ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ВЕСНА ИДЁТ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тубасова Светлана Константиновна

конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_idyot.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

«ВЕСНА ИДЁТ»

Задачи:

  1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Расширять знания детей об образе жизни, труде крестьян.
  3.  Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы).
  4.  Развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
  5. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:   Она приходит ласково.

                          И со своею сказкою.

                          Волшебной палочкой взмахнет,

                          В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель:  И говорить мы сегодня будем о весне.

Воспитатель:  Ответьте на вопросы:

-  После какого времени года наступает весна?

- А перед каким временем года?

- Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…» (Детям раздается по 1 картинке: солнце, сосульки, снег, ручеек, птичка, подснежники, ледоход, проталины). - Каждое предложение должно начинаться со слова: «Весной…»

(например: «Весной ярко светит солнце» и т. д.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?

Дети: Нет, солнце - главный помощник весны.

Дети: Что-то загрустило наше солнышко.

- Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.

Дидактическая игра «Подбери слово»

- Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)

- Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»

- Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:

- Какая погода бывает весной?

- Какие облака весной?

- Какая весной капель?

- Какое небо весной?

- В какую одежду одеваются весной люди?

- Какая весной вырастает травка?

Воспитатель: Послушайте загадки:

  1. Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?  (МАРТ)

  1. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (МАЙ)

 Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Викторина.

  1.  Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
  2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
  3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
  4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
  5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
  6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
  7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
  8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)

- Давайте поиграем в игру: «Найди ошибку?»

- Я буду вам называть приметы весны, слушайте внимательно, я могу ошибаться, а вы должны сказать что лишнее?

Воспитатель:

- Тает снег, улетают в теплые края перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Весной перелетные птицы не улетают в теплые края, а прилетают к нам).

- Распускается верба, начинается на реках ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Весной морозы не трещат, а бывают только заморозки).

- Набухают почки, созревают яблоки, появляются проталины, грачи начинают строить гнезда. (Я блоки созревают не весной, а летом и осенью).

- Ярко светит солнце, белка делает запасы на зиму, бегут ручьи. (Белка делает запасы осенью).

Физкультминутка "Весна пришла".

Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)

Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)

И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)

С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)

Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)

Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод)

За ним придут цветы другие (ходьба на месте)

Он первенец среди цветов! (круговой взмах руками)

Воспитатель: С наступлением весны деревня как бы просыпается ото сна. Всю зиму стояли в хлеву коровы и овцы, а теперь они греются на солнышке. Закопошились во дворе куры под надзором петуха. Закрякали утки. Все рады весне! Только сошел снег – закипела работа на огородах. Вот уже и пастух затрубил, собирая стадо. А по лужам бегают мальчишки, прикрепляют домики для скворцов. Ожила деревня!

Весной у крестьянина появляется много новых дел. В марте, пока не началась распутица, нужно навезти из лесу дров для будущей зимы. Мужики заготавливают и лес, из которого зимой будут делать сани. Но вот снег начинает таять так сильно, что в талом месиве можно завязнуть по пояс. Тогда приходится ездить в лес рано поутру, когда держится на снегу ледяная корка – наст.

Ребята, сейчас я познакомлю вас с новыми словами.

Пашня - это земля, на которой что – либо выращивают.

Соха – деревянный предмет, которым пахали землю.

Борона – большая рама с зубьями. Ею рыхлят и ровняют вспаханную землю.

Вот идет по поляне пахарь за лошадкой и налегает на соху. После сохи остается глубокая борозда. Лошадка тащит медленно соху, пройдет полоску и остановится – устала. Пахарь жалеет свою лошадку, не торопит ее, дает ей отдохнуть. Так и прокладывают одну борозду за другой, пока не пройдет всей пашни.

А потом выходит крестьянин сеять. Ходит он по полю босым, работает молча, серьезно. На груди у пахаря висит лукошко с зерном. Берет он оттуда горсть за горстью и бросает семена по бороздкам то одной, то двумя руками. Посеет семена, потом пройдет по полю бороною, покроет посев землей…

- Почему так говорили: «Весна красна, да голодна. Весной – то сиди, гляди, осенью – то – кисель да блины. Весна красна цветами, а осень пирогами»? А вот эту пословицу мы с вами разучим. Почему, если весной день упустишь – годом не вернешь? /помочь объяснить эту пословицу, если затрудняются./

Больше всего в России сеяли ржи. Она роднее для крестьянина изо всех хлебов. Он зовет ее матушкой – кормилицей, говорит: красно поле рожью. А пшеница – это ржи богатая сестрица. Она не кормит крестьянина, а прикармливает. «Одним пшеничным пирогом мужик сыт не будет, коли ржаного хлеба не добудет». /Показать детям колоски ржи и пшеницы, рассмотреть разницу./

Как вы думаете, почему больше сеяли ржи?

Весною начинались работы в огороде. Овощи сеяли и сажали весной. Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Сама клубочком,

А хвост под собой.

                                   /репа/

На одной ноге стоит.

Срежут, засолят - хрустит.

                              /капуста/

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

                                        /морковь/

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

                                      /лук/

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна».

                                   /картошка/

Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат.

                                        /подсолнух/

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребята.

                                     /горох/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия непосредственно - образовательной деятельности "Познание" целостная картина мира. Тема: "Весна идёт, весне дорогу"

Итоговое мероприятие НОД. Познание: целостная картина мира (средняя группа).  Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны.  Продолжать знакомить детей с литер...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Весна-красна идёт»

Это открытое мероприятие проходило в марте 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.В сказочной интриге используются игровые приёмы, помогающие детям раскрыть тему, вызв...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [л] "Лунтик идёт в гости"

Конспект занятия предназначен для индивидуальной работы по автоматизации звука [л] в различных позициях и с различным по сложности речевым материалом. Данный вид занятий используется мной на последних...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»

Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»

Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « Познавательное развитие» в старшей подгруппе на тему: « Весна – красна идёт».

Конспект организованной образовательной деятельности  по образовательной области « Познавательное развитие» в старшей подгруппе на тему: « Весна – красна идёт»....