Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Огород на подоконнике»
образовательная область «Познавательное развитие»
старшая разновозрастная группа
Приготовила и провела
воспитатель
Фоменкова Т.А.
с. Екатериновка, 2019г.
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц (25.03. – 25.04.2019г.)
Участники проекта:
-дети старшей разновозрастной группы «Светлячок».
-педагоги;
-родители.
Возраст детей: 5 – 7 лет (11 человек).
Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах), укропе, петрушки, лука.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
1. Познакомить с историей огурца, лука.
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах), лука, укропа, петрушки: строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4.Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
5.Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
7. Разъяснять значимость труда.
8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями: накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
2.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился огурец, лук?»
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
Реализация проекта:
«Огород на подоконнике»
В старшей разновозрастной группе «Светлячок»
В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю».
На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят - ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.
Этапы реализации проекта
1-й этап : подготовительный
- сбор информации, материалов по теме;
- организация предметно - развивающей среды
- разработка цикла наблюдений, занятий;
- беседы;
- подготовка почвы и ящичков для посадки огурцов, укропа, петрушки, лука.
2-й этап: реализационный:
- реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
- этап: итоговый:
- выставка детских работ;
- презентация проекта.
- создание альбома
Перспективное планирование:
№ | Мероприятия | Цели | Сроки | Ответственные |
1 этап – подготовительный. | ||||
1. | Беседа с родителями «Огород на подоконнике» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | 1-я неделя (25.03.) | Воспитатель,родители . |
2. | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике». | 1-я неделя (26.03.) | Воспитатель,родители |
3. | Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» | Просвещать родителей по данной теме. | 1-я неделя (29.03.) | Воспитатели |
2 этап – основной. | ||||
4. | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, беседы. | Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян. | 2-я неделя (01.04.) | Воспитатель,родители. |
5. | Занятие «Посев семян укропа, петрушки, лука. Выращивание рассады огурцов». | Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян. | 2-я неделя (02.04.) | Воспитатель |
6. | Практическая деятельность: посадка огурцов, укропа, петрушки, лука. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | 2-я неделя (03.04.) | Воспитатель |
7. | Труд в уголке природы | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | 2-я неделя (04.04, 05.04.) | Воспитатель |
8. | Занятие «Овощной суп» (рисование) | познакомить со значением овощи, фрукты в жизни человека. | 2-я неделя (04.04.) | Воспитатель |
9. | Дидактическая игра «Узнай на вкус» | Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. | 2-я неделя (05.04.) | Воспитатель |
10. | Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» | Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. | 3-я неделя (08.04.) | Воспитатель |
11. | Занятие «Фрукты и овощи» (лепка) | Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). | 3-я неделя (09.04.) | Воспитатель |
12. | Опыт – наблюдение за ростом лука, огурцов, петрушки, укропа. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов. | 3-я неделя (10.04.) | Воспитатель |
13. | Наблюдение за формированием цветка и плода | Приучить детей замечать изменения в росте и развитии растений. | 3-я неделя (11.04.) | Воспитатель |
14 | Итоговая беседа Высадка в открытый грунт (Огород на подоконнике переносится на участок детского сада) | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца. | 3-я неделя | Воспитатель |
3 этап – заключительный. | ||||
15 | Обработка и оформление материалов проекта, фотографий | Создание презентации опыта работы | 4-я неделя | Воспитатель |
16 | Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце, луке, укропе, петрушки. | Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний. | 4-я неделя | Воспитатель, дети, родители |
17. | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации | 4-я неделя | Воспитатели | |
Анализ результативности | 4-я неделя | Воспитатели |
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Художественно - продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород».
Дидактические игры «Овощи и фрукты», «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи».
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о луке и огурцах (чтение художественной литературы). Песня «Витамины» Филиппенко.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах) и луке, укропе, петрушке.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Предполагаемый результат:
Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
Знать и называть части лука, огурца;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательные рассказы о луке, укропе, петрушке, огурцах используя опорную схему;
Знать, как растут лук, огурцы, укроп, петрушка где, как за ними ухаживать.
О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о луке, укропе, петрушке, огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева), о огурцах (М. Борина, Н. Лебедева , Е. Груданов , Н. Маслей , С. Бахрушина ). Стихи про семена ( С.Ранджелович), загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы».Беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением лука, укропа, петрушки и огурца, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.
Список используемой литературы:
1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
5.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
6. Ресурсы Интернета
7.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."
Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.
Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...
Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).
Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....