Проект "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Фоменкова Татьяна Александровна
Проект "Огород на подоконнике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorod_na_podokonnike.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект на тему:

«Огород на подоконнике»

образовательная область «Познавательное развитие»

старшая разновозрастная группа

Приготовила и провела

воспитатель

Фоменкова Т.А.

с. Екатериновка, 2019г.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц  (25.03. – 25.04.2019г.)

Участники проекта: 

-дети старшей разновозрастной группы «Светлячок».

-педагоги;

-родители.

Возраст детей: 5  – 7 лет (11 человек).

Цель проекта: формирование экологических представлений  детей об овощных культурах (огурцах), укропе, петрушки, лука.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:
1.
 Познакомить с историей огурца, лука.

2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах), лука, укропа, петрушки: строение, польза, уход за ними.

3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

4. Учить наблюдать изменения в развитии  и роста растений.

5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Формировать  представление о выращивании растений из семян.

4.Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

5.Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста     растения; 6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).

7. Разъяснять значимость труда.

8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Воспитательные задачи: 

1. Воспитывать интерес к  уходу за растениями: накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим  растениям.

2.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за  участие в общем деле.

4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым. 

Актуальность проблемы:

 Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования  «Где родился огурец, лук?»

Краткое описание проекта:

 Проект рассчитан  для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий,  серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности  детей.

Ожидаемые результаты:

1.  Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской   деятельности выращивание растений из семян.

2.   Развитие познавательных и творческих способностей.

3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

 Способы оценки:

 Опыты, наблюдения, беседы.

Реализация проекта:

«Огород на  подоконнике»

В старшей разновозрастной  группе «Светлячок»

          В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю».

На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят - ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:

-Что мы знаем о растениях

- Что нового можем узнать?

-Как мы сможет получить новые знания?

 На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.

Этапы  реализации  проекта

1-й этап : подготовительный

  • сбор информации, материалов  по теме;
  •  организация  предметно - развивающей среды
  • разработка цикла наблюдений, занятий;

  • беседы;

  • подготовка почвы и ящичков для посадки огурцов, укропа, петрушки, лука.

2-й этап: реализационный:  

  • реализация мероприятий перспективного тематического планирования   (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
  1. этап: итоговый:
  • выставка детских работ;
  • презентация проекта.
  • создание альбома

Перспективное планирование:

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1 этап – подготовительный.

1.

Беседа с родителями «Огород на подоконнике»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

1-я неделя

(25.03.)

Воспитатель,родители

.

2.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».

1-я неделя

(26.03.)

Воспитатель,родители

3.

Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду»

Просвещать родителей по данной теме.

1-я неделя

(29.03.)

Воспитатели

2 этап – основной.

4.

Рассматривание  книг, иллюстраций о растениях, беседы.

Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян.

2-я неделя

(01.04.)

 Воспитатель,родители.

5.

Занятие  «Посев семян  укропа, петрушки, лука. Выращивание рассады огурцов».

Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян.

2-я неделя

(02.04.)

Воспитатель

6.

Практическая деятельность: посадка огурцов, укропа, петрушки, лука.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

2-я неделя

(03.04.)

Воспитатель

7.

Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

2-я неделя

(04.04, 05.04.)

Воспитатель

8.

Занятие «Овощной суп» (рисование)

познакомить со значением овощи,

 фрукты в жизни человека.

2-я неделя

(04.04.)

Воспитатель

9.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Упражнять детей  в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей.

2-я неделя

(05.04.)

Воспитатель

10.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

3-я неделя

(08.04.)

Воспитатель

11.

Занятие «Фрукты и овощи» (лепка)

Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности).

3-я неделя

(09.04.)

Воспитатель

12.

Опыт – наблюдение за ростом лука, огурцов, петрушки, укропа.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов.

3-я неделя

(10.04.)

Воспитатель

13.

Наблюдение за формированием цветка и плода

Приучить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

3-я неделя

(11.04.)

Воспитатель

14

Итоговая беседа

Высадка в открытый грунт

(Огород на подоконнике переносится на участок детского сада)

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца.

3-я неделя

Воспитатель

3 этап – заключительный.

15

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Создание презентации опыта работы

4-я неделя

Воспитатель

16

Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце, луке, укропе, петрушки.

Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление  полученных знаний.  

4-я неделя

Воспитатель, дети, родители

17.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

4-я неделя

Воспитатели

Анализ результативности

4-я неделя

Воспитатели

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике».

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала       для огорода на окне.

3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох для оформления альбома.

4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

Художественно - продуктивная

Рисование на тему: «Овощной суп».

Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».

Игровая деятельность

Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород». 

Дидактические игры  «Овощи и фрукты», «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».

Беседы с детьми:

«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи».

Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о луке  и огурцах (чтение художественной литературы). Песня «Витамины» Филиппенко.

Вывод:

В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах) и луке, укропе, петрушке.

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное  удобрение.  Выбирать правильное  время посева семян и хорошо за ними ухаживать.  Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.

Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

Предполагаемый результат:

Участвовать в проведении опытов, экспериментов.

Знать и называть части лука, огурца;

Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;

Составлять описательные рассказы о луке, укропе, петрушке, огурцах используя опорную схему;

Знать, как растут лук, огурцы, укроп, петрушка где, как за ними ухаживать.

О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.

По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о луке, укропе, петрушке, огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова,  О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева), о огурцах (М. Борина, Н. Лебедева , Е. Груданов , Н. Маслей , С. Бахрушина ). Стихи про семена ( С.Ранджелович), загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы».Беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением лука, укропа, петрушки и огурца, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.

Список используемой литературы:

1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

 3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

5.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

6. Ресурсы Интернета

7.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод "Зеленый лучок на подоконнике."

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»"Что за зелень у окна.Ведь за окном у нас зима.Поговаривают что лук,Полезен от семи недуг.Малыши лучок сажали.Урожаем угощали,Витаминов целый кладПриходите в...

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Огород на подоконнике.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группеТема: Влияние внешних факторов на рост и развитие лука....

Проект «Зеленый лучок на подоконнике»

Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к раб...

Проект "Огород на подоконнике", 2 младшая группа

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях - овощах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Мини-проект «Огород на подоконнике». В гостях у Маши и Медведя. ( для детей среднего дошкольного возраста).

Мини-проект «Огород на подоконнике».( для детей среднего дошкольного возраста)....