Экологическая тропа
проект по окружающему миру (старшая группа)
Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка»
Проект по экологическому воспитанию
«Экологическая тропа»
Разработала воспитатель : Земскова М.А.
2019-2020 уч.год
Актуальность
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Участники проекта
- дети старшей группы
- воспитатели
- родители.
Вид проекта
Познавательно-исслеовательский
Сроки: 2019 – 2020 учебный год
Цель проекта
Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.
Задачи проекта
Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
Развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Этапы проекта
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – собственно познавательно-исследовательский.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемые результаты
У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.
Ребята будут бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению поп отношению к миру природы.
К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Формы реализации проекта
Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы.
Занятия на экологической тропе.
Использование сказочных персонажей.
Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
Практическая деятельность.
Наблюдение за живой и неживой природой.
Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.
Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала и т.д.).
Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.
Экологическая тропа
Начало тропы «Дерево мудрости» (береза – ровесница детского сада)
Остановка «Спортивная площадка» (кто живет на спортивной площадке – знакомство с флорой и фауной: растения, птицы, бабочки, муравьи)
Остановка «Огород» (какие культуры растут: овощи, лекарственные травы; что нуждается в уходе)
Остановка «Участок для прогулок» (экологические акции, наблюдения)
Остановка «Грибная дорожка» (названия грибов, съедобные – несъедобные грибы)
Конец тропы «Цветник» (посиделки в цветнике – в гостях у Флорика)
План реализации проекта
№ | Мероприятие | Цель | Сроки |
Подготовительный этап | |||
1. | Подбор методической литературы по организации экологической тропы | Апрель | |
2. | Разработка маршрута экологической тропы и объектов наблюдения. Оформление карты (схемы) экологической тропы | Апрель | |
Познавательно-исследовательский этап | |||
1. | Разбивка цветника | Май | |
2. | Посадка семян и рассады | Дать понятие о жизненном цикле растений | Май – июнь |
3. | Экскурсионно-практические занятия с детьми на экологической тропе: Весна «Путешествие по экологической тропинке» (весна) Лето «Дерево мудрости» «Гости на клумбе» «Маленькие огородники» Осень Сбор семян в цветнике «Путешествие по экологической тропе» (осень) «Куда ушел снеговик?» Зима «Путешествие по экологической тропе» (зима) «Птичья столовая» Весна «Как снеговики весну искали» «Первоцветы» | Расширить представления детей о многообразии Воспитывать эмоционально-положительное Обратить внимание на то, что некоторые Заинтересовать детей удивительной Учить практическим действиям с объектами Обобщить представления детей об осени. Учить устанавливать элементарные связи в Сформировать представления детей о состоянии Расширить представления детей о зимующих Закреплять знания об основных приметах весны. Сформировать представление об одном из | Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель |
4. | Опыты, эксперименты: - «Вершки-корешки» - «Солнечные зайчики» - «Испарение влаги с листьев растений» - «Почему осенью цветы вянут» - «Зачем им крылышки» | Эксперименты и опыты проходят до, после или во | В соответствии с планом занятий |
5. | Акции: - «Помоги природе» (трудовая деятельность: уход за деревьями и кустарниками, обрезка сухих веток, уборка листьев, мусора) - «Подарок птицам» (изготовление совместно с родителями кормушек для птиц) | Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение ухаживать за объектами | В течение всего проекта Декабрь - Январь |
6. | Ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой | Развивать устойчивый интерес детей к природе. | В течение всего проекта |
7. | Разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе | ||
8. | Проведение экологических игр | ||
9. | Чтение художественной литературы о природе | Развивать устойчивый интерес детей к природе. | В течение всего проекта |
10. | Продуктивная и художественная деятельность | Закрепление и обобщение представлений детей | В течение всего проекта |
Обобщающий этап | |||
1. | Викторина «Счастливый случай» | Выявить характер представлений детей об | Май |
2. | Диагностирование уровня экологического развития детей | Апрель, Май |
Анализ проведенной деятельности по проекту в летний период позволили сделать следующие выводы:
- участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности;
- участвуя в проекте, дети получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Совместная продуктивная и художественная деятельность детей и взрослых
Изготовление карты-схемы «Экологическая тропа»
Выставка детских рисунков «Дерево мудрости, или какой мы видели нашу березу в разное время года»
Беседа «Кого мы видели на экологической тропе»
Беседа «Грибная корзинка, или почему они так называются
Изготовление поделок -снеговиков детьми совместно с родителями.
Выставка «В мире снеговиков»
Литература:
Машкова С.В. и др. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011
Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду/
О.М Масленникова, А.А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – (Ребенок в мире поиска)
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. – Москва «Мозаика - синтез» 2010
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. – Москва. «Просвещение», 2000г.
Приложение 1.
Конспекты занятий с детьми на экологической тропе
Занятие № 1
«Посадка семян и рассады цветов»
(остановка «Цветник»)
Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива.
Ход занятия:
I. Появляется сказочный персонаж – «Флорик», приносит корзинку с подарками (в ней иллюстрация подснежника, семена и рассада цветов). «Флорик» загадывает загадку о подснежнике.
Вопросы к детям:
- Почему его так назвали?
- Какие еще цветы можно назвать подснежниками?
«Флорик» предлагает детям у себя на участке сотворить чудо – посадить много – много цветущих растений.
I I. Воспитатель, вместе с детьми повторяет алгоритм роста растений, вспоминая ранее проводимый опыт «Вершки - корешки». Используя для этого зарисовку, сделанную во время проведения опыта (сначала из семени появится корешок, затем пойдет стебелек; корешки будут разрастаться, верхний побег увеличиваться).
I I I. Практическая деятельность детей и взрослого:
- подготовить рабатку – дом для рассады – перекопать почву (работа воспитателя);
- подравнять края у рабатки, чтобы вода не стекала, а оставалась для р астений (дети маленькими лопатками прихлопывают почву, чтобы она стала твердой);
- внимательно рассмотреть росток, где у него корешок, на что похож; если у ростка нет корня, то цветок не выживет, погибнет, поэтому брать растение нужно очень бережно и осторожно, чтобы не повредить (дети берут по одному растению и рассматривают);
- для каждого росточка необходимо сделать ямку-лунку, посадить и полить свой цветок (дети по очереди подходят к рабатке и вместе с воспитателем садят рассаду цветов).
IV. Дети благодарят «Флорика» за подарок, обещают ухаживать за посадками, прощаются с «Флориком», прибирают все инструменты на место.
Занятие № 2
«Путешествие по экологической тропе»
Цель: расширить представление детей о многообразии и значении растений на территории детского сада; учить ориентироваться по плану экологической тропы; обобщить представления детей о весне (листья на деревьях и кустарниках молодые, зеленые, зеленеет трава, появились первые цветы, люди работают на огороде – сажают овощи и т.д.), воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой природы, эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия:
I. «Флорик» предлагает отправиться в удивительное путешествие по одной очень чудной тропе, путешествуя по которой, дети узнают, как живет и чувствует себе окружающая нас природа. «Флорик» очень хочет, чтобы у каждого из детей, кто пройдет по не, укрепилось желание сохранить и защитить природу.
- Что такое тропа? А что такое экологическая тропа? (ответы детей)
Экологическая тропинка состоит из определенных остановок и на каждой остановке живут природные существа – растения, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать весной, летом, осенью и зимой и постараемся узнать много нового, интересного и удивительного.
I I. «Флорик» принес с собой помощника. Отгадайте загадку, что это такое.
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала,
В цветке, в лепестках есть огромная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что нужно спросить, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая?
Дети отрывают лепестки, произносят волшебные слова и «попадают» по очереди на все остановки экологической тропы. Знакомятся с объектами экологической тропы.
1. «Дерево мудрости» - игра «Птичка села на …» (вспомнить названия разных деревьев);
2. «Спортивная площадка» - физкультминутка «Распускается одуванчик»;
3. «Огород» - наблюдение за работой взрослых;
4. «Цветник» - опыт «Солнечные зайчики
I I I. «Флорик» спрашивает:
- Где дети сегодня побывали? Что нового узнали?
Просит оставить цветик-семицветик себе, для следующих путешествий, т.к. на нем еще остались лепестки. Дарит в память о сегодняшнем путешествии красивые эмблемы.
Занятие № 3
«Мудрое дерево»
(остановка «Дерево мудрости»)
Цель: формировать представление об уникальности дерева: рассмотреть ствол, переплетение веток. Сделать вывод об огромной жизненной силе этого дерева; закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать уважение и почитание к дереву-долгожителю.
Ход занятия:
I. Письмо от «Флорика».
«Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Я очень хочу вас познакомить со своим старинным другом – деревом-долгожителем. Приходите к нам на встречу, на остановку «Дерево мудрости». Ваш «Флорик».
I I. На экологической тропе возле березы детей встречает «Флорик», здоровается с ребятами, говорит, что очень рад встрече и обращает внимание детей на дерево.
Вопросы к детям:
- Что означает слово «ровесница»? что означает слово «долгожитель»?
- Потрогайте кору ствола дерева, какая она на ощупь? Какого цвета кора?
- В некоторых местах отпали куски коры и видно, какой толщины кора, толстая она или тонкая? Посмотрите внимательно, что видно под корой?
- Отойдите подальше и рассмотрите, какой формы ствол у дерева, как растут ветки?
- Вспомните и расскажите, что необходимо любому растению для жизни и роста.
- Давайте возьмемся за руки и растянемся в виде цепочки. Вот такие, наверно, корни у нашего друга. Как вы думаете, зачем ем такие корни?
- Что случится с деревом, если у него будут тонкие и короткие корни?
- Посмотрите, у нашего долгожителя есть сухие ветки. Как вы думаете, что с ними надо делать?
Если за деревом ухаживать, беречь его – то оно поживет еще много-много лет и будет радовать нас своей красотой, скрывать от летнего зноя в тени своей кроны.
I I I. Эксперимент «Испарение влаги с листьев растений».
IV. Посмотрите на веточке висит какая-то записочка.
«Ребята, приходите ко мне в гости осенью, зимой и весной, мне будет очень приятно. Береза»
- Давайте попрощаемся с деревом, подойдите к березе, прижмитесь к ней своими ладошками, подарите ей немножечко своего тепла, покажите ей свою любовь.
Занятие № 4
Эксперимент «Гости на клумбе»
(остановка «Цветник»)
Цель: уточнить знания детей о комнатных растениях, условиях их жизни, обратить внимание детей на растения, способные жить в открытом грунте; развивать наблюдательность, активизировать познавательную деятельность детей.
Ход занятия:
I. Как много времени мы проводим летом на улице! Играем, резвимся на солнышке, поливаем клумбы. А вот комнатные цветы, растущие в помещении нашей группы, что-то приуныли. Наверно, беспокоятся, не перестали ли вы их любить? Может даже забыли, как они называются и как за ними нужно ухаживать? Нет? Сейчас мы это проверим:
Я прошу вас постараться,
Быть невнимательным нельзя.
Мы начинаем викторину
«Мои зеленые друзья».
Викторина:
1. Кто больше назовет комнатных растений.
2. Игра «Узнай по описанию».
3. Вопросы об условиях жизни комнатных растений.
I I. Молодцы, вы многое знаете о комнатных растениях. Но, кажется, мне известна их тайная мечта: летом они хотят чаще видеться с вами на улице. Как вы думаете, осуществима ли эта мечта?
Я предлагаю пройти по нашей тропе на остановку «Цветник» и посмотреть, нет ли там «гостей» - комнатных цветов и как они там себя чувствуют.
I I I. Результаты фиксируются в «Дневнике наблюдений».
Дети рисуют «гостей на клумбе» с натуры.
Занятие № 5
«Маленькие огородники»
(остановка «Огород»)
Цель: заинтересовать детей интересной информацией об огурце и помидоре, закрепить знания детей об основных правилах ухода за овощными растениями, формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию.
Ход занятия:
I. В гости к детям приходит «Флорик», приносит посылку и говорит, что там кто-то шепчется и чихает. Но чтобы узнать кто там такой, нужно поиграть.
Игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус».
I I. Овощи рассказывают о себе (овощи могут быть настоящими или игрушка, или поделка). Например,
Огурец: Вы все меня знаете. Из овощей я самый первый появляюсь на вашем столе. Расскажите, какой я? (ответы детей).
Я очень люблю тепло, потому что я родом из теплых стран. В холодную погоду перестаю расти и начинаю болеть. Листья покрываются желтыми и коричневыми пятнами, сохнут и отмирают, а маленькие огурчики перестают расти, и остаются недоразвитыми (дети находят подтверждение слов).
Когда холодно, мы, огурцы, выглядим очень несчастными, так и кажется, что начнем чихать и кашлять. Зато в теплые дни мы распрямляем свои листья, усиками крепко цепляемся за веревку и тянем стебель все выше и выше. А маленькие огурчики начинают расти с такой скоростью, что их можно собирать каждый день.
А знаете ли вы, что я почти единственный овощ, который кушают только незрелым? Вы дивлены? Проверьте сами (дети сравнивают незрелый огурец с перезревшим).
.
Игра «На что похож этот огурец».
Синьор Помидор тоже рассказывает о себе, дети рассматривают помидоры, их цветы, маленькие помидорчики.
I I I. «Флорик» предлагает детям спросить у мам и бабушек о том, как они дома, на даче выращивают огурцы и помидоры.
Приложение №2
Опыты и эксперименты
«Вершки - корешки»
Проверить, что раньше появляется из семени?
Бобы, горох, семена огурцов, влажная ткань (бумажные салфетки), зарисовка с использованием символов алгоритма деятельности.
Дети выбирают любые из предложенных семян, помещают на влажную салфетку, салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10-12 дней за происходящими изменениями.
«Солнечные зайчики»
Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях.
Зеркала, любые гладкие предметы.
Взрослый рассказывает и показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само становится источником света), предлагает пускать «солнечные зайчики», прятать их (прикрыв зеркало ладошкой). Взрослый предлагает пускать зайчиков на прогулочной веранде, где нет яркого света или в тени. Дети обсуждают, почему «солнечные зайчики» не появляются.
«Испарение влаги с листьев растений»
Проверить, куда исчезает вода.
Растение, целлофановый пакетик.
Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблю, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакет и закрепив его. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на других листочках (вода испарилась в окружающий воздух).
«Зачем им крылышки?»
Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Плоды-крылатки, вентилятор или веер.
Дети рассматривают семена-крылатки, выясняют, что помогает им рассеяться. Наблюдают за «полетом» крылаток. Взрослый предлагает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор или веер. Определяют, почему семена клена прорастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семечко на большое расстояние).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....