Картотека опытов по теме «Растительный мир» для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
из этой картотеки вы узнаете об опытах по теме "Растительный мир", которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_po_teme_rastitelnyy_mir_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrast.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов по теме «Растительный мир» для детей старшего дошкольного возраста
Название | Цель | Материалы и оборудование | Ход опыта | Результат |
Опыты по теме «Лист» «Может ли растение дышать?» | Создание условий для выявления потребностей растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | Дети вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Воспитатель делает предположение, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. | Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. |
«В погоне за светом» | Создание условий для того, чтобы установить движение растения в направлении источника света. | Два одинаковых растения (бальзамин). | За три дня до эксперимента ставим горшки с цветами на подоконник. Рассмотрев растения делается предположение, что листва растений поворачивается к источнику света. Отмечаем сторону горшка символом, обращенную к источнику света. Один из горшков разворачиваем на 180 градусов, так чтобы метка на горшке оказалась в противоположной стороне от источника света. | Через три дня дети наблюдают, что листья опять повернулись к свету. |
«Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?» | Создание условий для знакомства детей с искусственным получением двухстебельного растения. | Цветочный горшок, семена гороха, ножницы. | Предположение, если срезать макушку растения , то из него появятся два новых стебелька. Взять несколько горошин и посеять их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срезать стебельки их у самой поверхности почвы. | Через несколько дней появились два новых стебелька гороха. Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы. |
«Движение воды по стеблю» | Создание условий для показа движения воды в стебле растения. | 6 баночек, вода, пищевой краситель, растение (веточки черемухи), линейка. | Предположение вода в растении движется от корней вверх по стеблю. Сначала взяли одинаковые по длине веточки черёмухи. Потом наполнили баночки одинаковым количеством воды. Добавим по 10 капель красного пищевого красителя. В каждый стакан поместим по одной веточке. Через час вынем первую веточку из стакана. Увидели, что веточка окрасилась. Измерили, насколько далеко в веточку попал цвет. Через два часа мы вынул вторую веточку, через четыре – третью, через шесть часов – четвёртую, через восемь – пятую и наутро – шестую. | Чем дольше веточки стояли в банке , тем выше была отметка окрашивания. Что доказывает движение воды в стебле растения. |
«Испарение влаги с листьев растений» | Создание условий для того, чтобы проверить, куда исчезает вода с листьев. | Растение, целлофановый пакетик, нить. | Дети рассматривают растение и предполагают, что после полива вода движется от корней к стеблям – листьям – в окружающую среду. Дети надевают на листочек целлофановый пакетик и закрепляют его с помощью нити. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. | Вода испарилась из листьев в окружающий воздух. |
«Что чувствуешь?» | Создание условий для того, чтобы выяснить, что происходит с растением при испарении воды с листьев. | Губка, смоченная водой | Предположение, при испарении влаги с поверхности листвы происходит регулирование температуры растения. Воспитатель предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют при прыжке (жарко); когда жарко, что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает представить, что рука — листочек, с которого испаряется вода; смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья. Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги (почувствовали прохладу). | Когда из листьев испаряется вода (они охлаждаются). |
«Кому лучше?» | Создание условий для выделения благоприятных условий для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. | Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями. | Гипотеза растения не могут долго жить без почвы Поместите черенки герани в разные емкости — с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка; | У растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее. |
Опыты по теме «Корень» «Для чего нужны корни?» | Создание условий для доказательства того, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней. | Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка | Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, предполагают, что корни не только закрепляют растение в земле, но и проводят воду к стеблям и листве . Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. | Определяют, что через 7—8 дней воды стало меньше. |
«Нужен ли корням воздух?» | Создание условий для выявления причины потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами. | Ёмкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | Дети рассматривают растения и определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Делают предположение, плотная почва — хуже. Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет). | Для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха. |
«Куда тянутся корни?» | Создание условий для установления связи видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. | Два растения в горшках с поддоном. | Воспитатель делает предположение, что корни растения тянутся туда, где находится влага. Полейте два растения по-разному: азалию — в поддон, герань — под корешок. | Через некоторое время дети обращают внимание на то, что в поддоне появились корешки азалии. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появись корешки? (корни не появились, так как они притягиваются водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне). |
«Вершки—корешки» | Создание условия для выяснения того, какой орган раньше появляется из семени. | Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачная ёмкость | Предполагают, что для того чтобы растению полноценно развиваться нужно, чтобы сначала появился корешок, а затем стебелек. Дети выбирают любые из предложенных семян, создают условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещают замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняют. | Ежедневно наблюдают в течение 10—12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться. |
«Такие разные цветы» | Создание условий для установления особенностей опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках. | Сережки цветущей березы, осины, цветы адониса весеннего, одуванчика; лупа, ватный шарик. | Воспитатель делает предположение, так как цветами березы являются сережки, значит на них должна быть пыльца растения. Дети рассматривают цветы, описывают их. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят ее ватной палочкой. Рассматривают цветущие сережки березы через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). | Уточняет, зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчелы летят за нектаром и опыляют растение). Также опыление растений происходит с помощью ветра. |
