Дидактическое пособие " Анатомический тренажер" ( для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по окружающему миру
Дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, но также они способствуют и развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Данное пособие будет в помощь воспитателям детских садов в средних и старших возрастных группах, поможет сделать занятия не теоретическими, а наполненными примерами, которые визуализируют новые знания. Данное пособие отвечает всем пунктам требований ФГОС ДО, который заключается в:
- насыщенности (разнообразие игр, информационный и дидактический материал);
- полифункциональности (возможность использования пособия, как на столе, так и на полу; использование, как в индивидуальной работе, так и с подгруппой детей);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anatomicheskiy_trenazher.docx | 453.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Дидактическое пособие
участника районного конкурса «Понарошкин мир» среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Лямбирского муниципального района
Анатомический тренажер
в номинации «Познаю мир»
( для детей старшего дошкольного возраста)
автор – составитель:
воспитатель Хантимерова Ирина Александровна
Лямбирь 2019
Автор-составитель: Хантимерова Ирина Александровна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Название игры: Анатомический тренажер
Номинация: «Познаю мир»
Возрастная группа: дети 5 – 7 лет
Пояснительная записка.
Дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, но также они способствуют и развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Данное пособие будет в помощь воспитателям детских садов в средних и старших возрастных группах, поможет сделать занятия не теоретическими, а наполненными примерами, которые визуализируют новые знания. Данное пособие отвечает всем пунктам требований ФГОС ДО, который заключается в:
- насыщенности (разнообразие игр, информационный и дидактический материал);
- полифункциональности (возможность использования пособия, как на столе, так и на полу; использование, как в индивидуальной работе, так и с подгруппой детей);
- трансформируемости (возможность использования как в частично открытом виде, так и в полном раскрытии; можно перемещаться из одного цента активности в другой);
- вариативности (возможность разнообразия игр);
- доступности (свободный доступ к пособию в течении дня);
- безопасности (материал, из которого изготовлен тренажер и оборудование в нем изготовлены из безопасного материала).
Цель. Формировать первоначальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии. Познакомить детей со строением организма человека и основными органами, уметь правильно находить их расположение. Стимулировать детей к ранней профориентации.
Содержание (краткая аннотация) Тренажер можно использовать в познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности. Тренажер можно повесить на стену, расположить на полу или столе. Пользование анатомическим тренажером может проводиться как индивидуально, подгруппами в процессе образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Методические рекомендации по реализации игрового пособия.
Сначала дети знакомятся с анатомическим тренажером совместно с педагогом, затем, когда навык использования материала пособия закрепится, дети могут играть самостоятельно.
Практическая значимость.
1. Способствует развитию познавательного интереса детей, обеспечивая возможность самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности. Стимулирует интерес детей к познанию.
2. Стимулирует развитие мышления, памяти, внимания, способности к самоконтролю.
3. Совершенствует монологическую, диалогическую речь.
4.Способствует умению отстаивать свое мнение, использовать доказательства в споре.
Обучающее значение.
1. Дети знакомятся с внутренними органами человека. Закрепляют знания о строении человека, о функциях внутренних органов.
2. Формируется умение называть, показывать основные органы и их функции.
3. Формируется понятие об индивидуальности и схожести строения тела разных людей.
4. Формируется стремление к здоровому образу жизни, бережному отношению к себе и своему здоровью.
5. Используя устную речь, выражают свои мысли и желания.
Воспитательное значение.
1. Поддерживает стремление к здоровому образу жизни.
2. Воспитывает доброжелательное отношение к окружающим, интерес к другим воспитанникам в группе.
3. Способствует к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
4. Организует детей по интересам.
5. Развивает самостоятельность.
«Расположи правильно»
Цель. Сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о расположении внутренних органов в организме человека (сердце, желудок, печень, почки, легкие).
Оборудование. Анатомический тренажер
Игровые действия
Необходимо заранее подготовить анатомический тренажер, на котором разместить органы в соответствии с их размещением в организме человека.
Также следует рассказать детям о функциональном содержании того или иного органа, например: легкие предназначены для фильтрации воздуха, которым мы дышим.
Участники игры по очереди прикладывают органов, тем самым формируя представления об их расположении.
Вариант 2 «Исправь ошибку»
Игра проходит по аналогии с игрой «Расположи правильно».
Оборудование. Анатомический тренажер
Игровые действия
Воспитатель умышлено размешает органы человека не правильно, дети исправляют.
«Найди быстрее»
Цель: закреплять с детьми названия и функции
органов и частей человеческого организма.
Оборудование: листы на каждого ребенка с
изображением органов чувств человека и разных предметов.
Игровые действия
Дети получают листы с изображением органов чувств человека и
разных предметов(нос - печка, язык - сторож, ухо – улитка, кожа
скафандр, глаз – лупа, зубы – кусачки). Они рассматривают их и
соединяют линией соответствующие изображения. Затем каждый
ребенок называет какой орган с каким предметом соединил и объясняет.
Выигрывает тот, кто правильно определил сходство органов с предметами.
«Вредно и полезно»
Цель. Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Вариант 1
Игровые действия
Воспитатель называет продукт или действие. Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном - ночь», «Ребенок моет руки с мылом», « Чумазый ребенок» и т.п.
Если это полезный продукт (или действие), дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий), а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером .
Вариант 2
Игровые действия
Условия, как и в предыдущем варианте, но в руках у детей карточки красного и зеленого цвета (форма карточки - любая). Воспитатель называет продукт, действие. Положительный вариант - дети поднимают зеленые карточки, отрицательный - красные.
Вариант 3
Игровые действия.
В руках у детей карточки красного и зеленого цвета. Звучит музыка, ребята начинают двигаться - ходить, пританцовывать и т.п. Педагог останавливает музыку и. С окончанием музыки дети останавливаются и воспитатель называет продукт или действие человека картинки, показывают красную, произнося «Это плохо!» или зеленую карточку, говоря «Это очень хорошо!». В игре используется 5-7 пар вариантов действий или названий.
«Найди быстрее»
Цель: закреплять с детьми названия и функции
органов и частей человеческого организма.
Оборудование: листы на каждого ребенка с
изображением органов чувств человека и разных предметов.
Игровые действия
Дети получают листы с изображением органов чувств человека и
разных предметов (нос - печка, язык - сторож, ухо – улитка, кожа
скафандр, глаз – лупа, зубы – кусачки). Они рассматривают их и
соединяют линией соответствующие изображения. Затем каждый
ребенок называет, какой орган, с каким предметом соединил и объясняет.
Выигрывает тот, кто правильно определил сходство органов с предметами.
«Назови причину болезней и травм»
Цель. Формировать умение находить причину события, связанного с нарушением соблюдением правил личной гигиены и сохранения здоровья. Развивать умение находить причинно-следственные связи.
Игровые действия
Воспитатель предлагает детям закончить предложение, определив причину или возможные причины события.
Варианты.
У мальчика заболели зубы, потому что...
У Лены заболело горло, потому что...
Миша уколол себе палец, потому что...
Сережа упал и разбил себе колено, потому что...
Наташа слегла в постель с высокой температурой, потому что...
У Ани ногти были грязные, потому что...
Петя поскользнулся и больно шлепнулся, потому что пол... (мокрый, скользкий).
Наташа ночью пошла в туалет, споткнулась о собственную куклу на полу и сломала руку, потому что... (не убрала на место игрушки перед сном).
Саша, вылезая из ванны после купания, поскользнулся и больно ударился о край ванны, потому что... (пол в ванной мокрый и скользкий, надо наступать на специальный коврик).
После купания в пруду Коля серьезно заболел, потому что... (переохладился или набрался через рот или нос вредных микробов).
Таня обожгла руки, когда хотела их помыть, потому что... (первым открыла кран с горячей водой).
Помогая маме, Нина переставляла кастрюлю с горячим супом с плиты на стол и выплеснула его себе на ноги, потому что... (кастрюля была тяжелой, Нина не могла удержать ее).
Саша пролежал на пляже весь жаркий день, а к вечеру на коже у него вскочили волдыри и поднялась температура, потому что... (получил солнечный ожог, не закрывался от солнца).
Сбегая вниз по лестнице, Саша упал, потому что... (не держался за перила).
Сережу укусила незнакомая собака, которую он хотел погладить, потому что... (собаке показалось, что он ей угрожает... собака стояла спиной к Сереже и не ожидала прикосновения... собаке показалось, что Сережа дразнит ее... собака в это время грызла косточку и подумала, что Сережа хочет ее отнять).
Девочка обморозила кончики пальцев на руках и ногах, потому что... (долго играла в снегу в холодный зимний день).
Мальчик потер глаза руками, и они воспалились, потому что... (руки были грязными).
Ученик заметил, что стал хуже видеть, потому что... (много читал при плохом освещении... не защищал глаза от солнца... несколько часов подряд смотрел телевизор).
Во время насморка у Саши заболели уши, потому что... (он сильно сморкался).
Коля повредил барабанную перепонку, потому что... (ковырялся в ухе палочкой).
После длительного слушания музыки Степан стал хуже слышать, потому что... (музыка была очень громкой).
Зубной врач обнаружил у Севы кариес и воспаление десен, потому что... (Сева не чистил каждый день зубы... был ослаблен длительной болезнью... у него был неправильный прикус... ел мало овощей, фруктов, мяса, рыбы, яиц и пил молока... ел слишком много конфет и сладкого).
Саша больно прищемил палец дверью, потому что... (не держал дверь за дверную ручку).
Наташа ходила босиком по полу и простудилась, потому что... (пол был холодным).
Саша обжег ступни на асфальте, потому что... (день был жарким и асфальт раскалился)
«Все части тела важны, все человеку нужны».
Цель. Формирование знаний детей о строении тела человека, расположения различных органов. Усвоить внешнее строение и функции органов; научить называть, находить и показывать детали частей тела, умение правильно расположить органы на соответствующих частях тела.
Игровое правило. Воспитатель читает стихотворение или загадывает загадку про части тела и органы, а дети должны отгадать и узнать их, назвать полным ответом и выбрать из множества картинок.
Игровые действия. Игра проводиться после ознакомления детей со строением человека, ознакомления с названиями различных частей тела, органов и их функциями.
На столе разложены детали, воспитатель задает вопрос, дети по очереди отвечают полным ответом и выбирают нужную деталь, игра продолжается, пока дети не разберут все детали (части).
Маша весело бежит к речке по дорожке.
А для этого нужны нашей Маше … (ножки)
Маша ягодки берёт по две, по три штучки.
А для этого нужны нашей Маше … (ручки)
Маша слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны,
Нашей Маше … (ушки)
Маша ядрышки грызёт,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Маше … (зубки)
Маша смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Маше … (глазки)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)
Есть у Маши две горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Есть у Машеньки работники,
Во всём помочь охотники.
Живут не за стеной —
День и ночь со мной:
Целый десяток
Верных ребяток! (Пальцы)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)
Главнее его нам с тобой не найти,
Заставит он сесть и заставит идти.
Запомнит стишок, и задачку решит,
И шуткой новой всех рассмешит.
Придумал он радио и телефон,
Машины, ракеты — это всё он.
И книги на полках библиотек...
И трудится он, пока жив человек! (Мозг)
Ходим мы, играем, пишем,
И все время дышим, дышим.
Ведь для этого недаром
Есть у всех нас легких пара.
И они, подумать только,
Все разделены на дольки,
Невесомы и воздушны.
Наши легкие послушно
Выдох делают за вздохом.
Нам без них пришлось бы плохо! (Лёгкие)
Хоть они зовутся «почки» —
Не растут из них листочки.
Две близняшки, две сестрички
Соль и лишнюю водичку
Аккуратно собирают —
Их обязанность такая.
Нас избавят почки дружно
От того, что нам не нужно! (Почки)
Все сказку про Красную шапочку знают,
Но только вот здесь заковырка какая:
Бабушка в волчьем сидела желудке!
Скажу вам, что это лишь милая шутка.
Желудок размером не очень велик,
И бабушек прятать он не привык,
У человека и зверя любого
Служит желудок совсем для другого.
Соком желудочным пищу польёт,
Побудет чуть-чуть она здесь — и вперёд.
Конфета, ватрушка или печенье
Дальше отправятся без промедленья!
(Желудок)
Игры «Скорая помощь». « Хирург». «Больница».
Цель.
Закреплять знания детей о медицинских профессиях. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Примерные игровые действия:
приход в поликлинику, регистратура; прием у врача; выписка лекарства;
вызов «Скорой помощи»; госпитализация, размещение в палате; назначения лечения;
обследования; посещение больных; выписка.
Предметно-игровая среда.
Оборудование: халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, направления, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон, компьютер, носилки, анатомический тренажер.
Загадки
- Их никто не сеет, никто не сажает, они сами вырастают! (Волосы).
- В двух норах воздух бродит, то выходит, то заходит. (Нос).
- Отворю свой хлевец, покажу друзьям беленьких овец. (Губы, рот, зубы).
- Если бы не было его, никто не говорил бы ничего. (Язык).
- Десять братцев в разных домиках живут. (Пальцы).
- За обедом всего нужней? (Рот).
- Есть у людей. Есть у зверей. У человека умнее. (Голова).
- Слышите, журчит водица? Умывайте чаще …. (Лица).
«Все части тела важны, все человеку нужны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное дидактическое пособие по экологии для детей старшего дошкольного возраста по произведениям В.Бианки
Пояснительная записка по использованию электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.Тема: «Сказки не сказки» В.БианкиВозраст: 5-6 летЦель пособия: Закр...
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие...
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие...
Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС» для детей старшего дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста испытывают затруднения при объединении (классификации) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у них развито еще не достаточно.В «Поле чудес...
Дидактическое пособие «Весёлые кубики» для детей старшего дошкольного возраста.
Данная игра подходит для занятий с обычными детьми, детьми с ОВЗ и детьми, испытывающими трудности в психологическом и умственном развитии."Весёлые кубики" - это игра, которой легко заи...
Многофункциональное музыкально-дидактическое пособие «Волшебная полянка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие у детей представления о характере музыка (весёлая-спокойная-грустная)Задачи: учить различать характер контрастных пьес, воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на...