Проект по экологии на тему "Насекомые" для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Макарова Ирина Михайловна

Тема проекта: « Насекомые»

Срок реализации: март, апрель, май.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста .

 Вид проекта:

познавательный, краткосрочный.

Педагогические технологии:

Проблемно – игровая ситуация.

Информационно – коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки).

Игровые технологии.

Цель проекта:

  • Изучение  вопросов, связанных с разнообразными  видами  насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.

Задачи:

Воспитательные.

1. Создать условия для формирования бережного отношения к природе.

2.Воспитывать у детей интерес к природе ,умение видеть её красоту, неповторимость каждого живого существа.

3.Воспитывать интерес к миру насекомых.

Образовательные.

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности в расширении и систематизации знаний детей  о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

2. Уточнить знания детей о классификации насекомых по четырём характерным признакам.

Развивающие.

1. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

2. .Развивать экологическое сознание и коммуникативные навыки.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

Проблема:

 В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

И взрослым необходимо помочь детям - проявляют интерес к некоторым видам насекомых;

закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

Актуальность проекта.

 В любом городе,  можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.

                                   Этапы работы над проектом.

Этапы

Название этапа

мероприятия

I

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 

  • Выбор темы и ее актуальность;
  • Формулировка цели и определение задач;
  • создание проблемной ситуации: «Путешествие в царство насекомых»
  • Подбор художественной, методической литературы и интернет ресурсов;
  •  Подбор материалов по теме проекта:

 фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек;

подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.;

 подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности:

 материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта;

 материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски,  пластилин) .

 

II

 

ОСНОВНОЙ

  • Изучение методической литературы:

 

Программа экологического образования : «МЫ» Спб.1996 г .Кондратьева Н.Н.

 

«Игровые экологические занятия с детьми» Асар, 1996г. Молодова Л.П.

 

«Экологический букварь» Спб 1994г Рентин С.В.

 

«Путешествие в мир природы»

 Игры Н. Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" 2008 № 6

 

Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003

 

Интернет -ресурсы.

 

Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. 2014.

  • разработка планирования;
  • обогащение предметно-развивающей среды;

 

III

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Обобщение результатов работы;
  • Закрепление полученных знаний;
  • Методическая разработка с\р игры экологического содержания: «Путешествие  Муравьишки»
  • Выставка детских работ.

 

План осуществления проекта.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Речевое развитие.

  • Дидактические  игры:

«Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;

  • Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
  • Составление описательных загадок про насекомых;
  • Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
  • Сочинение стихов и сказок о насекомых.
  • Чтение произведений:

К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

  • Изготовление книжек-самоделок «Пёстрый мир бабочек» , «Моя первая энциклопедия»
  • Оформление фотоальбома «Я и природа» с рассказами детей.
  • Составить понятийный словарь с высказываниями великих людей о природе.
  • Энциклопедический материал: подборка познавательной детской литературы.
  • Картотека стихов о насекомых.

 

 

 

Познавательное развитие.

 

  • Дидактические игры:

«Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнее»,  «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», Лото «Насекомые». Лабиринт-паутина «Божья коровка»

  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему :«Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые»;
  •  чтение познавательной информации о каждом насекомом;
  •  выполнение развивающих заданий,  (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана  Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);
  • Чтение художественной литературы:

Рассказы М .Пришвина  «Кузнечик», «Майский жук».

Г. Цыферова  «Самолётик»

  • Изготовление схем-таблиц по обучению детей рассказыванию.
  • Изготовление макета сюжетно-ролевой игры «Путешествие Муравьишки»
  • Изготовление кроссвордов по выявлению знаний детей о насекомых.
  • Изготовление мнемотаблиц по заучиванию стихов о насекомых.
  • НОД по звуковой культуре речи: «Путешествие Муравьишки».

 

 

Социально-коммуникативное.

  • Формирование основ безопасного поведения в природе:

 беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц»,

 «Живые опасности»,

«Правила поведения при встрече с опасными насекомыми»,

 «Почему нельзя ловить бабочек»;

  • Воспитание бережного отношения к природе:

 НОД «Путешествие в царство насекомых»

  • Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
  • Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи».
  • Организация наблюдения за жуком-плавунцом ;создание инсектария.
  • Создание в группе экосистемы взаимосвязей между живым существом и средой.
  • Ведение групповой книги « Друзья- насекомые» (подбор рисунков, составление сказок о насекомых, изготовления гербария)
  • Изготовление экологической пирамиды используя различных насекомых.

 

 

Художественно-эстетическое развитие.

 

  • НОД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
  • Подбор открыток « Мир природы»
  • НОД по лепке «Бабочка на листочке»;
  • НОД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»
  • Рисование по трафарету ,штриховки экологического содержания;
  • Подбор иллюстраций на тему: «Эти разные цветы»
  • Сбор природного материала: семена, листья, чешуя, бутоны роз,
  • Репродукции художников.
  • Выставка детских работ « Я и мой мир»
  • Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
  • Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы.
  • Оформление книжек – малышек;
  • Прослушивание музыкального  произведения  о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсаково.

 

 

Физическое развитие.

  • Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»
  • Подвижные  игры: «Мед и пчелы», «Паук и мухи»; « Бабочки, лягушки, цапля»,
  • Артикуляционная гимнастика «Оса»;
  • Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
  • Релаксация под звуки природы;
  • Физкультминутка «Сороконожка»;
  • Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;

 

  • Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;

 

  • Стихи с движениями «Прогулка»

 

  • Игры- забавы: «Узнай по движению», «Поймай бабочку».

 

  • Изготовление игрушек для игр с ветром: «Бабочка»( оригами).

 

  • Картотека физминуток.

 

 

 

Прогнозируемый результат:

Дошкольники пополнят  свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

У детей возникнет  желание наблюдать за насекомыми ,любоваться ими, самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

На основании проведенных исследований дети  могут прийти  к выводу, что  необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе,  дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Во время реализации проекта дети, обогатят  словарный запас для  использования в повседневной жизни.

В процессе игр  у детей разовьётся  память, логическое мышление, речь, внимание,  чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

 

Используемая литература:

  • Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  • Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Совре­менное дошкольное образование.– 2008.– № 5
  • Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
  • Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  • Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  • Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
  • Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь­ников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11
  • Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
  • Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–2004.–№ 11; № 12.– (Рабо­таем по программе "Наш дом – природа").
  •  Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12 2.
  • Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образо­вание.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_dlya_konkursa.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: « Насекомые»

Срок реализации: март, апрель, май.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста .

 Вид проекта:

познавательный, краткосрочный.

Педагогические технологии:

Проблемно – игровая ситуация.

Информационно – коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки).

Игровые технологии.

Цель проекта: 

  • Изучение  вопросов, связанных с разнообразными  видами  насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.

Задачи:

Воспитательные.

1. Создать условия для формирования бережного отношения к природе.

2.Воспитывать у детей интерес к природе ,умение видеть её красоту, неповторимость каждого живого существа.

3.Воспитывать интерес к миру насекомых.

Образовательные.

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности в расширении и систематизации знаний детей  о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

2. Уточнить знания детей о классификации насекомых по четырём характерным признакам.

Развивающие.

1. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

2. .Развивать экологическое сознание и коммуникативные навыки.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

Проблема:

 В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
И взрослым необходимо помочь детям - проявляют интерес к некоторым видам насекомых;

закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

Актуальность проекта.

 В любом городе,  можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения. 

                        Этапы работы над проектом.

Этапы

Название этапа

мероприятия

I

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Выбор темы и ее актуальность;
  • Формулировка цели и определение задач;
  • создание проблемной ситуации: «Путешествие в царство насекомых»
  • Подбор художественной, методической литературы и интернет ресурсов;
  •  Подбор материалов по теме проекта:

 фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек;

подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.;

 подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности:

 материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта;

 материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски,  пластилин) .

II

ОСНОВНОЙ

  • Изучение методической литературы:

Программа экологического образования : «МЫ» Спб.1996 г .Кондратьева Н.Н.

«Игровые экологические занятия с детьми» Асар, 1996г. Молодова Л.П.

«Экологический букварь» Спб 1994г Рентин С.В.

«Путешествие в мир природы»

 Игры Н. Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" 2008 № 6

Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003

Интернет -ресурсы.

Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. 2014.

  • разработка планирования;
  • обогащение предметно-развивающей среды;

III

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Обобщение результатов работы;
  • Закрепление полученных знаний;
  • Методическая разработка с\р игры экологического содержания: «Путешествие  Муравьишки»
  • Выставка детских работ.

План осуществления проекта.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Речевое развитие.

  • Дидактические  игры:

«Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;

  • Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
  • Составление описательных загадок про насекомых;
  • Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
  • Сочинение стихов и сказок о насекомых.
  • Чтение произведений:

К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

  • Изготовление книжек-самоделок «Пёстрый мир бабочек» , «Моя первая энциклопедия»
  • Оформление фотоальбома «Я и природа» с рассказами детей.
  • Составить понятийный словарь с высказываниями великих людей о природе.
  • Энциклопедический материал: подборка познавательной детской литературы.
  • Картотека стихов о насекомых.

Познавательное развитие.

  • Дидактические игры:

«Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнее»,  «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», Лото «Насекомые». Лабиринт-паутина «Божья коровка»

  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему :«Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые»;
  •  чтение познавательной информации о каждом насекомом;
  •  выполнение развивающих заданий,  (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана  Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);
  • Чтение художественной литературы:

Рассказы М .Пришвина  «Кузнечик», «Майский жук».

Г. Цыферова  «Самолётик»

  • Изготовление схем-таблиц по обучению детей рассказыванию.
  • Изготовление макета сюжетно-ролевой игры «Путешествие Муравьишки»
  • Изготовление кроссвордов по выявлению знаний детей о насекомых.
  • Изготовление мнемотаблиц по заучиванию стихов о насекомых.
  • НОД по звуковой культуре речи: «Путешествие Муравьишки».

Социально-коммуникативное.

  • Формирование основ безопасного поведения в природе:

 беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц»,

 «Живые опасности»,

«Правила поведения при встрече с опасными насекомыми»,

 «Почему нельзя ловить бабочек»;

  • Воспитание бережного отношения к природе:

 НОД «Путешествие в царство насекомых»

  • Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
  • Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи».
  • Организация наблюдения за жуком-плавунцом ;создание инсектария.
  • Создание в группе экосистемы взаимосвязей между живым существом и средой.
  • Ведение групповой книги « Друзья- насекомые» (подбор рисунков, составление сказок о насекомых, изготовления гербария)
  • Изготовление экологической пирамиды используя различных насекомых.

Художественно-эстетическое развитие.

  • НОД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
  • Подбор открыток « Мир природы»
  • НОД по лепке «Бабочка на листочке»;
  • НОД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»
  • Рисование по трафарету ,штриховки экологического содержания;
  • Подбор иллюстраций на тему: «Эти разные цветы»
  • Сбор природного материала: семена, листья, чешуя, бутоны роз,
  • Репродукции художников.
  • Выставка детских работ « Я и мой мир»
  • Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
  • Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы.
  • Оформление книжек – малышек;
  • Прослушивание музыкального  произведения  о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсаково.

Физическое развитие.

  • Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»
  • Подвижные  игры: «Мед и пчелы», «Паук и мухи»; « Бабочки, лягушки, цапля»,
  • Артикуляционная гимнастика «Оса»;
  • Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
  • Релаксация под звуки природы;
  • Физкультминутка «Сороконожка»;
  • Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;

  • Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;

  • Стихи с движениями «Прогулка»

  • Игры- забавы: «Узнай по движению», «Поймай бабочку».

  • Изготовление игрушек для игр с ветром: «Бабочка»( оригами).

  • Картотека физминуток.

Прогнозируемый результат:

Дошкольники пополнят  свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

У детей возникнет  желание наблюдать за насекомыми ,любоваться ими, самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

На основании проведенных исследований дети  могут прийти  к выводу, что  необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе,  дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Во время реализации проекта дети, обогатят  словарный запас для  использования в повседневной жизни.

В процессе игр  у детей разовьётся  память, логическое мышление, речь, внимание,  чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

Используемая литература:

  • Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  • Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Совре­менное дошкольное образование.– 2008.– № 5
  • Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
  • Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  • Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  • Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
  • Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь­ников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11
  • Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
  • Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–2004.–№ 11; № 12.– (Рабо­таем по программе "Наш дом – природа").
  •  Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12 2.
  • Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образо­вание.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.

Приложение к проекту.

Сюжетно- ролевая игра экологического содержания: «Путешествие  Муравьишки»

Месяц

Задачи

Развитие знаний и интереса к игре

Оснащение игры

Формирование техники игры

Развитие коммуникативных навыков

Март

1.Закрепить знания детей о муравьях и их профессиях;

2.Расширить знания о строении муравейника

3.Реализовать у детей творческие возможности и действовать согласованно, овладевая совместным сюжетосложением на основе сказки : «Путешествие Муравьишки»

1.Экскурсия в парк , наблюдение за муравьями.

