Проект в старшей группе "Осенние листочки"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лямзина Раиса Николаевна

Цель проекта: изучить жизнь деревьев осенью.

Задачи:

1.Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.

2.Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев).

3.Показать красоту природы осенью.

4.Развивать желание сохранять красоту родной природы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 140»

Проект

«Осенние листочки»

В старшей группе

                                                         

 Руководитель проекта:

                                                     воспитатель

Лямзина Раиса Николаевна

                                     

Г.Дзержинск 2018г.

      Участники проекта:

                                           Старшей группы

Содержание проекта

Мы предполагаем, что у каждого дерева своеобразные листья, они отличаются цветом, формой, величиной. Но мы так мало об этом знаем, что решили разгадать эту тайну деревьев.

Проводя исследование, мы искали ответы на вопросы:

  • Почему осенью листья меняют свою окраску?
  • Что такое листопад? 
  • Куда исчезают опавшие листья?

Цель проекта: изучить жизнь деревьев осенью.

Задачи:

1.Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть потребность в определённых условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.

2.Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев).

3.Показать красоту природы осенью.

4.Развивать желание сохранять красоту родной природы.

Наш проект проходил в три этапа.

1.Подготовительный этап

Методы:

1.Чтение рассказов Г. Граубина «Почему осенью листопад?»

2.Прослушивание песни «Падают, падают листья»

3.Чтение и заучивание стихов об осенних листьях, деревьях.

4.Наблюдения на участке детского сада за деревьями. 

2.Основной этап

Методы:

1.Рассматривание листьев (обратить внимание на форму,

цвет, с какого дерева.)

2. Сбор, сушка и подготовка листьев к работе.

3. Дидактические игры экологического содержания.

4. Загадки экологического содержания.

5. Проведение занятия.

3.Подведение итогов - цикл практических дел.

1.Проводился конкурс «Осенний букет» совместно с родителями.

2. Изготовление воспитателем и детьми гербария из листьев.

3. Изготовление аппликаций: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».                      

4. Изготовление альбома с листочками и названиями деревьев, которые нашли в парке.

Наши открытия:

Занимаясь исследованием, мы подтвердили,  что своеобразие листьев проявляется в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад-это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение климата в осенний период.

Результаты исследования:

Чтобы передать красоту и своеобразие осенних листьев мы участвовали в выставке «Осенний букет», сделали гербарий своими руками, аппликации из листьев: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».

                                                                                                                                                                             

Приложение №1

Конспект занятия по ознакомлению с природным миром

                                     Старшая группа

Воспитатель Лямзина Р.Н.

«Путешествие в осенний парк»

Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени (приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают.)

Задачи:

1. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды,

2. Выявлять причины происходящих изменений в природе.

3. Воспитывать интерес к природе и бережное отношение к деревьям.

Материал: конверт с письмом от осени, лупы, карточки, листья.

Ход занятия

Воспитатель: -Сегодня к нам пришло необычное письмо, как вы думаете, от кого?

Дети: - от Незнайки, Лесовичка.

Воспитатель: давайте его прочитаем.

Здравствуйте, ребята!

Вы наверно удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете, от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.

Слушайте, внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же  я.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

                                         Птиц к югу отправляю,

                                         Деревья раздеваю.

                                         Но не касаюсь сосен

                                        И ёлочек… я …(осень)  

Дети: осень

Правильно, я - Осень.  И не простая, а золотая. Я- самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг нас. Поэтому я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, чтобы вы полюбовались на мою красоту, понаблюдали, что интересного происходит в лесу.

В парке или на участке детского сада.

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно, как красив осенний лес! И послушайте, как описал эту красоту И. Бунин в своём стихотворении «Листопад»

Лес, точно терем, расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Воспитатель:

С чем сравнивает поэт лес?

Дети: с теремом расписным

Воспитатель: какие краски увидел он в лесу?

Дети: золотые, жёлтые, лиловые, багряные, синие.

Воспитатель: почему ёлочки темнеют на фоне остальных деревьев?

