Дополнительная образовательная деятельность. Кружок: "Экология для малышей"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)
Программа дополнительной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по экологии. Разработана на 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
центр творчества и развития "Радуга"
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МУ ДО ЦТР «Радуга»
от «_» _______ 2018г. ______________Н.Л. Соловьева
Протокол № __ «__» _______2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
"Экология для малышей"
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Парамонова Светлана Леонидовна,
педагог дополнительного образования
2018 г.
Содержание
1. Пояснительная записка..........................................................................3 стр.
2. Мониторинг отслеживания образовательных результатов………….8 стр.
3. Учебно-тематический план программы 1 года обучения...................9 стр.
4. Учебно-тематический план программы 2 года обучения.................11 стр.
5. Содержание программы 1 года обучения.............................................10 стр.
6. Содержание программы 2 года обучения............................................. 13 стр
7. Материально-техническое обеспечение программы............................14 стр.
8. Список информационных источников………………………………..15 стр.
Пояснительная записка
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания.
В предметном окружении ребенка – дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Пришло время формирования человека нового типа личности. Это человек новой культуры, осознающий, что для выживания на этой планете, необходима гармонизация отношений с природой, со средой обитания. Путь к формированию нового типа личности – это дальнейшее развитие экологического мировоззрения, становление которого происходит постепенно в течение многих лет жизни и образования человека. Начало же этого процесса выпадает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира являются познавательно исследовательские занятия с дошкольниками на экологической тропе.
Системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Цель программы- осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся основным средством формирования основ целостной, «экологической» картины мира.
Основные задачи:
1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;
2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
3. Формирование основ экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно относиться к обязанностям по уходу за растениями и животными, желании наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
5. Расширять представления детей о неоценимых богатствах родного края, их использовании на благо людей, совершенствовать природоохранную деятельность.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности
Новизна программы заключается в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Актуальность программы
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит уникальный метод обучения дошкольников - метод экспериментирования, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Система занятий на экологической тропе составлена в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию, в рамках реализации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторский коллектив Т. И. Бабаева,
А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.)
Для каждой возрастной группы детей разработано и реализуется определенное содержание экологического образования как части целостной программы работы на экологической тропе.
Занятия на тропе проходят круглогодично, в соответствии с принципом сезонности, продолжительность экскурсий составляет 15-30 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей.
В процессе работы на тропе используются: ролевые и имитационные экологические игры, систематические фенологические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы, экологические опыты, ситуации эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность. Во время совместной деятельности педагога с детьми акцент делается на организацию практической деятельности на экологической тропе, отрабатываются экологически грамотные действия в природе.
Количество занятий в неделю - 1, количество часов в год – 36.
Организуется экспериментально-исследовательская деятельность, что вызывает особый интерес у дошкольников. Маленький ребенок всегда мыслит конкретно и отвлеченные категории не для него, ему нужно каждый исследуемый объект потрогать, попробовать и выявить его ценность.
Это особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Это позволяет формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Развивать соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы). Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:
Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Для активизации познавательного интереса на протяжении всего маршрута на экологической тропе «живут» разные сказочные герои, каждый из них отвечает за свою станцию: Кикимора- хозяйка метеорологической станции, Гриб Боровик – хозяин над всеми деревьями на территории детского сада, Пугало – хозяин на огороде и т.д.
Основные принципы реализации программы
Принцип деятельности.
От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
Принцип систематичности.
Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
Принцип безопасности.
Эксперимент должен отвечать условиям:
Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними. Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов. Показ только существенных сторон явления или процесса.
Принцип повторности.
· Отчетливая видимость изучаемого явления.
· Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Принцип наглядности.
Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
Принцип самостоятельности.
Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
Принцип научности.
Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.
Принцип сотрудничества.
Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Принцип «Не навреди!», категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.
Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.
Взаимодействие с семьей
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
- побуждать дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- направлять поисковую деятельность старших дошкольников; способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
- приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
- Развитие стойкого интереса к занятиям в объединении, участие в простейших экологических исследованиях.
- Проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности – игре, общении познавательно-исследовательской деятельности.
- Овладение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и себе.
- Проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями явлений природы.
- Достаточно хорошее владение устной речью, способность выражать свои мысли и желания.
Ожидаемые результаты 2 года обучения
- Углубление интереса к знаниям, самостоятельности при выполнении экологических исследований.
- Формирование навыков экспериментальной деятельности.
- Воспитание гуманных чувств к окружающему миру.
- Углубление интереса к причинно-следственным связям, явлениям природы
- Активизация словарного запаса обучающихся.
Способы отслеживания и контроля результатов
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Параметры | Критерии |
Образовательные результаты | 1.Глубина и широта знаний по предмету. 2.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 3.Развитие общих познавательных способностей (воображение, память, речь, внимание). |
Основные направления работы и способы их реализации
№ | Основные направления работы | Способы их реализации |
1. | Создание предметно-развивающей среды | Создание зон экспериментирования, опытно-поисковой работы. |
2. | Формирование у дошкольников навыков экспериментальной деятельности | Обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности. |
3. | Взаимодействие с семьей | Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности с помощью различных форм; Привлечение родителей к созданию зон предметно-развивающей среды |
4. | Оценка уровня усвоения навыков экспериментальной деятельности | Разработка критериев отслеживания работы по формированию навыков экспериментальной деятельности. |
Показатели критериев определяются уровнем:
Высокий (В) – 3 б;
Средний (С) – 2 б;
Низкий (Н) – 1 б.
Мониторинг образовательных результатов
- Глубина и широта знаний по предмет
Высокий (В) – имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, определенными понятиями.
Средний (С) - имеет неполные знания по содержанию курса.
Низкий (Н) - недостаточные знания по содержанию курса.
2. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности:
Высокий (В) - проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (С) – проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели,
проявляет активность только по определенным темам или на определенных этапах работы.
Низкий (Н) - присутствует на занятиях, не активен.
3. Развитие познавательных способностей, воображения, памяти, речи.
Высокий (3) – умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает воображением, у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2) - знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда внимателен.
Низкий (1) - не всегда знает ответы на вопросы, внимание не устойчивое.
Образовательные результаты.
Ф.И. воспитанника | Начальный | Промежуточный | Итоговый |
Форма фиксации результатов – таблица.
Отслеживание знаний, умений и навыков в три этапа: начального уровня контроля, промежуточного контроля и итогового.
Начальный уровень знаний у ребенка педагог проверяет на первых занятиях, чтобы определить степень обученности и воспитанности.
Промежуточный контроль проводится с целью посмотреть, как каждый воспитанник осваивает программу, и скорректировать её, если надо.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года (апрель-май), чтобы узнать как освоил каждый воспитанник годовой учебный материал.
Контроль ведется по 3 уровням (высокий, средний, низкий).Формами контроля ЗУН являются:
- Собеседование.
- Тестовые задания.
- Викторины.
- Конкурсы, игры.
5. Наблюдение.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
Р А С Т Е Н И Я
Ж И В О Т Н Ы Е | Деревья | - Наблюдения за деревьями на территории МДОУ детского сада п. Тихменево. -Части дерева (крона, ствол, корни) - Знакомство с деревьями нашего края (берёза, дуб, рябина) - Сбор опавших листьев для гербария. - Ель, сосна. - «Утепляем корни деревьев» (Зона «Аллея выпускников») | 6 2 1 1 | - 1 - - - | 6 1 1 1 2 |
Кустарники | Кустарники. Декоративные кусты (гортензия) (зона «Цветник») -Жасмин. - Сирень. -Сбор опавших листьев для гербария. | 12 | 1 | 11 | |
2 2 2 2 2 | 1 1 1 | 2 2 1 2 | |||
Травянистые растения Овощи | -Трава на нашем участке (крапива, подорожник, лопух) - Лекарственные растения (крапива, подорожник) - Части растений - Красивая полянка» (зона «Цветочные часы») «Сбор семян» (зона «Цветник») - «Что растёт на огороде?» - «Мы сажаем овощи» (станция «Овощи») -Викторина: «Овощи в загадках» -Выставка семейного рисунка: «Овощи в загадках» -«Овощи и фрукты – полезные продукты!» (ознакомление с полезными свойствами) | 10 | 3 | 7 | |
1 2 2 1 3 | 1 | 2 2 1 3 | |||
9 | 1 | 8 | |||
2 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1
| |||
Грибы | - «Осторожно, грибы!» Д/и: «Найди гриб» «Расставь на места» Игра-эстафета с грибами. | 6 | 2 | 4 | |
2 1 1 | 1 | 1 1 1 | |||
4 | 1 | 3 | |||
Птицы | -Зимующие и перелетные птицы. -Размещение кормушек на прогулочном участке. -Знакомство с птицей – королек. -Наблюдение за птицами на кормушке. -Сравнение птиц: воробей и ворона. -Перелетные птицы | 1 1 1 2 1 2 | 1 1 1 | 1 2 2 | |
8 | 3 | 5 | |||
Домашние животные | -Домашние животные. - «Домашние животные – наши любимцы» -рассказы детей о своих домашних животных. - | 1 2 | 1 | 2 | |
3 | 1 | 2 | |||
Животные леса | - «Животные леса» - «Следы животных» - «Подготовка животных к зиме» - Разнообразие животного мира. | 1 1 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | |
Насекомые | -Разнообразие насекомых - Каких насекомых мы видели на прогулке? | 6 | 3 | 3 | |
2 4 | 1 | 1 4 | |||
6 | 1 | 5 | |||
Погода | Сезонные изменения, погодные условия в разные времена года. | 3 | 1 | 2 | |
3 | 1 | 2 | |||
4 | Обеспечение безопасности | - В лес за здоровьем. - Правила поведения в лесу. | 1 1 | 1 1 | - |
2 | 2 | - | |||
5 | Мониторинг | Контроль знаний, умений, навыков. | 3 | 3 | |
3 | |||||
ИТОГО | 72 | 22 | 50 |
Содержание образовательной программы
1-й год обучения
- Растения
- Прогулки и сезонные наблюдения за деревьями на территории МДОУ детского сада п. Тихменево – жизнь дерева в разные времена года. Что такое дерево. Рождение дерева. Крона, ветви, ствол, листья, корни, почки, кора и их значение. Дидактические игры: «Чей плод», «С какого дерева лист», «К дереву беги». Правила друзей природы.
- Кустарники.
Что такое куст.
Прогулки и наблюдения за кустами в разные времена года.
Знакомство с кустами - гортензия и жасмин (рассматривание, сравнение с деревом, сходства и различия).
- Травянистые растения.
Знакомство с травянистыми растениями своего края: крапивой, подорожником, лопухом их внешним видом, их лекарственными свойствами. Рассматривание растений в целях анализа их частей (на натуральных объектах, в гербариях, иллюстрациях, чтение художественной литературы)
Дидактическая игра «Определи части растения (по муляжам, натуральным объектам)».
- Овощи.
Дидактическая игра «Узнай овощ и его части, которые использует человек для своих нужд»
Практическое занятие на огороде: выращивание капусты (посадка, полив, подкормка, прополка, уборка урожая).
- Грибы.
Съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.
Упражнения по распознаванию грибов. Дидактические игры : «Найди гриб»,
«Расставь на места». Игра-эстафета с грибами.
- Животные.
- Домашние животные.
- Животные леса.
Подготовка животных к зиме.
Рассказы детей о том, как лесные звери, а также лягушки, ящерицы, змеи готовятся к зиме.
Следы животных и другие следы жизнедеятельности.
3.Насекомые.
Знакомство с разнообразием насекомых, с их строением.
4.Птицы.
Перелётные и зимующие птицы.
Подкормка птиц.
Дидактическая игра: «Птицы и птенчики»,
Размещение кормушек на прогулочном участке.
5.Погода.
Погодные условия.
Сезонные изменения.
6. Обеспечение безопасности.
В лес за здоровьем.
Правила поведения в лесу.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
Введение. | Мир окружающий нас. Повторение пройденного. | 2 | 1 | 1 | |
Жизнь леса | - Лесные растения. - Лесные убежища. - Муравейник. - Дневная и ночная жизнь леса. - Гербарий растений нашей местности. | 2 2 1 1 3 | 1 1 1 | 1 1 1 1 2 | |
10 | 3 | 7 | |||
Погода (зона «Метеорологическая станция» | - «В гостях у Кикиморы» - «Температура воздуха и воды». - «Откуда ветер дует». - «Что такое дождемер?» - Откуда берутся сугробы?» - «Осторожно, сосульки!» Дневник наблюдений. | 3 3 3 2 3 2 4 | 1 1 1 1 1 1 | 3 2 2 1 2 1 3 | |
20 | 6 | 14 | |||
Птицы (зоны «Живая изгородь» деревья на территории МДОУ детского сада п. Тихменево) | - Перелётные и зимующие птицы. - «Чем питаются разные птицы» - Акция «корм для птиц на зиму» - Акция «домики для птиц» (синичники) | 3 3 3 1 | 1 1 | 2 2 1 3 | |
10 | 2 | 8 | |||
Школа добрых волшебников | Встреча с людьми профессий связанных с природой. Экскурсия СПО ЯО «рыбинский лесотехнический колледж. | 1 2 | 1 | 2 | |
3 | 1 | 2 | |||
Почва и всё живое в ней (зона «Полянка») | - Крот - «Червь – труженик» -Жуки | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | |
6 | 3 | 3 | |||
Наш край. Водоёмы нашего края. | -Разнообразие природных водоемов. -Водоемы большие и маленькие. -Реки Ярославской области - Берегите, воду!»-акция. Экология водоемов. | 3 2 2 1 2 | 1 1 1 1 1 | 2 1 1 1 | |
10 | 5 | 5 | |||
Животные | «Разнообразие животного мира» экскурсию в контактный зоопарк базы отдыха «Коприно». Домашние животные. Домашние птицы. | 3 3 3 | 1 1 | 3 2 2 | |
9 | 2 | 7 | |||
Обеспечение безопасности. | Правила поведения в лесу. | 2 | 1 | 1 | |
Мониторинг | Контроль знаний, умений, навыков. | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 72 | 23 | 49 |
Содержание образовательной программы
2-й год обучения
- Повторение пройденного материала.
