Проект "Космические дали"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с раннего детства. Именно метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 456 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №16»
141336, Сергиево-Посадский район, п. Реммаш, ул. Школьная, д. 10, тел. 546-82-16.
Проект
«КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»
Составитель:
Мосарыгина Людмила
Борисовна,
старший воспитатель
МБДОУ №16
Московская обл.,
Сергиево-Посадский р-он,
пос. Реммаш
2019 г.
Актуальность проекта
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с раннего детства. Вспомните себя! Как интересно было смотреть в ночное небо, мечтать о неизведанных планетах и звездах! С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка? Помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Именно метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Мы решили совместить в данном проекте две юбилейные даты: 60-летие полета Ю.А.Гагарина и 65-летие образования нашего поселка РЕММАШ, который имеет самое прямое отношение к освоению Космоса (2-я половина ХХ века). Наш институт НИИХСМ принимал активное участие в космических национальных проектах «Восток», «Салют», «Мир», «Космос», международных программах
«Союз-Аполлон», «Морской старт» и многих других.
Многие космонавты посещали наш поселок: Леонов, Гречко, Волков, Пацаев и др. Они общались с коллективом завода, и по традиции сажали на территории института деревья. Недаром и символика поселка (Герб, Флаг) отражают звезду и языки пламени—символы тепла, любви и света; вечности и первичности мира/приложение 1/. Все это мы стремились донести до детей. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, гордости за свою малую Родину, за российских космонавтов – первооткрывателей космоса.
При реализации проекта «Космические дали» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т.д.
Цель проекта «Космические дали»:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, об освоении Космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным и отрядом космонавтов.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой родной поселок и его жителей.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Предполагаемые результаты:
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Развитие у детей активности, самостоятельности, творчества.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этапы работы над проектом:
*подготовительный (разработка проекта)
*практический
*заключительный (итоговый): Спортивно-музыкальный праздник «Полет в космос» /приложение 2/.
1 этап. Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Мы и Космос».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий.
2 этап. Практический
План мероприятий
Образовательные области | Мероприятие | Задачи |
Физическое развитие | Подвижные игры, спортивные упражнения | Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества; целеустремленность; развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость |
Беседа «Кого принимают в космонавты?» | Закрепить представления о необходимости заботиться о своем здоровье с детства; уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам | |
Социально-коммуникативное развитие | Занятие «Мы и наша планета» Беседа «Что случится с нашей планетой, если…» | Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь ее |
Сюжетно-ролевые, коммуникативные, спортивные, интеллектуальные игры (например, «Составь солнечную систему») | Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, игр-фантазий. Стимулировать использование предметов-заместителей; атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Вырабатывать командный дух, умение действовать дружно, согласованно, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща. | |
Конструирование «Космические корабли» | Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, конструктором. | |
Познавательное развитие | *Экскурсия в библиотеку на выставку «Космос в истории нашего поселка» *Экскурсия по поселку «Аллея космонавтов» *Встреча с ветеранами поселка, специалистами космической отрасли *Просмотр злектронной презентации «Как это было» (из истории поселка Реммаш) *Занятие по ФЭМП «Звезды» *Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь» * Рассматривание плакатов, иллюстраций и книг о Космосе, глобуса * Наблюдение за небом на прогулке, звездами в темное время суток, за Луной: месяц, полнолуние, новолуние и т.д. *Знакомство с гербом поселка Реммаш | Расширять знания детей о родном поселке, знакомить с интересными людьми, причастными к развитию Космоса; дать детям представление об освоении человеком космического пространства, о значении кос- мических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным и отрядом космонавтов (Леонов, Беляев, Гречко, Волков, Севастьянов). Познакомить с моделью Земли-глобусом Дать детям элементарные знания о Вселенной, Солнце, Луне, созвездиях и планетах (Марс, Венера, Земля, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер) |
Развитие речи | *Занятие «Космическое путешествие» * Заучивание стихов о космосе *Отгадывание загадок | Развивать речь детей как средство общения. Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания об окружающем. Формировать звуковую культуру речи, умение связно, последователь- но составлять рассказы. Развивать мышление, память, воображение, внимание. |
Чтение художественной литературы | А.Леонов «Я выхожу в Космос», Г.Черненко «Наши крылья», цикл статей в детских энциклопедиях «Все обо всем» и «Все обо всех» и т.д. | Учить внимательно слушать литературные произведения, давать им оценку. Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой. |
Художественно-эстетическое развитие Музыка | *Рисование «Космонавты», «Планета Земля» * Аппликация «Ракета», «Звездное небо» Коллективные работы | Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках |
*Разучивание песни «Марш юных космонавтов» А. Филлипенко, танцевальной композиции «Нежность» А. Пахмутовой *Слушание песен о Космосе *Праздник «Полет в космос» | Формировать эстетическое отношение к миру через музыку и движение. Учить слушать и понимать характер и настроение, выраженные в музыке. Развивать пластику и выразительность движений. | |
Работа с родителями | *Информация в родительском уголке о начале работы проекта * Конкурс семейных работ на тему «Космос» * Участие в подготовке и проведении праздника «Полет в космос» (костюмы, атрибуты) | Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми творческой деятельнос- ти. Создавать условия для повышения компетентности родителей в области воспитания дошкольников. |
3. Заключительным этапом работы над проектом стало проведение
спортивно-музыкального праздника «Полет в Космос».
Опыт организации работы по проекту был представлен на районном методическом
объединении инструкторов по физической культуре, где получил высокую оценку.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну, за свою малую Родину. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг
Знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, встреч с интересными людьми. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе. Педагоги нашего ДОУ в своей работе, по всем направлениям развития дошкольников, активно используют комплексно-тематическое планирование и проектную деятельность в соответствии с ФГОС ДО.
Литература:
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16», разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы
воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2014.
Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.
Г.П.Шалаева, Ф.С.Капица, Детская энциклопедия «Все обо всех», СЛОВО, М., 1997
А.Ликум, Детская энциклопедия «Все обо всем», СЛОВО, М., 1994
Г.Серова, РЕММАШ: между прошлым и будущим, Сергиев Посад, 2007.
Приложение 1
Приложение 2 /в файле/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»
Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...
Училище воспитало меня, дало путёвку в большую жизнь.
Воспоминания о студенческих годах......
Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"
Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в космические дали» по реализации образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Дать первоначальное, элементарное представление о строении Солнечной системы....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в космические дали» по реализации образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Дать первоначальное, элементарное представление о строении Солнечной системы....
Стенд для родителей "КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ"
Предлагаюсвою работу начинающим воспитателям,для аттестации,сделан из ненужных материалов,можно разместить в приёмной,менять информацию,для родителей будет интересно узнавать что-то новое о космосе....
К космическим далям - вперёд!
Познакомить детей с космосом как неизведанным объектом, который предстоит изучать многим поколениям россиян....