Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Почему улетают птицы?» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД по познавательному развитию "Почему улетают птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_poznavatelnomu_razvitiyu_s_elementami_eksperimentirovaniya_pochemu_uletayut_ptitsy.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад №1 «Чебурашка» ст. Гиагинской»
Интегрированная образовательная деятельность
по познавательному развитию с элементами экспериментирования
«Почему улетают птицы?»
(старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Цель:
- уточнить и углубить знания детей об осенних изменениях в природе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- расширить знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни;
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
- развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений об осени и перелетных птицах.
- загадывание загадок про птиц, времена года;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы на темы: «Признаки осени», «Перелетные птицы»;
- дидактические и подвижные игры: «Совушка - сова», «Когда это бывает?», «Зимующие и перелетные птицы», «Покажи без слов».
Задачи:
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни перелетных птиц.
- Вызвать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности.
- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
- Уточнять пространственные представления детей.
- Активизировать в речи детей слова, обозначающие названия перелетных птиц и действия с ними.
- Формировать умение детей договаривать за взрослым слова и словосочетания.
- Расширять чувственный опыт детей, стимулировать тонкие движения рук.
- Развивать навыки совместного выполнения действий в ходе экспериментирования.
Материалы: проектор, маски птиц (на столах), схематические изображения признаков осени, тряпочки с перьями, кусочки льда, ведерко (мусорное), салфетки, прозрачный контейнер с замороженной водой (в ней лягушка, водоросли, рыбка), прозрачный контейнер с замороженной землёй (по стенкам изнутри изображения червячков и личинок), указка.
Ход ООД
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в лес. Закройте глаза и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет сегодня речь».
Дети сидят на стульчики, звучит музыка «Осенняя песнь» П.И. Чайковского из сборника «Времена года».
Воспитатель: «В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям... ».
Воспитатель: О каком времени года идет речь? А теперь давайте посмотрим презентацию о перелётных птицах
Презентация «Перелетные птицы»
Физическая минутка
«Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
Звучит музыка чириканье воробья
(Появляется воробей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел в гости?
Воробей: Здравствуйте ребята. Хотите узнать, почему зимой птицы улетают в теплые края?
Воробей приглашает детей к столу с перьями и льдом. Показывает кусочек льда, а затем перья.
Воробей: Давайте превратим левую руку в крыло. (Воспитатель раздает всем тряпочки с перьями, при необходимости помогает.) Что это? Показывает лед
Воробей: Какой он? Проводит кусочком по оголенным участкам тела детей
Дети: Лед мокрый, холодный
Воробей: Все так думают?
Воробей: Теперь положите по кусочку льда в руку и «крыло». Помогает разложить в руки лед
Воробей: Чему холоднее руке или «крылу»?
Воробей: Почему?
Дети: потому что крыло покрыто перьями
Воробей: Перелетные птицы улетают в тёплые края, потому что им холодно.
Давайте мы с вами вспомним, чем питаются птицы?
Дети: Птицы питаются насекомыми, жуками, личинками, тлей, гусеницами. Птицы, которые живут на воде, любят вылавливать водяных насекомых и ловить тех, что летают над поверхностью водоёмов. Вылавливают мелкую рыбу и мальков, лягушек, щипают водные растения.
Питательные вещества птицы также получают из воды.
Воробей: Смотрите, какой у нас замечательный водоем! А в водоеме кто-то живёт, вы внимательно посмотрите и расскажите кого вы увидели?
Дети: Рыбки, лягушки, водоросли.
Воробей: Ребята, что случилось с водой?
Дети: Вода в водоёме замёрзла.
Воробей: А как вы думаете, почему вода замёрзла?
Дети: Вода замерзла, потому что холодно, наступила зима, на улице мороз.
Воробей: Ребята давайте мы с вами превратимся в птиц.
Сделайте из своих пальчиков острые клювы как у аиста и попробуйте достать из озера лягушку!
Воспитатель показывает, как сложить «клюв» из пальцев. Дети пытаются продолбить лед в чаше.
Воробей: А может лебедь достанет? Сделайте широкие клювы.
Ну что ребята получается? Почему?
Воробей: А теперь попробуйте достать насекомых из земли! Сделайте острые клювы как у галки и попробуйте достать насекомых. Получается?
Дети: Нет.
Воробей: А теперь сделайте широкий клюв как у вороны. Получается?
Дети: Нет.
Воробей: Почему ребята не получается достать насекомых?
Дети: Земля очень твёрдая, мёрзлая.
Воробей: Действительно, с приходом холодов вода замерзает и земля становиться очень твердой. Птицам себе корм не добыть?
Воробей: Что же делать перелетные птицам?
Дети: Птицам нужно улетать в тёплые края.
Воробей: Молодцы! Так почему же перелетные птицы улетают?
Дети: Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно, им нечем питаться.
Воспитатель: Да! Спасибо ребята, вы были замечательными исследователями, наблюдательными и старательными! Что вы узнали нового, и что понравилось вам?
Воробей: Ребята, я хочу угостить вас «вкусными червячками!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (по ознакомлению с родным городом детей) старшего дошкольного возраста.
Материал направлен на проведение непосредственой образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте по познавательному развитию на тему " Мой город - Санкт - Петербург". Направлен на закреплен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: «По...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Увлекательное путешествие» для детей старшего дошкольного возраста
Обучающие задачи: продолжать учить детей составлять математические задачи, выделять условие задачи, вопрос, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, решать с помощью ленты цифр, чита...
КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему « Птицы зимой » для детей старшего дошкольного возраста.
конспект занятия...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это инте...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие скворушки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...