Проект "Природа зимой"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-САД № 7»
(МБОУ ЦО «ШКОЛА-САД № 7»)
Проект для детей старшей группы
«Природа зимой»
Подготовила
Воспитатель М.В. Тушкова
г. Ханты-Мансийск
2019
Проект «Природа зимой»
I. Введение.
1.1. Обоснование актуальности.
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
1.2. Паспорт проекта.
Педагогический проект
Тема проекта: «Природа зимой»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: февраль 2019 г.
Масштаб проекта: территориальный – МБОУ ЦО Школа-сад № 7
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Умка», родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – поэтому ему помогают педагоги.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях образовательно-воспитательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель проекта
- Формирование у дошкольников целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей.
- Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.
Задачи проекта
- Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их
- Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой.
- Развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность устанавливать связи между сезонными изменениями в природе
- Воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым
- Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
- Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
- Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
- Развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
- Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.
Методическое обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение: развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, ноутбук, проектор, фотоаппарат, уголок опытно-экспериментальной деятельности.
Методическое обеспечение: Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Рабочая программа воспитателя «Ежедневное планирование» по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Старшая группа. / авт.-сост. Н.Н. Гладышева и др. -Волгоград: Учитель, 2015; Образовательный процесс : планирование на каждый день по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Декабрь - февраль. Старшая группа./ авт.- сост.Н.Н. Черноиванова и др.: - Волгоград: Учитель, 2015.
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология наглядного моделирования;
- технология проектной деятельности.
Ожидаемый результат
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, повышение познавательной активности;
Усвоение необходимых знаний по теме «Зима».
II. Разработка проекта.
2.1. Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Составление плана работы, подбор методик.
3. Беседа с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в природе.
4. Подготовка атрибутов для игр, занятий
5. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
6. Выявление субъективного опыта:
Что мы знаем о зиме?
«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки» ,«зимой бывает лед» ,«что зима холодная» , «деревья зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть».
Что мы хотим узнать?
«Зачем зимой снег?» , «я хочу узнать, откуда берется снег и лед?» , «почему зимой деревьям тепло?».
Где мы можем найти информацию?
Найти в компьютере, по телевизору, в книжках, от родителей, от воспитателей.
Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?
«Создать альбом о зиме» , «сделать поделку», «принять участие в конкурсе».
7. Организация деятельности детей и родителей:
- разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Сотрудничество с родителями:
-оформление папок-передвижек для родителей по теме:
- «Зима»; «Зимние подвижные игры»;
-подборка стихов для разучивания с детьми дома и в группе;
- в беседах родителей с детьми уточнять представления о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период;
-консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
-беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к образовательно-воспитательному процессу в ДОУ;
-участие родителей в конкурсах.
8. Диагностика детей старшего возраста для выявления уровня знаний по теме проекта.
Основной этап
«Речевое развитие»
- Словесно-дидактические игры:
«Чем слова похожи друг на друга?» ( проговаривание слов и поиск родственных слов);
-«Подбери слово по смыслу»( «что делает снег?», « каким бывает лед?»);
-«Расскажи по картинке», «Придумай продолжение истории», «Что сначала, что потом?»;
-«Угадай признаки зимы»;
-«Предметы зимы»;
-«Украсим снежинками елку».
- НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Зима» с использованием наглядного моделирования;
- ЧХЛ:
-Е. Михайленко «Подарки зимы»
-Н. Карпова «Где венок?!»
-В. Орлов «Бахрома»
-А.Лукин «Зима»
-Н.Карпова «Дружок»
-Н.Карпова «Ледяное кружево»
-И.Черницкая «Пришла зима»
-Т. Яссон «Волшебная зима», Г.Андерсен «Снежная королева»
-Чтение и обсуждение примет о зиме и зимних явлениях;
-Составление рассказов о зиме и зимних явлениях по картинкам с использованием алгоритмов и мнемосхем;
-Рассматривание сюжетных картин о зиме, альбомов о зиме.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Ситуативные беседы:
-«Почему снег мягкий?», «Как снег спасает и защищает землю от мороза?», «Какой сегодня снег?», «Есть ли жизнь под снегом?», «Почему замерзает вода?»;
- Беседы по теме проекта, рассуждения:
- «Расскажи, как защищаются от холодов растения», «Как люди помогают пережить суровые зимы растениям, животным и птицам?», «Как изменился поселок с приходом зимы?», «Какие зимние явления тебе знакомы?», «Опасные зимние природные явления», «Почему лед прозрачный?».
- Труд на прогулке:
-Засыпка снегом корней деревьев, ремонт снежных построек, наведение порядка и чистоты в кормушках, заливка цветной водой ледяных и снежных построек, уборка участка после снегопада, очистка снежных построек( снежная горка, снежная крепость, ледяной замок); стряхивание снега с веток деревьев;
-Конструирование ледяного замка из ледяных заготовок (кирпичики и шары).
- Организация сюжетно-ролевых игр: «На катке», «Лыжная гонка».
«Познавательное развитие»
- НОД по ФЦКМ «Жидкое - твердое» с элементами ОЭД
- НОД по КИД «Конструирование из бумаги «Снежинка»
- Работа с календарем погоды «Обозначения зимних явлений природы на модуле» (использование наглядного моделирования)
- Прогулка:
-наблюдения «Как люди переходят дорогу во время гололедицы?», «Поведение птиц в зимнее время», «Как одеты люди зимой?», «Красивые снежинки», «Трава под снегом», «Зимнее небо»;
- ОЭД: «Такой разный снег» (измерение глубины снега снегомером в разных местах участка), «Откуда берется иней?»( использование термоса с горячей водой на морозе); «Снежное покрывало»( наблюдения за бутылками с горячей водой); «Замерзание жидкостей»( наблюдения за процессом замерзания простой и соленой воды; экспериментирование с соком, растительным маслом и молоком); «Ледяной дом» (экспериментирование со снегом и водой – как скрепить ледяные заготовки между собой).
«Художественно-эстетическое развитие»
- НОД (изодеятельность) «Деревья в инее»
- НОД (изодеятельность ) «По мотивам хохломской росписи»
- НОД (лепка) «Зайчик»
«Физическое развитие», «Здоровье»
- беседы о безопасном поведении во время прогулок, о безопасном поведении на дороге во время гололеда, о мерах безопасности во время опасных зимних природных явлениях - мороз, метель, оттепель, снежная лавина.
-Утренняя гимнастика «В гостях у солнышка»
Заключительный этап
- Создание альбома «Приметы матушки зимы»
- Оформление календаря природы поделками «Снежинки»
- Диагностика усвоенных знаний у воспитанников по теме проекта.
- Участие родителей и их детей в творческих конкурсах
III. Результаты проекта
- У детей сформировались разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; сформировался устойчивый интерес к наблюдениям за явлениями в природе зимой.
- Дети стали бережнее относиться к природе.
- Родители воспитанников с удовольствием принимали участие и сотрудничали с ДОУ,
- Усилилось ресурсное обеспечение группы.
- Дети приобщились к здоровому образу жизни.
- Воспитанники приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, повысилась познавательная активность.
- Усвоились необходимые знания по теме «Зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....