Проектная деятельность с элементами экспериментирования. «Путешествие Колоска – от поля до стола» Подготовительная группа
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проектная деятельность с элементами эксперементирования. "Путешествие Колоска - от поля до стола" Подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_puteshestvie_koloskamicrosoft_office_word.docx | 109.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность с элементами экспериментирования, воспитателя и детей подготовительной группы
«Путешествие Колоска - от поля до стола»
Воспитатель: IКК М.Э. Барсукова
Задачи:
- Пробуждать в детях любовь к родной земле, формировать черты характера, которые помогут стать ребенку человеком и гражданином общества.
- Приобщать к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает гордость за землю, на которой живешь, уважение к ней.
- Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
- Формировать представления о пути хлеба от поля до стола, процессе выращивания хлеба; а так же сравнивать, как в современном обществе изменился процесс выращивания хлеба, по сравнению с тем как это делали в старину.
- При помощи исследовательской деятельности изучать свойства зерна (цвет, форма, размер, вес, поверхность);
- С помощью театральной деятельности, закрепить знания о тяжелом труде при выращивании и изготовлении хлеба;
- С помощью художественного творчества научить создавать поделку из природного материала.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
Беседа о том, как выращивали хлеб в старину.
Экскурсия и целевая прогулка в музей Русской народной культуры, расположенный в детском саду №15. Рассматривание ступы, с помощью которой в старину мололи зерно, для того что бы получить муку.
Чтение художественной литературы, рассказы и стихи о хлебе, и о труде при выращивании хлеба;
Оформление выставки с картинами о работе на полях;
Художественное творчество – рисование колоска и хлеба.
Оборудование:
- Одноразовые тарелочки с зерном для каждого ребенка;
- Буханка хлеба;
- Пирог;
- Фонограмма звука ветра;
- Фонограмма песни Л.Зыкиной «Хлеб»;
- Карточки для мнемотехники;
- Мультимедийный фильм о выращивании хлеба;
- Шапочки – маски: петушок, колосок, 2 мышонка;
- Материал для аппликации.
1 часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите на меня, чтобы я увидела ваши умные, красивые глазки, готовые узнать много интересного.
Мы с вами много говорили о том, как в старину у нас в России выращивали и делали хлеб. Мы много узнали о том, что это долгий и трудный процесс. Поэтому люди всегда с уважением относились к хлебу и к тем, кто этот хлеб выращивал и пек.
Посмотрите и скажите, что находится у меня на столе?
(На разделочной доске лежит обычная буханка хлеба)
- Ответы детей
Воспитатель: Правильно у меня на столе лежит хлеб.
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он – теплый золотистый!
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло!
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
- Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Как хлеб появляется у нас на столе, где мы его берем?
Ответы детей - в магазине.
Воспитатель: В магазине можно купить и черный и белый хлеб. Хлеб прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и попал к нам на стол. Сегодня я расскажу Вам, как выращивают хлеб в нашем современном обществе. Хотите узнать как изменился этот процесс со времен старины?
(Слышится звук ветра, появляется Колосок)
Колосок: Ой, ой, ой! Где это я?
Воспитатель: Здравствуй Колосок, откуда ты здесь появился?
Колосок: Куда я попал? Где мои братья и сестры Колоски? Куда меня ветер занёс? Неужели я заблудился и потерялся? (плачет)
Воспитатель: Не плачь Колосок, ветер принёс тебя в детский сад. Не бойся, здесь тебя ни кто не обидит.
Колосок: Здравствуйте, ребята! Я был на поле, когда убирали урожай, но засмотрелся на облака и меня унёс ветер. Теперь я остался совсем один и никогда не превращусь во вкусный хлеб.
Воспитатель: Перестань Колосок плакать, перед тем как ты появился, я хотела рассказать детям о том, как выращивают хлеб. Поэтому сейчас ты вместе с нами отправишься в путешествие на своё родное поле и узнаешь, как появился на свет!
2 часть.
Просмотр мультимедийного фильма.
Откуда к нам пришел хлеб
Вырос в поле колосок.
Как же хлебом стать он смог?
В колоске домов полно
В каждом вызрело зерно.
А из зернышка в свой срок
Будет новый колосок.
Всё сначала по порядку разгадаем мы загадку.
Вышли в поле трактора
Землю им пахать пора.
Чтоб посеять рожь, пшеницу,
Ведь на поле хлеб родится!
К севу всё уже готово,
И кипит работа снова!
В сеялки полным полно, насыпаем мы зерно!
С ранней зорьки до темна
В землю сыплется оно!
Солнце землю согревает,
Дождик щедро поливает,
К концу лета вышел срок.
Вырос в поле колосок.
Поле солнцем залитое,
Говорят, что золотое.
Колоски росли, трудились,
Светом солнца налились.
Силу взяли от земли,
Золотыми стать смогли!
Дни промчались, наступает,
Время сбора урожая!
Вышел в поле агроном.
Близко он с землёй знаком.
Знает, что растить и как.
В этом деле он мастак.
Колосочки в руки взял,
Урожай готов! – сказал.
Дружно взялись все за дело,
И работа закипела.
С ранней зорьки и до ночи
Комбайна двигатель грохочет
Он колосья жнёт умело
Зерна ссыпает в грузовик,
Как благородно это дело.
И хлебороб к труду привык!
Машины едут на поля,
Чтоб урожай успеть собрать.
Пока тепла, суха земля.
Комбайн спешит колосья жать.
А небо уже в тучах серых
Успеть бы до дождя доделать!
Везут зерно на элеватор,
А там трудяга экскаватор.
Перемешивает зерно, чтоб проветрилось оно!
Чтоб под солнцем просушилось.
И лучше в зиму сохранилось.
Лишь зерно проветрится
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает
В муку зерно превращает.
Вы готовьте лишь мешки.
Хватит здесь для всех муки.
Белый, белый порошок,
Насыпайте вы в мешок!
Вот и есть у нас мука –
Из зерна пшеничного.
Как белёшенька, мелка.
Качества отличного!
Как теперь нам дальше быть,
Тесто из чего месить?
Есть у пекарей секрет –
Терпеливым здесь лишь место!
Чем мы дольше месим тесто,
Тем пышнее будет хлеб!
Тесту нужно дать подняться,
Чтобы сил могло набраться.
Чтоб воздушным было, пышным,
Вкусным хлеб не будет лишнем!
В формы тесто помещаем,
В печке жару прибавляем.
Весело огонь горит,
Еще нужно подождать,
Подрастет и в печь сажать!
Время быстро пробежало,
Тесто в формах задышало!
Стало рыхлым ноздреватым
И воздушным словно вата!
Пора тесто ставить в печь!
Чтобы хлебушек испечь!
Вот запахло хлебом вкусно!
Значит всё готово.
Достаем мы из печи
Ватрушки, плюшки, калачи!
Булки ароматные, караваи знатные!
Корочки хрустящие, румяные, блестящие.
Каравай, ах, красота!
Хлеб такой для торжества!
Не у всякой мастерицы может хлеб такой родиться!
Хлеб пшеничный и ржаной,
Заварной и отрубной!
Булки, плюшки и ватрушки,
Баранки, бублики и сушки!
Вафли, сухари, печенье.
И пирожное с вареньем!
Пирожки и пироги!
Всё из белой из муки!
Макароны все на свете –
Рожки, ракушки, спагетти.
Манты и знатные пельмени.
Муку ни чем мы не заменим!
Хлеб ребята берегите,
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Отдыха порой не знали.
Долго у печи стояли.
Чтоб для нас испечь
Полезный хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок придти хлебу
На стол помог!
3 часть.
Физкультурная минутка.
«В землю зернышко попало»
В землю зернышко попало, (присели)
Подрастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал (пальчиками стучат об пол)
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (тянуться вверх)
И красавцем обернулся (руки на поясе, повороты вправо-влево)
4 часть.
Исследовательская деятельность.
Воспитатель: Я знаю, что многие из вас хотят стать учеными, а ученые прежде чем сделать какое ни будь открытие проводят большое количество времени в научных лабораториях, делая опыты. И мы с вами отправимся в научно - исследовательский институт, для того что бы исследовать колосок.
Дети, в колоске не одно, а много зернышек. И сейчас мы с вами рассмотрим их. А ты Колосок, вместе с нами займись опытами.
(Дети садятся за столы). Перед ними тарелочки с зернышками
- Посмотрите, перед вами тарелочки. Что в них лежит?
