НОД в подготовительной группе «Русская народная игрушка»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Лищук Елена Сергеевна
Данный материал предназначен для формирования у детей «образа музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, сформировать знания о народном творчестве. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка.Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nar_igrushka.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе

«Русская народная игрушка»

Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка

• Познакомить с историей Богородского промысла

• Закреплять знания детей о дымковских игрушках

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия

Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.

Ход:

Во все времена и все дети любили играть. А вот игрушки не всегда были такими. Как вы думаете, из чего раньше изготавливали игрушки?

- Откуда мы можем узнать, чем играли дети раньше, давным-давно, в старину? (из книг, кино, энциклопедий)

- А еще мы можем сходить в музей и посмотреть там на старинные игрушки. Мы сегодня с вами тоже отправимся в музей, но не простой, а виртуальный. Что это значит, как вы думаете?

- Кто-нибудь из вас был в музее? Как нужно вести себя в музее? А я буду у вас экскурсоводом. Так называется человек, который работает в музее и рассказывает о выставленных там работах.

Показ презентации

(во время показа слайдов и рассказа параллельно показывать куклы)

1 слайд. Итак, мы отправляемся в музей узнать об истории игрушек. История появления игрушек уходит в далекое прошлое.

2 слайд. Самая древняя из игрушек – кукла. Во все времена дети любили играть в куклы.

3 слайд. Игрушки делали либо родители, либо сами дети. Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой.

- Как вы думаете, из чего она сделана?

- Интересно с ней играть? Почему?

- Да, деревянная совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки. Делали и кукол из соломы. Вот таких. Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась.

- А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

- Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Вот человек и придумал другую куклу (показываю тряпичную куклу).

- Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

- Ребята, это тряпичная кукла.

- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

- Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

- Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

- Чем она отличается от предыдущих кукол?

- Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

- Такие куклы назывались скрутки, самокрутки, закрутки. Тряпичные куклы для самых маленьких назывались - кувадки. Разноцветные куклы - кувадки развешивались над детской колыбелькой . Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Изготавливали наши предки(даю для обследования) и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Давайте вспомним, что мы относим к народным игрушкам (матрешки, свистульки, глиняные игрушки).

4 слайд.  Наш первый экспонат- предмет на выставке- это матрешки. Первую матрешку придумали и создали больше ста лет назад. 

-Из чего они сделаны (Из дерева)

Ее создатели – Василий Звездочкин -  он выточил матрешку.  Сергей Малютин – он ее разукрасил.

-Ребята, а как сейчас выглядят матрешки, сколько штук внутри спрятано (пять матрешек и все похожи на первую большую).

5 слайд - А вы знаете, что первая матрешка состояла из 8 фигурок, мальчик чередовался с девочкой, а последняя матрешка была в виде младенца.  Это была девочка в русском сарафане и переднике, с петухом в руках. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшка. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Все сразу полюбили весёлую матрёшку. И однажды появилась она на Сергиевском базаре. Потом матрешки разъехались по разным городам и селам и везде их разрисовывали по-своему.

6 слайд Сейчас наиболее известны семеновские, полхов-майданские и загорские матрешки.

Давайте посмотрим на них и сравним, чем же они отличаются (дети сравнивают). В начале ХХ века производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке своеобразную форму и роспись. Она более стройная, вытянутый верх плавно переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета. На её переднике всегда яркий большой цветок. Семеновские матрешки отличаются большой площадью незакрашенного дерева и пышным букетом цветов на фартуке. При росписи этих матрешек используют в основном яркие цвета – желтый и красный.  Не похожа она на Загорскую матрёшку и чертами лица. Загорская матрёшка плотная, приземистая. Верх плавно переходит к утолщённому низу фигурки. Она в сарафане с вышитым узором, кофточке, платке.

Семёновский промысел дошёл и до села Полхов-Майдан, что в ста километрах от Мурома, где точили удлинённые маломестные или даже совсем неразъёмные матрёшки. В окраске одежды господствует малиновый, фиолетовый, розовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты, резки, но необычно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрёшек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрёшки также отличаются от других. У них более плавный контур, и как бы вытянутые пропорции.

