Конспект по социализации на тему "Одежда русского человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуры. Систематизировать знания детей о национальной одежде. Воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_odezhda_russkogo_cheloveka.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования Институт детства Кафедра дошкольного образования
Выпускная аттестационная работа по теме: Конспект НОД по социализации в старшей группе на тему «Одежда русского человека»
Слушатель КПК «Профессиональное сопровождение развития детей дошкольного возраста в логике государственного стандарта» воспитателя ГБДОУ № 11 Калининского района СПб Съединой Светланы Владимировны
Санкт-Петербург
2017
Конспект НОД по социализации в старшей группе на тему «Одежда русского человека»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическое развитие», «Чтение художественной литературы».
Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуры.
Задачи:
- систематизировать знания детей о национальной одежде (мужской и женской, праздничной и будничной, зимней и летней), особенностях ее украшения;
- воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма;
- активизировать в речи детей слова: одежда повседневная, сарафан, рубаха-косоворотка, порты, лапти, душегрея, онучи, льняная, хлопковая;
- формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, изобразительной деятельности.
Оборудование: изображение мужской (рубаха-косоворотка, порты, пояс, лапти) и женской (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник, лапти) одежды русских людей; изображение русской одежды для игры «Четвертый - лишний» (мужская – женская, зимняя – летняя, праздничная – повседневная); кусочки разных тканей; репродукции картин русских художников с изображением людей в русских народных костюмах; рисунки-половинки с изображением предметов женского и мужского народного костюма, которые дети будут дорисовывать по принципу «продолжи узор»; аудиозапись русских народных мелодий, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Под звуки русской народной музыки дети подготавливают цветные карандаши и фломастеры для работы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами часто читаем русские народные сказки, где героями выступают Аленушка и Иванушка. А думали ли вы когда-нибудь, как они одеты, наши любимые герои? Ведь русские народные сказки – это истории о жизни людей во времена древней Руси – нашей страны, но в далекие-далекие времена, тогда люди совсем по-другому выглядели и одевались.
Вот перед нами две бумажные куклы, одетые так, как одевались в те древние времена люди. Еще я приготовила для вас изображения элементов одежды, которые мы постараемся запомнить и узнавать в дальнейшем.
Во что одета Аленушка?
Ответы детей: Платье, сарафан.
Воспитатель: В те далекие времена платьев с рукавами не было. И девочки, и мальчики, и женщины и мужчины сначала одевали рубаху – девочки и женщины длинные, а мальчики покороче, а сверху девочки и женщины одевали сарафан или юбку – поневу.
А во что же одет Иванушка? Отгадайте загадку:
Один вход, три выхода. (Рубаха)
Ответы детей: Рубашка.
Воспитатель: Правильно, мальчики и мужчины тоже сверху одевали рубаху, а вниз одевали порты – так в старину назывались штаны. Вот и на этих изображениях вам показано, как выглядели эти рубахи. Какие они? Чем украшены?
Ответы детей: Красивые, вышитые, с рисунком.
Воспитатель: Да, действительно, люди всегда старались украсить свою одежду. Тем более, что рубаха – это обязательный предмет одежды русских людей. Она защищала человека не только от холода, пыли и ветра, но от влияния злых сил. Наши предки считали, что узоры, вышитые на подолах, рукавах и вороте рубах защищали от них, они назывались обереги. Давайте вслушаемся в слово «оберег». Что оно означает?
Ответы детей: дети высказывают предположения.
Воспитатель: Совершенно верно, оберег – то, что оберегает, сторожит. Вот эта красивая вышивка на рубахе и есть оберег, то есть зашифрованное пожелание силы и здоровья.
А вы видите, ребята, где располагается застежка у мужских рубашек?
Ответы детей: Сбоку.
Воспитатель: Правильно, у старинной мужской рубахи по-другому скроен ворот, он расположен сбоку, как бы косо. Как назывались такие рубашки?
Ответы детей: Косоворотки.
Воспитатель: Рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных , шилась специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время тяжелой мужской работы.
Ну а мы сейчас посмотрим, кто быстро и точно найдет все части своего тела, которые я назову.
Физкультминутка:
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, две стопы,
Голень и голеностопы.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Зубы, губы, посмотри.
Давайте теперь рассмотрим женскую одежду. Отгадайте загадку:
Каждый раз поутру надеваю я трубу.,
Ну, не догадаться вам?
Она зовется… (сарафан)
Ответы детей: Сарафан.
Воспитатель: Молодцы, правильно угадали. Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем , птицами или просто крестиком. По преданиям, вышивка тоже оберегала женщин от болезней, наговора, сглаза. В долге зимние вечера собирались девицы в горнице, пели и вышивали узорами свои одежды. Вдоль по переду вышивалась широкая полоса, по узору цветными нитками нашивались бусины, блестки.
В холодное время года поверх рубахи и сарафана надевали еще короткую душегрейку. Ее тоже украшали вышивкой, бусинами, оторачивали мехом.
Ребята, а из какой ткани шили русскую одежду?
Ответы детей: дети высказывают предположения.
Воспитатель: Правильно, русские люди шили одежду в основном из льна и хлопка, одежда из этой ткани хорошо защищает от жары летом и от холода зимой. Ну а из шерсти одежду шили на зиму.
Но мы еще не рассказали ничего о том, что же русские люди в старину носили на ногах? Отгадайте загадку:
Два котика, четыре хвостика.
(Лапти).
Ответы детей: Лапти.
Воспитатель: А как вы догадались, что эта загадка про лапти?
Ответы детей: Потому что они мягкие и у каждого по две завязки.
Воспитатель: На Руси широко распространены были лапти. Их плели из лыка – коры липы, еще из бересты – это кора березы. Такие лапти считались праздничными.
А сейчас я хочу вам предложить игру «Четвертый - лишний» (в игре 3 разворота с изображением женской-мужской, зимней-летней и праздничной-повседневной одежды).
Попытайтесь догадаться, изображение какой одежды на данном развороте – лишнее.
Ответы детей: дети высказывают предположения.
Воспитатель: Вы молодцы, правильно выбрали неподходящую одежду.
И последнее, на что мы еще не обратили внимание. Отгадайте последнюю загадку: Надену - ободом станет, сниму - змеёй упадёт. Тепла не даёт, а без него холодно.
(Пояс)
Ответы детей: Это пояс, кушак.
Воспитатель: Правильно. Обязательной частью одежды мужчин и женщин был пояс, или кушак. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак подвешивали нож, топор, расческу, ложку, мешочек для денег, огниво. И пояса тоже расшивали разными узорами. Как вы думаете, зачем?
Ответы детей: дети высказывают предположения.
Воспитатель: Да, ребята, русские люди верили в то, что расшитые разными узорами пояса будут оберегать их от злых сил, преграждать путь всему плохому. Даже была такая поговорка: «Подпоясанного и бес боится».
И закончим занятие мы тем, что попробуем изобразить те узоры, которыми наши предки украшали свои пояса и одежду. Я приготовила вам листочки с изображением этих узоров. А ваша задача выбрать яркую расцветку для ваших кушачков и дорисовать начатый орнамент. За работу!
В конце работы дети, совместно с воспитателем оценивают результат работы, разложив их на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект ООД Социализация "Богатыри земли Русской"
«Богатыри земли русской»в старшей группе ...
Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»
Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...
Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»
Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...
Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»
Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...
Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»
Открытое занятие по образовательной деятельности « социализация» из цикла « Я -человек»Интеграция образовательных областей: социализация ,музыка ; Виды детской деятельности: познание, игровая ,музыкал...
Конспект занятия в средней группе. Тема «Жилище русского человека»
Конспект занятия в средней группе. Тема «Жилище русского человека»...