Проект "Тайны космоса"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Мокляк Юлия Петровна

Информационно-творческий проект о работе с детьми средней группы по теме "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информационно-творческий проект248.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25» пгт. Сибирцево

Проект «Тайны космоса»

C:\Users\в-лазер\Desktop\Screenshot_2019-02-26-14-21-21.png

                                                                                     Авторы:

воспитатели – Мокляк Юлия Петровна

Ковалёва Алиса Владимировна                                                                                                                          

Тел 8(42351)20-4-42

Информационная карта проекта

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный, с 15.10.2018г. по 26.10.2018г.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Актуальность проекта: интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи:

- от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса.

Задачи проекта:

  1. Образовательные задачи:
  • Формировать представление детей о космосе, дать представление о том, что Вселенная – это множество звёзд, а Солнце – это самая близкая к Земле звезда.
  • Познакомить с планетами Солнечной системы.
  • Дать представления об   освоении космоса: спутники, ракеты, животные-космонавты, первый космонавт Юрий Гагарин, рассказать  о  полёте Юрия Гагарина в космос.
  • Научить добывать информацию из разных источников.
  • Поощрять стремление познавать новое и неизведанное.
  • Учить правильно формулировать выводы и умозаключения.
  1. Развивающие задачи:
  • Развивать умения и навыки исследовательской деятельности: задавать вопросы, собирать совместно со взрослыми необходимую информацию из различных источников (художественная литература, рассматривание звёздного неба в телескоп, беседа с воспитателями и родителями, просмотр тематических презентаций и видеофильмов).
  • Развивать интерес, творческие способности.
  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать доброжелательность и активность в процессе познания.
  • Способствовать созданию активной исследовательской позиции, как детей,        так и их родителей.

Предполагаемые результаты.

Предполагаем, что к окончанию проекта дети будут знать и называть:

  • Наша планета – Земля, Солнце – звезда, Луна – спутник Земли.
  • Другие планеты нашей Солнечной системы.
  • Первыми в космос полетели собаки – Белка и Стрелка.
  • Имя первого космонавта – Юрий Гагарин.
  • На чём люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль.

Работа с родителями:

  1. Информационная папка «Тайны космоса».
  2. Консультации на тему: «Расскажите детям о космосе».
  3. Наблюдение с детьми за звёздами: яркость, размер.

Реализация проекта:

  1. Подготовительный этап.
  • Модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать.
  • Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты, иллюстрации и фотографии о космосе, художественную литературу, игры по данной теме.
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.

  1. Основной этап.

Перспективное планирование деятельности

Познавательное развитие

Социально-коммуникатив-ное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Познавательные  беседы «Космос», «Белка и Стрелка», «Первый космонавт на земле». (Приложение 1)      

Просмотр презентации «Путешествие в космос».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в виде игры-путешествия «Тайны космоса» (Приложение 3)

 Игра «Разрезные картинки».

 

Пальчиковая игра «На Луне жил звездочёт».

 

Дидактические игры: «Что есть в космосе», «Космическое лото», «Найди лишний предмет», «Помоги космонавту найти свою ракету», «Кто быстрее соберёт звёзды».

 Сюжетно-ролевая игра «Полёт на Луну».

 Игры со строительным материалом -

 «Построим ракету».

Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о космосе, космических кораблях и космонавтах.

Разгадывание загадок и чтение стихов о космосе.

Артикуляцион-ная гимнастика «Ракеты»

Заучивание стихотворения: «В космической ракете».

Чтение рассказов В.В. Медведева «Звездолёт», «Брунька».

Дидактическая игра «Назови космические слова»

Беседа-рассуждение «Куда пропадают звёзды днём?»

Пластилинография «Звёздная фантазия».

Аппликация «Космическая ракета», рисование, раскрашивание раскрасок.

Конструирование человечков, живущих на других планетах.

Раскрашивание по номерам планеты Земля.

Рисование космоса малярными кистями на обоях.

Составление ракеты из геометрических фигур.

Подвижные игры «Ракетодром», «Космонавты» (Приложение 2)

Физкультминутки «Космонавт весёлый я…», «Полёт в космос».

3. Решение поставленных задач с родителями:

- Наблюдение вместе с детьми за звёздами: яркость, размер.

- Информационная папка для родителей «Тайны космоса».

  1. Заключительный этап.
  • Беседа-обобщение «Что я могу увидеть в космосе?»
  • Выставка детских работ «Космическая ракета».
  • Фотоотчёт.

 Результат работы:

Критерии

Количество детей

Начало проекта

Конец проекта

Знают и называют: наша планета – Земля, Солнце- звезда, Луна – спутник Земли

3

18

Знают и называют другие планеты нашей Солнечной системы

2

15

Знают, что первыми в космос полетели собаки – Белка и Стрелка

2

15

Знают имя первого космонавта – Юрий Гагарин

2

18

Знают, на чём люди летают и работают в космосе

5

18

Заинтересованность детей темой о космосе

3

15

Рассказывают о наблюдении за звёздами

3

12

Конструируют из строительного материала и конструктора ракеты и космические корабли по своему представлению

4

15

Вывод: данная тема вызвала интерес у детей. Они используют полученные знания в продуктивной  деятельности, пытаются узнать что-то новое, делятся своими знаниями  друг с другом. Планируется продолжение темы «Космос» в старшей группе с расширением и углублением знаний.

Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П., Белая К.Ю. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуск 1 М.: Школьная Пресса, 2011
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.:  Мозаика-Синтез, 2010
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П.. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008
  4. Демонстрационный материал для  фронтальных занятий «Космос». Художник А.Кукушкин
  5. Детский сад: теория и практика. Журнал №9/2012 «Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду», электронная версия:http://editionpress.ru/detsad_021.html 
  6. Жданова И.К. Географический атлас для детей «Мир и человек», М.:ГУ геодезии и картографии, 1989
  7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.М.: ТЦ «Сфера», 2007
  8. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2012
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность детском саду. Средняя группа. М.: «Карапуз», 2009
  10. Теннова Н.А. Астрономия для детей: http://www.astrogalaxy.ru/kind5.html 
  11. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

Приложения:

Приложение 1. Познавательные беседы

Приложение 2. Подвижные игры

Приложение 3. Конспект НОД

Приложение 4. Фотоотчет по проекту (электронный формат)

Приложение 1

Познавательные беседы

Познавательная беседа «Космос»

Цель: сформировать у детей понятие «космос».

Задачи: - выяснить, что есть в космосе;

               - ввести понятия «звёзды», «планеты».

Оборудования и материалы: плакат с изображением солнечной системы.

Содержание беседы.

Что мы можем увидеть ночью и днём на небе? (Солнце, звёзды, луну). Всё это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «всё на свете», «Вселенная» - это всё, что существует. Земля – часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звёзды, облака газа и пыли – это тоже Вселенная.

Учёные используют телескопы и космические автоматические станции для изучения космоса.

На ночном небе мы видим звёзды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звёзды – огненные шары, одни более горячие, другие – менее, поэтому и цвет у звёзд разный. Самые горячие – белые, чуть менее горячие – голубые, потом жёлтые и красные.

А какая звезда к нам ближе всего? Солнце – это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце – шар, состоящий из раскалённых ярко светящихся газов. Оно даёт нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.

Познавательная беседа «Белка и Стрелка»

Цели: - расширить представления детей о космических полётах;

            - познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой.

Оборудования и материалы: картинки с изображением Лайки, Белки и Стрелки.

Содержание беседы.

А вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день проходили тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки – есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.

А 9 августа 1960 года с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки прошли все виды испытаний. Они могли довольно длительно находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались звуков, сидели в своём экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотики сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания. По телевидению показали кадры полёта Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. Через 11 дней они благополучно возвратились на землю.

Познавательная беседа «Первый космонавт на Земле»

Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос.

Задачи: - воспитывать интерес к профессии космонавта;

               - подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только  

                 здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;

              - воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.

Оборудование и материалы: портреты Ю.Гагарина и В.Терешковой.

Содержание беседы.

Космонавты – люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей)

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Алексеевич Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полётом, все люди волновались. И когда он приземлился, то се радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. День полёта 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики.

После полёта Ю.А.Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина-космонавт – Валентина Терешкова. Многие космонавты летали в космос не один раз. Работа космонавтов очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.

Хотите, ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле?

Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом?

А вот ещё одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда.

А ещё ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.

Испытания серьёзные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренируются, занимаются спортом). Космонавт должен быть бесстрашным, почему? Потому что люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета. В космосе космонавты проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь.

             

   

Приложение 2.

Подвижные игры.

«Космонавты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету: «У-У-У!» (руки над головой)

- Завели моторы: «Р-Р-Р!» (движение руками: одна вокруг другой)

- Загудели: «У-У-У!» (руки в стороны)

- На заправку полетели! (присели – руки вперёд, заправились – руки опустили)

Игра повторяется несколько раз.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

Приложение 3.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Таны космоса»

Задачи:

  1. Познакомить детей с планом-схемой «Земля – Космос». Учить детей действовать в соответствии со схемой.
  2. Закрепить количественный счёт в пределах 5, понятия «больше – меньше», «поровну.
  3. Формировать умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. Закрепить знание геометрических фигур.
  4. Развивать воображение детей и реализовывать его с помощью изодеятельности.

Материалы и оборудования: Лунтик, карта-схема, макеты планет Голубая звезда и Радужная планета, изображение солнца, геометрические кометы, набор геометрических фигур для составления ракеты, обои, малярные кисти, гуашь.

Ход занятия.

Приветствие: Солнце яркое встаёт,

                       Лучики свои нам шлёт!

                       Ручки солнышку покажем,

                       «Здравствуй!» - солнышку мы скажем!

Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправимся в космическое путешествие. И поможет нам в этом наш Лунтик. Но что-то я его не вижу у нас в группе. Куда же он делся? (Ищем глазами Лунтика)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, здесь письмо от Лунтика. (Читаю): «Здравствуйте, ребята! Я улетел в космическое путешествие на Радужную планету. Моя летающая тарелка сломалась, и я не могу вернуться обратно на нашу планету. Помогите мне, пожалуйста, вернуться на Землю!» - Поможем Лунтику, ребята?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Только как мы ему поможем? Мы же не знаем, где находится Радужная планета.

Воспитатель: (заглядываю в конверт) – Здесь, в конверте ещё что-то лежит. Это план, как долететь до Радужной планеты! Давайте рассмотрим его, и проследим по плану, как летел Лунтик (рассматриваем план вместе с детьми).

Воспитатель: - Ребята, вы готовы отправиться в полёт?

Дети: - Да, готовы!

Воспитатель: - Тогда заводим моторы! И полетели!

(Подлетаем к планете Голубая звезда. Но она закрыта)

Воспитатель: - Ребята, планета Голубая звезда закрыта. Чтобы ее открыть нам нужно отгадать загадку:

Тёмными ночками гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она: «Уже поздно! Спать пора!»

Потому что мать - … (Луна), а дочурки - … (звёзды).

(Открываю планету)

Воспитатель: - Ребята, смотрите, сколько здесь красивых звёзд! Давайте сосчитаем, сколько звёзд? (Здесь 4 звезды) А под звёздами облака. Сколько облаков? Давайте посчитаем. Чего больше? Положим каждую звёзду спать на облако. (Опускаем звёзды) Всем звёздам хватило облаков? Почему? (Ответы детей) Что нужно сделать, чтобы звёзд и облаков стало поровну? (добавить ещё одно облако) Теперь у нас звёзд и облаков поровну. Вот ещё одна звезда прилетела. Сколько звёзд? (5, а облаков – 4) Что нужно сделать чтобы было поровну? (Добавить одно облако) А у меня его нет. Что нужно сделать, чтобы стало поровну облаков и звёзд? (Убрать одну звезду) Звёзды отдыхают каждая на своём облаке. Наверно, им снятся очень красивые и цветные сны. А мы с вами отправляемся дальше!

(Заводим моторы и подлетаем к плакату с изображением Солнца на тёмно-синем фоне)

Воспитатель: - Ребята, а мы можем приземлиться на Солнце?

Дети: - Нет! Не можем!

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Потому что Солнце – это большой огненный шар.

(Прикрепляю ракету к плакату)

Воспитатель: - Мы с вами летим вокруг солнца и видим кометы. Они разной формы. В правом верхнем углу мы увидим комету жёлтую круглую (ребёнок находит комету и прикрепляет её в правом верхнем углу); в левом верхнем углу мы увидим комету красную квадратную (ребёнок находит комету и прикрепляет её в левом верхнем углу); в правом нижнем углу мы увидим комету синюю прямоугольную (ребёнок находит комету и прикрепляет её в правом нижнем углу); в левом нижнем углу мы увидим комету зелёную треугольную (ребёнок находит комету и прикрепляет её в левом нижнем углу).

Воспитатель: - А теперь посмотрим на какие геометрические фигуры похожи эти кометы и где они расположены? (Ответы детей)

Воспитатель: - Задание выполнили. А теперь летим дальше! Лунтик нас уже ждёт!

Физкультминутка: 

Космонавт весёлый я (две руки к груди),

Здесь со мной мои друзья (вытянув руки поочерёдно показываем на детей),

Строим вместе космолёт (две руки складываем домиком перед грудью),

Чтоб отправиться в полёт (поднимаем руки вверх, руки соединены),

Раз, два – заправляем (круговые вращения руками),

Три, четыре – мы взлетаем (поднимаем руки вверх, руки соединены),

Пять, шесть – мы в пути (бег на месте),

Планету видим впереди! (вытягиваем руки вперёд)

(Подлетаем к Радужной планете)

Воспитатель: - Вот мы и добрались до Радужной планеты! А вот и Лунтик! Здравствуй, Лунтик! Что случилось?

Лунтик: - У меня сломалась ракета, и я не могу попасть на Землю. Вы мне поможете вернуться вместе с вами?

Дети: - Да, поможем!

(Из геометрических фигур собираем ракету и называем геометрические фигуры)

Воспитатель: - Мы починили ракету, и нам пора возвращаться на Землю! Полетели!

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие! Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вы увидели во время нашего путешествия? Давайте всё, что вы увидели, нарисуем!

(Рисование гуашью на обоях малярными кистями).

                                                                 

                                   

                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...