Полхов-майданские матрешки отличаются большим цветком розы с большим количеством лепестков, рядом с которым могут быть нераспустившиеся бутоны на ветках. В росписи используют как яркие, так и темные цвета. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру. Матрешки из Загорска отличаются отсутствием цветов на фартуке, все детали лица и одежды обведены черным контуром.

7 слайд. Авторская матрешка

8 слайд. –Как вы думаете, из чего сделана следующая игрушка?

Правильно, это традиционная богородская игрушка- неокрашенная фигурка из мягких пород дерева- липы, гольхи и осины. Самой популярной игрушкой до сих пор остается игрушка «Кузнецы», установленная на двух движущихся планках. Если потянуть за них в разные стороны, то фигурки будут двигаться.. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

11 слайд. Следующий экспонат- это филимоновская игрушка. В селе Филимоново издавна делали глиняные игрушки – свистульки. Свистульки делали в виде птиц, лошадей, медведей, барышень, солдат. У барышень и солдат в руках были букеты или кувшины, в которых были спрятаны свистульки. Игрушки делали из серой или синей глины, которая после обжига становилась бело-розовой. Затем фигурки расписывали.

Какими узорами расписывали филимоновские игрушки? Сколько цветов использовали в росписи? (расписывали полосками, только четырьмя цветами: красный, желтый, зеленый и синий).

У филимоновских игрушек сильно вытянуты шеи, так что лошадь больше похожа на жирафа, а птицы на сказочных змей-горынычей. Скульптура этих игрушек настолько неповторима, что их не спутаешь ни с какими другими игрушками.

13 слайд. Мы переходим к следующему экспонату- это дымковская игрушка.

-Почему они так называются? (ответы детей)

Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Эти игрушки делают из глины. Сначала глину несколько раз рубят лопатой, затем скатывают в шарики, из шариков раскатывают блины, а уже из блинов сворачивают нужную форму. Затем фигурку несколько дней сушили на солнце, потом обжигали в печи. После обжига фигурку покрывали мелом, разведенном в молоке, а после расписывали.

-Давайте сравним роспись филимоновкой и дымковской игрушек, чем они отличаются? (ответы детей)

-Правильно, это традиционные дымковские узоры – геометрический орнамент-. Краски мешали на квасе и яйце и сразу до десяти красок. Расписывали фигурки самодельными кисточками- из лучинок – тонкие щепки – и тряпочек, но у всех мастеров обязательно были тонкие хорьковые кисточки для прорисовывания черт лица. После росписи игрушку золотили- покрывали золотистой фольгой кокошник барышням, гребешки петухам и индюкам.

-Какие дымковские игрушки вы знаете (ответы детей) Среди них есть и многофигурные композиции – «Гуляния», «Чаепитие» и др.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Кукла-куколка, бай-бай,

Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).

Флажок за палочку возьму,

Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).

Скачет мячик как живой,

Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).

Кубик к кубику кладем,

Строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый, потом снова правый на левый, как будто это кубики).

Сели мы в машины,

Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле).

16 слайд. В прошлом веке кукол стали делать из фарфора. Это такое тонкое специальное стекло. Посмотрите на фарфоровую куклу. Она очень хрупкая. Играть ей нужно очень аккуратно.

Прошло много лет. Человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

- И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

- Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

- Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами.

Позже начали делать куклы и из резины. (Даю куклу из резины для обследования).

- Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

- А как можно играть с современными куклами?

- У кого из вас есть такие куклы?

- Ребята, а это что за кукла?

Правильно, позже человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

- Как с ней можно играть?

- У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

- Вот мы и познакомились с разными куклами, сами того не замечая. Где мы с вами побывали? (в музее) Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка» с применением ИКТ

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

Презентация для детей подготовительной группы "Русская народная игрушка"

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость и тепло рук мастера. Народная и...

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Проекта подготовительной группы "Русская народная игрушка"

Презентация  проекта подготовительной группы "Русская народная игрушка"...

Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной группе "Русская народная игрушка".

Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины (куклам, деревянным игрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам). Проект направлен на пр...

Развлечение с использованием русских народных игр в подготовительной группе « Русские народные игры»

Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр....