Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий: Здоровьесберегающие, Игровые, ИКТ, «Масленица»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Надежда Гурьевна Кошкина

Цель: познакомить детей с народными традициями празднования Масленицы.

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Образовательные задачи:

  •  дать знания о празднике «Масленица»
  • познакомить детей с народными песнями и закличками, посвященными Масленице
  •  познакомить с русскими народными играми «Горшки», «Гори, гори ясно»

Развивающие задачи:

  • развивать внимание детей
  •  обогащать словарь детей
  • развивать двигательную активность

Воспитательные задачи:

  • продолжать формировать у детей интерес к русским народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_1.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                            детский сад №29 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие

Игровые

ИКТ

 «Масленица»

        Подготовила и провела:

Воспитатель ГБДОУ детский сад №29

Петродворцового района СПб

Кошкина Н.Г.

Санкт-Петербург

2020

Программное содержание:

Цель: познакомить детей с народными традициями празднования Масленицы.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательные задачи:

  •  дать знания о празднике «Масленица»
  • познакомить детей с народными песнями и закличками, посвященными Масленице
  •  познакомить с русскими народными играми «Горшки», «Гори, гори ясно»

Развивающие задачи:

  • развивать внимание детей
  •  обогащать словарь детей
  • развивать двигательную активность

Воспитательные задачи:

  • продолжать формировать у детей интерес к русским народным традициям.

Методы и приемы:

  • Практические: пение песен, подвижные игры «Горшки», «Гори, гори ясно», «Передай блины», «Прочитай слова», «Найди слова»
  • Наглядные: иллюстрации с изображением празднования Масленицы, чучело Масленицы
  • Словесные: рассказ воспитателя, песни «Масленица-блиноеда», «Здравствуй, Масленица, дорогая», «Шла сторонкою к нам…», заклички.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, конспект беседы, иллюстрации с изображением празднования Масленицы, чучело Масленицы.

Детская деятельность:

  • Двигательная: подвижные игры
  • Игровая: игры «Горшки», «Гори, гори ясно», «Передай блины», «Прочитай слова», «Найди слова»
  • Коммуникативная: вопросы, ответы
  • Восприятие: слушание, рассматривание, пение

Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Предварительная работа: беседы о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, слушание народных песен, посвященных празднованию Масленицы.

Планируемый результат: дети узнают о традициях празднования Масленицы, познакомятся с народными песнями и закличками, с народными играми.

Воспитатель:

С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось по строго расписанному порядку.

Итак, начинается Масленица в понедельник. Понедельник называется «встреча».

Здравствуй, Масленица, дорогая,

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины и калачи,

К нам в окошко их мечи!

Вот какие песни распевали девушки и парни, брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне.

Предлагаю вам найти спрятанные слова, которые связаны с этим днем:

ч

у

ч

е

л

о

м

о

п

к

ц

х

ш

с

з

м

е

а

ж

а

в

ч

л

ц

а

в

з

л

с

д

в

ы

я

п

о

н

е

д

е

л

ь

н

и

к

а

п

к

с

х

к

е

в

в

р

я

в

л

и

н

в

з

н

э

к

п

ф

э

щ

х

а

б

л

и

н

у

д

с

ы

з

г

д

ж

а

ц

д

н

з

р

в

с

т

р

е

ч

а

а

г

л

а


Второй день – вторник – звался «заигрыш». В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигались снежные городки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Проводится народная игра «Горшки».

Третий день Масленицы – среда – «лакомка». В этот день лакомились блинами и другими масленичными угощениями. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю. Блины были обязательным угощением в Масленицу. Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали с нетерпением.

Поиграем в игру-эстафету «Передай блины»

Четверг – слыл разгульным и назывался «широкая Масленица» или «разгуляй четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. (Детям предлагают спеть знакомые песни)

Пятый и шестой день – пятница и суббота – были гостевыми днями и посвящались хождению в гости к родне. Там тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.

В словах, которые связаны с этими днями, перепутались буквы. Вот вам задание: поставить буквы в нужном порядке и прочитать слова:

ГОИСТ (гости)

НЛИБ (блин)

ГИРИПО (пироги)

ЬВЕЕРН (варенье)

РНДОЯ (родня)

Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – был днем проводов зимы: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с масленицей…

Масленица-блиноеда,

Накормила людей,

И сама - за плетень!

Полизала сыр и масло,

А сама погасла!

Как только разгорался костер, все кричали:

Масленица загорела,

Всему миру надоела!

Потом дети пели:

Обманула, провела,

Годика не прожила –

До поста довела.

И, сцепившись руками, дети быстро мчались вокруг догорающего костра, продолжая петь:

Шла сторонкою к нам

По заулочкам, закоулочкам,

Несла блинов чугуны,

Надорвала животы,

Блинов напекла,

Сама все поела.

А нам редьки хвост

Дала на пост.

Весело гуляла,

Песни играла,

Протянула до поста,

Гори, сатана!

Песня смолкала, догорал костер, все начинали плясать вокруг сгоревшего чучела Масленицы, водить хороводы, играть в игры.

Проводится игра «Гори, гори ясно»

А после Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

Предлагаю вам раскрасить чучело Масленицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста ( с использованием интерактивного оборудования) на тему: «В мире сказок А.С.Пушкина»

Конспект неперывной образовательной деятельности с использованием интерактивного оборудования на тему"В мире сказок А.С.Пушкина". Рекомендован для детей старшего возраста....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием исследовательской технологии на тему: «Жили-были овощи»

Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, со взрослыми.Воспитывать у детей культуру поведения: не перебивать говорящего, слушать товарища.Ре...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием социо-игровой технологии и ИКТ Тема: «Знатоки природы»

Цель:- воспитывать любовь и бережное отношение к природе; Задачи:- расширять и уточнять знания детей о животных, птицах, растениях родного края;- пополнять знания детей новыми сведениями;- закреп...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием исследовательской технологии Тема: «Жили-были овощи»

Образовательные технологии:Здоровьесберегающая технология: (динамическая пауза (игра с движением); пальчиковая гимнастика; релаксация); использование работоспособности детей в разной пространственной ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...