Проект по экологии на тему "Насекомые" для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)
Тема проекта: « Насекомые»
Срок реализации: март, апрель, май.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста .
Вид проекта:
познавательный, краткосрочный.
Педагогические технологии:
Проблемно – игровая ситуация.
Информационно – коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки).
Игровые технологии.
Цель проекта:
- Изучение вопросов, связанных с разнообразными видами насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.
Задачи:
Воспитательные.
1. Создать условия для формирования бережного отношения к природе.
2.Воспитывать у детей интерес к природе ,умение видеть её красоту, неповторимость каждого живого существа.
3.Воспитывать интерес к миру насекомых.
Образовательные.
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности в расширении и систематизации знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Уточнить знания детей о классификации насекомых по четырём характерным признакам.
Развивающие.
1. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
2. .Развивать экологическое сознание и коммуникативные навыки.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
Проблема:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
И взрослым необходимо помочь детям - проявляют интерес к некоторым видам насекомых;
закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
Актуальность проекта.
В любом городе, можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Этапы работы над проектом.
Этапы | Название этапа | мероприятия |
I |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
|
фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин) .
|
II |
ОСНОВНОЙ |
Программа экологического образования : «МЫ» Спб.1996 г .Кондратьева Н.Н.
«Игровые экологические занятия с детьми» Асар, 1996г. Молодова Л.П.
«Экологический букварь» Спб 1994г Рентин С.В.
«Путешествие в мир природы» Игры Н. Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" 2008 № 6
Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003
Интернет -ресурсы.
Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. 2014.
|
III
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
|
План осуществления проекта.
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Речевое развитие. |
«Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
|
Познавательное развитие. |
«Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнее», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», Лото «Насекомые». Лабиринт-паутина «Божья коровка»
Рассказы М .Пришвина «Кузнечик», «Майский жук». Г. Цыферова «Самолётик»
|
Социально-коммуникативное. |
беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
НОД «Путешествие в царство насекомых»
|
Художественно-эстетическое развитие. |
|
Физическое развитие. |
|
Прогнозируемый результат:
Дошкольники пополнят свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
У детей возникнет желание наблюдать за насекомыми ,любоваться ими, самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети могут прийти к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети, обогатят словарный запас для использования в повседневной жизни.
В процессе игр у детей разовьётся память, логическое мышление, речь, внимание, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Используемая литература:
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
- Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
- Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
- Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11
- Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
- Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").
- Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12 2.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_dlya_konkursa.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: « Насекомые»
Срок реализации: март, апрель, май.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста .
Вид проекта:
познавательный, краткосрочный.
Педагогические технологии:
Проблемно – игровая ситуация.
Информационно – коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки).
Игровые технологии.
Цель проекта:
- Изучение вопросов, связанных с разнообразными видами насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.
Задачи:
Воспитательные.
1. Создать условия для формирования бережного отношения к природе.
2.Воспитывать у детей интерес к природе ,умение видеть её красоту, неповторимость каждого живого существа.
3.Воспитывать интерес к миру насекомых.
Образовательные.
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности в расширении и систематизации знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Уточнить знания детей о классификации насекомых по четырём характерным признакам.
Развивающие.
1. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
2. .Развивать экологическое сознание и коммуникативные навыки.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
Проблема:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
И взрослым необходимо помочь детям - проявляют интерес к некоторым видам насекомых;
закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
Актуальность проекта.
В любом городе, можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Этапы работы над проектом.
Этапы | Название этапа | мероприятия |
I | ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин) . |
II | ОСНОВНОЙ |
Программа экологического образования : «МЫ» Спб.1996 г .Кондратьева Н.Н. «Игровые экологические занятия с детьми» Асар, 1996г. Молодова Л.П. «Экологический букварь» Спб 1994г Рентин С.В. «Путешествие в мир природы» Игры Н. Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" 2008 № 6 Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003 Интернет -ресурсы. Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. 2014.
|
III | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ |
|
План осуществления проекта.
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Речевое развитие. |
«Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
|
Познавательное развитие. |
«Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнее», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», Лото «Насекомые». Лабиринт-паутина «Божья коровка»
Рассказы М .Пришвина «Кузнечик», «Майский жук». Г. Цыферова «Самолётик»
|
Социально-коммуникативное. |
беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
НОД «Путешествие в царство насекомых»
|
Художественно-эстетическое развитие. |
|
Физическое развитие. |
|
Прогнозируемый результат:
Дошкольники пополнят свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
У детей возникнет желание наблюдать за насекомыми ,любоваться ими, самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети могут прийти к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети, обогатят словарный запас для использования в повседневной жизни.
В процессе игр у детей разовьётся память, логическое мышление, речь, внимание, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Используемая литература:
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
- Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
- Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
- Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11
- Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
- Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").
- Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12 2.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
Приложение к проекту.
Сюжетно- ролевая игра экологического содержания: «Путешествие Муравьишки»
Месяц | Задачи | Развитие знаний и интереса к игре | Оснащение игры | Формирование техники игры | Развитие коммуникативных навыков |
Март | 1.Закрепить знания детей о муравьях и их профессиях; 2.Расширить знания о строении муравейника 3.Реализовать у детей творческие возможности и действовать согласованно, овладевая совместным сюжетосложением на основе сказки : «Путешествие Муравьишки» | 1.Экскурсия в парк , наблюдение за муравьями. 2.Чтение сказки В. .Бианки «Путешествие Муравьишки» 3.Экологический букварь « Кто на свете всех сильнее?»стр.50 4.Игровое занятие « Муравьи и муравейник» Л.П. Молодова стр.77 5.Заучивание наизусть стихов: «Надвигается заря», «Муравейник» | 1Коврик- лужайка. 2Муравейник насыпной (вместе с детьми принести с прогулки сухие веточки, листочки для изготовления муравейника) 3.Игрушечные муравьи 4.Атрибуты , обозначающие профессии муравьёв (копья ,мастерок, соска, бинокль) | 1.Для организации игрового пространства заинтересовать детей пользоваться предметами-заместителями. 2Расширять в игре представления детей о влиянии в экосистеме объектов друг на друга. 3.Изготовление макетов деревьев из бумаги. | 1.Режиссёрская игра – обыгрывание различных ситуаций из жизни муравьёв. 2. Выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнёров- сверстников. |
Апрель |
2. Сделать совместное сюжетосложение центром игры – придумывания , протекающей в чисто-словесном плане. | 1.Экскурсия к водоёму. 2.Наблюдение за пауком- плавунцом. 3. Чтение А.Онегов « На берегу озера» 4. Игровое занятие « Стрекозы, кузнечики, бабочки и пчёлы» Л.П. Молодова стр.9 5.Картотека загадок. | 1.Макет водоёма и его обитателей. Изготовить с детьми лягушку, рыбку- методом оригами. 2. Коллективная аппликация « Цветы и растения водоёма» 3. « Кувшинка» стр.79 ( оригами) 4. При помощи кусочков меха заменять животных водоёма. | 1. Пополнить плоскостную экосистему водоёма растениями, насекомыми, и животными этой среды. 2. Продолжать вызывать желание детей пользоваться предметами- заместителями. 3. Частично изменять, «расшатывать» уже известный сюжет | 1.Придумать с детьми диалоги разных обитателей водоёма: стрекоза- водомерка; жужелица – водомерка и т.д. |
Май | Обобщить представления детей о том , что живые объекты могут жить , если они приспособились к условиям среды. 2.Постепенно переводить детей ко всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета сказки, а затем к совместному придумыванию нового сюжета. | 1.Экскурсия в парк. 2.Чтение энциклопедической литературы. 3.Д\И «Отгадай , какое насекомое я загадала» 4.Народные приметы « Дети, взрослые и мир вокруг» Н.Виноградова стр.104 5. Чтение Н.Герасимов «Полезные насекомые» С. Плешаков «Летайте , бабочки». 6 « Игровое экологическое занятие» Л.Молодова 7. Игра «На пруду» Л. Молодова. 8.Д\В №7 -1994 Занятие «Муравьи- санитары леса» |
2.Для макета «Муравейник»-слепить муравьёв из глины и желудей. 3. «Лебедь» -оригами. «Божья коровка»-из грецких орехов. | 1.Игры-придумывания «Что было бы , если бы…» «Что будет , если…?» «Что было бы , если бы вы превратились в муравья?» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы «Пожару – НЕТ!»
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание пос...
Проект " Огород на подоконнике" для детей старшей группы
ПРОЕКТ « ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: апрель, май 2013г.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители....
Проект интегрированного музыкального занятия для детей старшей группы Тема «Весенние мотивы»
занятие по музыкальной деятельности...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Всегда будем помнить»
Автор проекта: Алексеева Валентина Анатольевна, стаж работы – 19 лет, квалификационная категория - вторая.Название организации: МКДОУ «Маминский детский сад»Название проекта: «Всегда будем помни...
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Сказка» «Театр и дети»
Актуальность Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество...
Проект по экологии "Берегите животных!" в старшей группе
Представляю проект по экологии, который был проведен с детьми старшего возраста....
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы "Мы дети твои, дорогая Земля!"
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы "Мы дети твои, дорогая Земля!"...