Организованная образовательная деятельность в средней группе Познавательное развитие Ознакомление с окружающим и предметным миром Тема: «Мир комнатных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шеренкова Мария Александровна

Цель: Расширить знания детей о комнатном растении (фиалке) и уходе за ней.

Задачи:

• Рассказать о строении цветка (корень, листья, бутон).

• Закрепить знания о способах ухода за растением (полив, рыхление, удаление пыли).

• Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

• Развивать умение наблюдать (сосредотачивать внимание на растении, на отдельных его частях, выделять характерные признаки).

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_mir_komnatnyh_rasteniy.docx85.34 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад  №11 «Буратино»              г. Невеля Псковской области

Организованная образовательная деятельность

в средней группе

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим и предметным миром

         Тема:  «Мир комнатных растений»

Воспитатель: Шеренкова М.А. 

2020 г.

Цель: Расширить знания детей о комнатном растении (фиалке) и уходе за ней.

Задачи:

• Рассказать о строении цветка (корень, листья, бутон).

• Закрепить знания о способах ухода за растением (полив, рыхление, удаление пыли).

• Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

• Развивать умение наблюдать (сосредотачивать внимание на растении, на отдельных его частях, выделять характерные признаки).

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Речевое развитие».

Методы и приемы:

• Наглядныекомнатные цветы

• Словесные: физ. минутка «Комнатные растения».вопросы, беседа, подсказки.

• Практические: удаление пыли с листочков, полив, рыхление.

Предварительная работа: беседа и наблюдение за комнатными растениями, дежурство в уголке природы.

Словарькомнатное растение фиалка, листья, корень, рыхление.

Материалы и оборудованиекомнатное растение – Фиалка неухоженная с сухими листочками, фиалка цветущая, рыхлитель, кисточка для листьев с ворсом, лейка. Картинки с изображением разновидностей фиалок, картинки пазлы.

Методика проведения занятия:

1 часть Вводная.

 Раздаётся стук в дверь. Вноситься посылка.

Воспитатель: приносит в группу  посылку. (Показывает закрытую коробку).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в этой коробке?

Ответы детей.

Воспитатель открывает коробку достаёт из коробки письмо, затем цветок фиалку.  

Воспитатель читает письмо которое пришло от домовёнка Кузи.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Домовёнок Кузя. Решил обратиться к вам за помощью. В моём сказочном доме растёт  фиалка, только она перестала цвести, у неё засохли листочки,  она  погибает. Помогите мне спасти мой прекрасный цветок, чтобы в моём доме, стало  как и прежде, ярко, сказочно и  красиво. Надеюсь на вашу помощь. Домовёнок Кузя».

Воспитатель показывает фиалку с сухими листочками.

Воспитатель: Ребята, этот цветок называется фиалка.

2 часть. Основная.

Ребята рассматривают сухие листочки.

Воспитатель: Почему у фиалке такие сухие листочки? Что случилось с растением?

Ответы детей: фиалка стояла вдали от солнечного света, долго не поливали, не ухаживали за растением.

Воспитатель:  Да растения стояло вдали от солнечного света, Домовёнок Кузя за ней не ухаживал.

Воспитатель: Какие листья у фиалки?

(дети обследуют и отвечают на вопросы, воспитатель помогает и корректирует ответы листья круглые, тёмно-зелёные, ворсистые).

Воспитатель: Давайте посмотрим какие ещё части есть у цветка. (рассматривание растения (фиалки)«Строение растения»).

Воспитатель: У цветочка есть корень, листья и цветы.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем цветочку нужен корень? Листья?

Рассматривание корня растения.

Ответы детей: корень нужен растению, чтобы расти.

Листья нужны растению, чтобы растения дышало.

Воспитатель: Носик и ротик у растений – это листочки, ими они дышат, если листья грязные, то растениям очень плохо дышать.

 Воспитатель: А сейчас покажите, как вы дышите. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом и наоборот. (2-3 раза).

Воспитатель: А чем мы дышим?

Ответы детей: Воздухом.

Игра «Что нужно для роста»

Воспитатель: показывает детям лепестки фиалки, вырезанные из картона с изображением (почвы, воды, солнца и воздуха).  Дети называют, что изображено  на карточке. И что карточка обозначает.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, почва нужна фиалки, чтобы расти.

Воспитатель: Показывает лепесток с изображением воды. А это что обозначает дети? 

Ответы детей: это водарастения надо поливать.

Воспитатель:  А это что? Показывает лепесток с изображением солнца.

Ответ детей: солнце.

 Воспитатель: Верно, комнатным растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят около окна.

Воспитатель: Показывает лепесток с изображением воздуха. Зачем растению воздух?

Дети отвечают:  Чтобы растение хорошо росло.

Воспитатель: А у вас в группе есть фиалка?

Ответы детей:  Дети пытаются в группе найти цветущую фиалку. Воспитатель помогает детям, задает наводящие вопросы.

Воспитатель ставит для сравнения цветущую фиалку рядом с той, за которой был плохой уход.

Воспитатель: Почему у вас такая красивая, цветущая фиалка?

Ответы детей: потому что был хороший уход.

Воспитатель: цветы у фиалки бывают самые разные: белые, сиреневые, розовые, фиолетовые и даже светло-зеленые. (показывает детям картинки, цветущих фиалок).