Дети: потому что они зелёные.

Воспитатель: докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года.

Дети: потому что лес как будто золотой.

Воспитатель: осень приготовила задания, которые вы должны выполнить.

Задание 1.

Собрать для гербария несколько листьев с разных кустарников и деревьев. Назвать их.

Листву каких деревьев можно назвать золотой?

Дети: берёзы, клёна.

Воспитатель: а какую -багряной?

Дети: рябина, осина.

Воспитатель: на каких деревьях нет разноцветных листьев?

Дети: тополь, сирень.

Воспитатель: на каких деревьях листья светло-коричневые?

Дети: липа, дуб, вяз.

Воспитатель: определите, каких листьев на деревьях больше- зелёных или разноцветных?

Дети: разноцветных.

Воспитатель: в листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски- и зелёные, и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет- зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество- хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными.

А почему осенью листья изменяют окраску?

Дети: осенью дни стали короче, солнце светит меньше.

Воспитатель: посмотрите, как это можно зарисовать(показывает карточки) Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.

Задание 2.

Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист.

Воспитатель: найдите такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные.

Дети: выполняют задание, рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария.

Воспитатель: опадают ли листья летом? Почему же зелёные листья не осыпаются, а жёлтые и красные осыпаются? Давайте проведём опыт.

Опыт: попробовать сорвать с ветки зелёный лист и жёлтый.

Воспитатель: какой лист легче отрывается?

Дети: зелёный.

Воспитатель: посмотрите через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками, что же это такое? Оказывается, что листья- это «форточки»деревьев. Чтобы расти и жить дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается  по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. И листья опадают. Так наступает листопад.

А теперь представьте себе, что вы- осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листочку и определите, с какого он дерева.

(дети выбирают листочки и рассказывают о них.)

Игра «лист, лети ко мне!» (дети свободно кружатся по дорожкам, пока воспитатель не скажет, например:»кленовый лист, лети ко мне!»Те, у кого кленовые листья, должны подбежать к воспитателю, а по сигналу»Найди своё дерево!»дети должны подбежать к дереву, с которого упал лист.)

Воспитатель: дети, давайте ещё раз посмотрим, какие стоят красивые разноцветные деревья. Но скоро листья опадут и мы не сможем любоваться этой красотой. Подумайте, как можно сохранить красоту осенних деревьев надолго, чтобы зимой мы могли вспомнить и посмотреть на неё.

Дети: собрать листочки и сделать букеты, поделки ,засушить их.

В детском саду  дети вместе с воспитателем разбирают принесенные с экскурсии листья.

                                    Приложение №2

Стихи

Как обидно.

                             Осень длинной тонкой кистью

                              Перекрашивает листья.

                              Красный, жёлтый, золотой,

                              Как хорош ты, лист цветной!

                              А ветер щёки толстые

                              Надул, надул, надул

                              И на деревья мокрые

                              Подул, подул, подул.

                              Красный, жёлтый, золотой,

                              Облетел весь лист цветной.

                              Как обидно, как обидно:

                              Листьев нет-

                              Лишь ветки видно.

                                                             И.Михайлова

Октябрь.

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый.

Весь румяный, золотой,

Ты куда, листок, постой!

Осенние листья желты и красны

Прощаемся с лесом до новой весны!

                                                              А.Плещеев.

Листопад.

                                                   Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

          Желтый клен, желтый бук,

            Желтый в небе солнца круг.

          Желтый двор, желтый дом.

      Вся земля желта кругом.

                                                   Желтизна, желтизна,

                                                   Значит, осень - не весна.

                                                                        В.Вирович

Листопад.

 Облетели листья с клена.

 Клен от холода дрожит.

 На дорожке у балкона

 Золотой ковер лежит

                                           Е. Авдиенко

                                   Осень.

                                     Ходит осень по дорожке,

                                     Промочила в лужах ножки.

                                     Льют дожди, и нет просвета,

                                     Затерялось где-то лето.

                                     Ходит осень, бродит осень,

                                     Ветер с клёна листья сбросил.

                                     Под ногами коврик новый,

                                     Жёлтый – розовый - кленовый.

   

Народные приметы

Лес шумит - к непогоде.

Рябина цветёт - к долгому теплу.

Сильно цветёт черёмуха - к холодам.

Много ягод рябины - к дождливой осени и  холодной зиме.

Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

Если лист с дерева не чисто падает - будет холодная зима и знойное лето.

Листья с веток опадают - гуси к югу улетают.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега не выпало, оттепель его сгонит.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.        

       

  Приложение № 3

Загадки

Весной одевается, осенью раздевается. (лес)

Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)

Падают с ветки золотые монетки. (осенние листья)

Сидит -зеленеет, лежит- пожелтеет, падёт - почернеет. (листик)

Я - из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

 

Не заботясь о  погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (берёза)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.(рябина)

 

Никто не пугает,

А вся дрожит.(осина)

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.(лиственница)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит.(ива)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.(ёлка)

На верхушке- грозди,

А пониже - гвозди. (боярышник)

Летом в жару он в шубе пуховой,

В холод зимой-совершенно голый.(тополь)

Из лесочка деревцо

Пришло к дому, под крыльцо,

С доброй славой, с головой кудрявой,

С красными кистями,

С пернатыми гостями.(рябина)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет.(красная и чёрная смородины)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.(дерево)

Приложение  №4

Дидактические игры

«Угадай, какой наш дом»

Цель: описать деревья и найти их по описанию. 

Игровые действия: составление и отгадывание загадок о деревьях.

Правило: называть деревья надо только после описания

Ход игры

Игру проводят в лесу, парке, на участке детского сада. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево. Каждая подгруппа описывает своё дерево водящему, по очереди, а он должен узнать по описанию растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.

Например:

Дети говорят хором:  «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нём.»

Затем один из них даёт описание:

Называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине его листьев, плодах и семенах.

«К названному дереву - беги»

Цель: тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Игровые действия: убегать от водящего к названному дереву.

Правила: воспитатель часто меняет название растений.

Около названного растения долго стоять нельзя.

Можно перебегать к разным деревьям одного названия.

Ход игры

Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева.

Педагог сначала называет те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать по сигналу: «Раз- два- три- беги!»

«Каких листьев больше»

Дети расходятся и собирают по нескольку опавших с разных деревьев листьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по их форме в букеты, называя, с какого они дерева. Сравнивают , каких листьев больше всего, а каких мало. Воспитатель объясняет, почему одних листьев оказалось много, а других мало. Если дети нашли лист с такого дерева, которое не растёт в этом месте, воспитатель спрашивает, как мог лист сюда попасть.

Найди такой же лист

Воспитатель показывает лист клёна или берёзы, предлагает детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении даётся задание каждый раз найти листья другого дерева.

Мы осенние листочки

Мы- листочки, мы- листочки,       Дети стоят кружком с

Мы- осенние листочки.                  Листочками в руках.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул- полетели.                   Дети разбегаются.

Мы летали, мы летали,                   Дети бегают,

А потом летать устали!                  Помахивая листочками.

Перестал дуть ветерок-                  Дети приседают на

Мы присели все в кружок              корточки, поднимая

                           Поднимая листочки

               Над головой

Ветер снова вдруг подул                Дети снова разбегаются,           

И листочки быстро сдул.               Помахивая листочками.

Все листочки полетели                  Дети подбрасывают листочки

И на землю тихо сели                     вверх и следят, куда они упадут

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта художественно-эстетического направления "Листочки-непоседы" и перспективное планирование

Презентация пректа ДОД на 4 года с перспективным планированием (прилагается дополнительно)...

Презентация проекта художественно-эстетического направления "Листочки-непоседы" и перспективное планирование

Презентация проекта художественно-эстетического направления "Листочки-непоседы" и перспективное планирование...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Проект «Экологическая тропа. Весенний листочек» в старшей группе

Актуальность:Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которая позволяет  ребенку наглядно познакомиться с разнообразными процессами,  происх...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...

Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)

Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....