"Зимние явления в природе"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Абдуллина Марина Владимировна

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 60 комбинированного вида

 Кировского района Санкт -Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности   по Познавательному развитию на тему:  «Зимняя природа»

для детей  5-6 лет старшего дошкольного возраста

«Зимние явления в природе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 60 Абдуллина Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2018

Цель:

-  продолжение знакомства с зимними явлениями в природе.

Задачи:

-  расширить представления детей о зимних изменениях в природе;

 - закрепить знания о зимних месяцах;

          - активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь.); 

          - получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности;

- развивать  познавательную активность.

Предварительная работа:

- наблюдения за зимней природой;

- рисование на темы «Зимний пейзаж», «Зима»;

- чтение рассказов «Снег», «Изморозь», «Зимние узоры».

Демонстрационный материал: презентация на тему «Зимние явления в природе», аудиозапись «Зима» (из цикла «Времена года» П. Чайковского)

Материалы и оборудование: ноутбук, тарелочки со снегом,  формочки,  

Методы и приёмы: использование художественной литературы,  беседа-диалог, игровой, наглядный (презентация «Зимние явления в природе»), практическая деятельность, вопросы к детям, экспериментирование,  анализ результата деятельности.

I. Вводная часть

Ход занятия:

Воспитатель читает детям  рассказ из книги Н.Виноградовой «Рассказы – задки о природе» - «Зимние братья».

Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.

         Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить нос, щеки, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

         Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой – наст. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у его второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто одуванчики летят.

         Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите  о первом, самом старшем брате.

Дети: (три брата - три зимних месяца, декабрь, январь и февраль…)

Воспитатель: (включает презентацию «Зимние явление природы») Ребята, мы недавно читали рассказы Н.Гурьевой про снег, изморозь, иней и зимние узоры на стекле: Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами»

Вы когда-нибудь видели иней, изморозь или зимние узоры на стекле?

Дети: (Да, иней…..)

II. Основная часть

Воспитатель: (Дидактическая игра «Придумай слово»). А сейчас, давайте немного поиграем в игру «Придумай слово».

Встаем в круг, для игры нам понадобится мяч. Я буду говорить слово существительное (снег, метель, ветер снегопад вьюга иней и т.д. ), и бросать мяч, ребенок который поймает мяч, придумывает слово (прилагательное) и кидает мяч водящему. Начинаем игру! (воспитатель бросает мяч ребенку и говорит слово существительное). Снег! 

Дети: (белый, холодный….) и т.д.

Воспитатель: (Воспитателем организуется экспериментирование «Зимние явления в природе»).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении?   Какой становится снег?

Дети: (Снег становится влажным, липким).

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Дети: (Можно скатать комочек).

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Дети: (Снег тает в руках).

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, если он немного полежит?

Дети: (Снег превратится в воду).

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Дети: (Вода замёрзнет и превратится в лёд).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Дети: (Нет, в ней видны частички грязи, пыли).

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов.

Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

Дети сливают воду в приготовленные формочки.

(Помощник воспитателя уносит формочки с водой).

Воспитатель: Когда мы отправимся на прогулку, мы увидим свои формочки, в них уже будет лёд.

Физминутка.

1,2,3,4 мы с тобой снежок слепили (показываем как лепим снежок)

Круглый (показываем руками), белый, очень гладкий (трем ладошки)

И совсем, совсем не сладкий (качаем головой)

Раз – подбросим(подбрасываем вверх),

Два – поймаем (Изображаем, что ловим),

Три – уроним (изображаем, что роняем),

И сломаем (топчем ногами).

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, какие зимние месяца вы знаете? 

Дети: (Декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: Какие зимние явления в природе вы знаете?

Дети: (изморозь, снегопад, снег…)

Воспитатель: А почему снег растаял в помещении? 

Дети: (потому, что в помещение тепло и снег начинает таять и превращается в воду)

Воспитатель: Скажите, а снег когда растаял и превратился в воду, можно ли эту воду пить?

Дети: (нет, в  воде очень много примесей, во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли…)

Воспитатель: Да, все верно. Молодцы, ребята! На этом занятие наше заканчивается.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 60 комбинированного вида

 Кировского района Санкт -Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности   по Познавательному развитию на тему:  «Зимняя природа»

для детей  5-6 лет старшего дошкольного возраста

«Зимние явления в природе»

Составила:

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 60 Абдуллина Марина Владимировна

Санкт-Петербург

2018

Цель:

-  продолжение знакомства с зимними явлениями в природе.

Задачи:

-  расширить представления детей о зимних изменениях в природе;

 - закрепить знания о зимних месяцах;

          - активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь.);  

          - получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности;

- развивать  познавательную активность.

Предварительная работа:

- наблюдения за зимней природой;

- рисование на темы «Зимний пейзаж», «Зима»;

- чтение рассказов «Снег», «Изморозь», «Зимние узоры».

Демонстрационный материал: презентация на тему «Зимние явления в природе», аудиозапись «Зима» (из цикла «Времена года» П. Чайковского)

Материалы и оборудование: ноутбук, тарелочки со снегом,  формочки,  

Методы и приёмы: использование художественной литературы,  беседа-диалог, игровой, наглядный (презентация «Зимние явления в природе»), практическая деятельность, вопросы к детям, экспериментирование,  анализ результата деятельности.

Ι. Вводная часть

Ход занятия:

Воспитатель читает детям  рассказ из книги Н.Виноградовой «Рассказы – задки о природе» - «Зимние братья».

Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.

         Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить нос, щеки, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

         Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой – наст. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у его второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто одуванчики летят.

         Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите  о первом, самом старшем брате.

Дети: (три брата - три зимних месяца, декабрь, январь и февраль…)

Воспитатель: (включает презентацию «Зимние явление природы») Ребята, мы недавно читали рассказы Н.Гурьевой про снег, изморозь, иней и зимние узоры на стекле: Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами»

Вы когда-нибудь видели иней, изморозь или зимние узоры на стекле?

Дети: (Да, иней…..)

ΙΙ. Основная часть

Воспитатель: (Дидактическая игра «Придумай слово»). А сейчас, давайте немного поиграем в игру «Придумай слово».

Встаем в круг, для игры нам понадобится мяч. Я буду говорить слово существительное (снег, метель, ветер снегопад вьюга иней и т.д. ), и бросать мяч, ребенок который поймает мяч, придумывает слово (прилагательное) и кидает мяч водящему. Начинаем игру! (воспитатель бросает мяч ребенку и говорит слово существительное). Снег!  

Дети: (белый, холодный….) и т.д.

Воспитатель: (Воспитателем организуется экспериментирование «Зимние явления в природе»).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении?   Какой становится снег?

Дети: (Снег становится влажным, липким).

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Дети: (Можно скатать комочек).

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Дети: (Снег тает в руках).

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, если он немного полежит?

Дети: (Снег превратится в воду).

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Дети: (Вода замёрзнет и превратится в лёд).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Дети: (Нет, в ней видны частички грязи, пыли).

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов.

Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

Дети сливают воду в приготовленные формочки.

(Помощник воспитателя уносит формочки с водой).

Воспитатель: Когда мы отправимся на прогулку, мы увидим свои формочки, в них уже будет лёд.

Физминутка.

1,2,3,4 мы с тобой снежок слепили (показываем как лепим снежок)

Круглый (показываем руками), белый, очень гладкий (трем ладошки)

И совсем, совсем не сладкий (качаем головой)

Раз – подбросим(подбрасываем вверх),

Два – поймаем (Изображаем, что ловим),

Три – уроним (изображаем, что роняем),

И сломаем (топчем ногами).

ΙΙΙ. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, какие зимние месяца вы знаете? 

Дети: (Декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: Какие зимние явления в природе вы знаете?

Дети: (изморозь, снегопад, снег…)

Воспитатель: А почему снег растаял в помещении? 

Дети: (потому, что в помещение тепло и снег начинает таять и превращается в воду)

Воспитатель: Скажите, а снег когда растаял и превратился в воду, можно ли эту воду пить?

Дети: (нет, в  воде очень много примесей, во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли…)

Воспитатель: Да, все верно. Молодцы, ребята! На этом занятие наше заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно познавательной деятельности с использованием и инноваций технологий для детей второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» "Беседа о зимних явлениях в природе"

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом, восприятия зимней природы, нужно помочь детям почувствовать эту красоту по средствам музыки, живоп...

Методическая разработка плана на тему "Зимние явления в природе"

Воспитатель: Рыжова Наталья Николаевна.МБДОУ №32 «Росинка» г.Павлово/старший дошкольный возраст.Тема: «Зимние явления в природе» ПонедельникНОД (индивидуальная)Совместная деятельность в...

НОД ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цв...

"Зимние явления в природе"

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская пог...

Конспект- занятия по познавательному развитию "Зимние явления в природе"

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы» ГБОУ школа №655 отделение ДОДГ. Санкт-ПетербургСтаршая группаВоспитатель: Казакова И.А. Цель:...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...