Технология организациипознавательно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательная деятельность -это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная цель познавательного развития ребенка-формирование потребности и способности активно мыслить , преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач
Любая деятельность включает в себя 6 компонентов : цель, мотив, способы действий,средства деятельности,условия ее осуществления и результат. Применительно к познавательно-исследовательской деятельности специфика компонентов такова. Цель - получить знание, добыть информацию,почувствовать вкус к открытию нового знания,который впоследствии превратится в любознательность. Мотив -определяется конкретной ситуацией(для продолжения работы,организации игры,реализации творческого замысла,получения информации,изучения устройства объекта,применения в повседневных бытовых и социальных ситуациях и тд .) Способы -познавательные умения ( анализировать,сравнивать,проводить аналоги,высказывать идеи,проявляя смекалку и оригинальность мышления,приводить доказательства и тд .)
Средства деятельности -инструменты для осуществления различных видов работ с разными материалами. Условия -предметно-развивающая среда,способствующая достижению цели, а также психологически комфортное взаимодействие: свобода мнений, право на ошибку, отсутствие критики, поддержка любых идей, активное слушание товарищей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Подведение итогов необходимо начинать до появления признаков утомления у детей. Результат -новое знание и/или умение.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям,каждое из которых в программе представленно несколькими темами: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир.
Живая природа: характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов,приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон,взаимосвязь живой и неживой природы .
Неживая природа: почва,песок,глина,камни,воздух,вода . При агрегатных состояния вещества ( газообразное,жидкое,твёрдое ) небесные тела .
Физические явления: магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления,движение , инерция, давление, свет, цвет и др .
Рукотворный мир: предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.
Схема развития познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном детстве в непосредственно-образовательной деятельности(где ведущая роль принадлежит педагогу); в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым; в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым в ходе режимных моментов; Через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной деятельности.
Уровни организации познавательно-исследовательской деятельности. Уровень Проблема Метод решения Решение 1 + + + 2 + + - 3 + - -
Подведем итоги. Познавательно-исследовательская деятельность интересна,многогранна и сложна , и именно поэтому она обладает неисчерпаемым развивающим потенциалом и позволяет сформировать у детей все ключевые компетенции, необходимые для успешного функционирования в настоящем и будущем социальном пространстве. Социальную : в ходе опытов, наблюдений дети накапливают опыт взаимодействия друг с другом . Коммуникативную: все речевые умения совершенствуются в процессе проговаривания идей ,обсуждения процесса и результатов познавательной деятельности. Информационную: через опыты, наблюдения дети уточняют и получают знания. Здоровьесберегающую :через беседы о вреде и пользе объектов живой и неживой природы, а также деятельности человека. Деятельностную :накопление опыта самостоятельной практической деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковТворческая разработка...
Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»
Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной»
Материал содержи практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе организации работы естественнонаучного направления- згакомство детей с космосом и Вселе...
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями...
НОД по организации познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности
Конспект занятия в старшей группе...