Консультация для педагогов. Проектная деятельность детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)
Материал будет интересен педагогам, интересующимся проектной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»
Проектная деятельность - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействие с взрослым, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение - изучение - исследование).
Проектная деятельность- это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности - активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Руководство проектной деятельности ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующие:
- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем;
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействие детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно- исследовательской, игрового и творческого характера.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемы чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием , она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
- Погружение в проект;
- Организация деятельности;
- Осуществление деятельности;
- Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:
- Переход от трансляции готовых знаний к инициирированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
- Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать, вывод, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Рассмотрите более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.
Воспитатель | Дети | |
Погружение в проект | ||
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, " заражая" стремлением решить ее. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. | |
Организация деятельности | ||
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: - группы детей; -распределяет роли, ответственность; -планирование детской деятельности по решению задач проекта; - формы презентации результатов, итогов работы. | Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. | |
Осуществление деятельности. | ||
При косвенном участии: -при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует; -обогащает знания детей, повышает их эрудицию; -репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; - консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; - ищут необходимые и недостающие знания; - фантазируют; - готовят презентацию. | |
Презентация | ||
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умение детей и совместную деятельность дошкольников. | Демонстрирует: -понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу; | |
Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | - найденные способы решения проблемы; - самоанализ деятельности и ее результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников. |
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя- это обозначить и сформулировать для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, что бы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности детей предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличии от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада.
Младшая группа.
Основные новообразования возраста:
- Опыт освоения предметного мира и простейших манипуляция с предметами;
- Развитие наглядно – действенного мышления;
- Возникновение новых социальных мотивов – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые;
развитие потребностей действовать самому.
Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.
Примерная тематика краткосрочных мини – проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):
- «Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляции с ними);
- «Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати);
- «Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья) и другие.
Создание коллекции в рамках проектной деятельности с детьми младшего возраста отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно – манипулятивной.
Создание коллекции – это возможность познания ребенком предмета и разнообразных его свойств и качеств.
Учитывая возраст, следует говорить о детско–родительском коллекционировании. Такой подход позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми , создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и семье.
Коллекции позволяют обогащать предметно-развивающую среду в группе и могут стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Средняя группа.
Основные новообразования возраста:
- Освоение социальных ролей и связей, социальных отношений;
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие способностей к замещению предметов и пространственному моделированию;
- Развитию познавательных интересов;
- Развитие произвольности в эмоциональной сфере;
- Появление новых социальных мотивов - заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).
Примерная тематика проектов:
- «Идем к врачу»;
- «Полезно - вредно для наших зубов»;
- «Правила поведения в автобусе» и другие.
Старшая и подготовительная группы.
Основные новообразования возраста:
- Опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание).
- Стремление к разностороннему общению;
- Развитие логического и понятийного мышления;
- Соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;
- Компетентность;
- Освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная деятельность; учебная и исследовательская деятельность.
Примерная тематика проектов:
- «Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);
- «Зимние и летние виды игр» (картотека игр);
- «Сладкая, но полезная». В условиях проекта « Сладкое и полезное» у детей развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека.
Проект предполагает организацию следующих видов деятельности:
- беседы «Полезная и вредная пища» и другие;
- чтение художественной литературы;
- дидактическая игра « Витаминная семейка»;
- подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);
- оформление « Книги рецептов»;
- приготовление салатов и сладких блюд;
- работа в практических тетрадях;
- дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;
- фотовыставка « С мамой вместе»;
-встреча с поваром.
При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.
Обобщают материал в стенгазету:
- «Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;
- «Что и как мы едим?»;
- «Наши друзья - витамины» и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/06/picture-83264.jpg)
Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-346652-1442338263.jpg)
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
методы сопровождения проектной деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696361-1445861660.jpg)
Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/10/picture-1332872-1620676270.jpg)
Консультация для педагогов "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста на прогулке".
Консультация для педагогов "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"....
Консультация для педагогов. Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста.
М У З Ы К А Л Ь Н А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь Д Е Т Е Й Д О Ш К О Л Ь Н О Г О...
Консультация для родителей на тему: "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: "Проектная деятельность детей дошкольного возраста...