«Как пчелы переносят пыльцу?» | Создание условий для выявления того, как происходит процесс опыления у растений. | Ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа | Предполагают, что во время сбора нектара пчела переносит на себе пыльцу с одного растения на другое. Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представляют, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасаются шариками к цветам. | После прикосновения на них остается «пыльца». Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца). |
«Опыление с помощью ветра» | Создание условий для установления особенностей процесса опыления растений с помощью ветра. | Два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, сережки березы. | Делают предположение о том, что ветер переносит пыльцу одних растений на другие растения, тем самым опыляя их. Дети выясняют, какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые (они очень мелкие, для насекомых не привлекательны; когда они цветут, насекомых мало). Выполняют опыт: трясут мешочками, наполненными мукой — «пыльцой». | Выясняют, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу). Используют веер или вентилятор для «опыления». Дети придумывают символы для цветов, опыляемых ветром. |
«Зачем плодам крылышки?» | Создание условий для выявления взаимосвязи строения плодов со способом их распространения. | Плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер. | Дети рассматривают плоды, ягоды и крылатки. Предполагают, что «Крылышки» помогают рассеяться семенам. Наблюдают за «полетом» крылаток. Педагог предлагает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор или веер. | Определяют, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния). |
«Зачем одуванчику «парашютики»?» | Создание условий для выявления взаимосвязи строения плодов со способом их распространения. | Семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер. | Дети выясняют, почему одуванчиков так много. Делают предположение, что «парашютики» помогают рассеяться семенам одуванчика. Рассматривают растение с созревшими семенами, сравнивают семена одуванчика с другими по весу, наблюдают за полетом, за падением семян без «парашютиков». | Делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко). |
Опыты к занятиям по теме «Растения и среда» «С водой и без воды» | Создание условий для выделения факторов внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | Два одинаковых растения (бальзамин), вода, солнечный свет. | Педагог предполагает , что растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.). | Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут. |
«На свету и в темноте» | Создание условий для определения факторов внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. | Воспитатель предполагает, что свет нужен для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. | Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание). |
«Что потом?» | Создание условий для систематизирования знаний о циклах развития всех растений. | Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями. | Воспитатель с детьми предполагают, чтобы из семян получить плоды: их нудно посадить в землю, вырастить растения, которые в свое время будут цвести и в итоге дадут плоды (при правильном уходе). В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. | Сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток — взрослое растение — цветок — плод. |
«Где дольше?» | Создание условий для выяснения причины сохранения влаги в почве. | Горшки с растениями, лейка с водой. | Педагог с детьми делают предположение о том, что в тени влага испаряется медленнее, а на солнце – быстрее. Педагог предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой — в тень. | На солнце вода испарилась, а в тени — нет |
«Что есть в почве?» | Создание условий для установления зависимости факторов неживой природы от живой (плодородие почвы от гниения растений). | Комочки земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет. | Рассматривают лесную почву и почву с участка. С помощью лупы определяют, где какая почва. Делают предположение , лесная почва в большей мере насыщенна питательными веществами. Так как в лесу растет много растений, которые в итоге становятся перегноем. Воспитатель сжигает сухой листочек(при сжигании листочка дети стоят на безопасном расстоянии 1,5 метра) в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Обсуждают состав почвы города. Как узнать, богатая ли она? Рассмотрите ее с помощью лупы, сожгите на тарелочке. | В лесу растений больше, в почве больше питания для них. |
«Выращивание гороха в разных почвах» | Создание условий для выяснения, какие факторы необходимы для выращивания гороха. | Семена гороха, влажная ткань, небольшая ёмкость (для проращивания гороха), ящик с черноземом, ящик с песком, лейка с водой, солнечный свет. | Воспитатель с детьми делают предположение, что для выращивания гороха нужны не только вода, свет, тепло, но и почва богатая питательными веществами. Дети насыпали семена гороха в ёмкость и накрывали влажной салфеткой. Через несколько дней (3-4) появились проростки. Воспитатель помог ребятам посадить проросший горох в ящики, поли и оставили на подоконнике. | Для того, чтобы получить хороший урожай необходимы такие факторы как: вода, солнечный свет, тепло, почва, богатая необходимыми веществами. |
«Огород на подоконнике» | Создание условий для выращивания лука | Несколько небольших луковиц, ящик с землей, инструменты для ухода . | Предполагают, что для выращивания лука необходимы: почва, богатая питательными веществами, вода, солнечный свет. Готовим грунт (рыхлим, поливаем). Высаживаем луковицы на глубину 1-2 см., горшок ставим на подоконник. Осуществляем увлажнение почвы по мере необходимости. Через 13-14дней появляется первая зелень. Спустя неделю собираем урожай. | Эта работа дала много знаний о репчатом луке, его выращивании и значении для здоровья человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ
В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...
Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...
Статья "Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири"
Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообра...
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Мы познаем растительный мир"
Экологический проект для старших дошкольников...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествуем в растительный мир Орловского полесья вместе с тетушкой Совой!"
Экскурсия в форме презентации знакомит детей с разными объектами растительного мира национального парка Орловского полесья....
Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России через использование проектной деятельности
На аналитическом этапе также было проанализировано познавательное развитие детей по методике Н.Н.Кондратьевой.Анализировались следующие показатели, представленные на экране: Название животного, ...
Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».
Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста...