Методическая разработка "Наблюдение за елью"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Морозова Марина Анатольевна

На территории садика растет большая ель. По программе Николаевой предусмотрено проведение наблюдений за елью с воспитанниками разных возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka-el.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Система непрерывных наблюдений за природным объектом (елью) в течение месяца»

Напомнив про предстоящий Новогодний утренник, украшением которого является елка, ребятам было предложено подробнее познакомиться с этим деревом. Была поставлена цель: в ходе цикла наблюдений обобщить представления воспитанников о ели – полезном хвойном дереве, закрепить навыки обследования, сравнения, способность творчески решать проблему, умение взаимодействовать , сформировать позицию бережного отношения к живым объектам природы.

Наблюдение 1. «Чем ель не похожа на другие деревья?»

Форма работы: Рассматривание.

Цель: Обобщить представления об основных формах существования растений: травянистые, кустарники, деревья. По внешним признакам (один большой древесный стебель-ствол) определить, что ель - это дерево. Так как у нее вместо листьев иголки, которые сохраняются на зиму, подвести детей к выводу, что ель – хвойное дерево. Иголки короткие, к ветке прикрепляются по одной.  Обратить внимание на пирамидальную форму кроны: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах.

Наблюдение 2. «Как различить ель, сосну и лиственницу?»

Форма работы: Рассматривание, обследование, сравнение.

Цель: Научить детей сравнивать и определять деревья по их отличительным признакам. Обратить внимание на то, что у сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели, к ветке прикрепляются парами.  Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветки у нее наверху, так как по мере роста нижние ломаются и опадают; ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.

Наблюдение 3. «Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?»

Форма работы: Рассматривание, обследование, эксперимент.

Цель: Повторить с детьми признаки живого. Путем рассуждений подвести к выводу, что ель на улице - живая: у нее в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу к веткам движется сок, меняются иголки – старые постепенно опадают, новые отрастают. Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель можно использовать в качестве барометра. К краю длинной нижней ветки привязать метку. С помощью мерной линейки показать детям, что в ясную погоду метка выше, так как ветки ели поднимаются , а в пасмурную погоду – ниже. По перечисленным признакам подтвердить, что ель - живая, о ней надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху.

Игрушечная елка маленькая и неживая, с ней можно играть.

Наблюдение 4. «Сколько лет елке?»

Форма работы: Рассматривание, обследование.

Цель: Научить детей двумя способами определять возраст ели.

 На готовом спиле дерева рассмотреть годичные кольца, объяснить, что расстояние между темными кольцами – это годичный прирост. Посчитать их с детьми и определить  возраст ели по спилу.

Внимательно рассмотреть ветки у ели, обратить внимание детей на то, что каждый год у нее на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет (количество мутовок плюс один). Елочка, которой пять или семь лет, еще невысокая, ниже ребенка, которому столько же лет. Ель растет медленно, поэтому молодые елочки надо беречь.

Наблюдение 5. «Как себя чувствует сломанная елка?»

Форма работы: Наблюдение, рассматривание.

Цель: Найти с детьми у ели сломанную ветку, обратить внимание на то, как она выделяется из всей стройной кроны. Рассказать детям о том, что ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой, но остается живой и продолжает расти. Боковые ветви превращаются в верхушку, их может быть несколько. Такая елочка не так стройна, как другие ели. Ей надо сочувствовать, а главное, не ломать елочки в природе.

Наблюдение 6. «Ель - красивое и полезное дерево.»

Форма работы: Рассматривание, наблюдение.

Цель: Рассмотреть ель с детьми вблизи, на расстоянии. Отметить, что ель – стройное дерево, потому что сверху вниз ее ветки увеличиваются постепенно. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ее ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок около садика.

Подвести воспитанников к выводу, что ель – очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий, поэтому помогает нам быть здоровыми.

Вместе с детьми обсудить : как  вырастают новые молодые елочки?

В лесу ели размножаются семенами. Семена помогают распространять птицы и звери.

 Искусственно елки выращивают из семян  в питомниках, рассадой высаживают на горелые или вырубленные места. Из древесины изготавливают почти все музыкальные инструменты, поэтому елку называют не только новогодним, но и музыкальным деревом.

Цикл наблюдений за елью дал воспитанникам более полное представление об этом хвойном дереве. Дети с большим интересом рассматривали, обследовали елочки на территории детского сада, сравнивали с другими деревьями. Они очень удивлялись, что каждый раз узнавали что-то новое казалось бы только об одном знакомом объекте природы. Вместе вспомнили их любимую новогоднюю песню «В лесу родилась елочка» и в разговоре появилась мысль, что эта песня устарела, так как рубить елочки в лесу не следует. У воспитанников возникло желание защищать природу, поэтому все осознанно приняли участие в акции «Сбережем зеленую красавицу!» Каждый ребенок с интересом придумывал содержание плаката, направленного на сохранение елок, затем рисовал его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ на тему: "Я воспитатель, а это значит..." Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 2010 год. крова Елена Николаевна.

Воспитатель - это призвание.В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливает только из живого источника человеческой личности.К. Д. Ушинский....

Методическая разработка на тему: «Игры и эмоции детей» автор воспитатель ГБДОУ №90 Якушева Елена Анатольевна

Методическая разработка на тему "Игры и эмоции детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Методическая разработка. Конспект НОД для подготовительной группы на тему "Русская изба. Быт и уклад русской семьи". Составители: воспитатель ГБДОУ №62 Иванова Алла Владимировна, воспитатель ГБДОУ №62 Кодык Елена Александровна.

Конспект  НОД для подготовительной группы  на тему  «Русская изба. Быт и уклад русской семьи».Цели:1.Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельно...

Методическая разработка НОД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Автор: Суханова Елена Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.

Участие в районном конкурсе Сковородинского района, по профилактике детского  дорожно-транспортного  травматизма....

Методическая разработка инструктора по физической культуре Карасевой Елены Анатольевны. Картотека игр «Разноцветный мир мяча»

Картотека авторских игр, направленных на развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции. В играх использовано нетрадиционное оборудование....