Проект "Природа зимой"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Тушкова Марина Валерьевна

Проект для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda_zimoy.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7»

(МБОУ ЦО «ШКОЛА-САД № 7»)

Проект для детей старшей группы

 «Природа зимой»

 Подготовила

  Воспитатель М.В. Тушкова

г. Ханты-Мансийск

 2019

           Проект «Природа зимой»

 I. Введение.

1.1. Обоснование актуальности.

         Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.

1.2. Паспорт проекта.

                                     Педагогический проект

Тема проекта: «Природа зимой»

Вид проекта:  познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта:  краткосрочный

Сроки реализации проекта:  февраль 2019 г.

Масштаб проекта:  территориальный – МБОУ ЦО Школа-сад № 7

Участники проекта:  воспитанники старшей группы «Умка», родители воспитанников, воспитатели.

                                   Актуальность проекта

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – поэтому ему помогают педагоги.

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательно-воспитательного  процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

                                                 Цель проекта

  • Формирование у дошкольников  целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей.
  • Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.

                                     Задачи проекта

  • Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их
  • Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой.
  • Развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность устанавливать связи между сезонными изменениями в природе
  • Воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым
  • Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
  • Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
  • Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
  • Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
  • Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.

                           

Методическое обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение:  развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, ноутбук, проектор, фотоаппарат, уголок опытно-экспериментальной деятельности.

Методическое обеспечение:  Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Рабочая программа воспитателя «Ежедневное планирование» по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Старшая  группа. / авт.-сост. Н.Н. Гладышева и др. -Волгоград: Учитель, 2015; Образовательный процесс : планирование на каждый день по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Декабрь - февраль. Старшая группа./ авт.- сост.Н.Н. Черноиванова и др.: - Волгоград: Учитель, 2015.

Технологии:  

- здоровьесберегающая  технология;

 - информационно-коммуникативные технологии;

- технология наглядного моделирования;

- технология проектной деятельности.

                               Ожидаемый результат

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Воспитание бережного отношения к природе.

Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, повышение познавательной активности;

 Усвоение необходимых знаний по теме «Зима».

II. Разработка проекта.

2.1. Этапы реализации проекта.

                                  Подготовительный этап

1.     Подбор и изучение  необходимой литературы.

2.     Составление плана работы, подбор методик.

3.     Беседа с детьми, для выявления знаний  о зимних изменениях в природе.

4.     Подготовка атрибутов для игр, занятий

5.     Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.

6.    Выявление субъективного опыта:

Что мы знаем о зиме?

«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки» ,«зимой бывает лед» ,«что зима холодная» , «деревья  зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть».

Что мы хотим узнать?

«Зачем зимой снег?» , «я хочу узнать, откуда берется снег и лед?» , «почему зимой деревьям тепло?».

Где мы можем найти информацию?

Найти в компьютере, по телевизору, в книжках, от родителей, от воспитателей.

Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?

 «Создать альбом о зиме» , «сделать поделку», «принять участие в конкурсе».

7.  Организация деятельности детей и родителей:

- разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;

- организация развивающей, познавательной, предметной среды.

Сотрудничество с родителями:

-оформление папок-передвижек для родителей по теме:

- «Зима»; «Зимние подвижные игры»;

-подборка стихов для разучивания с детьми дома и в группе;

- в беседах родителей с детьми уточнять представления о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период;

-консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».

-беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к образовательно-воспитательному  процессу в ДОУ;

-участие родителей в конкурсах.

8. Диагностика детей старшего возраста для выявления уровня знаний по теме проекта.

                                          Основной этап 

«Речевое развитие»

  • Словесно-дидактические игры:

«Чем слова похожи друг на друга?» ( проговаривание слов и поиск родственных слов);

-«Подбери слово по смыслу»( «что делает снег?», « каким бывает лед?»);

-«Расскажи по картинке», «Придумай продолжение истории», «Что сначала, что потом?»;

-«Угадай признаки зимы»;

-«Предметы зимы»;

-«Украсим снежинками елку».

  • НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Зима» с использованием наглядного моделирования;
  • ЧХЛ:

-Е. Михайленко «Подарки зимы»

-Н. Карпова «Где венок?!»

-В. Орлов «Бахрома»

-А.Лукин «Зима»

-Н.Карпова «Дружок»

-Н.Карпова «Ледяное кружево»

-И.Черницкая «Пришла зима»

-Т. Яссон «Волшебная зима», Г.Андерсен «Снежная королева»

-Чтение и обсуждение примет о зиме и зимних явлениях;

-Составление рассказов о зиме и зимних явлениях по картинкам с использованием алгоритмов и мнемосхем;

-Рассматривание сюжетных картин о зиме, альбомов о зиме.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Ситуативные беседы:

-«Почему снег мягкий?», «Как снег спасает и защищает землю от мороза?», «Какой сегодня снег?», «Есть ли жизнь под снегом?», «Почему замерзает вода?»;

  • Беседы по теме проекта, рассуждения:

- «Расскажи, как защищаются от холодов растения», «Как люди помогают пережить суровые зимы растениям, животным и птицам?», «Как изменился поселок с приходом зимы?», «Какие зимние явления тебе знакомы?», «Опасные зимние природные явления», «Почему лед прозрачный?».

  • Труд на прогулке:

-Засыпка снегом корней деревьев, ремонт снежных построек, наведение порядка и чистоты в кормушках, заливка цветной водой ледяных и снежных построек, уборка участка после снегопада, очистка снежных построек( снежная горка, снежная крепость, ледяной замок); стряхивание снега с веток деревьев;

-Конструирование ледяного замка из ледяных заготовок (кирпичики и шары).

  • Организация сюжетно-ролевых игр: «На катке», «Лыжная гонка».

«Познавательное развитие»

  • НОД по ФЦКМ «Жидкое - твердое» с элементами ОЭД
  • НОД по КИД «Конструирование из бумаги «Снежинка»
  • Работа с календарем погоды «Обозначения зимних явлений природы на модуле» (использование наглядного моделирования)
  • Прогулка:

-наблюдения «Как люди переходят дорогу во время гололедицы?», «Поведение птиц в зимнее время», «Как одеты люди зимой?», «Красивые снежинки», «Трава под снегом», «Зимнее небо»;

- ОЭД: «Такой разный снег» (измерение глубины снега снегомером в разных местах участка), «Откуда берется иней?»( использование термоса с горячей водой на морозе); «Снежное покрывало»( наблюдения за бутылками с горячей водой); «Замерзание жидкостей»( наблюдения за процессом замерзания простой и соленой воды; экспериментирование с соком, растительным маслом и молоком); «Ледяной дом» (экспериментирование со снегом и водой – как скрепить ледяные заготовки между собой).

«Художественно-эстетическое развитие»

  • НОД (изодеятельность) «Деревья в инее»
  • НОД (изодеятельность ) «По мотивам хохломской росписи»
  • НОД (лепка) «Зайчик»

«Физическое развитие», «Здоровье»

- беседы о безопасном поведении во время прогулок, о безопасном поведении на дороге во время гололеда, о мерах безопасности во время опасных зимних природных явлениях - мороз, метель, оттепель, снежная лавина.

-Утренняя гимнастика «В гостях у солнышка»

                              Заключительный этап

  1. Создание альбома «Приметы матушки зимы»
  2. Оформление календаря природы поделками «Снежинки»
  3. Диагностика усвоенных знаний у воспитанников по теме проекта.
  4. Участие родителей и их детей в творческих конкурсах

III. Результаты проекта

  • У детей сформировались разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; сформировался  устойчивый  интерес к наблюдениям за явлениями в природе зимой.
  • Дети стали бережнее относиться к природе.
  • Родители воспитанников с удовольствием принимали участие и сотрудничали с ДОУ,
  • Усилилось  ресурсное  обеспечение группы.
  • Дети приобщились к здоровому образу жизни.
  • Воспитанники приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, повысилась познавательная  активность.
  • Усвоились необходимые знания по теме «Зима».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....