Статья для родителей на тему : «Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении.»
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Статья для родителей на тему :
«Экологическое воспитание детей в семье и
в дошкольном учреждении.»
Автор- Мингалеева Елена Николаевна
Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития,период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей,начало становления личности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой,при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Природа-важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать,заботиться о растениях и животных).Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив.Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребёнка как в нравственном,так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием правил взаимодействия с объектом природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней,учить любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею,желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего,как нравственное воспитание,ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е.осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Очень важно показать детям,что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,сверстников и взрослых,давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное,а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний,которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах,об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того,что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны,все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е.биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу,и все они могут существовать одновременно.
Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду.Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Родители должны понимать,что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила,если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу,если родители сами этого не делают.
Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время,трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том,что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.
Семья, как среда развития личности,оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека.И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры,без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.
В дошкольном возрасте самым доступным,приятным и полезным времяпрепровождением может стать то время, когда ребенку читают вслух книги.И очень важно, чтобы книги были доступны маленькому читателю не только по тематике и содержанию,но и по форме изложения.Разнообразие художественной литературы позволяет открыть для ребенка всю красоту и богатство природы, а также формировать любовь к ней.Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я.Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного,таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились –слушать чтение старших. Также можно и нужно приобщать детей к просмотру фильмов и диафильмов о природе-живой и неживой. Если в доме есть комнатные растения и домашние животные, то ребенок постепенно-на примере взрослых, будет изучать этот маленький кусочек природы в своем доме, постепенно учась ухаживать за ним, заботиться. И через какое-то время у маленького человека появится понимание того, что природа-это то, что очень нуждается в его внимании, заботе и любви. (Родители могут приобщить ребенка к поливу, рыхлению растения. И маленький человек увидит, что если не поливать цветок или если будет холодно, то растение может погибнуть. А значит оно живое: пьет, дышит, любит тепло. Или уход за рыбками, хомячком, попугаями –без чистой воды, еды –они могут заболеть, погибнуть). Осознавая свою пользу, значимость и видя плоды своего труда, ребенок поймет, что природа –это не что-то эфемерное, далекое. Природа-это то, что напрямую зависит от того, как он будет вести себя с ней.
Прогулки, экскурсии, посещение зоопарка, выезды за город –всё это расширяет диапазон общения детей с природой. Деятельно заботиться о природе –значит владеть определёнными способами и умениями.Необходимо взрослым своим примером увлечь детей желанием помогать зимой птицам пережить непогоду и морозы,летом – любоваться цветущим лугом, не причиняя ему вреда (не рвать цветов, чтобы позже выбросить их),пожалеть потерявшегося котёнка или щенка. Вызывает сомнение то, способен ли ребёнок увидеть,что животное или растение нуждается в помощи,но и оказать эту помощь по собственной инициативе в разных жизненных ситуациях. Сомнение –потому что у детей недостаточно развита самостоятельность во всём, в том числе и в охране природы.С дошкольных лет необходимо воспитывать в детях самостоятельность,перерастающую в привычку заботиться о животных и растениях. Как это сделать?Прежде всего необходимо преодолеть свойственное взрослым представление о том,что природа делится на «мою» и «не мою».
Вся природа – общественное достояние, но за любую травинку ответственен каждый из нас. Природа –наш общий дом, а ответственность –личная. Круг животных и растений,на которых может распространяться забота ребёнка, необходимо расширять: чаще выходить в парк, сквер,лес, не забывать о природе во дворе дома, где живёт ребёнок, о дачном участке, который есть у семьи.Необходимо объяснить детям, почему белки, живущие в парке, нуждаются в помощи человека больше,чем их лесные родственники?Целенаправленное воспитание детей в этом направлении сформирует у них особый стиль,тип поведения и деятельности в природе.
Только в этом случае мы с уверенностью можем сказать – дети наше будущее,а значит и защита природы в их руках.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей на тему :
«Экологическое воспитание детей в семье и
в дошкольном учреждении.»
Автор- Мингалеева Елена Николаевна
Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития,период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей,начало становления личности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой,при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Природа-важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать,заботиться о растениях и животных).Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив.Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребёнка как в нравственном,так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием правил взаимодействия с объектом природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней,учить любить и охранять природу. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею,желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего,как нравственное воспитание,ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е.осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Очень важно показать детям,что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,сверстников и взрослых,давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное,а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний,которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах,об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того,что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны,все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е.биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу,и все они могут существовать одновременно.
Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду.Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Родители должны понимать,что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила,если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснить детям, что надо беречь природу,если родители сами этого не делают.
Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время,трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том,что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.
Семья, как среда развития личности,оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека.И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры,без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.
В дошкольном возрасте самым доступным,приятным и полезным времяпрепровождением может стать то время, когда ребенку читают вслух книги.И очень важно, чтобы книги были доступны маленькому читателю не только по тематике и содержанию,но и по форме изложения.Разнообразие художественной литературы позволяет открыть для ребенка всю красоту и богатство природы, а также формировать любовь к ней.Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я.Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного,таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились –слушать чтение старших. Также можно и нужно приобщать детей к просмотру фильмов и диафильмов о природе-живой и неживой. Если в доме есть комнатные растения и домашние животные, то ребенок постепенно-на примере взрослых, будет изучать этот маленький кусочек природы в своем доме, постепенно учась ухаживать за ним, заботиться. И через какое-то время у маленького человека появится понимание того, что природа-это то, что очень нуждается в его внимании, заботе и любви. (Родители могут приобщить ребенка к поливу, рыхлению растения. И маленький человек увидит, что если не поливать цветок или если будет холодно, то растение может погибнуть. А значит оно живое: пьет, дышит, любит тепло. Или уход за рыбками, хомячком, попугаями –без чистой воды, еды –они могут заболеть, погибнуть). Осознавая свою пользу, значимость и видя плоды своего труда, ребенок поймет, что природа –это не что-то эфемерное, далекое. Природа-это то, что напрямую зависит от того, как он будет вести себя с ней.
Прогулки, экскурсии, посещение зоопарка, выезды за город –всё это расширяет диапазон общения детей с природой. Деятельно заботиться о природе –значит владеть определёнными способами и умениями.Необходимо взрослым своим примером увлечь детей желанием помогать зимой птицам пережить непогоду и морозы,летом – любоваться цветущим лугом, не причиняя ему вреда (не рвать цветов, чтобы позже выбросить их),пожалеть потерявшегося котёнка или щенка. Вызывает сомнение то, способен ли ребёнок увидеть,что животное или растение нуждается в помощи,но и оказать эту помощь по собственной инициативе в разных жизненных ситуациях. Сомнение –потому что у детей недостаточно развита самостоятельность во всём, в том числе и в охране природы.С дошкольных лет необходимо воспитывать в детях самостоятельность,перерастающую в привычку заботиться о животных и растениях. Как это сделать?Прежде всего необходимо преодолеть свойственное взрослым представление о том,что природа делится на «мою» и «не мою».
Вся природа – общественное достояние, но за любую травинку ответственен каждый из нас. Природа –наш общий дом, а ответственность –личная. Круг животных и растений,на которых может распространяться забота ребёнка, необходимо расширять: чаще выходить в парк, сквер,лес, не забывать о природе во дворе дома, где живёт ребёнок, о дачном участке, который есть у семьи.Необходимо объяснить детям, почему белки, живущие в парке, нуждаются в помощи человека больше,чем их лесные родственники?Целенаправленное воспитание детей в этом направлении сформирует у них особый стиль,тип поведения и деятельности в природе.
Только в этом случае мы с уверенностью можем сказать – дети наше будущее,а значит и защита природы в их руках.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56539.jpg)
Анкетирование родителей.Тема: "«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
Все родители признают существование экологических проблем, сами знают правила поведения в природе, но не многие знакомят с ними своих детей, очень мало читают книг о природе дома и все согласны с реше...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-483506-1423505812.jpg)
Статья для родителей дошкольников на тему: "Экологическое воспитание детей в семье и в дошкольном учреждении"
В данной статье расказывается о важности взаимодействия дошкольника и природы. О том,что помочь ребенку в этом могут родители и воспитатели. Что дает экологическое воспитание детей. Приводятся примеры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-24808-1478370658.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-803469-1613056620.jpg)
Консультация на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация на тему:«Экологическое воспитание детей в семье»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-451725-1401123622.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836296-1477267966.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить живот...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-787305-1506794189.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочет...