Конспект "Просыпание природы"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по экологии «Просыпание природы»
Задачи:
Образовательные: Формирование бережного отношения к себе и ко всему, что нас окружает. Закреплять знания и представления детей о характерных признаках весны; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление; уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе; приобщать детей к народным пословицам и поговоркам; формировать умение видеть происходящее в природе.
Развивающие: Обогащать словарный запас детей; развивать связную речь; закреплять умение участвовать в практической деятельности, общаясь со сверстниками в микрогруппах; тренировать умение слышать других и запоминать услышанное; формировать практические навыки и умения в проведении экспериментов.
Воспитательные: Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, дать проявить взаимопомощь; воспитывать ответственное и бережное отношение к миру природы; развивать социально-значимые качества: сопереживание, желание прийти на помощь.
Предварительная работа:
- Чтение народных примет о весне;
- Рассматривание картин с изображением времён года;
- Рисование первоцветов;
- Разучивание игр со словами;
- Слушание звуков металлофона;
- Составление предложений;
- Проведение эксперимента с грязной водой.
Материал и оборудование:
- Металлофон;
- Магнитофон; аудиозапись “голоса птиц”;
- Карточки с изображением примет весны;
- Магнитная доска;
- Картина;
- Разрезные картинки;
- “Птичка - невеличка”;
- Картинки – подсказки “перелётные птицы”;
- “Волшебные палочки”;
- Банки с грязной водой, пустые банки, вата, марля, ткань, песок;
- Бутылка с минеральной водой.
Используемые технологии и методы:
- Использование технических средств;
- Работа в микрогруппах;
- Исследовательская и поисковая деятельность;
- Художественное слово;
- Речемыслительная деятельность;
- Иллюстративный материал;
- Имитационные упражнения;
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие.
Предполагаемый результат: Систематизируются знания о природе, закрепят характерные признаки весны, поймут, почему необходимо бережно относиться к природе.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Дети входят в комнату, педагог предлагает поиграть в игру “Капель”. Дети встают в круг, педагог ударяет по высокой ноте металлофона, дети остаются стоять; ударяет по низкой ноте – дети присаживаются. (Повторяет несколько раз).
Педагог: - Ребята, на что похожи звуки металлофона? (На капель).
- В какое время года бывает капель? (Весной).
- Какие чувства живут в капели? (Радость, веселье).
- Когда вы слышите эти звуки, у вас какое настроение? (Доброе, приподнятое, радостное, весёлое).
- Почему? (Ответы детей).
2. Основная часть.
Педагог предлагает детям обратить внимание на магнитную доску, на которой изображено окно и прикреплены карточки с изображением примет весны:
- Вы в окошко посмотрите,
Что увидели – расскажите.
- Что вы видите? Какие изменения происходят в неживой природе? (Бегут ручьи, появились сосульки, лужи, тает снег, по реке движется ледоход, видны проталины).
- Молодцы, а что происходит в живой природе? (Набухают почки, прорастают первоцветы – подснежники, выходят из берлоги медведи с медвежатами, у животных происходит линька). Ребята, о весне есть народные пословицы и поговорки. Послушайте их внимательно и запомните.
- Много воды – много травы.
- Апрель с водой, май с травой.
- Вода на лугу – сено в стогу.
- Вода с гор потекла – весну принесла.
- Мокрый апрель – хорошая пашня.
- Длинные сосульки – к долгой весне.
- Рано затаит – долго не растает.
- Ранний прилёт грачей – к тёплой весне.
Прочитав пословицы и поговорки, педагог просит детей рассказать одну запомнившуюся, дети могут помогать друг другу. (Другой вариант: педагог начинает, дети заканчивают).
Педагог предлагает детям оглядеться, оглянуться и сказать, что они видят весеннего в комнате? (Картина).
- Что изображено на картине? (Весенний лес).
- Ребята, вы хотите отправиться в весенний лес? Отправляемся! Перепрыгнем канавку, перешагнём ручеёк. (Дети имитируют движения).
- Вы в лесочек заходите,
На пенёчках отдохните.
Дети рассаживаются на стульчики – пенёчки. Проводится упражнение “Просыпание природы”. Дети выполняют движения под слова педагога.
- Потянулись, одна рука-веточка вверх;
- Обернулись, другая рука вверх;
- Деревца вокруг проснулись, пальцы-листочки растопырить;
- И друг другу улыбнулись. дети улыбаются друг другу.
Педагог: - Просыпается, оживает природа! Ребята, вдохните носом воздух, чем пахнет в весеннем лесу? (Смолой, свежестью, прошлогодними листьями, первоцветами, талым снегом).
- Послушайте, что вы слышите? (Звучит аудиокассета “Голоса птиц”).
- Как вы думаете, почему птицы так весело щебечут? (Они рады весне).
- Откуда появилось так много птичьих голосов? (Вернулись перелётные птицы).
- Каких перелётных птиц вы знаете? (Ласточки, стрижи, грачи, кукушки, скворцы, жаворонки…). Если дети затрудняются, показать карточки-подсказки.
- А что птицы делают весной? (Вьют гнёзда).
- Из чего птицы вьют гнёзда? (Из веточек, травы, шерсти животных).
- Ребята, посмотрите, к нам прилетела птичка. Она нам хочет рассказать свою историю - рассказ “Птичка - невеличка”.
(Берёт в руку птичку-игрушку и рассказывает детям рассказ от её имени).
- Свила я себе гнездо на ветках дерева, высоко от земли, и высидела птенцов. Пищат птенцы, есть хотят. Собралась я лететь за насекомыми для своих птенцов, а им строго настрого наказала не высовываться из гнезда. Когда я прилетела обратно, птенцы наперебой мне пытались рассказать, что произошло, но я не поняла начала рассказа. Помогите мне, пожалуйста. Вот что они мне говорили:
(дети составляют предложение правильно)
- Птенец послушал маму не. (Птенец не послушал маму).
- Он гнезда из выпал. (Он выпал из гнезда).
- Два помогли зайца птенцу. (Два зайца помогли птенцу).
- Спасибо, ребята! Теперь мне всё ясно, мой любопытный птенец вертелся, крутился, высовывался из гнезда, и упал вниз. Что произошло потом, мне рассказали зайцы. Пробегал мимо заяц – косые глаза, услышал громкий писк птенца, прибежал на помощь. Посадил птенца на лапу, протянул её вверх… Но не достал. Позвал заяц – косые глаза своего брата зайца – длинные уши. Прибежал брат на помощь. Встал один заяц другому зайцу на спину, потянулся… и посадил птенца в гнездо. В это время прилетела я, поблагодарила зайцев и накормила птенцов. Мне пора лететь в гнездо. До свидания!
Педагог предлагает детям пройти на полянку поиграть в упражнение-перевоплощение:
- Вокруг себя вы повернитесь,
И в птенцов вы превратитесь. (Дети поворачиваются и превращаются в птенцов: чив – чив - чив).
- Птенчики, расскажите, что случилось с птенцом? Почему? (Птенец был непослушным и выпал из гнезда).
- Как вы думаете, что сказали птенцу его братья, сёстры? (Ответы детей).
- А они обрадовались, когда птенец оказался опять в гнезде? (Ответы детей). Педагог предлагает детям обняться.
- Вокруг себя вы повернитесь,
И в ребят вы превратитесь. (Дети поворачиваются и превращаются в детей).
Педагог задаёт вопросы:
- А вы слушаетесь свою маму, взрослых? (Ответы детей).
- Ребята, а если бы вы оказались на месте зайчат, как бы вы поступили? Почему? Не забывайте, что вы люди. (Высказывания детей).
Педагог делает заключение: человеку нельзя подходить к птенцу и к гнезду, потому что птица почувствует запах человека и не подлетит к гнезду. Погибнут все птенцы.
- Ребята, посмотрите, эти волшебные палочки нам оставила птичка. (Предлагает детям встать в круг).
Логоритмическое упражнение:
- Вы передаёте палочки следующему после того, как простучите слоги слова, которое я скажу. (Предполагаемые слова: капель, ручей, лужа, ледоход, сосулька, почки, первоцветы, проталины, слякоть). Дети стучат палочками столько раз, сколько слогов в слове. Если кто-то затрудняется, остальные ребята могут помочь товарищу - прохлопать в ладоши.
Педагог хвалит детей, убирает палочки.
- Что-то мне пить хочется. Как вы думаете, где в лесу можно взять воду? (Высказывания детей).
Педагог раздаёт детям разрезные карточки. Дети составляют эти карточки, у них получаются две картинки: лужа, ручей. Таким образом, они разделились на две микрогруппы.
- Я подчерпнула воду в ручье, и в лужи, посмотрите, какая она? (Грязная). Можно такую воду пить? Почему? (Пить её нельзя, можно отравиться, заболеть).
Педагог предлагает детям, у которых на карточки лужа пройти к одному столику, детям у которых на карточки ручей, подойти к другому столику.
Эксперимент “Очисти воду”.
На столиках стоят банки с грязной водой, пустые чистые банки, вата, марля, ткань, песок.
- Подумайте, обсудите, как вы можете очистить воду, и попробуйте это сделать.
Дети выполняют эксперимент. У какой микрогруппы вода стала чище?
- Хорошо, ребята! Сейчас у вас в баночках более чистая вода. Но стоит ли рисковать своим здоровьем и пить такую воду? Перед тем как идти отдыхать в лес, что надо сделать? (Взять с собой воды).
- Пора возвращаться в детский сад. (Дети имитируют движения: перепрыгивание ручья, перешагивание лужи, канавки).
3. Рефлексия:
- Молодцы, вы сегодня много сделали полезных дел, и пословицы запомнили, и в лесу побывали, и птичке помогли, и воду очистили. А сейчас встаньте в круг, скажем какие вы ребята.
Дети встают в круг и говорят речёвку:
Мы весёлые ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Педагог угощает детей чистой минеральной водой, провожает детей в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...