Конспект ИОС "Удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
- Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
- Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
- Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
- Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ios.docx | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная исследовательская работа в старшей группе.
«В Царстве камней»
Конспект ИОС "Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Программное содержание:
- Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
- Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
- Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
- Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Демонстрационный и раздаточный материал.
- Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
- Фотографии драгоценных камней.
- Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
- Шкатулка с сокровищами.
- Ящик ощущений.
- Набор схем – рисунков.
- Шапка ученого.
- Знаки: вопросительный, восклицательный.
- Набор камней на каждого ребенка.
- Лупы.
- Стакан с водой, ложка.
- Весы.
- Пластилин.
- Карандаши цветные и простые.
- Салфетки.
- Коллекция камней и изделий из них.
- Мел, грифель от простого карандаша, соль.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Беседы: «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход занятия
Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и об их свойствах.
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче, в реке…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме.
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать учёными-исследователями и изучать камни? Это очень сложная, но интересная работа.
Мы будем, как настоящие учёные, исследовать свойства камней. Присаживайтесь. В нашей группе есть коллекция камней, очень интересных, необычных. Эту коллекцию мы собрали вместе с вами.
Наша планета Земля дарит нам огромное разнообразие камней.
-Гранит
-Жёлто-коричневый кремень
-Слюда
-Пемза-лёгкий пористый камень, похожий на губку. Это окаменевшая лавовая пена.
-Каменная соль
-Бурый и каменный уголь
-Известняк
-Мрамор
Это всё, ребята, так называемые простые камни. Посмотрите, что можно делать из этих камней! (картинки….)
Ребята, сегодня мы с вами будем делать опыты с этими камнями.
Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Я попрошу каждого из вас выбрать для себя любой понравившийся камень. И мы начнём их исследовать. Каждый получит карточки. Мы должны будем вместе с вами их заполнить по мере проведения опытов с камнями. Когда мы отметим в карточках все свойства камней, о которых узнаем при проведении наших исследований, то у нас получатся настоящие паспорта для исследуемых камней. Готовы?
Тогда давайте приступим…
Каждому ребёнку раздаётся карточка с изображением знаков, символов, используя которые, необходимо заполнить таблицу. (см. Приложение 1)
Опыт № 1. Определение цвета.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте воспользуемся помощниками вашей умной головы. Будут работать ваши глаза.
Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак)
Опыт № 2. Определение формы.
(Ребята определяют форму камня и результат фиксируют в карточке)
Опыт № 3. Определение размера.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Поэтому давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику, которая поможет снять напряжение с кистей и пальцев рук:
Опыт № 4. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. В этом нам помогут ещё одни помощники вашей умной головы – органы осязания. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый?
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
Опыт № 5. Издают ли камни звуки?
Дети, а давайте теперь выясним, могут ли камни издавать звуки? Призовём на помощь органы слуха. Для того, чтобы узнать, издают ли камни звуки, мы возьмём два камешка: один из которых был тяжелее, а другой легче. Затем мы постучим камешками друг о друга. Что происходит? Что вы слышите, ребята? Легкий камень издал тихий звук, а тяжелый- громкий.
Таким образом, можно сделать вывод, что разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
А теперь, ребята, давайте перейдём с вами в следующую лабораторию. Что вы видите на столе? (ЛУПЫ, ВЕСЫ, СТАКАНЫ С ВОДОЙ)
Опыт № 6. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.
Опыт № 7. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 8: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
Опыт №9. Плавучесть.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый.
Опыт № 10.
Ребята, этот опыт поможет нам выяснить, что камни могут менять цвет. Мы взяли камешки разного цвета и поместили их в емкость с водой. Давайте достанем его из воды. Посмотрите, что с ними произошло? Камни стали мокрыми и цвет камней стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети. Мокрые камешки стали темнее.
В результате чего, мы пришли к выводу, что мокрые камни меняют цвет.
Опыт № 11: «Твердый или мягкий?»
Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.
Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на ваши карты, которые мы начали заполнять с начала наших исследований. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Это паспорт камня, который вы исследовали. Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)
Мы определили, что камень:
- гладкий, шершавый;
- тонет;
- тяжелее воды;
- издает звуки;
- плотный материал;
- меняет цвет;
- удерживает тепло.
А знаете ли вы?.. Ребята, я хочу с вами поделиться интересными сведениями. Вы ведь учёные и должны многое знать!
Опыт. Мел.
Загадка:
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске. (Мел.)
Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.
Очень часто мы с вами рисуем в группе еще одним камнем. Вы наверно догадались это наши простые карандаши. Внутри у них очень мягкий камень – графит.
Вывод: камнем можно писать, рисовать.
Опыт. Соль.
Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (Камни едят птицы.) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?
Вывод: соль можно есть.
Ребята, но ведь камни бывают не только простые, но и драгоценные. Это такие камни, из которых делают украшения. Сама хозяйка Медной горы решила заглянуть к вам в гости! Предлагаю посмотреть на картинки. Здесь представлены лишь некоторые из драгоценных камней. Может быть, вам станет интересно, и вы пожелаете начать собирать коллекцию драгоценных камней. А мы их потом также исследуем. ( см. Приложение 2)
Посмотрите! Что это?
Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы решила сделать вам сюрприз за вашу работу и оставила вам шкатулку с сокровищами. Шкатулку вы возьмете и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".
Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности....
Конспект НОД в подготовительной группе в рамках реализации музейного проекта «Музей камней Крыма» на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ КРЫМА» с использованием опытно-исследовательской технологии
Целью данного занятия выступает ознакомление детей с разнообразием мира камней со всего Крыма и их свойствами....
Конспект занятия "Камни"
Цель занятия: создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников, вовлечение их в исследовательскую деятельность...
Конспект НОД "Камни"
Цель: ознакомление детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических и исследовательских способностей.Задачи: - актуализировать зна...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экс-периментальной деятельности с камнем в группе раннего возрасте №2 Тема: «Волшебные камни»
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...
Конспект занятия «Камни и их свойства» в старшей группе
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательно...
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Камни. Изделия из камней»
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Камни. Изделия из камней»...