- Прогулки и сезонные наблюдения за деревьями на территории МДОУ детского сада п. Тихменево.
- Жизнь леса.
- Лесные растения. Ягодные кустарники: брусника, голубика, черника, земляника. Мхи.
- Лесные убежища. Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки» с фотоиллюстрациями. Прогулка на территории МДОУ детский сад п. Тихменево. «Где зимуют насекомые?»
- Муравейник. Рассматривание плаката «Муравейник» (в разрезе). Наблюдение.
- Дневная и ночная жизнь леса. Рассказы о жизни лесных зверей нашей местности (лосей, кабанов, лисиц, ежей)
- Гербарий растений нашей местности. Рассматривание растений в целях анализа их частей.
- Погода. Что такое погода. От чего она зависит. Практические упражнения в определении температуры воздуха и воды, направления ветра. Осадки.
- Птицы. Чем питаются разные птицы. П043Eему одни птицы перелётные, а другие зимующие. Какую пользу приносят людям птицы. Как люди могут помочь птицам.
- Школа добрых волшебников.
- Встреча с начальником департамента лесной охраны Батьковым С.А. «Охрана леса.
- Экскурсия СПО ЯО «Рыбинский лесотехнический колледж, встреча с преподавателем Валентюк Т.А.
- Почва.
- Рассказ о жизни крота.
- Наблюдение за дождевым червём.
- Наш край. Водоёмы нашего края. Безопасное поведение около водоёмов.
- Животные. Разнообразие животного мира.
- Обеспечение безопасности.
- Правила поведения в лесу. Клещевая опасность. Кровососущие насекомые. Солнечный удар
- Оказание доврачебной помощи себе и товарищам. Обеззараживание ран природными растениями родного края.
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Этапы экологической тропы | Необходимое оборудование и методические пособия |
1 | Метеорологическая станция. | - термометры (водяной и уличный)- флюгер - ветряной рукав - термометр - дождемер - снегомерная рейка |
2. | Цветник-миксбордер | - саженцы многолетних декоративных растений - декоративные фигуры |
3. | «Живая изгородь» | - плакаты «Птицы», «перелётные и зимующие птицы» - саженцы декоративных кустарников |
4. | Клумба «Цветочные часы – барометр» | - семена и саженцы однолетних и многолетних цветов - стенд «Цветочные часы» |
5. | «Полянка» | - палатка – тент со стульями и столом - набор инструментов для экспериментальный деятельности Набор фигурок «Насекомые», «Земноводные» с реалистичными изображениями и пропорциями. |
6. | Пень «Гриб Боровик» | - набор муляжей грибов - плакат «Съедобные и ядовитые грибы» - детские грабли – 10 шт. Набор фигурок домашних животных с реалистичными изображениями и пропорциями. - набор фигурок животных леса с реалистичными изображениями и пропорциями. |
7. | Огород – «Владение Пугала» | - щит с набором (3 шт.) садового инструмента - резиновый шланг 100 м |
8. | «Зелёная комната» | - комнатные растения, рекомендованные САНПИНом для ОУ - детская мягкая мебель - набор инструментов для ухода за комнатными растениями - шкаф с раковиной |
Список литературы
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 3-4 лет/Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
- ВоронкевичО.А. Добро пожаловать вэкологию/О.А. Воронкевич.- СПб.: Детство-Пресс, 2012
- Машкова С.В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/С.В. Машкова и др.-Волгоград: ТЦ «Учитель»,2015
- Волочкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада/Н.В. Волочкова. Н.В. Степанова-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006
- Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» /В.И. Логинова, Т.ИМ. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

программа дополнительного образовательной деятельности "Кружок самоцветы" (изобразительная деятельность)
Пояснительная запискаКружковая работа - это оригинальный способ организации деятельности дошкольников в составе малой группы (10) человек при участии педагога, инициирующего творческий характер деятел...

Программа дополнительно – образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к истокам русского народного творчества средствами театрализованной деятельности. «КУКЛЯНДИЯ»
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не толь...

План работы Дополнительной образовательной деятельности «Мальвина» по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе « Светлячок».
Возможности театральной деятельности в детском саду очень значимы и широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленн...

Дистанционное обучение по дополнительной образовательной деятельности: "Экология для малышей"
Здесь представлены планы занятий для родителей по экологии....
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин для малышей"
Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей второй младшей группы...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика для малышей"
Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика для малышей"...