Примерный сценарий образовательной деятельности "Вода в жизни человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кошелева Нина Александровна

Примерный сценарий образовательной деятельности "Вода в жизни человека", по направлению "Познавательное развитие" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_v_zhizni_cheloveka._kosheleva_n.a.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный сценарий ОД  «Вода в жизни человека», по направлению «Познавательное развитие» в старшей группе

                                                Автор: Кошелева Нина Александровна

                                                МБДОУ д/с № 14 «Гнёздышко»

                                                г. Зеленогорск Красноярского края

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие».

Цель: Расширить представления  воспитанников  о воде, как растворителе разных веществ, которые могут её загрязнять.

Задачи: 

1. Закрепить знания детей о роли воды в жизни человека.

2. Показать, как обозначена вода на модели Земли – глобусе.

3. Уточнить знания детей о местных водоемах.

4. Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность, развивать познавательную  активность в процессе экспериментирования с водой.

5. Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоёмах.

6. Воспитывать социальные навыки,  бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Виды детской деятельности: восприятие музыкального произведения, игровая, коммуникативная,  опытно – экспериментальная.

 Предварительная работа: беседа о реках и озерах Красноярского края.  Знакомство со свойствами воды (прозрачность, отсутствие цвета и запаха, отсутствие формы; разные состояния воды: лед, пар). Чтение художественных произведений о воде, наблюдение на прогулке.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: запись музыки Джакомо Пуччини «Вальс Мюзеты. «Лесные звуки. Плеск воды»»; мяч;  макет загрязненной речки; игрушка – капелька; глобус; таблица для фиксирования результатов эксперимента.

Раздаточный:  пластиковые стаканчики (по 2 на каждого ребёнка),  ложки,  розетки с песком, маслом, гуашью, воронки, ватные диски, салфетки, листы бумаги, лоскуты марли.

Ключевые научные понятия: глобус – модель земли, фильтр, отфильтровать, растворитель.

Ход НОД:

I. Орг. момент: из группы слышны звуки воды

В: «Слышите? Как вы думаете, что это за звуки?»

- Давайте зайдем в группу и послушаем. На что похожи эти звуки?

 Д: (ответ детей) 

В: Эту красивую музыку написал итальянский композитор Джакомо Пуччини. Давайте немного послушаем.

- Смотрите, у нас гость (в группе игрушка – капелька), только она очень грустная, хотите узнать почему? Послушайте её историю  

II. Основная часть

1)Жила капелька со своими подружками в чистой и красивой реке. Там плавали серебристые рыбки, на берегу росла зеленая трава, высокие деревья, летали стрекозы. Люди приходили на речку полюбоваться красотой и отдохнуть.  Река поила собой весь город. Но люди  построили на берегу завод и из его труб потекли в реку грязные потоки.  В Реку бросали всякий хлам: банки, бутылки, пакеты, фантики, стали мыть грязные машины.  Потемнела Река , стала грязной и мутной. Стали ее жители зеленые растения и рыбки болеть и умирать, траву зеленую на берегу не стало видно под кучами мусора. Вот капелька и пришла к нам за помощью. Поможем капельке?

Д: (ответ детей)

В: Но сначала давайте вспомним, для чего нам нужна вода? Может быть мы и без неё обойдемся? Давайте поиграем в игру: я бросаю мяч - вы по очереди говорите, для чего людям нужна вода.

Д: (ответ детей)

В: А как вы думаете, много ли на земле воды? Вот посмотрите, знаете что это такое? . (Показываю детям глобус) 

Д: (ответ детей)

В: Каким цветом на глобусе обозначена вода?  

Д: (Синим, голубым...)

В: Кто из вас может показать все, что выделено этим цветом? Д: (Это – моря и океаны) 

В: А что обозначено  тонкими синими линиями небольшими синими пятнами? 

Д: ( реки, озера)

В:  Чего больше на земле  воды или  суши?

Д: (ответ детей)

В: Но большая часть этой воды находится в морях и океанах, а вода в них не такая, как в реках и озерах. Как вы думаете, какая вода  в морях и океанах?

Д: (в морях и океанах вода соленая)

В:  А– в реках и озерах?  

Д: (В реках, озерах – вода пресная) 

В: Соленая вода непригодна для питья. Людям нужна вода из рек и озер, но такой воды мало и поэтому её надо… (беречь)

Давайте немного поиграем:

Физминутка.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

В: Кто из вас летом ходил купаться? А куда вы ходили?

Д:(на карьер)

В: Кто знает, как называются реки, на берегах которых стоит наш город? (Кан и Барга)

В:  А вы ездили  в город Красноярск? Видели там большую, широкую и очень красивую реку? Как она называется? (Енисей).

В:  Ребята, вы были на Карьере, на реке, а как вы думаете,  вода в Барге, в Кану и в карьерах чистая? Её можно пить?  

Д: (варианты ответов: да, можно; нет, она грязная, в ней есть микробы).

В:  Ваши мнения разошлись, а вы хотите узнать кто из вас прав? 

Д:(Ответы детей)

2) В:  Капелька пришла к нам в гости не с пустыми руками, а принесла нам разные вещества, чтобы мы помогли ей разобраться, что происходит, если они попадают в воду. Давайте пройдем в нашу лабораторию и посмотрим, что принесла нам капелька. Но сначала вспомним, что с незнакомыми веществами нужно работать осторожно:  нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться; нюхать нужно осторожно, направляя запах от розетки ладошкой, так как вещества могут быть  едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Посмотрите внимательно и скажите, какие вещества находятся на ваших столах.

На столах стоят розетки с разными веществами (песок, растительное масло и гуашь), дети рассматривают их. Воспитатель предлагает детям разделиться на три группы и выбрать вещество, с которым они будут проводить эксперимент.

В:   Как вы думаете, что произойдет с этими веществами, если их добавить в воду?

Д: (ответы детей)

В: Какие вещества растворятся в воде, какие нет? (ответы детей)

Давайте это проверим. На ваших столах стаканчики с водой, добавляйте ваши вещества в воду, наблюдайте, попробуйте перемешать ложечкой.

Расскажите, какой получился результат?

(Вопросы детям каждой группы: что произошло с песком, (маслом, гуашью)?

Песок (масло, гуашь) растворились?  Где они теперь? Что произошло с водой? Какой стала вода?)

Дети первой группы: песок  придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и опустился на дно.

Дети второй группы: растительное масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки.

Дети четвертой группы: гуашь  растворилась в воде, при этом окрасила ее.

Результаты эксперимента дети  фиксируют в таблице.

Вывод: вода растворяет многие вещества, значит, она растворитель, и вещества, которые попадают в воду растворимые и нерастворимые загрязняют её.

В: Можно ли теперь пить воду?

Д: (ответы детей)

В:  Можно ли теперь воду очистить от разных веществ? Как это можно сделать? 

Д:  дети выдвигают гипотезы по способам очистки воды.

Если дети затрудняются, можно напомнить им, как очищают воду в домашних условиях.

В:  Рассмотрите предметы, которые находятся на ваших столах. (На столах воронки, марля, салфетки, листы бумаги и ватные диски). Что можно из них изготовить?

Д: (фильтр).

В:  Самый простой фильтр для очистки воды вы можете сделать сами из тех предметов, которые видите на столе, как вы думаете, из чего можно сделать фильтр? (Ответы детей).  Посмотрите, как я  это сделаю (показать, как сделать фильтр из  ватного диска и куска марли). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей. Дети изготавливают фильтры: в воронку кладут сложенную в несколько слоев марлю и ватные диски.

В: Теперь осторожно, потихоньку переливайте воду, которую вы получили в первом эксперименте через  изготовленный фильтр в другой стакан. Наблюдайте, что получилось.

 Д: (ответы детей)

В: Расскажите о результатах.  Что произошло с песком (маслом, гуашью)? Где они теперь? Какой стала вода?

1) Чистая вода + песок ( вода в стакане кажется почти чистой, на фильтре много песчинок).

 2) Чистая вода + растительное масло (профильтровалась  быстро, на фильтре видны следы масла).

4) Чистая вода + гуашь (практически не профильтровалась, осталась окрашенной,  фильтр тоже окрасился).

Результаты эксперимента дети  фиксируют в таблице.

Обсуждение результатов экспериментов.

 В: Все ли вещества из воды можно удалить при помощи фильтра? Какие можно, а какие нельзя? 

Д: (ответы детей)

В: Получается, что загрязнить воду легко, а очистить её – сложно.

Можно ли пить загрязненную воду, после ее фильтрования? (ответы детей)

В: Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя пить и готовить из неё пищу. Где можно использовать такую воду? 

Д: (ответы детей)- Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть пол,  полить растения, но не всей, а только той, которая очистилась, где грязь осталась на фильтре.

В:  Давайте еще раз повторим  капельке, что у нас получилось

 Вывод: вода растворяет многие вещества, значит, она растворитель, и вещества, которые попадают в воду растворимые и нерастворимые загрязняют её.  Загрязнить воду легко, а очистить её – сложно. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу.

III. Заключительная часть

  Капелька благодарит вас за помощь, и надеется, что вам  понравилось сегодня работать с водой. Что вам понравилось делать?

 Д: (ответы детей)

В: В следующий раз мы продолжим изучать свойства воды, узнаем, где кроме рек, озер, морей и океанов еще можно найти воду, а теперь давайте поможем капельке в её беде. Будем помогать? 

Д: (ответы детей)

В: Веди нас капелька к реке. Капелька приводит к реке.

В: Что мы будем делать?

Д: (ответы детей)

В: Куда мы его соберем?

Д: (В мусорный пакет),

В: А потом?

 Д: (заберем его с собой и выбросим в мусорное ведро, контейнер).

Капелька благодарит ребят и угощает их соком, объясняя, что сок – это тоже вода, которая содержится во фруктах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"

В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о  бережном  и безопасном обращении  с водой.  Занятие  проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему:"Вода в жизни человека".

Цель:совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Конспект предназначен для детей старшей группы....

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на основе принципа интеграции образовательных областей.Значение меда в жизни человека

«Социально-коммуникативное развитие» - Развивать умение ребенка взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;- Познакомить с трудом пчеловода, прививать трудолюбие; - Формировать основы бе...

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека» (в старшей и подготовительной группе) .  ...