НОД в подготовительной группе "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Новикова Наталья Геннадьевна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_svoystva_vody.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной к школе группе « Свойства воды»

Цель: Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой. Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.

Программные задачи:

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, свойства), уточнить значение воды для всего живого на земле. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная, жидкая.

Ожидаемый результат :

• формирование представлений детей о природном объекте воде;

• формирование познавательного интереса;

• обогащение словарного запаса;

• воспитание бережного отношения к воде;

Оборудование:

Пластмассовые стаканы, чайные ложки, сахар, молоко, вода, дольки лимона, капельки (всё индивидуально для каждого ребенка); речной песок, ароматическое масло; глобус.

ИКТ: Презентация с иллюстрациями животных и людей с водой и в воде.

Предварительная работа:

1. Определение темы, цели, задач занятия.

2. Чтение потешек, стихов, пословиц, рассказов, сказок познавательного характера о воде.

3. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .

4. Наблюдение на прогулке: за сосульками, снегопадом, таянием снега, экскурсия к роднику.

5. Проведение опыта по окрашеванию цветов.

6. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».

7. Рассматривание иллюстраций различных водоёмов( рек, озёр, морей и т.д.); иллюстрации различных природных явлений( снег, дождь, град, сосульки, туман, роса и т. д.)

8. Подготовка необходимого оборудования.

9. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

10. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Ход НОД:

Организационный момент.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Воспитатель читает письмо:

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».

-Ребята, а что вы знаете о воде?

(Показ слайдов)

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

I часть: Вводная.

 Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель – А как?

Дети -   Проведем опыты с водой,  выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.

Воспитатель -  А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

 

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.

 Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.  

-Нужно слушаться воспитателя.

-Внимательно следить за результатом опыта.

-Закончив наблюдение, сделать вывод.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).

Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?

Дети: она переливается из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Первое свойство: вода жидкая.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – нет.

Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?

Дети – да.

(подводим детей к правильному ответу – какой цвет у воды?

Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?

Дети – Вода без цвета.

Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Второе свойство – вода без цвета.

Опыт№ 3 «Вода прозрачная».

В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).

Третье свойство – вода прозрачная.

Опыт№ 4 «Вода меняет цвет».

Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель, - Какой вывод из этого следует?

Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Четвёртое свойство – вода меняет цвет.

Физкультминутка.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу".

Я – мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:

Дождик, дождик лей,

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап, кап-кап.

(вот вы и превратились в капельки) .

- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:

Свети, свети, солнышко,

На чистую водицу.

Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

- Молодцы, капельки, хорошо себя вели.

Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.

Опыт №5 «Вода без вкуса».

Воспитатель: Ребята, а кто из вас ,что любит больше всего пить?

Дети: Сок, чай, молоко и т.д.

Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?

Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!

1. Давайте подойдем к столам, посмотрим и скажем, что на них находится.

Дети перечисляют предметы на столе.

Обращение педагога к детям, с одновременным показом:

Ребята, возьмите каждый себе по кружки с водой.

Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода?

Ответы детей с помощью воспитателя:

по температуре: теплая,

по виду: прозрачная,

по вкусу: пресная, безвкусная.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

2. Давайте растворим в теплой воде немного сахара. Возьмите чайные ложки и наберите пол чайной ложки сахара и положите в свою кружку, аккуратно размешайте, не стуча ложечкой о кружку. А теперь попробуйте. Какая стала вода?

Ответы детей с помощью воспитателя:

по температуре: осталась теплой,

по виду: стала немного мутной

по вкусу: стала сладкая.

3.Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром), и положим лимон в кружку. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей с помощью воспитателя:

по температуре: осталась теплой,

по виду: имеет желтоватый оттенок

по вкусу: стала кисло-сладкая.

Воспитатель: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.

5-ое свойство – воде можно придать вкус.

Домашний лимонад готов.

Опыт №6 «Вода без запаха».

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети – Вода ничем не пахнет.

Воспитатель – Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

- Добавляю в стаканчики ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

6-ое свойство – воде можно придать запах.

Опыт №7 «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.

Дети – в воде сахарный песок растворился.

Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?

Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети – песок не растворяется, вода становится мутной.

Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети – мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

7-ое свойство – вода растворитель.

Опыт №8 «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Воспитатель – перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

Дети – температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

Вывод: воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей.

Опыт №9 «Вода принимает форму»

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. 

Физ-минутка:

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю немного подвигаться. Встаньте ко мне, слушайте внимательно мои слова и повторяем за мной:

- В понедельник я купался (изображаем плавание)

- А во вторник рисовал (изображаем как рисуем)

- В среду долго умывался (изображаем как умываемся)

- А в четверг в футбол гонял (бьём по «мячу»)

-В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем и бегаем), очень долго танцевал(танцуем)

-А в субботу, воскресенье (хлопки руками)

- Целый день я отдыхал (садимся на корточки, руки под щёку -засыпаем)

Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (в помощь детям воспитатель использует наглядный материал: картинки с изображением разных времен года). Дети отвечают, что сейчас весна.

А как вы догадались, что сейчас именно весна? Что происходит весной? (снег тает, птицы прилетают, почки на деревьях появляются.)

Правильно, вот вы говорите, что тает снег, а куда уходит снег и во что он превращается? Все дети отвечают, что снег превращается в воду и уходит под землю.

Ребята, а у меня для вас сюрприз (воспитатель демонстрирует глобус).

Что это такое? (различные ответы детей).

Дети: Глобус – это модель земли.

Воспитатель просит ответить ребят:

Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?

Ответы детей: Голубой цвет – это вода, а коричневый – суша, земля.

Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимает большую часть.

Воспитатель спрашивает: Чего больше у нас : воды или суши? (ответы детей). Почему большую часть земли занимает вода вы знаете?(Ответы детей: это реки, моря, озёра, океаны)

Рассказ воспитателя: А вы знаете, что на земле 4 океана и 30 морей . (Вода, занимая 71% поверхности Земли, является самым обильным и ценным ресурсом. 97% воды – соленая, а 3% - пресная вода.)

Игра с мячом «Какая бывает вода»: (дети отвечают используя прилагательные)

- с газом - газированная,

- в прорубе - холодная,

-в чайнике - горячая,

- в реке - пресная,

- в море – солёная,

- в роднике - родниковая,

- в водопроводном кране - водопроводная,

А что вода может делать? (журчать, течь, литься, булькать, замерзать)

III часть. Подведение итога.

- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке свои наблюдения?

Спасибо ребята, вы все большие молодцы!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - экспериментальная деятельность в старшей - подготовительной группе «Вода. Свойства воды».

Опытно - экспериментальная деятельность в старшей - подготовительной группе  «Вода. Свойства воды». «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попро...

Занятие по развитию кругозора. Подготовительная группа. Вода. Охрана воды. Воспитатель Варешина Н.В.

МКДОУ « Мирненский детский сад « Колосок»Занятие по развитию кругозора. Подготовительная группа.Вода.  Охрана воды.Воспитатель Варешина Н.В.Задачи: дать понятие о значении воды ...

НОД в подготовительной группе "Вода-водичка!"

Опыты и эксперименты с водой,...

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: Образовательные:1.Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.2.Способ...

Сценарий НОД с детьми подготовительной группы «Вода. Свойства воды»

Цель: Создать условия для совершенствования представлений детей о разнообразных свойствах воды....

Занятие по экологическому воспитанию для воспитанников подготовительной группы «Вода водичка»

Цель: Развитие познавательно-иследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водойЗадачи:Образовательные:Учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельнос...