Проект «Волшебница Вода»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Офицерова Елена Владимировна
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe_volshebnitsa_voda.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной группе «Волшебница Вода»

Вид проекта: исследовательский, творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 6-7 лет, родители

Сроки реализации: месяц

Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Цель:

Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;

Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Предполагаемый результат:

• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями:

1. Создание альбома «Мир воды»

2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».

3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

4. Составление описания игр с водой

5. Консультация по теме«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

6. Консультация по теме«Почему нужно беречь воду?».

7. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

8. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде

9. Изготовление панно «Кому нужна вода».

Взаимодействие с педагогами:

1. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.

2. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».

3. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.

4. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап проекта:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

• Подбор художественной литературы по теме;

• Подбор энциклопедий, карт, схем;

• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

• Составление картотеки опытов с водой;

• Подготовка оборудования для опытов с водой.

• Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Основной этап проекта:

1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

2. Подготовить информацию для родителей по темам:

• Эксперимент в детском саду;

• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

• Почему воду нужно беречь?

• Составление схемы «Круговорот воды в природе».

• Провести презентацию «Мир воды».

Перспективный план работы с детьми

Дата Содержание

I неделя

Беседа №1 “Вода вокруг нас”.

Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение).

Беседа №3 “путешествие капельки”.

Наблюдение №1 – за водой.

Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №1 “Вода прозрачная”.

Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.

Опыт №3 “Вода жидкая”.

Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Вода буль-буль”.

Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”,“Ходят капельки по кругу”, “На болоте”.

Физминутка “Дождик”.

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин, “Ручеёк” (Т. Жиброва).

Заклички, пословицы, поговорки.

II неделя

Беседа №4 “Вода нужна всем”.

Беседа №5 “Волшебница вода”.

Беседа №6 “Берегите воду”.

Просмотр познавательного короткого фильма о работе Западной Водоочистной Станции

Наблюдение №3 – за растениями.

Опыт №4 “Вода не имеет формы”.

Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Рисование “Природные водоёмы: болото, река, водопад”.

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”, “Мы – водные животные”

Рассматривание энциклопедии “Жизнь в пресной воде”, “Водоемы”.

Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.

Лепка “Озеро с камышами”.

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер, “ Капля дождевая” (Т. Маршалова, “Как люди речку обидели”.

Заклички, пословицы, поговорки.

III неделя

Беседа №7 “Дождь”.

Беседа №8 “Туман”.

Беседа №9 “Град и снег”.

Наблюдение №5 – за таянием льда

Опыт №7 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.

Опыт №8 “Пар – это тоже вода”.

Опыт №9 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.

Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

Рисование “Природные водоёмы: море, океан”.

Загадки о море, океане.

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.

Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.

Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева, “Трудолюбивая вода” (В. Иванова,

“Жила – была Река”, К. Чуковский “Мойдодыр”.

Заклички, пословицы, поговорки.

IV неделя

Беседа №10 “Роса”.

Беседа №11 “Водоёмы”.

Беседа №12 “Водный транспорт”.

Беседа №13 “ Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?”.

Наблюдение №7 – за облаками.

Опыт №10 “Лёд – легче воды”.

Опыт №11 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

Опыт №12 “В солёной воде предметы не тонут”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Облака – белогривые лошадки”.

Просмотр слайд-шоу “Искусственные водоёмы”.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Рисование “Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум”.

Рисование “Круговорот, как я его понимаю”.

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Подвижная игра “Дождик”, пальчиковая игра “Капитан”, интерактивная физминутка “Чунга-чанга”,“ Караси и щука”

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”, “Дельфины”, “Пение птиц и звуки моря”.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Чтение стихотворений “Речка зимой” (В. Фетисов, “Моряк” (Е. Стеквашова) Н. А. Рыжова “История одного пруда”, Г. -Х. Андерсен “Русалочка”, сказка “День рождения Дельфиненка”.

Заклички, пословицы, поговорки.

Составление кроссвордов, ребусов, загадок.

Итоговая НОД по познавательно-исследовательской деятельности “Волшебная капелька”

Заключительный этап проекта:

Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с родителями «Берегите воду».

Оформление книги сказок придуманных детьми «Путешествие капельки».

Создание мини - музея «Волшебница Вода».

Итоговая НОД «Волшебная капелька».

Конечный продукт проекта:

1. Методические разработки занятий

2. Методические рекомендации

Результат проекта:

• У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.

• Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

• Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.

• Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Реализация проектных мероприятий.

Планирование и организация деятельности.

Недели

Организованная деятельность

Совместная деятельность

I неделя

Тема 1 «Где есть вода»

Цель: дать представления детям  о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде она существует в окружающей среде.

Тема 2  «Природные водоемы»

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на Земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.

  1. Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах  от речной и озерной».
  2. «Где живет вода в детском саду?»
  3. Подвижная игра «Ручеек».
  4. Чтение произведений » Г.Х. Андерсена «Путешествие капельки» «Русалочка» (постановка проблемы - путешествуя с капелькой, узнать о родниках нашего края).
  5. Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда»,  «Как люди речку обидели».
  6. Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (капель, ручейки изморось, иней, сосульки, и.т.д.).
  7. Рассматривание карт, схем Смоленщины, глобуса (отметить, где есть водоемы, сравнить их по масштабу).
  8. Дидактическая игра «Отвечай быстро».
  9. Пословицы и поговорки о воде.

II неделя

Тема 3   «Свойства воды»

Цель: Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема 4 «Круговорот воды в природе»

Цель: Расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

ООД

 «Приключения капельки»

Цель: Продолжать формировать целостную картину мира, знакомить детей с явлениями природы, закреплять знания детей о круговороте воды в природе.  

  1. Беседа «Вода на Земле».
  2. Беседа « Что ты знаешь о свойствах воды»
  3. Опыты: 

1.«Свойства воды» (без запаха, бесцветная, без вкуса, вода растворитель).

2.«Круговорот воды в природе».

3.«Воду пьют растения».

4. «Облако».

5. « Вода может перемещаться».

6. «Очистка воды с помощь фильтра».

 7. «Вода не имеет формы».

 8. «Разноцветные растения».

 9. «Животворное свойство воды».

10.«Цветные льдинки».

11. «Превращения воды» (три агрегатных состояния воды).

12. «Как вытолкнуть воду?» (Чтение рассказа «Умная галка» Л.Н. Толстой)

13. «Живая сила воды»

  1. Рисование: «Аквариум», «Золотая рыбка».
  2. Подвижные  игры: «Удочка», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Ручеек», «Водяной».
  3. Сюжетно-ролевая  игра  «Моряки».
  4. Литература:

«Живая вода». Польская сказка.

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька лесная»

С. Сахаров «Кто в море живет?

Г. Люшина «Капелька»

Н. А. Рыжова «Вы слыхали о воде?»

Н. А. Рыжова «Жила-была река» (экологическая сказка) «Королева – вода».

  1. Дидактическая игра: «Какой бывает вода», «Загадочные человечки».
  2. Лото «Кому нужна вода».

III неделя

Тема 5 «Жизнь в водоемах»

Цель: Дать детям представление о сообществе животных и растений, о том, что река, озеро, пруд, море и океан - это  сообщества,  водных обитателей: растений и животных (рыб, улиток, водоплавающих птиц, зверей, водных и прибрежных растений и т. д) Формировать представлений о приспособленности растений и животных к жизни в воде: рыбы и др. животные имеют обтекаемое тело, приспособленные для передвижения в воде, конечности они находят пищу в воде, там же растет их потомство; растениям требуется много воды;

Разъяснять необходимость охраны речных обитателей. Воспитывать интерес к жизни водных обитателей.

ООД «Обитатели водоемов»

Закрепить и расширить знания детей о представителях водной среды., показать  особенности животных,(рыб), приспособленность к жизни в водной среде.

Тема 6

«22 марта - Всемирный день воды»

Досуг «Берегите воду»

Цель: Создать у детей радостное, веселое настроение.

Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.

  1. Беседа: «Кто живет в водоемах».

Презентации, иллюстрации, слайды

  1. Беседа: «Берегите воду».

Цель: воспитание бережного отношения к воде.

  1. Акция «Берегите воду». Изготовление плакатов, составление правил охраны водных ресурсов.
  2. Рейд «Берегиня». Цель: проверить, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах.  Результаты рейда ежедневно отмечают в журнале- регистрации.
  3. Беседы с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».

IV неделя

Тема 7  «Подводный мир глазами детей.

ООД «Путешествие в подводный мир». Создание проблемной ситуации «Незнайка очень хочет узнать и посмотреть, подводный мир морей и океанов»

Цель: Заинтересовать детей данной темой,

мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире.

  1. Аппликация: «Морские обитатели»

Цель: Закрепить названия морских обитателей. Вырезать осьминожек и других рыб из цветной бумаги (контур - детские ладошки)

  1. Рисование: «Подводное царство»
  2. Продукт проекта: Оформление в группе макета «Обитатели морей»,

«Пресноводные обитатели».

  1. Оформление родителями стенгазеты «Мы и вода», «Дети на воде».
  2. Сбор и оформление дидактической игры «Частички моря».
  3. Придумывание детьми и родителями экологических сказок на тему «Вода».

Диагностическая карта по проекту «Тайны воды».

№ п/п

Ф.И. ребенка

Ребенок ориентируется

в понятиях живая и не живая природа «вода»

Ребенок ориентируется

в понятиях

круговорот воды в природ

испарение

конденсация.

Вода

не имеет вкус, запах,

цвет.

Три

Состояния воды

Вода растворитель.

Знает обитателей

Морей, рек

Озер.

Имеет представления о источниках загрязнения

Итог.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой) 2019 год

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)

Краткосрочный проект "Волшебница- вода" (эксперименты с водой)...

Проект :«Волшебница-наша вода»

Развивать у детей представление о  воде.Закладывать основы культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знани...

Проект "Волшебница наша - вода!"

Актуальность заключается в опытно – исследовательской деятельности, которая соответствует одному из принципов ФГОС  дети должны научится самостоятельно добывать знания и применять их в реше...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...