Ознакомление с мировой культурой
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Суслина Ольга Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nats_kaleydoskop.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

__________ Н.А. Попова

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от «___» __________________ 201__ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

приказ от «___» ____________ 201__г.

Рабочая программа

по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомлению с мировой культурой)

в группе общеразвивающей направленности  № 3 « Метеорит»   для детей  4-5 лет

Сведения о разработчиках:

Ф.И.О. воспитателя/специалиста, должность, кв. категория

Суслина О. А. – воспитатель 1 кактегории

2019 – 2020  учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 4-5 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:

  • основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
  • основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
  • программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой
  • Программа  Л.Н.Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;
  • Актуальность
  • Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
  • Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
  • К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
  • Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития), при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.

Проблема:

  • исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
  • не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
  • в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
  • отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.

Таким образом,  для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.

Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".

  •  Цельпрограммы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Задачи:

  1. Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
  2. Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни.
  3. Развивать умения отражать полученные знания о русской культуре в
    специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные
    импровизации, музей).
  4. Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства.
  5. Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в
    музее.
  6. Развивать представления о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре.

Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:

  • разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
  • преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
  • склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
  • потребность к смене эмоциональных состояний;
  • склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
  • регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.

Отсюда вытекаютцелевыеориентиры:

Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в месяц

Длительность образовательных ситуаций в неделю

Форма организации образовательного процесса

18

2

20 мин

групповая

Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем

учебной нагрузки (часы)

1.

Русская изба

2

2.

Домашняя мебель для хранения

1

3.

Резчик по дереву.

Деревянная игрушка. (Коллекция)

2

4.

Ремесла на Руси

2

5.

Народная кукла (коллекция)

2

6.

Народные игры и забавы

1

7.

Средства передвижения на Руси

1

8.

Архитектура на Руси (каменная, деревянная)

2

9.

Русская народная игрушка (дымка, богородская, хохломская, филимоновская).(коллекция)

4

10.

История русского народного театра.

1

Итого

18

Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой

№ пп

Организованная образовательная деятельность

Методическое обеспечение

Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности

3 группа

4 группа

Темы организованной образовательной деятельности

Программные задачи

1.

03.09.19

02.09.19

Русская изба

Систематизация знаний  о строении и украшении русской избы.

  1. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Конструирование из кубиков «Изба»

2.

17.09.19

16.09.19

Русская изба

Закрепление знаний о предметах быта

Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Чтение К.Чуковский «Федорино горе»

3.

01.10.19

30.09.19

Домашняя мебель для хранения

Формирование представлений о сундуке, как о старинной мебели для хранения вещей, продуктов

Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Д/и «Волшебный сундучок»

4.

15.10.19

14.10.19

Резчик по дереву

Формировать представления детей о  профессии резчика по дереву

 Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

«Украшение  разделочной доски»

5.

29.10.19

28.10.19

Деревянная игрушка

Систематизация знаний детей о деревянных игрушках, процессе их изготовления

Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

Просмотр мультфильма «Секрет Матрешки»

  6.

12.11.19

11.11.19

Ремесла на Руси

Формировать представления детей о ремеслах на Руси

Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Заучивание пословиц о труде

7.

26.11.19

25.11.19

Народные праздники и гулянья

Формировать представления детей о народных гуляньях, воспитывать интерес к народным традициям

Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Разучивание закличек

8.

10.12.19

09.12.19

Народная кукла

Систематизация знаний о том, как делали кукол на Руси

Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

Изготовление куклы из носового платка

9.

24.12.19

23.12.19

Народная кукла

Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

10.

14.01.20

13.01.20

Народные игры и забавы

Формирование представлений о народных играх, забавах на Руси

Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Х/и «Золотые ворота», «Горелки» и т.д.

11.

28.01.20

27.01.20

Средства передвижения на Руси

Формирование представлений о национальных средствах передвижения санях, телеге

Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

Д/и «Дорисуй рисунок»

12.

11.02.20

10.02.20

Архитектура на Руси

Формировать первичные представления о строительстве на Руси (из дерева)

Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Конструирование «Колодец»

13.

03.03.20

02.03.20

Архитектура на Руси

Формировать первичные представления о строительстве на Руси (из камня)

Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Чтение «Три поросенка»

14

17.03.20

16.03.20

Русская народная игрушка

Формирование  у детей интереса к народной игрушке, знакомство с историей возникновения богородской игрушки

Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

«Укрась игрушку»

 15.

31.03.20

30.03.20

Русская народная игрушка

Формирование  у детей интереса к народной игрушке, знакомство с историей возникновения дымковской  игрушки

Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

Лепка «Козлик»

16

14.04.20

13.04.20

Русская народная игрушка

Формирование у детей интереса к народной игрушке, знакомство с историей возникновения филимоновской  игрушки

Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

Лепка из соленого теста «Свистулька»

17.

28.04.20

27.04.20

Русская народная игрушка

Формирование  у детей интереса к народной игрушке, знакомство с историей возникновения хохломской росписи, с игрушками, раскрашенными хохломской росписью

«Раскрась тарелочку»

18.

26.05.20

25.05.20

История русского народного театра

Формировать первичные представления детей об истории возникновения и развития русского народного театра

Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Драматизация сказки по выбору воспитателя

В группах создается развивающая предметно-пространственная  среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

  1. островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
  2. дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
  3. оборудование для национальных подвижных игр,
  4. мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
  5. аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
  6. костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы

  1. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
  2. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
  3. Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
  4. Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
  5. История вещей, традиций, обычаев
  6. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
  7. Ильин М. Сто тысяч почему
  8. Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести..
  9. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой.
  10. Научно-популярные издания для детей
  11. Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
  12. Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ..
  13. Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ.
  14. Мифология
  15. Библейские повествования
  16. Боги и герои.
  17. Мифы Древней Греции.
  18. Мифы и сказки древнего Египта.
  19. Мифы древних славян.
  20. Мифы народов мира. Энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ознакомление с мировой культурой"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум "Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста"...

Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».

Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников"...

Программа по ознакомлению с мировой культурой для старшего возраста

Программа  по ознакомлению с мировой культурой в старшей группе детского сада. Дети знакомятся с культурой народов, населяющих Россию....

Рабочая программа по курсу "Ознакомление с мировой культурой" для детей 6-7 лет.

Рабочая программапо ознакомлению с мировой культурой в группе общеразвивающей направленности №  _2__ « Галактика » для детей  6-7 лет.  Све...

Итоговое мероприятие по курсу «Ознакомление с мировой культурой»

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа....