Вода- источник жизни
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Старостенко Алла Феликсовна

Актуальность работы заключается в значении чистой воды: где вода -там и жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида№15

станицы  Новониколаевской

 

«ВОДА - ИСТОЧНИК

ЖИЗНИ»

Автор: Толочек  Сергей

     Руководитель: Старостенко

 Алла Феликсовна

2020 год

Содержание:

Введение…………………………………………………………….…..3

1. Основная часть ………………………………………..…….….……5

1.1 Голубая планета  ………………………………………….….….….5

1.2 Роль воды в жизни человека…………………………………………5

1.3 Удивительные свойства воды  ………………………………..........

Заключение  ……………………………………………..………………11

Список литературы….…………..………………………...……………..13

Приложение

Введение

Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан  чистой  холодной воды.                                                                                                                       В.Песков

Вода – краса природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут лебеди, и в синем море, где режет волны быстроходный корабль.

Эта краса и в тонкой струйке воды, которой мы умываемся. Она и в облаках, бегущих по безбрежному воздушному океану. И в грибном дождике, напоившем влагой каждый кустик. А что если бы не было воды? Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.

Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало?

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере. Она постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака. Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде дождя.

Тема: «Вода – источник жизни»

Актуальность темы: Актуальность работы заключается в значении чистой воды: где вода -там и жизнь. Уже сегодня нас волнуют и тревожат сведения о том, что мы дышим загрязненным воздухом, пьем воду с посторонними примесями.  Я часто слышал, как взрослые дома и в детском саду говорят: «Если не будет воды на земле, то не будет и жизни». Мне захотелось узнать, почему так думают взрослые?  Какое значение имеет вода для человека? 
Зачем растениям нужна вода? 
Для кого вода является природным домом?
Какими свойствами обладает вода? 
Какие чудесные превращения происходят с водой? 
К чему может привести загрязнение водоёмов?

Как беречь воду? 

Я поставил перед собой следующие задачи:

  • Подобрать и изучить литературу по данной теме.
  • Собрать и проанализировать информацию в интернет - источниках.
  • Выяснить, откуда появилась вода.
  • Узнать, какая она бывает в природе.
  • Провести практические опыты и эксперименты с водой по изучению ее

свойств .

Посмотрев видео о значении воды ,  энциклопедии для детей и другие книги я узнал, что  нашу Землю называют  ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ. Известно, что более 70 % поверхности Земли покрыто водой. Около 95 % ее приходится на моря и океаны, 4 % - на льды Арктики и Антарктики, и лишь 1 % составляет пресная вода рек и озер. Значительные источники воды находятся под землей, иногда на большой глубине.  Без воды наша планета так и осталась бы мёртвой и безжизненной, как и другие планеты в солнечной системе. Все растения и животные содержат в себе воду, например, рыбы и животные - на 75% состоят из воды, медузы - на 99%, яблоки - на 85%, огурцы - на 95%, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды. Без воды не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это - 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.

Людям нужна вода для мытья рук , чистки зубов , принятие душа , мытья посуды, стирки вещей .

Потребители, используя воды, загрязняют ее, и это постепенно приводит к истощению чистых пресных вод и к необходимости принятия мер по их охране.

 

Для того чтобы убедиться в важности и нужности воды мы провели несколько опытов:

Опыт № 1. Без воды нет жизни.

Что произойдет с цветком, если его не поливать? Мы взяли травянистое многолетние растение. Через пять дней листья опустились - растение завяло. Затем полили его водой, через несколько часов поднялись листья, а на следующий день растение приобрело прежний внешний вид.

Вывод: без воды растение бы завяло и погибло.

 Опыт № 2. Вода дает новую жизнь.

Мы взяли семечки огурца и положили их в блюдце на влажную ткань. Ежедневно смачивали ткань водой. Через шесть дней семечки проросли.

Вывод: Вода дает новую жизнь.

Опыт № 3

Возьмем стакан, нальем воды и посадим луковицу так, чтобы она чуть-чуть заходила в воду. Поставим баночку с луковицей в теплое место.Первые признаки роста – появившиеся корешки, которые начинают пить воду. Свет и вода способствовали хорошему росту, появлению первых зеленых листиков

Уникальные свойства воды.

Вода настолько уникальный растворитель, что имеет полное право на самое почтительное отношение. В воде растворяются жидкости, твердые вещества и газы. Мы проверили несколько опытов и проверили, насколько уникальна вода.

Опыт № 3. Вода - прозрачна

Возьмем стакан с водой и полоску белой бумаги. Мы видим, что вода прозрачна. Возьмем рисунок и посмотрим на него через стакан воды. Рисунок виден. Бросим в стакан игрушку. Игрушка хорошо видна. Опустим одну ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Сделаем вывод о прозрачности. Вода прозрачна. Капнем воду на любую поверхность. Посмотрим на ее форму. Добавим еще три-четыре капли. Что произошло? Большая капля воды растеклась. Это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.

Вывод: вода прозрачна.

Опыт № 4. Текучесть воды

Если перелить воду из бутылки в стакан. Вода примет форму стакана. Вывод: вода жидкость, а жидкость не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.

Опыт № 5. Вода не имеет вкуса

Мы все знаем вкус соли, сахара, лимона. Попробуйте воду. Можно ли назвать эту воду соленой, сладкой, кислой. Нет. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт № 6 Вода растворитель

Возьмем стакан с водой и упустим в него ложечку соли, размешаем. Понаблюдаем: кристаллики соли постепенно растворяются и скоро они исчезнут совсем. Но исчезла ли соль. Попробуем воду. Соль не исчезла. Она растворилась в воде. Вывод: вода растворитель.

Возьмём камушек, пластиковую игрушку и опустим  в воду, размешаем. Растворился ли камень? Нет. Вывод: в природе есть вещества, которые растворяются в воде и не растворяются.

Опыт № 5 Капиллярность воды.

Вода обладает одним из самых уникальных свойств - капиллярностью. Многие окружающие нас физические тела имеют пористое строение, то есть, пронизаны тонкими капиллярами. Именно поэтому хорошо впитывают влагу это - вата, бумага, дерево. Возьмем стакан с водой и нальем несколько капель на поверхность. Возьмем вату и промокнем воду. Вода попала в поры ваты. Вата впитывает воду.

Вывод: вода обладает уникальным свойством - капиллярностью.

Вода - бесценная влага жизни.

Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек, заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев, колонок, водопроводных систем.

В связи с постоянно растущими потребностями промышленности и сельского хозяйства в пресной воде встает проблема сохранения существующих водных ресурсов. Ведь пригодной для нужд человека воды, как показывают статистические данные, не так уж много на Земном шаре. 

Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь - все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни.

Заключение

      Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Всем нужна чистая вода. Она основа здоровой жизни. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки, озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода используемая в быту. От загрязнения воды страдает все живое. Человек широко использует воду для своих нужд и очень часто наносит непоправимый вред, загрязняя воду промышленными отходами это приводит к нежелательным последствиям. Это мы с вами наблюдали при исследовании воды из разных источников.

Послушайте сказку возможно она покажется вам знакомой:

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, разными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом.

        

– Подумайте, что бы сказала тогда рыбка?

(о том что нужно беречь и охранять воду, чтобы она оставалась чистой)

Берегите воду, помните:

Вода это чудо природы,

 И нам без воды не прожить.

 Вода-  достоянье народа!

 Водой мы должны дорожить!

Запомните!!!  Капля воды – дороже золота!

Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

мы стали бережно относится к воде, рассказали друзьям, что нужно беречь воду и познакомили их с нашим проектом. Подготовили памятки «Берегите воду!» и раздали их вдетском саду. В школе возле воды повесили таблички о том, что нужно беречь воду.

 «Вода- это чудо природы, самое драгоценное ископаемое»

Список использованной литературы:

  1. Ваш сад и огород. Календарь – 2013.М.:  «Информ – бюро».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида№15

станицы  Новониколаевской

 

«ВОДА - ИСТОЧНИК

ЖИЗНИ»

Автор: Толочек  Сергей

     Руководитель: Старостенко

 Алла Феликсовна

2020 год

Содержание:

Введение…………………………………………………………….…..3

1. Основная часть ………………………………………..…….….……5

1.1 Голубая планета  ………………………………………….….….….5

1.2 Роль воды в жизни человека…………………………………………5

1.3 Удивительные свойства воды  ………………………………..........

Заключение  ……………………………………………..………………11

Список литературы….…………..………………………...……………..13

Приложение

Введение

Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан  чистой  холодной воды.                                                                                                                       В.Песков

Вода – краса природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут лебеди, и в синем море, где режет волны быстроходный корабль.

Эта краса и в тонкой струйке воды, которой мы умываемся. Она и в облаках, бегущих по безбрежному воздушному океану. И в грибном дождике, напоившем влагой каждый кустик. А что если бы не было воды? Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.

Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало?

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере. Она постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака. Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде дождя.

Тема: «Вода – источник жизни»

Актуальность темы: Актуальность работы заключается в значении чистой воды: где вода -там и жизнь. Уже сегодня нас волнуют и тревожат сведения о том, что мы дышим загрязненным воздухом, пьем воду с посторонними примесями.  Я часто слышал, как взрослые дома и в детском саду говорят: «Если не будет воды на земле, то не будет и жизни». Мне захотелось узнать, почему так думают взрослые?  Какое значение имеет вода для человека? 
Зачем растениям нужна вода? 
Для кого вода является природным домом?
Какими свойствами обладает вода? 
Какие чудесные превращения происходят с водой? 
К чему может привести загрязнение водоёмов?

Как беречь воду? 

Я поставил перед собой следующие задачи:

  • Подобрать и изучить литературу по данной теме.
  • Собрать и проанализировать информацию в интернет - источниках.
  • Выяснить, откуда появилась вода.
  • Узнать, какая она бывает в природе.
  • Провести практические опыты и эксперименты с водой по изучению ее

свойств .

Посмотрев видео о значении воды ,  энциклопедии для детей и другие книги я узнал, что  нашу Землю называют  ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ. Известно, что более 70 % поверхности Земли покрыто водой. Около 95 % ее приходится на моря и океаны, 4 % - на льды Арктики и Антарктики, и лишь 1 % составляет пресная вода рек и озер. Значительные источники воды находятся под землей, иногда на большой глубине.  Без воды наша планета так и осталась бы мёртвой и безжизненной, как и другие планеты в солнечной системе. Все растения и животные содержат в себе воду, например, рыбы и животные - на 75% состоят из воды, медузы - на 99%, яблоки - на 85%, огурцы - на 95%, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды. Без воды не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это - 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.

Людям нужна вода для мытья рук , чистки зубов , принятие душа , мытья посуды, стирки вещей .

Потребители, используя воды, загрязняют ее, и это постепенно приводит к истощению чистых пресных вод и к необходимости принятия мер по их охране.

 

Для того чтобы убедиться в важности и нужности воды мы провели несколько опытов:

Опыт № 1. Без воды нет жизни.

Что произойдет с цветком, если его не поливать? Мы взяли травянистое многолетние растение. Через пять дней листья опустились - растение завяло. Затем полили его водой, через несколько часов поднялись листья, а на следующий день растение приобрело прежний внешний вид.

Вывод: без воды растение бы завяло и погибло.

 Опыт № 2. Вода дает новую жизнь.

Мы взяли семечки огурца и положили их в блюдце на влажную ткань. Ежедневно смачивали ткань водой. Через шесть дней семечки проросли.

Вывод: Вода дает новую жизнь.

Опыт № 3

Возьмем стакан, нальем воды и посадим луковицу так, чтобы она чуть-чуть заходила в воду. Поставим баночку с луковицей в теплое место.Первые признаки роста – появившиеся корешки, которые начинают пить воду. Свет и вода способствовали хорошему росту, появлению первых зеленых листиков

Уникальные свойства воды.

Вода настолько уникальный растворитель, что имеет полное право на самое почтительное отношение. В воде растворяются жидкости, твердые вещества и газы. Мы проверили несколько опытов и проверили, насколько уникальна вода.

Опыт № 3. Вода - прозрачна

Возьмем стакан с водой и полоску белой бумаги. Мы видим, что вода прозрачна. Возьмем рисунок и посмотрим на него через стакан воды. Рисунок виден. Бросим в стакан игрушку. Игрушка хорошо видна. Опустим одну ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Сделаем вывод о прозрачности. Вода прозрачна. Капнем воду на любую поверхность. Посмотрим на ее форму. Добавим еще три-четыре капли. Что произошло? Большая капля воды растеклась. Это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.

Вывод: вода прозрачна.

Опыт № 4. Текучесть воды

Если перелить воду из бутылки в стакан. Вода примет форму стакана. Вывод: вода жидкость, а жидкость не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.

Опыт № 5. Вода не имеет вкуса

Мы все знаем вкус соли, сахара, лимона. Попробуйте воду. Можно ли назвать эту воду соленой, сладкой, кислой. Нет. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт № 6 Вода растворитель

Возьмем стакан с водой и упустим в него ложечку соли, размешаем. Понаблюдаем: кристаллики соли постепенно растворяются и скоро они исчезнут совсем. Но исчезла ли соль. Попробуем воду. Соль не исчезла. Она растворилась в воде. Вывод: вода растворитель.

Возьмём камушек, пластиковую игрушку и опустим  в воду, размешаем. Растворился ли камень? Нет. Вывод: в природе есть вещества, которые растворяются в воде и не растворяются.

Опыт № 5 Капиллярность воды.

Вода обладает одним из самых уникальных свойств - капиллярностью. Многие окружающие нас физические тела имеют пористое строение, то есть, пронизаны тонкими капиллярами. Именно поэтому хорошо впитывают влагу это - вата, бумага, дерево. Возьмем стакан с водой и нальем несколько капель на поверхность. Возьмем вату и промокнем воду. Вода попала в поры ваты. Вата впитывает воду.

Вывод: вода обладает уникальным свойством - капиллярностью.

Вода - бесценная влага жизни.

Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек, заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев, колонок, водопроводных систем.

В связи с постоянно растущими потребностями промышленности и сельского хозяйства в пресной воде встает проблема сохранения существующих водных ресурсов. Ведь пригодной для нужд человека воды, как показывают статистические данные, не так уж много на Земном шаре. 

Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь - все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни.

Заключение

      Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Всем нужна чистая вода. Она основа здоровой жизни. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки, озера сливаются сточные воды фабрик и заводов, а также вода используемая в быту. От загрязнения воды страдает все живое. Человек широко использует воду для своих нужд и очень часто наносит непоправимый вред, загрязняя воду промышленными отходами это приводит к нежелательным последствиям. Это мы с вами наблюдали при исследовании воды из разных источников.

Послушайте сказку возможно она покажется вам знакомой:

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, разными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом.

        

– Подумайте, что бы сказала тогда рыбка?

(о том что нужно беречь и охранять воду, чтобы она оставалась чистой)

Берегите воду, помните:

Вода это чудо природы,

 И нам без воды не прожить.

 Вода-  достоянье народа!

 Водой мы должны дорожить!

Запомните!!!  Капля воды – дороже золота!

Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Мы стали бережно относится к воде, рассказали друзьям, что нужно беречь воду и познакомили их с нашим проектом. Подготовили памятки «Берегите воду!» и раздали их вдетском саду. В школе возле воды повесили таблички о том, что нужно беречь воду.

 «Вода- это чудо природы, самое драгоценное ископаемое»

Список использованной литературы:

  1. Ваш сад и огород. Календарь – 2013.М.:  «Информ – бюро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект на тему: "Вода - источник жизни" в старшей группе

Конспект по экологическому воспитанию....

Вода – источник жизни (подготовительная группа)

формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Во...

Вода источник жизни

Дать понятие детям, что вода источник жизни...

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию...

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...