НОД окружающий мир старший возраст "у дедушки в гостях"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кымысова Ольга Николаевна

1. Закрепить знания детей о свойствах воды.
2. Способствовать развитию речи, мышлению, любознательности, наблюдательности. 
3. Обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение делать выводы; 
4. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдая необходимые меры безопасности.
5. Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в ДОУ «В гостях у дедушки». Старшая группа


Цель - формирование представлений об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о свойствах воды.
2. Способствовать развитию речи, мышлению, любознательности, наблюдательности. 
3. Обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение делать выводы; 
4. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдая необходимые меры безопасности.
5. Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды. 
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой. 
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды» С.Н. Путилиной.
Чтение сказки «Путешествие Капельки» И. Ревю.
Просмотр презентаций на тему: «Кому нужна вода».

Материал: Стаканы, ложки, пипетки, аквариум, пластиковые бутыли, пакеты, лупы, микроскопы, машинное масло, стекло, салфетки, белые халаты, бахилы, шапочки, вода, молоко, муляж речки, экран, магнитная доска, схемы-картинки, фотографии.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! Посмотрите, сколько гостей к нам пришло, поздороваемся с ними .
Воспитатель: Ребята нам кто-то звонит по скайпу.  

Ю-«Здравствуйте, ребята меня зовут Юра »! На речке, возле которой  живёт мой дедушка, стало происходить что-то странное!  Раньше я в ней купался , а теперь я приехал на каникулы к деду и могу ходить по реке. Помогите пожалуйста разобраться. А чтоб вам было понятнее, я отправлю фотографии.

Воспитатель: Ребята, поможем?

Воспитатель: Для того чтобы нам помочь Юре  во всем разобраться, нам нужно знать какой должна быть вода, и определить её свойства.

 А где мы можем это сделать ?

 В лаборатории. А что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. 
Воспитатель: А для того, чтоб нам пройти в нашу лабораторию и провести свои научные исследования, нам нужно надеть специальную одежду. А для чего в лаборатории нужна специальная одежда?
Дети: …… 
Воспитатель: Итак, занимайте свои рабочие места. А прежде чем приступить к исследованию, вспомним правила поведения в лаборатории. 
Дети: - Не шуметь - этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой. 
- Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. 
- Нужно слушаться старшего.
- Внимательно следить за результатом опыта.
Воспитатель: Все свои выводы мы будем отмечать на доске картинками-схемами, чтоб ничего не пропустить и все увидеть. Так как мы долго будем вести наблюдения, наши глаза устанут,  мы с вами сделаем гимнастику для  глаз.
Гимнастика для глаз:
«Дождик» 

Дождик, дождик, пуще лей (смотрят вверх). 
Капель, капель не жалей (смотрят вниз), 
Только нас не замочи (делают круговые движения глазами), 
Зря в окошко не стучи. (пальцем водя влево и вправо, «грозя»)

В.-  Теперь давайте подойдем  к первому рабочему столу. (На столе стоит стакан с водой.) Как вы думаете что в этом стакане?

Д-Вода.

В-Правильно. Какую форму она сейчас имеет?

Д- Форму стакана.

В- А если мы её выльем на поднос, какую Форму будет иметь вода?

Д- Форму подноса.

В- значит вода имеет свою форму?

Д- нет .

В- А почему?

Д- потому что она жидкая, и принимает форму того предмета в котором она находится.

В-правильно, каким знаком мы можем отметить?( Выбирают знак)      


Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воду в решете мы можем носить?

Д- нет

В-А давайте проверим. (выливаем остатки воды из стакана в решето.)

В- Действительно , в таком состоянии мы воду в решете носить не можем.

Но я вам сейчас докажу что всё-таки мы можем воду носить в решете.

Кто-нибудь из вас догадался как я это сделаю?

Тогда отгадайте загадку:

 Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это…

В- Лёд это вода ,а почему она тогда не льётся?

Д- потому-что  она превратилась из за холода в лёд. А лёд он твёрдый.

В- значит вода может быть твёрдой?

Д- да.

В- Как мы это можем обозначить? (твёрдость)

В- Давайте посмотрим на фотографию которую прислал Юра.

В-(воспитатель обращается к «Юре») Юра, мы смогли тебе ответить на вопрос. почему ты можешь ходить по реке?

Ю- Да, оказывается река замёрзла! А я об этом не знал.

В- У тебя есть ещё проблемы?

Ю- Конечно, в реке ещё год назад мы с дедом ловили много рыбы. А этим летом мы не смогли поймать ни одной рыбки и появился странный запах. Что случилось?

В- Да дети это серьёзная проблема. Давайте проведём ещё  эксперимент в нашей лаборатории.

В- Что вы видите на столе?

Дети: Стакан с водой.

Воспитатель: Возьмите стакан с чистой водой, как вы считаете, есть ли у воды запах?  Как можно узнать?
Дети: Понюхать. У воды нет запаха.
Отмечаем результаты опыта схемой-картинкой (картинка)

Воспитатель: Правильно у чистой  воды нет запаха.

Значит речка, возле которой живёт Юра , приобрела запах и это не нормально.

В- Юра ты слышишь, какой вывод сделали дети?

Ю-Да , я слышу, но откуда появился запах?

В- Сейчас мы продолжим выяснять.

В- В стакан с чистой водой мы положим сахар и немного помешаем его. Что произошло с сахаром.

Д- Он растворился.

В- Вывод какой?

Д- Вода растворяет.(карточка –вода растворяет)

Воспитатель: Господа ученые, мы выяснили, что запаха у воды нет , вода может растворять. Давайте рассмотрим следующую  фотографии, которую послала нам Юра.

Что на ней изображено? 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/7/74465_e4e5aa2cd81b7e8c702f255d0a14be68.jpeg.jpg


Дети: Вода, а на ней плавают различные бутылки и стаканы, мусор.
Воспитатель: Откуда мусор оказался в речке?
Дети: Люди выбросили в речку. 
Воспитатель: Мы с вами ученые, поэтому проведем опыт и узнаем точно. Подойдите к следующему столу. Что вы видите в аквариуме с  водой?

Д- Ничего, просто чистая вода.

В- Сейчас каждый из вас  опустит мусор в воду и попробуем его растворить, перемешивая. (Кусочки пластилина , Гвозди, кусочки пластика, Кусочки пакета, фантики.)

В- Что происходит? Мусор растворился?
Дети: Нет, мусор не растворяется, какой-то  оседает на дно, а какой-то плавает на поверхности и  вода становится мутная.

Воспитатель- Значит они никуда не исчезают а только накапливаются..

 Неделю назад я поместила эти предметы в стакан  залила водой и оставила . Спустя несколько дней появился неприятный запах.

В-Какой вывод мы можем сделать ?

Д- Нельзя мусор скидывать в воду. (карточка – мусор нельзя кидать в воду)

В – Юра , видимо из за того что    в речке возле которой живёт твой дедушка, накопилось много мусора, и поэтом у вся рыба погибла.

Ю- Что же делать?

В- Ребята вы можете предложить как очистить речку?

В- Можно взять сито и попытаться выловить весь мусор.

Физ минутка

В – Ребята, а что же стоит вот на этом столе? (на столе стоят 2 стакана накрытые салфетками. На одном изображена капелька голубого цвета которая символизирует чистую «Живую» воду, а на другом изображена капелька серого цвета –грязная вода «мёртвая»

 В- Ребята , а давайте мы с вами сделаем  рыбок ,  когда Юра со взрослыми очистит реку от мусора , при помощи живой воды мы их оживим и запустим в чистую реку .

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/7/74465_f32645c8c7446ab01e6fccd5065755d0.jpg.jpg



(На столах лежат корпуса от киндер сюрприза, лоскут ткани или бумаги, резинка, пластелин)

 Сначала мы корпус от киндер сюрприза обтянем салфеткой и закрепим резинкой, затем из пластилина  сделаем  глазки, плавник и ротик.

В- Что бы вы хотели пожелать речке , людям живущим возле реки и Юре.

Дети: Пожелания речке: 
- Дорогая речка, я хочу, чтобы твоя вода была самой чистой и прозрачной.
- Пусть в твоей воде всегда плещется рыба.
- Пусть вода в речке всегда будет чистая.
- Пусть всегда светит солнышко.
- Пусть рыбки не болеют.
В-Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных и растений.

В-Юра теперь ты узнал  почему ты можешь ходить  по речке, почему пропала вся рыба, и как вернуть рыбок в вашу реку.

Ю- Теперь как только растает лёд на речке ,мы вместе с дедушкой и другими жителями деревни ,постараемся очистить нашу реку от мусора. И обязательно вам сообщу, чтобы вы могли отправить рыбок , а мы выпустим  их в чистую реку . Спасибо вам большое. До свиданья.

В- А вы ребята пожалуйста выберите вот из этих капелек , если вам понравилось со мной искать ответы на вопросы Юры то возьмите капельки с живой водой, а если не понравилось – то возьмите  камельку серого цвета с мёртвой водой.

В ответ я вас хочу посветить в волонтёров за борьбу  « Чистые реки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Откуда хлеб пришёл?" по окружающему миру ( старший возраст).

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы.Программное содержание:Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представл...

Открытое интегрированное занятие с детьми старшего возраста тема: "В гости к фиксикам".

Развитие у детей старшего дошкольного возраста мотивации к учебно-исследовательской деятельности....

Сценарий спортивного досуга с детьми старшего возраста «Снеговик в гостях у ребят »

Обеспечение радостного эмоционального настроения и формирование у детей интереса к зимним видам спорта и ценностного отношения к занятиям физической культурой через совершенствование двигательных спос...

НОД окружающий мир старший возраст "планета земля в опасности"

ull; Формирование желания жить в чистой окружающей среде и оказывать посильную помощь в очищении её от мусора.• Формировать умение сортировать мусор• Вызвать желание научиться бросовым вещ...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Маша в гостях у ребят».

Задачи: обобщить знания детей , полученные за первое полугодие по ознакомлению с окружающей действительностью. Совершенствовать умение отслеживать причинно- следственную связь между  действиями,...