НОД по организации познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности
методическая разработка (старшая группа)

Михайлова Веста Ярославовна

Конспект занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_organizatsii_poznavatelno.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение МБДОУ «Детский сад Солнышко»

«Детский сад «Орлёнок»

НОД по организации познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Чудеса в лаборатории»

                                                                               старшая группа.

Подготовила и провела

воспитатель

Михайлова В. Я.

 

Цель: Расширять представления детей о естественных явлениях окружающего мира через организацию опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

 Образовательные:

  • Актуализировать знания детей об окружающем мире, о воздухе, воде, песке, глине. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  • Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
  • Учить работать с таблицей, и по плану-схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке
  • Познакомить со свойствами почвы ( песок, глина, камни.)
  • Воспитательные:
  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Предварительная работа:  Сбор камней, глины ,песка с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными веществами и предметами (привезенными детьми и родителями из разных мест). Просмотр видеофильмов по данной теме, беседы о профессии учёного, проведение опытов.

Материалы к занятию:  

Материалы, используемые в ходе беседы: Презентация PowerPoint, слайды картинок в соответствии с тематикой.

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования: Глобус, карточки – схемы воды ,воздуха, конверт с разрезными карточками ,пакетики с разными природными материалами, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупы, стаканчики с почвой, песком, глиной, фартуки.) карточки – схемы.

Материалы, используемые для дидактических игр: мешочки с землёй, камнями, песком, иллюстрации ландшафта.

Предполагаемые результаты: Проявляет интерес к исследовательской деятельности, делает умозаключения. С интересом экспериментирует с различными знакомыми предметами, используя подручные средства и специальное оборудование. Рассуждает о правилах поведения при работе в лаборатории.

Организация детских видов деятельностей:

  1. Общение ребёнка со взрослым;
  2. общение ребёнка со сверстниками;
  3. исследовательская деятельность (исследовательская практика);
  4. опытно – экспериментальная деятельность.

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1. Вводная часть. Орг. момент

В режиме реального времени непосредственно организовывается образовательная деятельность. Ведётся живая съёмка с передачей видео  в зал.

 Неожиданно в группу вбегает взволнованный профессор Знайка с глобусом и сообщает детям о своей срочной командировке и просит детей подняться в лабораторию.

П. – дети я очень тороплюсь на научную конференцию. Я с вами свяжусь, а пока ступайте ко мне в лабораторию.  Убегает.

        

Дети играют в  игры по желанию и после прихода  Знайки встают ближе к воспитателю.

2.Актуализация ранее пройденного материала. Беседа об уголке экспериментирования.

Уголок экспериментирования

 

В. -  у нас в группе тоже есть своя мини лаборатория. Что мы в ней делали?

В. – кто такие учёные?

Ответы детей

3. Определение мотивации к дальнейшей деятельности.

 

  В. – дети, а вам интересно, что есть в лаборатории профессора?

Ну, тогда отправимся туда

Ответы детей

Идём в лабораторию к профессору под музыку «Вместе весело шагать …»

4. Нацеливание детей на правила поведения в лаборатории.

Музыка «Песня первоклассника»

Карточки – схемы на коврографе

Вспомним правила поведения в лаборатории:

Правило№ 1. Ничего нельзя пробовать на вкус,  есть опасность отравиться.
Правило№ 2.  
Нюхать надо осторожно, может быть едкий и не приятный запах.

Правило№ 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать  и толкаться, громко разговаривать.
Правило№ 4.  
Нельзя   мусорить, всё делать осторожно

Правило№ 5 Внимательно слушать воспитателя.

Правило № 6  Записывать результаты в карточку.

Дети надевают халаты и шапочки

Дети манипулируют с карточками – правилами.

5 Основная часть занятия. Беседа о составе почвы. Экспериментальная деятельность детей

а) исследование песка

б) исследование глины и камней.

 На связь выходит профессор

Использование мультимедионого оборудования.

1стол -  зона воды и песка ( песок)

(  на столах – лупы, микроскопы, тарелочки ,лопатки ,трубочки , пульверизатор , салфетки)

Динамическая пауза

2стол-глина

( на столах лейки, салфетки, лупы, схемы исследования)

Профессор выходит на связь.

Профессор выходит на  связь.

3 стол (камни)

 П. – Дети, я забыл все данные для конференции. Помогите мне, пожалуйста. Нужно всё узнать о песке и выслать мне по электронной почте.

 

 

 В. мы начнём исследовать песок.

Исследования песка  

В: Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?

Д. (Из песчинок).

В: Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

 Возьмите песок пальцами и    насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется?

Какой  песок?

 В. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?        Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

 Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

В.  Ребята, как вы думаете,  из какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого?  

А кто из  вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.  

 По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь

В: Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём?  

Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».  

В. – дети давайте всё запишем и отправим профессору

П: Ребята. А теперь мне нужны сведения о глине. Срочно добудьте их и вышлите мне по эл. почте.

В:  (после проведения детьми опытов). Ребята, я вижу, все закончили

свои опыты и готовы рассказать о их результатах.

Исследование глины ( по схемам: глаз ,нос, рука, рот.)

 - Не имеет формы, если намочить становится мягкой

-Имеет цвет

-Не имеет запаха

-Не пропускает воду

В. Давайте вспомним,

что после дождя

по глине тяжело

ходить: она

прилипает к обуви,

 на глиняной дорожке

 легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

В. – дети давайте всё запишем и отправим профессору

П – дети, необходимо теперь добыть знания о камнях, я жду ваших сообщений.

Исследование камней ( по схемам: глаз, нос, рука, рот.)

-Имеют форму

-Твердые и холодные  на ощупь

-Имеют цвет

-Не имеют запаха

В. – дети, давайте всё запишем и отправим профессору по эл. почте.

 

Дети рассматривают песок при помощи лупы,   при помощи микроскопа.

Ответы детей.

Ответы детей и проведение опыта.  

Впиталась .Нет, сыпучий только сухой

       

Предположения детей

дети делятся на 2 команды и лепят куличики  из сухого и мокрого песка

рассматривают слайды о пустыне

Предположения детей

дети заполняют карточку о свойствах песка

 

выполняют движения согласно тексту

Исследование детьми глины, камней

Презентация о глине

Выводы детей:

 

«Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Глина не пропускает воду, а впитывает её. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».

Дети заполняют карточки - схемы

Презентация о камнях

Ответы детей:

«Камни твердые, крепкие. Они "живут"на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче». На ощупь они холодные.

Дети заполняют карточки - схемы

 

Игра   «Камень, огонь, вода, воздух»

в) исследование почвы (Актуализация нового материала) эксперименты с почвой.

Профессор выходит на  связь.

4 стол - почва

 (лупы, вода, салфетки ,подсвечник, зеркальце, ложка ,спички)

Использование мультимедийного оборудования (показ картинок в соответствии с задачей)

музыка

Воспитатель делает «макет среза земли»

Профессор выходит на связь.

 

Камень – присесть; вода – взмахи руками; воздух – повороты вокруг себя; огонь – закрыть лицо руками.

П. – Молодцы, ребята, уже осталось совсем немного добыть знаний.  

Земля – это самое большое наше богатство, вот о ней то и нужны мне сведения. Удачи! Жду письма.

В. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит. 

В. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.  

В. А кто живет в почве?

В. делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений».

А что нужно растениям для жизни?  

 В: А разве есть в земле воздух, вода?

Давайте проведем опыты и узнаем.

Опыт 1 « Есть ли в земле воздух?»

-Как вы думаете, что произойдёт, если мы комочек земли опустим в воду?

-Возьмите кусочек земли и осторожно опустите в воду. Что происходит?

( пузырьки появились)

-Что это за пузырьки?

-Откуда он появился?

-Какой вывод можно сделать?

-Как мы в этом убедились?  

Опыт 2 «Есть ли в земле вода?»

 В чистую ложку я положила комочек земли, и теперь я буду нагревать над огнём. Что происходит с почвой? ( нагревается )

Подержим над ложкой  зеркальце.

-Что с ним произошло? Оно запотело

Еще подержим. Что появилось на зеркальце? (капельки воды)

-Откуда появилась вода? (испарилась из почвы)

Значит, какой вывод можно сделать?  

В: Дети, а хотите в этом точно убедится? А давайте посадим  горошины фасоли в землю  и через 5 дней увидим так это или не так.

Посадка фасоли

В. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста.  

 У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

 . Что получилось?

В.  Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему?

 На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля — это еще и название нашей планеты.

Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле:

П. дети, спасибо вам большое за все сведения. Я их сейчас передам доктору земных наук в научный центр и срочно вылетаю к вам. Ждите, скоро буду!

Дети  выполняют движения согласно тексту

Презентация о земле

Вода впиталась, почва стала влажной

 

В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.

Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.

 

Предположения детей.

Совместное проведение опыта

 

Предположения детей

Опыт проводит воспитатель, дети наблюдают.

Предположения детей.

Ответы детей (есть воздух и вода)

Дети заполняют карточки - схемы

Дети сажают в землю фасоль.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Пословицы и поговорки о земле

-Добра мать до своих детей, а земля — до всех людей.

- Земля кормит людей, как мать детей.

- Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.

 -Без хозяина земля – круглая сирота.

 -В землю не положишь – из земли не возьмешь.

 -Где нет земли, там нет травы.

6. Игра: « Откуда эта горсть земли»

Объяснение правила игры

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов

нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — каменистый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

В - . Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты.   Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках.  

Пакетик, в котором много камешков  — на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной — на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега.

Дети рассматривают игровое поле.

Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток.

 

Входит профессор Знайка

П. Ну вот я и вернулся. Как же вы мне помогли! Без вас я просто не справился бы. Меня даже представили к награде за научные труды. Я хочу и вас тоже поблагодарить. Но прежде нужно дать клятву исследователя:

  Повторяйте за мной:

-быть  находчивым   и  любознательным

-не бояться трудностей

-открывать  новое и полезное для людей

-не навредить человеку своим открытием

-всегда и везде защищать достоинство родного детского сада

Молодцы!  Поздравляю! Знайка  посвящает детей в юных исследователей.

Надевает детям академические шапочки.

 .

Дети «дают клятву» юных исследователей» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»

Китайская пословица гласит:“Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развит...

Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображени...

ПОЗНАВАТЕЛЬНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые пред...