Конспект ООД "Лес -многоэтажный дом"
план-конспект занятия по окружающему миру
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
старший воспитатель
Москалькова Ирина Владимировна
Невель
2016
Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе, как «Многоэтажном» доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях: исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев; учить детей использовать имеющиеся знания о природе для установления взаимосвязей между растениями и животными леса; вызвать желание беречь лес.
Материал: модель «многоэтажного» леса: на листе ватмана, на фоне леса нарисовать высокие деревья /ели, сосны/, невысокие деревья /берёза, осина/, кусты, траву. На стволе дерева дупло для крупной птицы, на другом – для белки, гнёзда для маленьких птиц, в земле – нора для крота и т.д. фигурки лесных животных /лось, медведь, крот, волк, лиса, заяц, белка, сова, мелкие птицы, насекомые и т.д. этажи обозначить пунктирной линией.
Ход занятия:
Вос-ль: Совсем недавно мы говорили о лесе. Вы знаете, что растёт, и кто живёт в лесу. Люди называют лес «многоэтажным» домом. Хотите узнать, почему лес так называется? Для этого надо побывать в лесу и посмотреть есть ли там этажи. Но лес от нашего детского сада далеко, поэтому мы отправимся в него не по-настоящему, а как в сказке.
Закройте глаза и сосчитайте до 10. /вкл. музыку со звуками леса и повесить «модель» леса/.
- Откройте глаза. Мы в лесу. Птицы поют, деревья шелестят листьями. Поздороваемся с лесом.
Здравствуй, лес! Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! С. Погореловский.
/воспитатель обращает внимание на модель/
Посмотрите, какое огромное дерево. Это сосна. Сосна – самое высокое дерево в лесу. Какие ещё высокие деревья растут в лесу? /ель, пихта/. Есть ли в лесу невысокие деревья? Назовите их /берёза, рябина, осина/. Между деревьями растут кустарники. Какие кустарники вы знаете? /малина, шиповник/. В лесу ещё растут низкорослые кустарники /черника, брусника/. Кто ел из вас ягоды черники, брусники? Что же растёт под кустарниками? /трава, мох, грибы/.
Вот и получился «многоэтажный» лес:
Высокие деревья
Невысокие деревья
Кусты
Трава, мох, грибы.
Рядом с деревьями я нарисовала дом и разделила его на этажи. Посчитайте этажи.
В лесу живёт много разных животных. Какие этажи леса они занимают?
- Кто на своей голове лес носит?
– Лось /располагаем на первом этаже/
Почему он живёт на земле?
– он большой, тяжёлый, корм ищет на земле.
- Кто в берлоге спит зимой
Под высокою сосной?
А когда придёт весна,
Он проснётся ото сна?
/располагаем медведя; почему?/
- Кто зимой холодной
Ходит злой голодный? /волк/
- Какой зверь самый хитрый? /лиса/
- Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. /заяц/
– Почему эти звери живут на нижнем этаже? Какие ещё животные живут на нижнем этаже?
– Ежи, муравьи, лягушки. Почему?
– Какие животные занимают средние этажи леса?
– Рысь, куница, белка, сова, дятел т.д.
Они делают себе гнёзда /жильё/ в дупле; они сверху высматривают добычу.
Белка – легко передвигается по тонким веткам.
– Где находят место для гнезда маленькие лесные птицы?
– На высоких деревьях, тонких ветках.
– Кто ещё живёт на верхних этажах леса?
– Бабочки, стрекозы, жуки, комары.
В лесу живёт много разных животных, насекомых. Они выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища. В густом лесу лучи солнца слабо освещают землю, поэтому в лесу мало травы, земля покрыта опавшими листьями, хвоёй.
Мелкие птицы тоже живут на верхнем этаже. Почему?
– Они питаются насекомыми.
Вот мы и расселили наших животных, но остались ещё несколько бездомных. Назовите их, найдите для них место в лесу.
– Червь, мышь, крот.
– Они живут в земле и даже под землёй, как будто в подвале дома.
Как много разных животных живёт в лесу! Лес – это большой многоэтажный дом. Даже в «подвале» живут животные. Учёные говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это? Зачем лесу комар? Он такой надоедливый, кусается.
А теперь представьте, что в одном лесу исчезли все комары. Что будет? Птицам, лягушкам, ящерицам нечего будет есть и они уйдут из этого леса, затем разведётся много гусениц, они съедят все листья на деревьях, останутся голодными зайцы, лоси, олени. Лес погибнет.
– А человек нужен лесу?
– Нет, лес может прожить без человека.
– А человек может прожить без леса? Что даёт людям лес?
– Без леса трудно, лес даёт древесину для постройки домов, дрова, ягоды, грибы; лес свежий воздух, защищает поле и луг от сухих ветров; лес богат лекарственными растениями и т.д.
Лес – богатство страны. Его надо беречь. Люди сложили много пословиц о лесе.
- Рощи да леса – всему миру краса.
- По лесу ходи – под ноги гляди.
- Лес не школа – а все учит.
- Лес – богатство и краса,
Береги свои леса.
- Люби лес, люби природу –
Будешь вечно мил народу.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
Занятие-беседа
«Кто охраняет лес?»
старший воспитатель:
Москалькова И.В.
Невель
2019
Цель: | Закрепить знания о значении леса в природе и жизни людей; расширить представление об охране леса, о роли лесничих, охотников, летчиков, юных лесничих. Вызвать эмоциональный отклик на образ леса, помочь детям осознать, что они могут принять посильное участие в охране леса, выполняя правила поведения. |
Материал: | Картины Шишкина «Зима», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», Куинджи «Березовая роща»; иллюстрации, фотографии с изображением леса, труда пожарных, лесничих («Лесник спасает зайцев», «Зимняя подкормка диких животных»). |
Ход
Висят картины, грамзапись звуков леса. Рассматривание картин. Кому какая понравилась?
– Мы сегодня снова будем говорить о лесе. Лес – это многоэтажный дом для животных. Лес – это богатство страны.
«Рощи да леса – всему свету краса». Очень многие люди любят лес за его красоту. Художник Шишкин назвал свои картины «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща». Любил ли художник лес? Конечно. Он часто ходил в лес, любовался его красотой, Находил красивое место и рисовал его. Многие художники тоже нарисовали прекрасные картины леса, а поэты посвятили лесу много стихов.
Бунин писал об осеннем лесе:
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Есенин о зимнем лесе:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою посыпкой
Подвязалась сосна.
Вспомните, какие рассказы о лесе и лесных жителях мы читали. Что дает людям лес? Заключение: лес – богатство страны. Можно ли рубить лес там, где вздумается; охотиться на зверей, когда захочется; разжигать костры, рвать большие букеты цветов, ловить птиц и зверей?
Кто же охраняет лес?
Рассмотреть иллюстрации – лес охраняют лесничие. Это люди, которые много знают о деревьях, травах, лесных зверях и птицах. У лесничих есть специальная форма, на фуражке прикреплены позолоченные листики, чтобы все знали – это лесничий, он охраняет лес. Каждый день на лошади он объезжает участок и проверяет, все ли в порядке. От кого он охраняет лес? Может быть, браконьеры поставили капканы или кто-то начал раньше охоту. Может быть, какой-то лесной детеныш остался без родителей. Лесникам помогают юные лесничие. Это ребята – школьники, которые любят природу и охраняют ее.
Летом лесничим помогают летчики. Они на самолетах и вертолетах летают на лесами и смотрят, нет ли пожара. Пожар в лесу может случиться во время грозы. Молния ударит в дерево, оно загорится и начнется пожар. Или туристы плохо загасят костер, останется уголек, уголек, от него тоже может случиться пожар.
Помогают ли лесничим охотники охранять лес? Охотник – это добрый или злой человек?
Пояснить: охотники помогают лесникам в их работе. Они заботятся, чтобы в лесу было много зверей и птиц. Охотятся ли охотники на зверей круглый год? Когда нельзя охотиться (весной, когда звери выращивают детенышей)? Зачем охотятся на зверей и птиц? Что делают из шкур зверей?
Какое самое трудное время для лесных животных (зима – холодно и голодно)? Охотники вместе с лесничими летом и осенью заготавливают корм для зверей: сено, березовые и осиновые ветки, зерно, овощи. Все это зимой раскладывают в кормушки, которые стоят на лесных полянах.
Какие животные приходят к кормушкам с сеном и ветками (лось, заяц, олень)? А еще звери любят лизать каменную соль. ее кладут около кормушек. Какое еще время трудное и опасное для зверей (весна)? Весной тает снег, разливаются реки и затопляют лес, зверям приходится трудно. Многие попадают в беду. на каком-нибудь бугорке, пне могут спастись 3-4 зайца. А вода все прибывает. Посмотрите на картину: кругом вода, лесник плавает на лодке и собирает зайцев, которым грозит гибель. Куда он отвезет зайцев? Где выпустит? Как можно сказать о леснике, какой он человек (добрый, чуткий, внимательный, любит природу)?
За лесными дарами в лес приходит много людей, взрослых и детей. Может быть, и вы с родителями поедете в лес. Как же нужно вести себя в лесу? Обобщение: Каждый человек – взрослый и ребенок, должен беречь лес, бережно относиться к растениям и животным. Тогда лес будет дарить свои богатства: древесину, чтобы строить дома, делать мебель; грибы и ягоды, орехи и лекарственные травы; мех. А еще красоту!
В лесу можно отдохнуть, подышать свежим воздухом, полюбоваться красивыми цветами, послушать пение птиц.
Когда придете в лес, поздоровайтесь с ним:
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полон сказок и чудес.
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
А, уходя, попрощайтесь:
Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес. Полон сказок и чудес! /С.Погореловский/ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
занятие – игра
старший воспитатель
Москалькова Ирина Владимировна
Невель
2019
Цель: формирование представления, что Земля – это планета, она имеет форму шара. На ней много океанов, морей, рек, озёр, гор, степей и т.д.
Закрепить знания о некоторых растениях и животных, занесённых в Красную Книгу. Воспитывать активную любовь к природе, желание помочь взрослым охранять её. Развивать творческое воображение.
Подготовка: прослушивание сказки в грамзаписи «Кузнечик Кузя планете Туами». на /Пляцковский-Ю.Антонов – Мелодия – 89г./
Чтение книг об охране природы, в том числе «О чёрном аисте и белом подснежнике». Конкурс среди родителей на лучший плакат «Защитим родную природу».
Материал: картинки с изображением «Сон-травы», ветреницы, башмачка, филина, белки, чёрного аиста. Картинки с кляксами. Глобус. Альбом «Правила поведения в природе», магнитофон.
Ход: Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу, я обнаружила на столе эту большую, необычную коробку. Что бы это могло быть? Как вы думаете? На коробке написано: «Открыть в 9.00» Время подошло. Откроем? /2 магнитофона. Глобус. Иллюстрации. Альбом./ Что бы это значило? Кто это нам прислал? Давайте включим магнитофон, может быть что-то узнаем?
Голос с кассеты: День вам добрый! Маленькие обитатели планеты Земля. Меня зовут Онелла. Я живу на далёкой планете Туами. Может быть вы что-то знаете о ней? /песня с пластинки «Кузнечик Кузя на планете Туами»/.
Дорогие жители планеты Земля. Мы туамяне, очень хотим с вами подружиться. Но мы не знаем какие вы? Добрые или злые? Мы ещё мало знаем о вашей планете, хотя несколько раз прилетали на неё из космоса. По самому первому снимку мы сделали макет Земли. Возьмите глобус. Рассмотрите его. Вот какая она – ваша Земля. Она круглая. На вашей планете много высоких гор, морей, океанов, больших и маленьких городов. /Остановка кассеты/
Предложить рассмотреть глобус.
- Какой формы наша Земля?
- Что есть на планете?
- Она такая же маленькая, как этот глобус?
- Почему с планеты Туами Земля кажется такой маленькой?
/включить магнитофон/
Онелла: Ваша планета Земля прекрасна, но многое на ней для нас непонятно. Я задам вам несколько вопросов. Свои ответы вы запишите на наш космический магнитофон. Затем, всё, что вы достали из коробки положите назад. Мы сами позаботимся о том, что бы коробка вернулась на Туами.
Итак, мы ждём от вас помощи.
Мои вопросы:
- Как называется ваш родной край? Найдите его на глобусе!
- Верно ли, что времена года у вас сменяют друг друга? Как они называются?
/остановка кассеты/
Дети отвечают на вопросы.
Онелла: От чего ваш край зимой белый? Весной – голубой? Летом – разноцветный? Осенью – жёлтый? /ответы/
Онелла: Маленькие друзья, последнее время с Земли поступают сигналы о помощи SOS. Мы пробовали их расшифровать, но ничего не получилось. Тогда мы сфотографировали те объекты, от которых поступают сигналы. Почему они просят о помощи? /Растения и животные из Красной Книги/ /ответы/
Друзья, вы наверное устали. Пора отдохнуть. Я рада, что вы любите играть в игру «Плохо-хорошо». Возьмите для игры слово «лес». У нас на Туами нет леса и мы не знаем, надо ли его сажать.
Дети играют: Лес – это хорошо:
можно грибы собирать,
много интересного увидеть;
Лес – это плохо:
можно заблудиться,
комары кусаются и т.д.
В конце игры приходят к выводу, что лес даёт хорошего больше, сажать его нужно.
Игра с мячом.
Онелла: Друзья, теперь потанцуйте под нашу космическую музыку.
/гр. «Зодиак» «Таинственная галактика»/
Онелла: Маленькие друзья, я предлагаю вам последние снимки, сделанные из космоса. Мы не можем понять, что изображено на этих снимках. Помогите нам. Дорисуйте их.
Детям предлагают карточки с кляксами. Они их дорисовывают так, как подсказывает воображение.
Онелла: Друзья, ответьте мне на один вопрос: если бы вы могли попасть на нашу планету, что бы вы взяли с собой с Земли? Почему? /ответы/
Онелла: Как вы думаете, что инопланетяне думают о вас, людях? /ответы/
Мне пора прощаться с вами. Я хочу сказать о том, что тревожит нас в последнее время. Если раньше мы любовались вашей Землёй: зелёно-голубой планетой, то теперь её не узнать. Она становится всё больше серой. Почему? /ответы/
Нам многое стало ясно, когда помощники-роботы спустились на Землю и сделали новые снимки. Оказывается, что сами люди губят свою планету. Они загрязняют озёра и реки, вырубают леса, рвут цветы, убивают животных. Вы ещё малы, но можете спасти свою планету. Подумайте, как это сделать. Мы из космоса будем наблюдать за вами. Желаем вам успеха. Спасибо за помощь. На прощание я подарю вашу прекрасную планету Земля. До встречи!
Песня «Не рвите цветы»
Вос: Ребята, Онелла права. Хотя вы ещё малы, но вы можете помочь нашей планете стать зелёно-голубой. Как это сделать? Вы знаете правила поведения в природе. Вот эти правила.
/рассмотреть альбом/.
Знают ли эти правила все люди? Как сделать, что бы все взрослые и дети узнали их? Предложить нарисовать потом.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
старший воспитатель
Москалькова Ирина Владимировна
Невель
2017
Цель: дать первоначальное представление о принципах созданий Красной книги: это список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов. Занесены растения и животные, которых надо спасать – красные страницы; на жёлтых страницах – сведения об уменьшающихся видах; на белых станицах – о тех, которых всегда было мало в природе; на зелёных – которые были редкими, но усилиями человека количество их установлено.
