НОД в подготовительной группе "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_svoystva_vody.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной к школе группе « Свойства воды»
Цель: Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой. Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, свойства), уточнить значение воды для всего живого на земле. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная, жидкая.
Ожидаемый результат :
• формирование представлений детей о природном объекте воде;
• формирование познавательного интереса;
• обогащение словарного запаса;
• воспитание бережного отношения к воде;
Оборудование:
Пластмассовые стаканы, чайные ложки, сахар, молоко, вода, дольки лимона, капельки (всё индивидуально для каждого ребенка); речной песок, ароматическое масло; глобус.
ИКТ: Презентация с иллюстрациями животных и людей с водой и в воде.
Предварительная работа:
1. Определение темы, цели, задач занятия.
2. Чтение потешек, стихов, пословиц, рассказов, сказок познавательного характера о воде.
3. Проведение опытов (превращение снега в воду, воды в лёд, льда в воду) .
4. Наблюдение на прогулке: за сосульками, снегопадом, таянием снега, экскурсия к роднику.
5. Проведение опыта по окрашеванию цветов.
6. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде».
7. Рассматривание иллюстраций различных водоёмов( рек, озёр, морей и т.д.); иллюстрации различных природных явлений( снег, дождь, град, сосульки, туман, роса и т. д.)
8. Подготовка необходимого оборудования.
9. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
10. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Ход НОД:
Организационный момент.
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
Воспитатель читает письмо:
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».
-Ребята, а что вы знаете о воде?
(Показ слайдов)
Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада,
И брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
I часть: Вводная.
Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети - Да.
Воспитатель – А как?
Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.
Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.
Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?
Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:
Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
-Нужно слушаться воспитателя.
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Дети: она переливается из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Первое свойство: вода жидкая.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – нет.
Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?
Дети – да.
(подводим детей к правильному ответу – какой цвет у воды?
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Второе свойство – вода без цвета.
Опыт№ 3 «Вода прозрачная».
В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).
Третье свойство – вода прозрачная.
Опыт№ 4 «Вода меняет цвет».
Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель, - Какой вывод из этого следует?
Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
Четвёртое свойство – вода меняет цвет.
Физкультминутка.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу".
Я – мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:
Дождик, дождик лей,
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам и для пап
Кап-кап, кап-кап.
(вот вы и превратились в капельки) .
- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:
Свети, свети, солнышко,
На чистую водицу.
Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, капельки, хорошо себя вели.
Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.
Опыт №5 «Вода без вкуса».
Воспитатель: Ребята, а кто из вас ,что любит больше всего пить?
Дети: Сок, чай, молоко и т.д.
Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!
1. Давайте подойдем к столам, посмотрим и скажем, что на них находится.
Дети перечисляют предметы на столе.
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
Ребята, возьмите каждый себе по кружки с водой.
Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: теплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная, безвкусная.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.
2. Давайте растворим в теплой воде немного сахара. Возьмите чайные ложки и наберите пол чайной ложки сахара и положите в свою кружку, аккуратно размешайте, не стуча ложечкой о кружку. А теперь попробуйте. Какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: осталась теплой,
по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
3.Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром), и положим лимон в кружку. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: осталась теплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Воспитатель: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус кисло-сладкая.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
5-ое свойство – воде можно придать вкус.
Домашний лимонад готов.
Опыт №6 «Вода без запаха».
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
- Добавляю в стаканчики ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?
Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?
Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
6-ое свойство – воде можно придать запах.
Опыт №7 «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».
Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.
Дети – в воде сахарный песок растворился.
Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети – песок не растворяется, вода становится мутной.
Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Дети – мука растворяется в воде, вода становиться мутной.
7-ое свойство – вода растворитель.
Опыт №8 «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель – перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей.
Опыт №9 «Вода принимает форму»
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
Физ-минутка:
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю немного подвигаться. Встаньте ко мне, слушайте внимательно мои слова и повторяем за мной:
- В понедельник я купался (изображаем плавание)
- А во вторник рисовал (изображаем как рисуем)
- В среду долго умывался (изображаем как умываемся)
- А в четверг в футбол гонял (бьём по «мячу»)
-В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем и бегаем), очень долго танцевал(танцуем)
-А в субботу, воскресенье (хлопки руками)
- Целый день я отдыхал (садимся на корточки, руки под щёку -засыпаем)
Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (в помощь детям воспитатель использует наглядный материал: картинки с изображением разных времен года). Дети отвечают, что сейчас весна.
А как вы догадались, что сейчас именно весна? Что происходит весной? (снег тает, птицы прилетают, почки на деревьях появляются.)
Правильно, вот вы говорите, что тает снег, а куда уходит снег и во что он превращается? Все дети отвечают, что снег превращается в воду и уходит под землю.
Ребята, а у меня для вас сюрприз (воспитатель демонстрирует глобус).
Что это такое? (различные ответы детей).
Дети: Глобус – это модель земли.
Воспитатель просит ответить ребят:
Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?
Ответы детей: Голубой цвет – это вода, а коричневый – суша, земля.
Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимает большую часть.
Воспитатель спрашивает: Чего больше у нас : воды или суши? (ответы детей). Почему большую часть земли занимает вода вы знаете?(Ответы детей: это реки, моря, озёра, океаны)
Рассказ воспитателя: А вы знаете, что на земле 4 океана и 30 морей . (Вода, занимая 71% поверхности Земли, является самым обильным и ценным ресурсом. 97% воды – соленая, а 3% - пресная вода.)
Игра с мячом «Какая бывает вода»: (дети отвечают используя прилагательные)
- с газом - газированная,
- в прорубе - холодная,
-в чайнике - горячая,
- в реке - пресная,
- в море – солёная,
- в роднике - родниковая,
- в водопроводном кране - водопроводная,
А что вода может делать? (журчать, течь, литься, булькать, замерзать)
III часть. Подведение итога.
- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке свои наблюдения?
Спасибо ребята, вы все большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно - экспериментальная деятельность в старшей - подготовительной группе «Вода. Свойства воды».
Опытно - экспериментальная деятельность в старшей - подготовительной группе «Вода. Свойства воды». «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попро...
Занятие по развитию кругозора. Подготовительная группа. Вода. Охрана воды. Воспитатель Варешина Н.В.
МКДОУ « Мирненский детский сад « Колосок»Занятие по развитию кругозора. Подготовительная группа.Вода. Охрана воды.Воспитатель Варешина Н.В.Задачи: дать понятие о значении воды ...
НОД в подготовительной группе "Вода-водичка!"
Опыты и эксперименты с водой,...
Конспект НОД ПИД в природе в подготовительной группе "ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ"
Педагогическая исследовательская деятельность ...
Конспект занятия в подготовительной группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды»
Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: Образовательные:1.Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.2.Способ...
Сценарий НОД с детьми подготовительной группы «Вода. Свойства воды»
Цель: Создать условия для совершенствования представлений детей о разнообразных свойствах воды....
Занятие по экологическому воспитанию для воспитанников подготовительной группы «Вода водичка»
Цель: Развитие познавательно-иследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водойЗадачи:Образовательные:Учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельнос...