Краткосрочный проект по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет «Здравствуй, дерево»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Мажарцева Татьяна Александровна

Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_derevo.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию для детей 4–5 лет «Здравствуй, дерево»
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Участники проекта – педагоги, дети, родители.
Сроки реализации – краткосрочный.
Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
Тема: «Берёза».
 Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Задачи:
1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.
2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
3. Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного   опыта общения с природой.
4. Воспитывать интерес детей к объектам природы.
Ожидаемый результат:
   Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Образовательные области:
Речевое развитие.
-Беседы
-Свободное общение
Познавательное развитие
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций
 Познавательно-исследовательская деятельность:
-обследование и рассматривание листьев, веток и  ствол;
-определять форму: круглые, овальные, резные;
-окраску: оттенки зелёного;

-величину –использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;
- дидактические игры

Восприятие художественной литературы и фольклора
- Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
- загадывание загадок
- рассматривание картин, открыток, иллюстраций
Социально-коммуникативное развитие
- Социализация
- Экскурсии: по участку детского сада
- Наблюдения
- Элементарный бытовой труд
- Безопасность
 
Художественно-эстетическое развитие
- продуктивная деятельность
- совместная работа с родителями
 
Физическое развитие
- подвижные игры
-физкультминутки

Этапы проекта
1 Начальный этап.
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
2 Деятельный этап.
1 Беседа с детьми.
«В гости к Зайке».
Прогулка
1 Наблюдение за березами.
Знакомство с березой.
Исследовательская деятельность.
Игра «Узнай дерево».
Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».
2 Экскурсия по территории детского сада.
Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Дидактическая игра «Найди листок какой покажу».
Физкультминутка «Березонька».
Народные приметы про березу.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Анкетирование родителей «Отношение   родителей   к
проблеме экологического   воспитания».
Занятие
Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).
Рассматривание дидактические картинки про березу.
Беседа про прочитанному произведению.
Дидактическая игра «Сложи картинку».
Физкультминутка «Березка».
Коллективная работа рисунок-аппликация «Осенняя береза».
3 этап – Коллективная реализация проекта.
1 Развлечение «Во поле береза стояла»
Хоровод возле березы. (под музыку «Во поле береза стояла»).
Исполнение песни.
Инсценировка «Лесные музыканты».
Чтение стихов про березу.
Игра «Жмурки с Петрушкой».
Угадывание загадок про березу.
Игра- сюрприз «Прятки с платком».
2 Выставка рисунков и поделок, сделанных детьми совместно с родителями.
Конспект проектной деятельности в средней группе.
Образовательная область
 «Познавательное развитие»
Беседа «В гости к Зайке»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.
Ход беседы:
(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик,а на нем сидит зайка. Возле домика зайки береза.). Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).
Воспитатель: Ребята, прочитаем его?
Дети: Да, прочитаем.
Воспитатель: (читает). «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»
Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?
Дети: Да.
(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)
Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (зайка показывает березу)
Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята догадались?
Дети: Да, это береза.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому что он белый и с белыми точками.
Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе, Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики).
Конспект проектной деятельности в средней группе.
Прогулка:
 «Наблюдение за березами»
Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы весны, её признаки. Развивать логическое мышление.
Ход беседы:
Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) , что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть дерево.
- Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.
Исследовательская деятельность: Рассматривание и обследование берёзы. (Определение формы, окраски, величины и поверхности ствола)
Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу (ответы детей) .
Народные приметы: Листья у березы начинают распускаться – ждите тепла.
Отгадать загадку: Висят на ветке. Зелёные монетки. (листья.)
Трудовая деятельность: Сбор опавших веточек на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из бумажных листьев на дорожке.
Конспект проектной деятельности в средней группе.
Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев.  

Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному  из самых красивых деревьев! А что бы узнать,  что это за дерево, я предлагаем  вам ответить  на следующие загадки:
Не заботясь о погоде,                                    Клейкие почки,
В сарафане белом ходит,                               Зеленые листочки
А в один из теплых дней,                               С белой корой
Май сережки дарит ей.                                   Стоит под горой.

Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.
Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С. Есенин.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый).

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим.

дыхательное упражнение «ВЕТЕРОК»
Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).

Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев.

Игра с листьями.  Д/игра «Найди листок, какой покажу».

Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется  вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».

(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,

Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).

Воспитатель: Символ  берёзы отражался в народных приметах! Вот,например: Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.

Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.

Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в  пословицах:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит
Берёза, да разуму учит

Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю,

Протяни мне ветку нежную свою.

Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, милая моя.
Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.          

Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Пожелание вам -  воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Совушка- сова» в старшей группе детей с ОНР

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию«Совушка- сова»В старшей группе детей с ОНРВид проекта: позновательно- информационный, творческий.Продолжительность: краткосрочный 1неделя ...

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию детей во второй младшей группе"Птицы зимой"

формирование общего представления у дошкольников о зимующих птицах...

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Природа – это наш дом»

Первые шаги в природе! И поле одуванчиков, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Под...

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию для детей средней группы «Мой огород»

АктуальностьКак известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы...

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Природа – это наш дом»

Первые шаги в природе! И поле одуванчиков, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в де...

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Насекомые»

. Наша задача через проект формировать у дошкольников бережное отношения к природе, заботиться о ней, восхищаться, с любовью относится даже к самому маленькому существу....