НОД по организации познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности
методическая разработка (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_organizatsii_poznavatelno.docx | 41.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Отделение МБДОУ «Детский сад Солнышко»
«Детский сад «Орлёнок»
НОД по организации познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Чудеса в лаборатории»
старшая группа.
Подготовила и провела
воспитатель
Михайлова В. Я.
Цель: Расширять представления детей о естественных явлениях окружающего мира через организацию опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализировать знания детей об окружающем мире, о воздухе, воде, песке, глине. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
- Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
- Учить работать с таблицей, и по плану-схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке
- Познакомить со свойствами почвы ( песок, глина, камни.)
- Воспитательные:
- Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
- Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Предварительная работа: Сбор камней, глины ,песка с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными веществами и предметами (привезенными детьми и родителями из разных мест). Просмотр видеофильмов по данной теме, беседы о профессии учёного, проведение опытов.
Материалы к занятию:
Материалы, используемые в ходе беседы: Презентация PowerPoint, слайды картинок в соответствии с тематикой.
Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования: Глобус, карточки – схемы воды ,воздуха, конверт с разрезными карточками ,пакетики с разными природными материалами, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупы, стаканчики с почвой, песком, глиной, фартуки.) карточки – схемы.
Материалы, используемые для дидактических игр: мешочки с землёй, камнями, песком, иллюстрации ландшафта.
Предполагаемые результаты: Проявляет интерес к исследовательской деятельности, делает умозаключения. С интересом экспериментирует с различными знакомыми предметами, используя подручные средства и специальное оборудование. Рассуждает о правилах поведения при работе в лаборатории.
Организация детских видов деятельностей:
- Общение ребёнка со взрослым;
- общение ребёнка со сверстниками;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика);
- опытно – экспериментальная деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие.
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
1. Вводная часть. Орг. момент | В режиме реального времени непосредственно организовывается образовательная деятельность. Ведётся живая съёмка с передачей видео в зал. | Неожиданно в группу вбегает взволнованный профессор Знайка с глобусом и сообщает детям о своей срочной командировке и просит детей подняться в лабораторию. П. – дети я очень тороплюсь на научную конференцию. Я с вами свяжусь, а пока ступайте ко мне в лабораторию. Убегает.
| Дети играют в игры по желанию и после прихода Знайки встают ближе к воспитателю. |
2.Актуализация ранее пройденного материала. Беседа об уголке экспериментирования. | Уголок экспериментирования |
В. - у нас в группе тоже есть своя мини лаборатория. Что мы в ней делали? В. – кто такие учёные? | Ответы детей |
3. Определение мотивации к дальнейшей деятельности. |
| В. – дети, а вам интересно, что есть в лаборатории профессора? Ну, тогда отправимся туда | Ответы детей |
Идём в лабораторию к профессору под музыку «Вместе весело шагать …» | |||
4. Нацеливание детей на правила поведения в лаборатории. | Музыка «Песня первоклассника» Карточки – схемы на коврографе | Вспомним правила поведения в лаборатории: Правило№ 1. Ничего нельзя пробовать на вкус, есть опасность отравиться. Правило№ 3. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться, громко разговаривать. Правило№ 5 Внимательно слушать воспитателя. Правило № 6 Записывать результаты в карточку. | Дети надевают халаты и шапочки Дети манипулируют с карточками – правилами. |
5 Основная часть занятия. Беседа о составе почвы. Экспериментальная деятельность детей а) исследование песка б) исследование глины и камней. | На связь выходит профессор Использование мультимедионого оборудования. 1стол - зона воды и песка ( песок) ( на столах – лупы, микроскопы, тарелочки ,лопатки ,трубочки , пульверизатор , салфетки) Динамическая пауза 2стол-глина ( на столах лейки, салфетки, лупы, схемы исследования) Профессор выходит на связь. Профессор выходит на связь. 3 стол (камни) | П. – Дети, я забыл все данные для конференции. Помогите мне, пожалуйста. Нужно всё узнать о песке и выслать мне по электронной почте.
В. мы начнём исследовать песок. Исследования песка В: Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок? Д. (Из песчинок). В: Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? В. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? В. Ребята, как вы думаете, из какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями. По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь В: Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу». В. – дети давайте всё запишем и отправим профессору П: Ребята. А теперь мне нужны сведения о глине. Срочно добудьте их и вышлите мне по эл. почте. В: (после проведения детьми опытов). Ребята, я вижу, все закончили свои опыты и готовы рассказать о их результатах. Исследование глины ( по схемам: глаз ,нос, рука, рот.) - Не имеет формы, если намочить становится мягкой -Имеет цвет -Не имеет запаха -Не пропускает воду В. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду. В. – дети давайте всё запишем и отправим профессору П – дети, необходимо теперь добыть знания о камнях, я жду ваших сообщений. Исследование камней ( по схемам: глаз, нос, рука, рот.) -Имеют форму -Твердые и холодные на ощупь -Имеют цвет -Не имеют запаха В. – дети, давайте всё запишем и отправим профессору по эл. почте. |
Дети рассматривают песок при помощи лупы, при помощи микроскопа. Ответы детей. Ответы детей и проведение опыта. Впиталась .Нет, сыпучий только сухой
Предположения детей дети делятся на 2 команды и лепят куличики из сухого и мокрого песка рассматривают слайды о пустыне Предположения детей дети заполняют карточку о свойствах песка
выполняют движения согласно тексту Исследование детьми глины, камней Презентация о глине Выводы детей:
«Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Глина не пропускает воду, а впитывает её. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве». Дети заполняют карточки - схемы Презентация о камнях Ответы детей: «Камни твердые, крепкие. Они "живут"на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче». На ощупь они холодные. Дети заполняют карточки - схемы |
Игра «Камень, огонь, вода, воздух» в) исследование почвы (Актуализация нового материала) эксперименты с почвой. | Профессор выходит на связь. 4 стол - почва (лупы, вода, салфетки ,подсвечник, зеркальце, ложка ,спички) Использование мультимедийного оборудования (показ картинок в соответствии с задачей) музыка Воспитатель делает «макет среза земли» Профессор выходит на связь. |
Камень – присесть; вода – взмахи руками; воздух – повороты вокруг себя; огонь – закрыть лицо руками. П. – Молодцы, ребята, уже осталось совсем немного добыть знаний. Земля – это самое большое наше богатство, вот о ней то и нужны мне сведения. Удачи! Жду письма. В. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит. В. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. В. А кто живет в почве? В. делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений». А что нужно растениям для жизни? В: А разве есть в земле воздух, вода? Давайте проведем опыты и узнаем. Опыт 1 « Есть ли в земле воздух?» -Как вы думаете, что произойдёт, если мы комочек земли опустим в воду? -Возьмите кусочек земли и осторожно опустите в воду. Что происходит? ( пузырьки появились) -Что это за пузырьки? -Откуда он появился? -Какой вывод можно сделать? -Как мы в этом убедились? Опыт 2 «Есть ли в земле вода?» В чистую ложку я положила комочек земли, и теперь я буду нагревать над огнём. Что происходит с почвой? ( нагревается ) Подержим над ложкой зеркальце. -Что с ним произошло? Оно запотело Еще подержим. Что появилось на зеркальце? (капельки воды) -Откуда появилась вода? (испарилась из почвы) Значит, какой вывод можно сделать? В: Дети, а хотите в этом точно убедится? А давайте посадим горошины фасоли в землю и через 5 дней увидим так это или не так. Посадка фасоли В. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой. . Что получилось? В. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля — это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле: П. дети, спасибо вам большое за все сведения. Я их сейчас передам доктору земных наук в научный центр и срочно вылетаю к вам. Ждите, скоро буду! | Дети выполняют движения согласно тексту Презентация о земле Вода впиталась, почва стала влажной
В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д. Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.
Предположения детей. Совместное проведение опыта
Предположения детей Опыт проводит воспитатель, дети наблюдают. Предположения детей. Ответы детей (есть воздух и вода) Дети заполняют карточки - схемы Дети сажают в землю фасоль. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Пословицы и поговорки о земле -Добра мать до своих детей, а земля — до всех людей. - Земля кормит людей, как мать детей. - Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля. -Без хозяина земля – круглая сирота. -В землю не положишь – из земли не возьмешь. -Где нет земли, там нет травы. |
6. Игра: « Откуда эта горсть земли» | Объяснение правила игры На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — каменистый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой). | В - . Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. Пакетик, в котором много камешков — на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной — на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега. | Дети рассматривают игровое поле. Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. |
| Входит профессор Знайка П. Ну вот я и вернулся. Как же вы мне помогли! Без вас я просто не справился бы. Меня даже представили к награде за научные труды. Я хочу и вас тоже поблагодарить. Но прежде нужно дать клятву исследователя: Повторяйте за мной: -быть находчивым и любознательным -не бояться трудностей -открывать новое и полезное для людей -не навредить человеку своим открытием -всегда и везде защищать достоинство родного детского сада Молодцы! Поздравляю! Знайка посвящает детей в юных исследователей. Надевает детям академические шапочки. | . Дети «дают клятву» юных исследователей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»
Китайская пословица гласит:“Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развит...
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображени...
Психологические особенности развития познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей раннего возраста в условиях ДОУ
Материал по проблеме экспериментирования адресован воспитателям групп раннего возраста...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые пред...