Рабочая программа по курсу «Ознакомление с мировой культурой» для детей от 6 до 7 лет
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» __________ | РЕКОМЕНДОВАНО решением педагогического совета от «___» __________________ 201__ г. протокол № __ | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ приказ от «___» ____________ 201__г. |
Рабочая программа
по ознакомлению с мировой культурой
в группе общеразвивающей направленности № 10 « Кассиопея» для детей 5-6 лет
Сведения о разработчиках:
Барышникова М.Н. воспитатель 1 кв. категории.
2018\2019 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 5-6 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
- основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
- основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
- программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой
- Программа Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;
- Актуальность
- Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
- Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
- К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
- Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития), при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.
Проблема:
- исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
- не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
- в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
- отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.
Таким образом, для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.
Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".
- Цель программы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
Задачи:
- Познакомить детей с народами – соседями России
- Дать представления об особенностях жизни человека, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей разных национальностей
- Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
- Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
- Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.
Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:
- разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
- преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
- склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
- потребность к смене эмоциональных состояний;
- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
- регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.
Отсюда вытекают целевые ориентиры:
Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в месяц | Длительность образовательных ситуаций в неделю | Форма организации образовательного процесса |
18 | 2 | 25 мин | групповая |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1.2. | Наша Родина Россия. | 2 |
3.4. | Тамбов старинный и современный | 2 |
5 | Мордва | 1 |
6 | Татары | 1 |
7 | Башкиры | 1 |
8 | Казахстан | 1 |
9 | Север. Ханты-манси. | 1 |
10 | Камчатка. Коряки | 1 |
11. | Украина | 1 |
12. | Белоруссия | 1 |
13. | Северный Кавказ | 1 |
14. | Дагестан | 1 |
15. | Чечня | 1 |
16 | Армения | 1 |
17 | Цыгане | 1 |
18 | Итоговое занятие | 1 |
Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой
№ пп | Дата | Организованная образовательная деятельность | Методическое обеспечение | Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности | |||
10 группа | 2 группа | 6 группа | Темы организованной образовательной деятельности | Программные задачи | |||
1 | 10.09.2018 | Россия-многонациональная страна. | Формирование представлений о расположении России на карте; формирование чувства гордости за свою Родину Знакомство с понятием «Родина», «малая родина», углубление знаний о России, основных народах, проживающих на территории (русские, татары, мордва) | Рисование «Российская символика» | |||
2 | 24.09.2018 | Наша Родина Россия | Формирование представлений о расположении России на карте; формирование чувства гордости за свою Родину | Чтение З.Александрова «Родина» Аппликация «Русская беоезка» | |||
3 | 08.10.2018 | Тамбов старинный | Формировать представления о прошлом нашего города, расширять представления о происхождении города, воспитывать патриотические чувства | Чтение сказа «Цна и Студенец» Аппликация «Герб г. Тамбова» | |||
4 | 22.10.2018 | Тамбов современный | Закреплять знания о современном городе, его достопримечательностях, закреплять знания о символике. | Д/и «Опиши, мы угадаем» Презентация «Достопримечательности Тамбова» | |||
5 | 19.11.2018 | «Знакомство с татарской культурой» | Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине; Познакомить с культурой и традициями татарского народа, особенностями национального костюма. | Раскрашивание «Национальный татарский костюм» Лепка «Чак-чак» | |||
6 | 03.12.2018 | «Культура и традиции мордовского народа» | Воспитывать любовь к своей Родине; формировать представление о России как о многонациональной стране, формировать представления о мордовском национальном костюме, традициях; воспитывать уважение к людям других национальностей. Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов, проживающих на территории Мордовии; | Рисование «Панара» (рубаха Просмотр мультфильма –мордовская сказка «Кургораш» | |||
7 | 17.12.2018 | Народы России. Башкиры | Познакомить с народом Башкирии, с историей башкирского народа, с местом их проживания – Урал, с основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, сбор меда), с особенностями жилища (юрта). Расширить представления детей о быте и традициях башкирского народа, приобщать детей к башкирской национальной культуре. Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой, с национальными музыкальными инструментами | Сказки «Сказ о курае», «Лиса-сирота», Чтение легенды о происхождении башкир; Презентация «предметы быта башкир» | |||
8 | 21.01.2019 | «Путешествие в Казахстан» | расширить знания детей о Казахстане, о столице Казахстана – Астане, О государственной символике РК. Формировать знания детей о казахском народе, о национальной культуре, обычаях, играх. Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям. | Раскрашивание кукол в казахском костюме. | |||
9 | 04.02.2019 | Знакомство с жизнью коренных народов Севера- ханты-манси. | Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, ненцы, о богатстве родной природы. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. | Раскраски: Хантыйский костюм; Чтение хантыйских сказок: «Карты с золотом», «Мышка и лось» | |||
10 | 018.0.2019 | Народы Камчатки «Путешествие к корякам» | формировать знания детей о культуре и быте коренных малочисленных народов Севера Камчатки – коряков. - Закрепить знания детей в названии коренных малочисленных народностей – коряки, ительмены, эвены, чукчи; - Дать знания о своеобразии жизни коряков: жилища, национальной одежды, труде; | Конструирование «Чум» Корякская сказка Просмотр | |||
11 | 04.03.2019 | Традиции и обряды украинского народа | Формировать знания об Украине, как независимом государстве с богатым культурным наследием, своими традициями Ознакомление с культурой, традициями , обычаями и праздниками украинского народа .воспитывать патриотические чувства; | Слушание украинских песен. Аппликация «Плетень» Подвижная игра «Казаки» Просмотр мульфильмов «Жил-был пес», «Колосок». | |||
12 | 018.03.2019 | «Традиции и обычаи белорусского народа» | Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно. Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел. Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии. | Белорусские подвижные игра «Заплетися, плетень». Чтение белорусских народных сказок «Лёгкий хлеб», «Пых», «Мена», . | |||
13 | 01.04.2019 | Путешествие по Северному Кавказу | Расширять представления детей о народах, проживающих на Северном Кавказе, познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа; расширять круг знаний детей о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа; формировать способность к познанию костюма народов, населяющих Северный Кавказ. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами. | Лепка из соленого теста «Лаваш» Рассматривание картин иллюстраций, предметов, изделий народного творчества. Народов Кавказа. | |||
14 | 15.04.2019 | Знакомство с республикой Дагестан | Дать понятие о том, что человек – это главное богатство нашей страны. Обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах; воспитание чувства патриотизма, познакомить с символикой Республики Дагестан. | Раскрашивание дагестанского ковра Просмотр мультфильмов – сказки Дагестана «Храбрый козлик», «Синяя птица,» к «Кюка», | |||
15 | 29.04.2019 | Наши друзья - чеченцы | Формирование культуры толерантности. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре. Воспитание уважения к языку, традициям, обычаям к народу Чечни. | Просмотр видео- чечнские танцы» Аппликация «Украсим кортали» | |||
16 | 06.05.2019 | Армения | Расширить знания детей о национальностях, живущих рядом. Развить познавательный интерес к людям разных национальностей, к их традициям и обычаям. Воспитание уважительных чувств и чувств толерантности не только к друзьям и близким, но и ко всем окружающим людям. Знакомство детей с народными играми разных национальностей, понимание их значимости и смысла. | Просмотр видео «Горы и природа Армении» Мультфильмы- армянские сказки | |||
17 | 20.05.2019 | Культура и обычаи цыганского народа | Познакомить с обычаями и традициями цыганского народа; вызвать толерантное отношение детей разных национальностей друг к другу и к другим национальностям. Воспитание чувства гордости за национальную культуру цыганского народа; | Просмотр мультфильма «Когда то мы были птицами» - цыганская притча. Просмотр видео «Цыганские песни и танцы» | |||
18 | Итоговое занятие |
В
В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:
- островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
- дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
- оборудование для национальных подвижных игр,
- мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
- аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
- костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы
- Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
- Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
- Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
- Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
- История вещей, традиций, обычаев
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
- Ильин М. Сто тысяч почему
- Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести..
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой.
- Научно-популярные издания для детей
- Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
- Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ..
- Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ.
- Мифология
- Библейские повествования
- Боги и герои.
- Мифы Древней Греции.
- Мифы и сказки древнего Египта.
- Мифы древних славян.
- Мифы народов мира. Энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ознакомление с мировой культурой"
Презентация для детей старшего дошкольного возраста...
Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».
Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников"...
Программа по ознакомлению с мировой культурой для старшего возраста
Программа по ознакомлению с мировой культурой в старшей группе детского сада. Дети знакомятся с культурой народов, населяющих Россию....
Рабочая программа по образовательной области " Познавательное развитие" по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) для детей от 4 до 5 лет на 2019 /2020 учебный год
Цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства русского народа – от архитектуры до живописи, от хороводной игры до театра и м...
Рабочая программа по курсу "Ознакомление с мировой культурой" для детей 6-7 лет.
Рабочая программапо ознакомлению с мировой культурой в группе общеразвивающей направленности № _2__ « Галактика » для детей 6-7 лет. Све...
Итоговое мероприятие по курсу «Ознакомление с мировой культурой»
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа....