулка в парк:Поздняя осень в городе. | Осенний портрет. | Каждой пичужке свою кормушку. | Прощай осень. | День матери. |
Декабрь | «Общественный транспорт» | «Путешествие к достопримечательностям «Улицы города» Рисование «Автомобили» «Машина едет по дороге» «Дидактические игры «Что нужно для поездки» «На воде, в воздухе,на земле» «На чем я путешествую» «Светофор» «Шагая осторожно»С. Михалков «Светофор», «Песенка о светофоре», | Здравству Зимушка -зима. | Экскурчия в библиотеку «Зимние загадки» | Новогодние игрушки | Украсим городскую ёлку. | Новый год. | Конкурс на самое оригинальное новогоднее украшение. |
Январь | «Здания родного города» «Где мой дом» | Аппликация «Строим дом» Рисование «Домик для куклы» Рассматривание иллюстраций фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города» Игровая деятельность: Дидактические игры «Построим дом» | Сундучок Деда Мороза. | Экскурсия в краеведческий музей Жизнь животных зимой. | Книги моей семьи. | Поможем книгам. | Колядки. | Вечерки |
Февраль | «Защитники Отечества» «Наша Армия» | Рисование «Портрет папы» Слушание рассказа о российском флаге. «Мой папа- в армии Игровая деятельность: Дидактическая игра «Что в военном пакете?» Подвижные игры «Снайперы» Песня «Ты не бойся мама,я с тобой» Художеств. литература: «Февраль» С. Маршак «Армия мира» В. Давыдов | Весёлые ложки. | Посещение выставки в музее «Герои шарьинцы» | Наши папы. | Папы- соблюдайте правила движения. | Наши защитники. | Вечер ,посвященный воинской славе России. |
Март | «Белочка-Умелочка и другие» » | Рисование «Белочка-Умелочка» Лепка «Колючий еж» Выполнение трудовых поручений: навести порядок на книжной полочке,подклеить книги, расставить книги аккуратно. | Масленица. | Путешествие по улицам города «Как шарьинцы украшают свои дома» | Мамочки любимые. | Поможем | Веснянка. | Благодарное слово матери. |
Апрель | «Весна в городе и на селе» | «Природа нашего микрорайона Рисование «Пришла весна»Рассматривание открыток, фотографий, С видами природы весной в городе и на селе. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на катере» Дидактические игры «Солнечные зайчики» «Птички» Подвижные игры «Через ручеек» | Волшебная палочка. | Целевая прогулка в парк «Шарья весенняя» | Дерево -зачем оно? | Встречаем скворцов. | Пасхальное яичко. | Традиции семейные — это важно. |
Май | «Наш город большой и красивый» » | Просмотр видеофильма о городе.Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» | Прощание с избой. | Экскурсия к памятнику погибшим воинам | Праздник Победы | Сделаем свой детский сад красивей. | Праздник берёзки. | Совместный субботник по благоустройству детского сада. |
Комплексно- тематический план программы «Моя Родина-Шарья» старшая группа
Месяц | НОД | Совместная деятельность | Краеведческая комната | Образовательный туризм | Организация мини музея | Участие в акции | Праздники и развлечения | Взаимодествие с родителями |
Сентябрь | . Беседа «Наш край.» . | Достопримечательности города. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Правила перехода через улицу "Мы - пешеходы". | Вершки да корешки | Целевая прогулка в осенний парк. Экскурсия в краеведческий музей «Знакомимся с музеем». Экскурсиия в кинотеатр «Северный»-тетаральная постановка «Кошкин дом».. | Природная мастерская | Урожай собирай. | Весёлый огород | Выставка плодов ,цветов,овощей,посвященная Году кино» |
Октябрь | «Река Ветлуга» | Дидактическая игра «Мой домашний адрес». Участие в конкурсе стихов «Вифлиемская звезда» | Что нам осень припасла | Экскурсия в музей:Сказки реки Ветлуги» | Течет река Волга | Поздравим дедушек и бабушек. | Покров — батюшко. | Семейная викторина "Мама, папа, я - шарьинская семья семья". |
Ноябрь | «Откуда хлеб пришел на стол» | «Город и село» «Путешествие за хлебом» Дидактические игры «Город-село» «От зернышка до булочки» Прослушивание записей народных мелодий. | Целевая прогулка в парк: Поздняя осень в городе. | Осенний портрет. | Каждой пичужке свою кормушку. | Прощай осень. | День матери. | |
Декабрь | Викторина "Улицы родного города". . | Дидактическая игра. "Кто где работает?" Заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовём?" | Здравствуй Зимушка -зима. | Экскурсия в библиотеку «История новогодних игрушек | Новогодние игрушки | Украсим городскую ёлку. | Новый год. | Конкурс на самое оригинальное новогоднее украшение. |
Январь | «Архитектура родного города» » | Аппликация «Наш город Рассматривание иллюстраций фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. «Кто построил этот дом?» С. Баруздин «Мой брат» А. Бродский. | Сундучок Деда Мороза. | Экскурсия в краеведческий музей Жизнь животных зимой. | Книги моей семьи. | Поможем книгам. | Колядки. | Вечерки |
Февраль | «Защитники Отечества- наша армия сильна» | Слушание рассказа о российском флаге Песня «Мой папа» Слушание военных песен Художественная литература: «Звездочка» А. Жаров «О брате» И. Кульская | Весёлые частушки | Посещение выставки в музее «Отчизны верные сыны» | Наши папы. | Папы- соблюдайте правила движения. | Наши защитники. | Вечер ,посвященный воинской славе России. |
