Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
На мастер-классе продемонстрированы опыты с водой, магнитом, пищевой пленкой, газированной водой, мыльными пузырями и т.д., которые можно использовать в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_konferentsiya.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошилова О.А.
Мастер - класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»
МДОУ №1 «Березка»
Цель мастер-класса: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Слайд 1
Ход мастер-класса (научная обоснованность, практическая часть):
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Развитие познавательной активности через детское экспериментирование»
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Слайд 2
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
Слайд 3
Я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность.
Слайд 4
Объекты неживой природы для исследования с дошкольниками:
- вода, свойства воды,
- воздух и его свойства,
- твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса,
- свет: отражение света, источники света,
- цвет: что такое радуга, смешение цветов,
- звук,
- магнетизм: магнит и его свойства,
- увеличительное стекло.
Слайд 5
В результате систематической организации деятельности детского экспериментирования у детей формируется: любознательность, самостоятельность, активность.
А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
Сказка «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный цыпленок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Слайд 6
Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)
Опыт №1.
Поместим их в емкость. Сверху наденем на горлышко пищевую пленку, натянем её, и аккуратно сделаем пальцами небольшое углубление и в углубление нальем воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на божью-коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Слайд7
Цыпленок отправился дальше и увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и он увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 2
У вас на столах лежат цветы. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Слайд 8
Цыпленок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 3
Возьмем стакан со свежей газированной водой и бросим в нее виноградинку. Она чуть тяжелее волы и опустится на дно. На нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз. пока вода не «выдохнется».
Слайд 9
Цыпленок пошел дальше и увидел море. У берега он заметил, качающуюся на волнах небольшую бочку. Он удивился, почему она не тонет. Ваши предположения. Почему бочка не тонет?
(Предположения педагогов.)
Соленая вода имеет еще большую плотность и сейчас мы это увидим в следующем опыте.
Опыт №4
Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И бочка не тонет.
Опыт № 5
Цыпленок посмотрел в воду и увидел на дне блестящие предметы, как мы можем достать не замочив рук? (ваши способы очень интересные, предлагаю магниты)
Слайд 10
Цыпленок отправился в обратный путь. По дороге домой он увидел детей, которые играли с какими-то прозрачными пузырями, они выдували их из трубочки, а потом ловили и звонко смеялись. Что же это за пузыри? ( мыльные пузыри)
Опыт № 6 ( с мыльными пузырями)
Цыпленку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
Почему же распускаются кувшинки? Почему плавают рыбки? Почему не тонет лодка?
Дети должны дать ответы на поставленные вопросы без труда.
Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.
Слайды ( опыты с детьми) 11-18
Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников.
В заключение приведу слова академика Е.И.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Мастер-класс для педагогов по теме: "Развитие речи дошкольников через формирование дыхания""
Данная информация будет полезна педагогам ДОУ....
Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...
«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование» в старшей группе на тему: «Шоу фокусников»
Шоу фокусников...
Практикум для педагогов ДОУ Тема: «Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с изобразительными материалами».
Выступление.Презентация....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в физкультурном комплексе «3D Физкультура»
Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в физкультурном пространстве "3D Физкультура" показывает, как можно развивать у реб...