Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр
методическая разработка по окружающему миру
Использование дидактических игр для экологического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Селиверстова Лариса Сергеевна
Воспитатель I кв.к
МБДОУ ЦРР Д/С №28 «Жемчужинка»
Республика Хакасия г. Саяногорск
Экологическое воспитание детей
дошкольного возраста с использованием
дидактических игр
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, будет ли он любить и понимать природу, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Один из методов формирования у детей экологических знаний является дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. В будущем эта деятельность сформирует у дошкольника навык социокультурных отношений.
Использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Показателем сформированности экологической культуры дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается в:
- усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
- наличии потребности в приобретении экологических знаний;
- потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
- проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное,
- проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает создание игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые запоминаются механически.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
Игры способствует:
- развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
- обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, воспитывают любовь к ней, развивая при этом его умственные способности;
- развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь;
- социально-нравственному развитию: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, сочувствовать и т.д.
- художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, насколько оно правильно, уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии;
- экологическому воспитанию.
В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида:
- игры с предметами и с природными материалами;
- настольно-печатные;
- словесные игры.
1.Игры с предметами. В таких играх, как правило, используется подручный материал, различные игрушки, предметы природного характера (листья, семена, цветы, фрукты, овощи и т.д.)
В процессе игры дети учатся сравнивать, различать предметы, изучать свойства и качества предметов. Природный материал считается наиболее эффективным средством изучения природы. Проведение занятий на природе вызывают огромный интерес у дошкольника. Педагогу необходимо соблюдать осторожность, технику безопасности при проведении занятий в естественных условиях. Используют такие игры как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Найди такой же», «Разложи листья по величине» «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». и т.п. В играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, в таких играх развиваются логические мыслительные процессы. Используем творческие строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.
2.Настольно-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Мир вокруг нас», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Такие виды игр заставляют ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, развивает логическое мышление.
3.Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Такие как: «Назови одним словом», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно — не нужно», «Что было? Что будет?», «Летает, плавает, бегает» и др. проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Используя словесные дидактические игры, педагог помогает дошкольникам использовать имеющие знания в игре, прибегая к воображению и фантазии. В словестных играх дети самостоятельно решают различные умственные задачи (отгадывать, описывать, группировать по признакам и формам, устанавливают связи).
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы», «Гуси-гуси». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует развитию интереса к окружающей природе.
Таким образом, дидактическая игра, как средство экологического воспитания представляет собой сложный многоплановый педагогический процесс. Игра помогает детям познавать окружающий мир, уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе, формирует мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ...
"Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр через непосредственно образовательную деятельность по ФЭМП"
Реализация данного проекта даст возможность развитию у детей представлений о внешних свойствах предметов , их цвете , форме, величине, способствовать формированию элементарных математическ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Описание педагогического опыта воспитателя Глазковой И.В. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТАОдной из основных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста является формирование э...
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и игровых упражнений.
План самообразования...
Проект "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
В данном проекте рассматривается влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...