Проект в старшей группе "Осенние листочки"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель проекта: изучить жизнь деревьев осенью.
Задачи:
1.Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.
2.Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев).
3.Показать красоту природы осенью.
4.Развивать желание сохранять красоту родной природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 140»
Проект
«Осенние листочки»
В старшей группе
Руководитель проекта:
воспитатель
Лямзина Раиса Николаевна
Г.Дзержинск 2018г.
Участники проекта:
Старшей группы
Содержание проекта
Мы предполагаем, что у каждого дерева своеобразные листья, они отличаются цветом, формой, величиной. Но мы так мало об этом знаем, что решили разгадать эту тайну деревьев.
Проводя исследование, мы искали ответы на вопросы:
- Почему осенью листья меняют свою окраску?
- Что такое листопад?
- Куда исчезают опавшие листья?
Цель проекта: изучить жизнь деревьев осенью.
Задачи:
1.Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.
2.Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев).
3.Показать красоту природы осенью.
4.Развивать желание сохранять красоту родной природы.
Наш проект проходил в три этапа.
1.Подготовительный этап
Методы:
1.Чтение рассказов Г. Граубина «Почему осенью листопад?»
2.Прослушивание песни «Падают, падают листья»
3.Чтение и заучивание стихов об осенних листьях, деревьях.
4.Наблюдения на участке детского сада за деревьями.
2.Основной этап
Методы:
1.Рассматривание листьев (обратить внимание на форму,
цвет, с какого дерева.)
2. Сбор, сушка и подготовка листьев к работе.
3. Дидактические игры экологического содержания.
4. Загадки экологического содержания.
5. Проведение занятия.
3.Подведение итогов - цикл практических дел.
1.Проводился конкурс «Осенний букет» совместно с родителями.
2. Изготовление воспитателем и детьми гербария из листьев.
3. Изготовление аппликаций: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».
4. Изготовление альбома с листочками и названиями деревьев, которые нашли в парке.
Наши открытия:
Занимаясь исследованием, мы подтвердили, что своеобразие листьев проявляется в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад-это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение климата в осенний период.
Результаты исследования:
Чтобы передать красоту и своеобразие осенних листьев мы участвовали в выставке «Осенний букет», сделали гербарий своими руками, аппликации из листьев: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».
Приложение №1
Конспект занятия по ознакомлению с природным миром
Старшая группа
Воспитатель Лямзина Р.Н.
«Путешествие в осенний парк»
Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени (приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают.)
Задачи:
1. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды,
2. Выявлять причины происходящих изменений в природе.
3. Воспитывать интерес к природе и бережное отношение к деревьям.
Материал: конверт с письмом от осени, лупы, карточки, листья.
Ход занятия
Воспитатель: -Сегодня к нам пришло необычное письмо, как вы думаете, от кого?
Дети: - от Незнайки, Лесовичка.
Воспитатель: давайте его прочитаем.
Здравствуйте, ребята!
Вы наверно удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете, от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.
Слушайте, внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек… я …(осень)
Дети: осень
Правильно, я - Осень. И не простая, а золотая. Я- самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг нас. Поэтому я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, чтобы вы полюбовались на мою красоту, понаблюдали, что интересного происходит в лесу.
В парке или на участке детского сада.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно, как красив осенний лес! И послушайте, как описал эту красоту И. Бунин в своём стихотворении «Листопад»
Лес, точно терем, расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Воспитатель:
С чем сравнивает поэт лес?
Дети: с теремом расписным
Воспитатель: какие краски увидел он в лесу?
Дети: золотые, жёлтые, лиловые, багряные, синие.
Воспитатель: почему ёлочки темнеют на фоне остальных деревьев?
Дети: потому что они зелёные.
Воспитатель: докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года.
Дети: потому что лес как будто золотой.
Воспитатель: осень приготовила задания, которые вы должны выполнить.
Задание 1.
Собрать для гербария несколько листьев с разных кустарников и деревьев. Назвать их.
Листву каких деревьев можно назвать золотой?
Дети: берёзы, клёна.
Воспитатель: а какую -багряной?
Дети: рябина, осина.
Воспитатель: на каких деревьях нет разноцветных листьев?
Дети: тополь, сирень.
Воспитатель: на каких деревьях листья светло-коричневые?
Дети: липа, дуб, вяз.
Воспитатель: определите, каких листьев на деревьях больше- зелёных или разноцветных?
Дети: разноцветных.
Воспитатель: в листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски- и зелёные, и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет- зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество- хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными.
А почему осенью листья изменяют окраску?
Дети: осенью дни стали короче, солнце светит меньше.
Воспитатель: посмотрите, как это можно зарисовать(показывает карточки) Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.
Задание 2.
Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист.
Воспитатель: найдите такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные.
Дети: выполняют задание, рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария.
Воспитатель: опадают ли листья летом? Почему же зелёные листья не осыпаются, а жёлтые и красные осыпаются? Давайте проведём опыт.
Опыт: попробовать сорвать с ветки зелёный лист и жёлтый.
Воспитатель: какой лист легче отрывается?
Дети: зелёный.
Воспитатель: посмотрите через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками, что же это такое? Оказывается, что листья- это «форточки»деревьев. Чтобы расти и жить дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. И листья опадают. Так наступает листопад.
А теперь представьте себе, что вы- осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листочку и определите, с какого он дерева.
(дети выбирают листочки и рассказывают о них.)
Игра «лист, лети ко мне!» (дети свободно кружатся по дорожкам, пока воспитатель не скажет, например:»кленовый лист, лети ко мне!»Те, у кого кленовые листья, должны подбежать к воспитателю, а по сигналу»Найди своё дерево!»дети должны подбежать к дереву, с которого упал лист.)
Воспитатель: дети, давайте ещё раз посмотрим, какие стоят красивые разноцветные деревья. Но скоро листья опадут и мы не сможем любоваться этой красотой. Подумайте, как можно сохранить красоту осенних деревьев надолго, чтобы зимой мы могли вспомнить и посмотреть на неё.
Дети: собрать листочки и сделать букеты, поделки ,засушить их.
В детском саду дети вместе с воспитателем разбирают принесенные с экскурсии листья.
Приложение №2
Стихи
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья мокрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно:
Листьев нет-
Лишь ветки видно.
И.Михайлова
Октябрь.
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой,
Ты куда, листок, постой!
Осенние листья желты и красны
Прощаемся с лесом до новой весны!
А.Плещеев.
Листопад.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
В.Вирович
Листопад.
Облетели листья с клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит
Е. Авдиенко
Осень.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлтый – розовый - кленовый.
Народные приметы
Лес шумит - к непогоде.
Рябина цветёт - к долгому теплу.
Сильно цветёт черёмуха - к холодам.
Много ягод рябины - к дождливой осени и холодной зиме.
Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.
Если лист с дерева не чисто падает - будет холодная зима и знойное лето.
Листья с веток опадают - гуси к югу улетают.
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега не выпало, оттепель его сгонит.
Много желудей на дубе - к лютой зиме.
Приложение № 3
Загадки
Весной одевается, осенью раздевается. (лес)
Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)
Падают с ветки золотые монетки. (осенние листья)
Сидит -зеленеет, лежит- пожелтеет, падёт - почернеет. (листик)
Я - из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.(рябина)
Никто не пугает,
А вся дрожит.(осина)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.(лиственница)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.(ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.(ёлка)
На верхушке- грозди,
А пониже - гвозди. (боярышник)
Летом в жару он в шубе пуховой,
В холод зимой-совершенно голый.(тополь)
Из лесочка деревцо
Пришло к дому, под крыльцо,
С доброй славой, с головой кудрявой,
С красными кистями,
С пернатыми гостями.(рябина)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.(красная и чёрная смородины)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.(дерево)
Приложение №4
Дидактические игры
«Угадай, какой наш дом»
Цель: описать деревья и найти их по описанию.
Игровые действия: составление и отгадывание загадок о деревьях.
Правило: называть деревья надо только после описания
Ход игры
Игру проводят в лесу, парке, на участке детского сада. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево. Каждая подгруппа описывает своё дерево водящему, по очереди, а он должен узнать по описанию растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.
Например:
Дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нём.»
Затем один из них даёт описание:
Называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине его листьев, плодах и семенах.
«К названному дереву - беги»
Цель: тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия: убегать от водящего к названному дереву.
Правила: воспитатель часто меняет название растений.
Около названного растения долго стоять нельзя.
Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
Ход игры
Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева.
Педагог сначала называет те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать по сигналу: «Раз- два- три- беги!»
«Каких листьев больше»
Дети расходятся и собирают по нескольку опавших с разных деревьев листьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по их форме в букеты, называя, с какого они дерева. Сравнивают , каких листьев больше всего, а каких мало. Воспитатель объясняет, почему одних листьев оказалось много, а других мало. Если дети нашли лист с такого дерева, которое не растёт в этом месте, воспитатель спрашивает, как мог лист сюда попасть.
Найди такой же лист
Воспитатель показывает лист клёна или берёзы, предлагает детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении даётся задание каждый раз найти листья другого дерева.
Мы осенние листочки
Мы- листочки, мы- листочки, Дети стоят кружком с
Мы- осенние листочки. Листочками в руках.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул- полетели. Дети разбегаются.
Мы летали, мы летали, Дети бегают,
А потом летать устали! Помахивая листочками.
Перестал дуть ветерок- Дети приседают на
Мы присели все в кружок корточки, поднимая
Поднимая листочки
Над головой
Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются,
И листочки быстро сдул. Помахивая листочками.
Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки
И на землю тихо сели вверх и следят, куда они упадут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта художественно-эстетического направления "Листочки-непоседы" и перспективное планирование
Презентация пректа ДОД на 4 года с перспективным планированием (прилагается дополнительно)...
Презентация проекта художественно-эстетического направления "Листочки-непоседы" и перспективное планирование
Презентация проекта художественно-эстетического направления "Листочки-непоседы" и перспективное планирование...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
Проект «Экологическая тропа. Весенний листочек» в старшей группе
Актуальность:Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которая позволяет ребенку наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происх...
педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)
Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....