2.Чтение сказки В. .Бианки «Путешествие Муравьишки»

3.Экологический букварь « Кто на свете всех сильнее?»стр.50

4.Игровое занятие « Муравьи и муравейник» Л.П. Молодова стр.77

5.Заучивание наизусть стихов: «Надвигается заря», «Муравейник»

1Коврик- лужайка.

2Муравейник насыпной (вместе с детьми принести с прогулки сухие веточки, листочки для изготовления муравейника)

3.Игрушечные муравьи

4.Атрибуты , обозначающие профессии муравьёв (копья ,мастерок, соска, бинокль)

1.Для организации игрового пространства заинтересовать детей пользоваться предметами-заместителями.

2Расширять в игре представления детей о влиянии в экосистеме объектов друг на друга.

3.Изготовление макетов деревьев из бумаги.

1.Режиссёрская игра – обыгрывание различных ситуаций из жизни муравьёв.

2. Выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнёров- сверстников.

Апрель

  1. Познакомить детей с растениями и обитателями водоёма: кувшинка жёлтая, тростник, кузнечики, стрекозы. Птицы: лебедь, утка. Рыбы: окунь . Звери: бобр, выдра (мех).

2. Сделать совместное сюжетосложение центром игры – придумывания , протекающей в чисто-словесном плане.

1.Экскурсия к водоёму.

2.Наблюдение за пауком- плавунцом.

3. Чтение А.Онегов « На берегу озера»

4. Игровое занятие « Стрекозы, кузнечики, бабочки и пчёлы» Л.П. Молодова стр.9

5.Картотека загадок.

1.Макет водоёма и его обитателей. Изготовить с детьми лягушку, рыбку- методом оригами.

2. Коллективная аппликация « Цветы и растения водоёма»

3. « Кувшинка» стр.79 ( оригами)

4. При помощи кусочков меха заменять животных водоёма.

1. Пополнить плоскостную экосистему водоёма растениями, насекомыми, и животными этой среды.

2. Продолжать вызывать желание детей пользоваться предметами- заместителями.

3. Частично изменять, «расшатывать» уже известный сюжет

1.Придумать с детьми диалоги разных обитателей водоёма: стрекоза- водомерка; жужелица – водомерка и т.д.

Май

Обобщить представления детей о том , что живые объекты могут жить , если они приспособились к условиям среды.

2.Постепенно переводить детей ко всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета сказки, а затем к совместному придумыванию нового сюжета.

1.Экскурсия в парк.

2.Чтение энциклопедической литературы.

3.Д\И «Отгадай , какое насекомое я загадала»

4.Народные приметы « Дети, взрослые и мир вокруг» Н.Виноградова стр.104

5. Чтение Н.Герасимов «Полезные насекомые»

С. Плешаков «Летайте , бабочки».

6 « Игровое экологическое занятие» Л.Молодова

7. Игра «На пруду» Л. Молодова.

8.Д\В №7 -1994

Занятие «Муравьи- санитары леса»

  1. Изготовить бабочек(оригами)

2.Для макета «Муравейник»-слепить муравьёв из глины и желудей.

3. «Лебедь» -оригами.

«Божья коровка»-из грецких орехов.

1.Игры-придумывания «Что было бы , если бы…»

«Что будет , если…?»

«Что было бы , если бы вы превратились в муравья?»

  1. Режиссёрская игра: обыгрывание различных ситуаций методом от противного : «Что было бы , если бы Муравьишка умел плавать? и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы «Пожару – НЕТ!»

Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание пос...

Проект " Огород на подоконнике" для детей старшей группы

ПРОЕКТ « ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: апрель, май 2013г.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители....

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Всегда будем помнить»

Автор проекта: Алексеева Валентина Анатольевна, стаж работы – 19 лет, квалификационная категория - вторая.Название организации: МКДОУ «Маминский детский сад»Название проекта:  «Всегда будем помни...

Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Сказка» «Театр и дети»

Актуальность        Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество...

Проект по экологии "Берегите животных!" в старшей группе

Представляю проект по экологии, который был проведен с детьми старшего возраста....

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы "Мы дети твои, дорогая Земля!"

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы "Мы дети твои, дорогая Земля!"...