Март | КВН "Любимый город". | Трудовая: Выполнение трудовых поручений: навести порядок на книжной полочке,подклеить книги, расставить книги аккуратно. | Масленица. | Экскурсия в музей «От горшка до...» | Мамочки любимые. | Поможем птицам. | Доброе сердце матери. | Благодарное слово матери. |
Апрель | «Весна в нашем городе» | Рассматривание открыток, фотографий о космосе «Первый в космосе» Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на ракете» Русская народная мелодия «До чего ж у нас красиво» | Весна иди сюда. | Целевая прогулка в парк «Шарья православная» | Пасхальные подарки | «Детский сад превратим в цветущий сад» | Пасхальное яичко. | У самовара вся семья |
Май | «Кто нам принёс победу» | Просмотр видеофильма о городе.деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Итоговая игра-викторина «Знатоки Шарьи» | Прощание с избой. | Экскурсия к памятнику погибшим воинам | Праздник Победы | Поздравь ветерана. | Ура, Победе | Совместный субботник по благоустройству детского сада. |
Комплексно- тематический план программы «Моя Родина-Шарья»
подготовительная группа
Месяц | НОД | Совместная деятельность | Краеведческая комната | Образовательный туризм | Организация мини - музей | Участие в акциях | Праздники и развлечения | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Тема: «Что летом родится – зимой пригодится» | Разучить с детьми потешки о лете: Лето бурное — зима с метелями. Д.и. «Узнай по описанию» К.Бальмонт «Осень» | «Восенушка- осень- сноп последний косим» «Хлеб- всему голова» | Экскурсия в парк Экскурсия на пекарню | Выставка «Славим дарами край Костромской» Выставка книг «Хлеб - наше богатство» | Сделаем наш город чистым. | Праздник «Летние дни рождения!» Развлечение «Я и мои друзья» "Хвала рукам, что пахнут хлебом" | Предложить родителям поучаствовать совместно с детьми в акции «Сделаем наш город чистым» Предложить родителям принести рецепты выпечки. |
Октябрь | Как растения и животные готовятся к зиме | Стихи Маршак В октябре, в октябре Д.и. «Собери урожай» Д.и. «С какого дерева листочки» | «Октябрь грязик- ни колеса, ни полоза не любит» | Экскурсия в осенний парк | Выставка «Дары осени» | «Подарки для пожилых людей». | Праздник осени Концерт к Дню пожилого человека | Предложить принести изделия с хохломской росписью Побеседовать с детьми об уважении к пожилым людям |
Ноябрь | Мой город Шарья | Стихи о Шарье Синичкин день «Где живёт перо жар- птицы» | «Чудо — чудное диво — дивное -золотая хохлома Зима не лето в шубу одето | Экскурсия по близлежащим улицам | Достопримечательности города Шарьи | «Каждой пичужке своя кормушка» | Концерт к Дню матери | Предложить сделать кормушки для птиц |
Декабрь | Наш зимний город | Чтение сказки «Похищенное имя» «Золотые ворота» Вырезание снежинок | Гжель прекрасна | Экскурсия в музей | История Новогодних игрушек | Подарим Новый год | Новогодний утренник | |
Январь | Блокадный Ленинград | История ленинградцев в Шарье Чтение книг о Великой Отечественной войне | Гжель прекрасная | Экскурсия к храму | Ленинград и Шарья | Прослушивание песен о войне | Прочитать с детьми книги о блокадном Ленинграде. | |
Февраль | Тема: «Российская армия». | Д.И. «Что кому нужно для профессии» Чтение стихов об армии. Беседа «Рода войск» | На героя и слава бежит
| Экскурсия на почту | Мой папа тоже был солдатом | Масленница Прасковейка, встречаем тебя хорошенько | Участие в подготовке к празднику «23 февраля» | |
Март | Профессии наших мам | Чтение стихов про маму. Изготовление подарков для мам. Сезонные изменения в природе с приходом весны Стихи о весне | Сердце матери лучше солнца греет | Экскурсия в школу | Моя мама самая лучшая | Праздник «8 Марта» Конкурс стихов о весне | Приглашение мам и бабушек на праздник | |
Апрель | «Дружат люди всей Земли» | Выучить с детьми заклички Беседа с детьми о дружбе | Край родной навек любимый | Экскурсия в весенний парк | Костюмы народов мира | Танцы народов мира | Принести фотографии костюмов народов мира для создания мини - музея | |
Май | «Праздник Победы». «Музей – хранитель времени». «К школе готов!». | Изготовление подарков ветеранам Великой Отечественной войны Русская народная хороводная игра «Веночек» Изготовление одарков сотрудникам детского сада | Человек без Родины. Что соловей без песни Прощание с избой | Экскурсия в сквер памяти. Экскурсия в музей | Тема: «Книги о войне» | Концерт для ветеранов Праздник «До свидания Детский сад» | Приглашение на праздник «До свидания, Детский сад» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников "Мой дом - моя страна"
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о пат...
"Родная сторонка" составительская программа по патриотическому воспитанию.
Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близки...
Авторская программа по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького гражданина"
Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры....
Модифицированная программа нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
содержание программы прикреплено к файлу...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию "Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Программа направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников 5-7 лет....