Проект
проект по окружающему миру

Гарькавая Наталья Викторовна

"Большие открытия маленьких исследователей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx83.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43»

C:\Users\KM\Desktop\воспитатель  года 2019\3aae68b62ca74d39cf10dbdf91df0f45.jpg

Познавательно-исследовательский проект

 «Большие открытия маленьких исследователей»

 Автор: Гарькавая Н. В.

                                                       Воспитатель, высшая квалификационная       категория

 Славгород

Содержание

  1. Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.
  2. Участники проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Материал и оборудование.
  7. Список использованной литературы.
  8. Этапы реализации проекта:

- подготовительный,

- основной;

  1. Мониторинг.
  2. Работа с родителями.
  3. Приложения.

 

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются  надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители старшей и подготовительной группы.

Цель и задачи проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

 Октябрь  2017 – апрель  2019 года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5.Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7.РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

8.Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10.Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

11. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.

Подбор методической литературы.

Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.

Основной (практический)

Реализация запланированных мероприятий

Итоговый

Проведение итоговой работы.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).

Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Поиск возможных решений.
  • Прогноз результата эксперимента.
  • Проверка возможных решений, исходя из данных.
  • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  • Обобщение

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

 

Перспективный план работы с детьми

2017 г. - 2018г.

Месяц

Формы работы

Октябрь

Занятие «Наша Земля» Глобус»

Беседа «Что есть на нашей Земле»

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах

Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус»

Мониторинг

 Занятие «Как хлеб на стол пришёл»

Беседа «Виды хлеба»

Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал»

Занятие «Свойства некоторых вещей»

Беседа «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

Месяц

Формы работы

Ноябрь

Занятие «Волшебница соль»

Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется) 

Занятие «Бумага – наша помощница»

Беседы: «Берегите бумагу»

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?» 

 

Месяц

Формы работы

Декабрь

Презентация  «Вулканы»

Беседа с показом видеофильма

«Торнадо. Ветер»

Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы 

Презентация «Удивительные камни»

Беседа «Где применяются камни?»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). 

Занятие «Наше здоровье»

В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания

(воздушные, водные).

Оформить альбомы,  изображающие полезные и вредные факторы для здоровья.

 

Месяц

Формы работы

Январь

Занятие «Свойства воды»

«Где применяется вода»

На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

Занятие «Свойства снега и льда» 

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Рисуем снежные постройки

Занятие «Опорно-двигательный аппарат»

Беседа «Что полезно есть для укрепления костей». 

Физкультурный досуг

 

Месяц

        Формы работы

Февраль

Занятие «Зачем нужна вода»

Беседы с показом опытов «Солёная вода», беседа об охране воды.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда.

Презентация «Круговорот воды в природе» В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.

Занятие «Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)

Просмотр открытого занятия «Свойства воздуха"

 

Месяц

Формы работы

Март

Занятие  «Волшебное электричество? Живые волосы»

Беседа с показом презентации.

Беседовать о применении электричества в современном мире.

Занятие  «Огонь наш друг и враг»

Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей»

Экскурсия к ППЧ

 

Месяц

Формы работы

Апрель

Эксперимент  «Посадка лука»

Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.

Наблюдаем за ростом лука.

Посадить лук в тени и на солнце.

Занятие  «Свет и тень»  

Занятие «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»

Показ презентации о солнечной системе.

Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»

Итоговое (занятие проводится с учётом пожеланий детей. Можно провести КВН, викторину) 

Мониторинг

 2018 г. 2019 г.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

  Знакомство с «детской лабораторией»

 Занятие «Почему песок хорошо сыплется?»

 Эксперимент: «Какая бывает вода»

 Эксперимент: «Вода-растворитель. Очищение воды»

Познавательное видео «Волшебные стеклышки»

Опыт «Растворяются, не растворяются.

Занятие «Свойства веществ»

Месяц

        Форма работы

Октябрь

 Эксперимент «Куда делась вода»

 Наблюдение «Что у нас под ногами?»

 Занятие «Что стало с опавшими листьями?»

 Эксперимент-развлечение «Путешествие Капельки»

Презентация «Воды земного шара»

Экспериментирование  на прогулке «Свойства воды»

Опыт «Помощница вода»

Месяц

Форма работы

Ноябрь

 Занятие «Путешествие в царство комнатных растений»

Наблюдение «Кому лучше?» Посадка двух одинаковых отростков герани: в воду, в почву.

 Эксперимент «Вдох-выдох»

 Занятие «Знакомство с мелом и углем».

Опыт «Магнитные силы», «Два магнита»

Просмотр познавательного мультфильма «Фиксики» (магнит)

Д.и.: «Поймай рыбку»

Месяц

Форма работы

Декабрь

Эксперимент «Кто помог определить запах?»

Занятие «В мире стекла»

 Эксперимент «Волшебные стеклышки»

Наблюдение «Где лучше расти?» Посадка отростков традесканции в два горшка: с плодородной почвой, с песчано-глинистой смесью.

Занятие «В мире цветов»

Труд в уголке природы «Пересадка цветов»

Месяц

Форма работы

Январь

Эксперимент «Разноцветные сосульки»

 Занятие «Приключение карандаша».

 Эксперимент «Дерево умеет плавать»

 Занятие «Путешествие в прошлое бумаги»

Д.и.: «Свойства бумаги»

Месяц

Форма работы

Февраль

 Занятие «Знакомство со свойствами резины»

Эксперимент с резиной.

 Занятие «В мире пластмассы»

 Занятие «Сравнение металла и стекла»        

Физкультурный досуг

Месяц

        Форма работы

Март

 Занятие «Где лучше цветы растут?» (посев цветов на рассаду в два горшка: с плодородной почвой, неплодородной почвой)

Опыт «Куда тянутся корни»

 Занятие «Посев семян помидоров на рассаду»

Наблюдения за рассадой цветов и помидоров.

 Занятие «Нужен ли корешкам воздух?» (два одинаковых растения в горшках с плодородной почвой: одно рыхлить, другое-не рыхлить)

Опыт «Запасливые стебли»

Месяц

        Форма работы

Апрель

Чудеса «Кока-колы»

Эксперимент «Воздействие кока-колы на зубы» (со скорлупой)

Эксперимент «Воздействие кока-колы на ржавчину» (с ржавым гвоздем) Эксперимент «Воздействие кока-колы на стойкие пятна» (помыть колой чашку с чайным пятном, пятно должно исчезнуть)

Эксперимент «В кока-коле очень много сахара» (оставить немного напитка в блюдце на ночь, в результате жидкость испарится, останется тягучий сироп, что доказывает в кока-коле большое содержание сахара)

        

Мониторинг

- Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Анкетирование.

- Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...