Воспитатель: нужно нам плохое растение, которое нам прислал Домовёнок Кузя вылечить.

Игра «Поручения»

У меня для вас есть задания. (Показываю карточки из бумаги) На каждой карточке нарисован предмет и, используя этот предмет, вам нужно выполнить задание! (лейка, кисточка для листьев с ворсом,  рыхлитель).

Дети выполняют задание согласно изображению на карточке.

Воспитатель хвалит каждого ребёнка, за выполненное задание.

Физкультминутка. «Сажаем цветок»

Воспитатель: Сейчас мы ребята с вами будем, петь песенку и  сажать цветочек.

(Дети повторяют за воспитателем):

Цветочек, цветочек сиди, сиди, сиди, (Приседают)

Цветочек, цветочек расти, расти, расти. (Поднимаются)

Воспитатель: взяли вазон, взяли лопатку, насыпали землю. (Показывают движениями рук)

Цветочек, цветочек сиди, сиди, сиди, (Приседают)

Цветочек, цветочек расти, расти, расти. (Поднимаются)

Воспитатель: Взяли цветочек, сделали углубление, посадили цветочек. (Имитируют движения посадки растения)

Цветочек, цветочек сиди, сиди, сиди, (Приседают)

Цветочек, цветочек расти, расти, расти. (Поднимаются)        

Воспитатель: Взяли лейку, полили цветочек. (Имитируют движения полива растения)

Цветочек, цветочек сиди, сиди, сиди, (Приседают)

Цветочек, цветочек расти, расти, расти. (Поднимаются)

Воспитатель: Цветочек улыбнулся, встрепенулся, потянулся. (Улыбаются, повороты туловища вправо-влево, потягивание).

Воспитатель: Молодцы полечили наше растение. Теперь я предлагаю вам поиграть. Я вам раздам пазлы, с изображением фиалки вы должны сложить правильно пазлы, чтобы получилась фиалка.

Дети складывают пазлы.

Воспитатель включает спокойную музыку и помогает детям.

3 часть. Заключительная.

Воспитатель: Вот мы с вами и узнали новое комнатное растение. Напомните мне, как оно называется?

Дети: фиалка.

Рефлексия.

Воспитатель: Как за ним надо ухаживать?

Ответы детей: Поливать, удобрять, рыхлить.

Воспитатель показывает детям карточки с условными обозначениями: выносливость, отношение к свету, полив.

Воспитатель рассказывает детям, что обозначает каждое условное обозначение. Наклеивает на цветочный горшок условные обозначения, чтобы дети не забыли, как нужно ухаживать за цветком.

     А вы видели такое растения у нас в группе?

Дети: Видели (показывают на подоконники).

Воспитатель: А вы видели такое растения на улице?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, такое растения живёт только в помещении, в детском саду или дома, такое растение называется комнатным.

Воспитатель: Цветочек от Домовёнка Кузи оставим в нашей группе, будем за ним ухаживать. А когда фиалка зацветёт, отправим её назад к Домовёнку Кузи.  

Воспитатель: Ребята вы сегодня познакомились с комнатным растением (фиалкой), узнали, как нужно ухаживать за комнатным растением. Молодцы!!!

Я вам приготовила подарки, медальки с изображением цветочка (фиалки). 

Воспитатель раздаёт детям медальки. Награды получайте про цветочек не забывайте.

Список литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Соответствует ФГОС. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2014
  2. Аксёнова З.В. Войди в природу другом. Экологическое воспитание: Москва: ТЦ «Сфера», 2016-128с.
  3. С.Н. Николаева «Юный Эколог» Ознакомление дошкольников с миром природы в средней группе детского сада. Изд-во: «Скрипторий», 2017г.
  4. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. Изд-во: «Фитон», 2011-109с.
  5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Изд-во: Воронеж, 2009-120с
  6. Рюкер К. Комнатные растения. Большая энциклопедия. Изд-во: Скрипторий, 2017-305 с.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы) и Художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема: « Помо

Расширить представление детей о жизни белки в природных условиях: внешний вид, как передвигается, чем питается, как спасается от врагов, приспосабливается к жизни в зимних условиях. Развивать любознат...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Познавательное развитие. Познание. Формирование элементарных математических представлений по теме "Конфеты для Кати"

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме "Конфеты для Кати" (с использованием блоков Дьенеша)...

Конспект ООД в средней группе Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Конспект ООД в средней группеПознавательное развитие(ознакомление с окружающим миром)на тему:  «Как дикие животные готовятся к зиме»...

Перспективный план «Познавательное развитие». «Ознакомление с окружающим и предметным миром». Подготовительная к школе группа.

Перспективный план "Познавательное развитие"."Ознакомление с окружающим и предметным миром". Подготовительная к школе группа....

Организованная образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие природный мир «Зачем Зайчонку другая шубка»

Цель: закрепление знаний детей о жизни животных в зимних условиях.Задачи:Познавательное развитие:- развивать умение выстраивать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности...

Перспективное планирование "Познавательное развитие" "Ознакомление с окружающим и предметным миром". Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

В методической разработке представлено краткое перспективное планирование занятий по ознакомлению с окружющим миром в подготовительной группе, определены цели и задачи образовательной деятельности, об...