(ответы детей)
- Возьмите по одному зерну, и положите на ладонь.
- Какое оно по размеру?
- Какого оно цвета?
- Теперь определите, какой формы?
- Потрогайте зерно пальчиками, какое оно на ощупь? Гладкое или колючее?
- А теперь давайте определим, оно твердое или мягкое?
- Скажите, дети, зерно по весу тяжелое? Тяжело его держать в ладошке?
- Действительно, мы рассмотрели с вами зерно пшеницы. Оно желтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твердое, а по весу легкое. Давайте выложим на магнитной доске мнемотаблицу.
(перед доской разложены карточки для мнемотехники, дети по очереди подходят выбирают нужную и выкладывают на доске, закрепляя магнитами)
Рефлексия: Дети делаю вывод самостоятельно.
5 часть.
Инсценировка сказки «Круть и Верть»
Появляется Петушок.
- Здравствуйте, дети! Я Петушок – золотой гребешок! Гулял здесь рядом и решил к Вам в гости зайти. Вы такие красивые, умные. Я очень хочу с вами подружиться.
Воспитатель: Конечно, Петушок. Мы так рады тебе. Мы дружные ребята и с тобой подружимся!
Петушок: Я хочу рассказать вам, как я однажды испек пирог. Живу я не один, есть у меня 2 друга – Круть и Верть.
Появляются 2 мышонка с мячиком.
- Мышата только и делали, что играли и плясали целый день. А я чуть свет поднимался, и за работу принимался. Нашел я как - то колосок. Надо его обмолотить! Круть, Верть помогите мне!
Круть, Верть: Только не я!
Только не я!
- Ладно, играйте я сам! Теперь нужно муки намолоть.
Круть, Верть: Только не я!
Только не я!
- Ладно, играйте я сам!
Воспитатель: Вернулся Петушок с мельницы, и опять зовет мышат.
Петушок: Круть, Верть! Я муку принес, идите ко мне, нужно тесто замесить, печку затопить.
Круть, Верть: Только не я!
Только не я!
Подумал Петушок, и говорит –
- Видно, мне самому придется всё делать.
Воспитатель: Замесил Петушок тесто, натаскал дров, затопил печку. А мышата веселятся и играют, поют и танцуют. Испекся пирог (вынос пирога), а мышата тут как тут - за стол садятся.
Круть и Верть: Ох, и проголодался я! Ох, и есть хочется!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, угости Петушок мышат пирогом?
Ответы детей – Петушок сам колосок обмолотил, сам дров натаскал, сам печку затопил, сам пирог испек. А мышата ему не помогали.
Воспитатель: Видите, дети, как много труда надо затратить, что бы получился хлеб! И мышата это поняли, и впредь будут помогать Петушку. А Петушок сейчас всех угостит.
Вот он - хлебушек душистый,
Вот он – теплый, золотистый!
В каждый дом,
На каждый стол,
Он пожаловал, пришел!
В нём здоровье наша, сила!
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки,
Солнца свет, весёлый в нём!
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
6 часть
Художественное творчество.
Воспитатель приглашает детей занять рабочие места, для того, что бы сделать подарок для мышат и гостей. Дети делают аппликацию из зерна пшеницы.
Дети дарят гостям свои поделки и угощаются пирогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Путешествие хлеба от поля до стола"
Познавательно-исследовательскийпроект "Путешествие хлеба от поля до стола"...
"Проект на тему « Путешествие хлеба от поля до стола»
Расширять знание детей о хлебе.Прививать уважение к хлебу и людям , вырастившим его....
Технологическая карта НОД : «Путешествие зерна от поля до стола» для детей 5 – 6 лет.
Технологическая карта НОД Тема НОД: «Путешествие зерна от поля до стола» для детей 5 – 6 лет....
Проект "Путешествие хлеба от поля до стола"
Проект "Путешествие хлеба от поля до стола"...
проект"Путешествие хлеба с полей до стола"
Я выбрала эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но ...
«Путешествие хлеба от поля до стола»
Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. История хлеба насчитывает более 15 тысяч лет. Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто о...
Проект "Путешествие хлеба от поля до стола"
Ознакомление с этапами появления хлеба. Создание видео. Организация совместной и самостоятельной игры детей....