Ознакомление с мировой культурой
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» __________ Н.А. Попова | РЕКОМЕНДОВАНО решением педагогического совета от «___» __________________ 201__ г. протокол № __ | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло приказ от «___» ____________ 201__г. |
Рабочая программа
по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомлению с мировой культурой)
в группе общеразвивающей направленности № 3 « Метеорит» для детей 4-5 лет
Сведения о разработчиках:
Ф.И.О. воспитателя/специалиста, должность, кв. категория
Суслина О. А. – воспитатель 1 кактегории
2019 – 2020 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 4-5 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
- основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
- основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
- программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой
- Программа Л.Н.Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;
- Актуальность
- Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
- Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
- К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
- Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития), при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.
Проблема:
- исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
- не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
- в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
- отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.
Таким образом, для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.
Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".
- Цельпрограммы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
Задачи:
- Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
- Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни.
- Развивать умения отражать полученные знания о русской культуре в
специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные
импровизации, музей). - Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства.
- Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в
музее. - Развивать представления о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре.
Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:
- разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
- преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
- склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
- потребность к смене эмоциональных состояний;
- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
- регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.
Отсюда вытекаютцелевыеориентиры:
Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в месяц | Длительность образовательных ситуаций в неделю | Форма организации образовательного процесса |
18 | 2 | 20 мин | групповая |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1. | Русская изба | 2 |
2. | Домашняя мебель для хранения | 1 |
3. | Резчик по дереву. Деревянная игрушка. (Коллекция) | 2 |
4. | Ремесла на Руси | 2 |
5. | Народная кукла (коллекция) | 2 |
6. | Народные игры и забавы | 1 |
7. | Средства передвижения на Руси | 1 |
8. | Архитектура на Руси (каменная, деревянная) | 2 |
9. | Русская народная игрушка (дымка, богородская, хохломская, филимоновская).(коллекция) | 4 |
10. | История русского народного театра. | 1 |
Итого | 18 |
Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой
№ пп | Организованная образовательная деятельность | Методическое обеспечение | Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности | |||
3 группа | 4 группа | Темы организованной образовательной деятельности | Программные задачи | |||
1. | 03.09.19 | 02.09.19 | Русская изба | Систематизация знаний о строении и украшении русской избы. |
| Конструирование из кубиков «Изба» |
2. | 17.09.19 | 16.09.19 | Русская изба | Закрепление знаний о предметах быта | Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Чтение К.Чуковский «Федорино горе» |
3. | 01.10.19 | 30.09.19 | Домашняя мебель для хранения | Формирование представлений о сундуке, как о старинной мебели для хранения вещей, продуктов | Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Д/и «Волшебный сундучок» |
4. | 15.10.19 | 14.10.19 | Резчик по дереву | Формировать представления детей о профессии резчика по дереву | Комарова Т. С. Дети в мире творчества. | «Украшение разделочной доски» |
5. | 29.10.19 | 28.10.19 | Деревянная игрушка | Систематизация знаний детей о деревянных игрушках, процессе их изготовления | Комарова Т. С. Дети в мире творчества. | Просмотр мультфильма «Секрет Матрешки» |
6. | 12.11.19 | 11.11.19 | Ремесла на Руси | Формировать представления детей о ремеслах на Руси | Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Заучивание пословиц о труде |
7. | 26.11.19 | 25.11.19 | Народные праздники и гулянья | Формировать представления детей о народных гуляньях, воспитывать интерес к народным традициям | Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Разучивание закличек |
8. | 10.12.19 | 09.12.19 | Народная кукла | Систематизация знаний о том, как делали кукол на Руси | Комарова Т. С. Дети в мире творчества. | Изготовление куклы из носового платка |
9. | 24.12.19 | 23.12.19 | Народная кукла | Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы. | Комарова Т. С. Дети в мире творчества. | |
10. | 14.01.20 | 13.01.20 | Народные игры и забавы | Формирование представлений о народных играх, забавах на Руси | Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Х/и «Золотые ворота», «Горелки» и т.д. |
11. | 28.01.20 | 27.01.20 | Средства передвижения на Руси | Формирование представлений о национальных средствах передвижения санях, телеге | Комарова Т. С. Дети в мире творчества. | Д/и «Дорисуй рисунок» |
12. | 11.02.20 | 10.02.20 | Архитектура на Руси | Формировать первичные представления о строительстве на Руси (из дерева) | Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Конструирование «Колодец» |
13. | 03.03.20 | 02.03.20 | Архитектура на Руси | Формировать первичные представления о строительстве на Руси (из камня) | Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Чтение «Три поросенка» |
14 | 17.03.20 | 16.03.20 | Русская народная игрушка | Формирование у детей интереса к народной игрушке, знакомство с историей возникновения богородской игрушки | Комарова Т. С. Дети в мире творчества. | «Укрась игрушку» |
15. | 31.03.20 | 30.03.20 | Русская народная игрушка | Формирование у детей интереса к народной игрушке, знакомство с историей возникновения дымковской игрушки | Комарова Т. С. Дети в мире творчества. | Лепка «Козлик» |
16 | 14.04.20 | 13.04.20 | Русская народная игрушка | Формирование у детей интереса к народной игрушке, знакомство с историей возникновения филимоновской игрушки | Комарова Т. С. Дети в мире творчества. | Лепка из соленого теста «Свистулька» |
17. | 28.04.20 | 27.04.20 | Русская народная игрушка | Формирование у детей интереса к народной игрушке, знакомство с историей возникновения хохломской росписи, с игрушками, раскрашенными хохломской росписью | «Раскрась тарелочку» | |
18. | 26.05.20 | 25.05.20 | История русского народного театра | Формировать первичные представления детей об истории возникновения и развития русского народного театра | Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | Драматизация сказки по выбору воспитателя |
В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:
- островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
- дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
- оборудование для национальных подвижных игр,
- мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
- аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
- костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы
- Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
- Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
- Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
- Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
- История вещей, традиций, обычаев
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
- Ильин М. Сто тысяч почему
- Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести..
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой.
- Научно-популярные издания для детей
- Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
- Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ..
- Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ.
- Мифология
- Библейские повествования
- Боги и герои.
- Мифы Древней Греции.
- Мифы и сказки древнего Египта.
- Мифы древних славян.
- Мифы народов мира. Энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ознакомление с мировой культурой"
Презентация для детей старшего дошкольного возраста...
Семинар-практикум "Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста"
Семинар-практикум "Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста"...
Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».
Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников"...
Программа по ознакомлению с мировой культурой для старшего возраста
Программа по ознакомлению с мировой культурой в старшей группе детского сада. Дети знакомятся с культурой народов, населяющих Россию....
Рабочая программа по курсу "Ознакомление с мировой культурой" для детей 6-7 лет.
Рабочая программапо ознакомлению с мировой культурой в группе общеразвивающей направленности № _2__ « Галактика » для детей 6-7 лет. Све...
Итоговое мероприятие по курсу «Ознакомление с мировой культурой»
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа....