Консультация для педагогов. Проектная деятельность детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)
Материал будет интересен педагогам, интересующимся проектной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов. Проектная деятельность детей дошкольного возраста. | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»
Проектная деятельность - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействие с взрослым, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение - изучение - исследование).
Проектная деятельность- это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности - активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Руководство проектной деятельности ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующие:
- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем;
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействие детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно- исследовательской, игрового и творческого характера.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемы чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием , она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
- Погружение в проект;
- Организация деятельности;
- Осуществление деятельности;
- Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:
- Переход от трансляции готовых знаний к инициирированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
- Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать, вывод, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Рассмотрите более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.
Воспитатель | Дети | |
Погружение в проект | ||
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, " заражая" стремлением решить ее. | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. | |
Организация деятельности | ||
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: - группы детей; -распределяет роли, ответственность; -планирование детской деятельности по решению задач проекта; - формы презентации результатов, итогов работы. | Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. | |
Осуществление деятельности. | ||
При косвенном участии: -при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует; -обогащает знания детей, повышает их эрудицию; -репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; - консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; - ищут необходимые и недостающие знания; - фантазируют; - готовят презентацию. | |
Презентация | ||
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умение детей и совместную деятельность дошкольников. | Демонстрирует: -понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу; | |
Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | - найденные способы решения проблемы; - самоанализ деятельности и ее результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников. |
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя- это обозначить и сформулировать для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, что бы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности детей предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличии от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Примерная тематика детских проектов в разных возрастных группах детского сада.
Младшая группа.
Основные новообразования возраста:
- Опыт освоения предметного мира и простейших манипуляция с предметами;
- Развитие наглядно – действенного мышления;
- Возникновение новых социальных мотивов – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые;
развитие потребностей действовать самому.
Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.
Примерная тематика краткосрочных мини – проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):
- «Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляции с ними);
- «Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати);
- «Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья) и другие.
Создание коллекции в рамках проектной деятельности с детьми младшего возраста отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно – манипулятивной.
Создание коллекции – это возможность познания ребенком предмета и разнообразных его свойств и качеств.
Учитывая возраст, следует говорить о детско–родительском коллекционировании. Такой подход позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми , создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и семье.
Коллекции позволяют обогащать предметно-развивающую среду в группе и могут стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.
Средняя группа.
Основные новообразования возраста:
- Освоение социальных ролей и связей, социальных отношений;
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие способностей к замещению предметов и пространственному моделированию;
- Развитию познавательных интересов;
- Развитие произвольности в эмоциональной сфере;
- Появление новых социальных мотивов - заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.
Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).
Примерная тематика проектов:
- «Идем к врачу»;
- «Полезно - вредно для наших зубов»;
- «Правила поведения в автобусе» и другие.
Старшая и подготовительная группы.
Основные новообразования возраста:
- Опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание).
- Стремление к разностороннему общению;
- Развитие логического и понятийного мышления;
- Соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы;
- Компетентность;
- Освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная деятельность; учебная и исследовательская деятельность.
Примерная тематика проектов:
- «Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);
- «Зимние и летние виды игр» (картотека игр);
- «Сладкая, но полезная». В условиях проекта « Сладкое и полезное» у детей развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека.
Проект предполагает организацию следующих видов деятельности:
- беседы «Полезная и вредная пища» и другие;
- чтение художественной литературы;
- дидактическая игра « Витаминная семейка»;
- подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);
- оформление « Книги рецептов»;
- приготовление салатов и сладких блюд;
- работа в практических тетрадях;
- дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;
- фотовыставка « С мамой вместе»;
-встреча с поваром.
При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.
Обобщают материал в стенгазету:
- «Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;
- «Что и как мы едим?»;
- «Наши друзья - витамины» и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЯТЕЛЬНОСТЬ Социально–психологическое и организационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
методы сопровождения проектной деятельност...
Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....
Консультация для педагогов "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста на прогулке".
Консультация для педагогов "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста на прогулке"....
Консультация для педагогов. Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста.
М У З Ы К А Л Ь Н А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь Д Е Т Е Й Д О Ш К О Л Ь Н О Г О...
Консультация. Проектная деятельность детей дошкольного возраста.
Проектная деятельность...
Консультация для родителей на тему: "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: "Проектная деятельность детей дошкольного возраста...