Продолжать формировать систему знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу; воспитывать сознательное деятельное отношение к природе, желание сохранять все растения и животных, с которыми встречается ребёнок; продолжать формировать умение слушать педагога, принимать поставленную задачу, выслушивать товарищей, дополнять их ответы.
Материал: книга «Экология в картинах»; письмо с набором иллюстраций для создания образа «весёлого» и «грустного» леса, макет «Красной книги» с разноцветными страницами, с изображением на них растений и животных; К.Н.Благосклонов «Рассказ о Красной книге», Белковская, Воронов, Качук «О чёрном аисте и белом подснежнике».
Ход занятия: Стук в дверь. Приходит почтальон.
– Здравствуйте, дети! К нам на почту пришло необычное письмо, и обязательно с доставкой на дом – значит, это письмо очень важное, а обратный адрес какой-то странный: «Грустный лес. Медведь».
Распишитесь, пожалуйста, в получении. /почтальон уходит/
Вос-ль: Ну, что же, прочтём…
«Здравствуйте, дорогие юные друзья! Узнал я, что вы очень любите природу, поэтому решил рассказать вам о том, что случилось в нашем лесу. Раньше наш лес называли весёлым, и не зря. Он был весёлым в любое время года. Зимой лес хрустел от лютых морозов, деревья стояли в белоснежных шапках; как яркие ёлочные игрушки, горели среди белого леса гроздья рябины. У клестов появлялись маленькие птенчики, и корма для них – шишек – было видимо-невидимо.
/Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением красивого зимнего леса, клестов. И дальше по ходу чтения, достаёт соответствующие картинки/.
Весной веселили глаза первые цветы: ландыши, подснежники. Лес становился звонким от пения птиц, в лесных семействах появлялись маленькие зверята.
Летом лес становился совсем необычным: как пёстрый ковёр из цветов, как богатая кладовая с ягодами и грибами.
А осень осыпала золотыми и багряными листьями. Идёшь с медвежатами по лесу, а под лапами шуршат листья. Ох, хорошо же, мы жили в нашем весёлом лесу!
А потом начались наши беды. Недалеко от нашего леса начали строить город с заводами, фабриками. Снег зимой стал серым от пыли. Люди часто приходят в наш лес, охапками рвут цветы, сбивают шишки. Рыбы стало меньше в речке, которая протекает через наш лес. Шумно в лесу. Птицы перестали прилетать сюда, вить гнёзда. Некому стало поедать гусениц и вредных жуков. Развелось их много. Напали они на деревья, сохнут наши деревья. Стоит сейчас наш лес грустный…
И гулять по лесу страшно. Охотники в него часто наведываются. Раньше рябчиков, глухарей, тетеревов было много. Белки целыми днями в пятнашки играли, а сейчас из родных мест ушли: боятся, что перестреляют их охотники из-за красивых шкурок. Скоро один я с зайцами останусь, но и нам придётся куда-нибудь убегать, чтобы в живых остаться.
Но прилетела к нам однажды сорока, принесла весть на хвосте, что помочь нам может какая-то Красная книга. А что это такое мы не знаем. Может быть вы знаете? Что это за книга и как она нам может помочь?
Медведь и весь грустный лес».
Вос-ль: Во какое грустное письмо. Да, действительно, много таких лесов стало по всей Земле. Некоторые звери не просто убежали со своих родных мест, а совсем исчезли, потому что их убивали из-за красивых шкурок, ярких перьев, вкусного мяса. Цветы гибнут из-за их красивых головок – взрослые и дети их домой уносят. Задумались люди: как бы все леса не стали «грустными», как бы вовсе не исчезли растения и животные. Собрались все учёные вместе и решили создать книгу, в которой будут записаны все растения и животные, которым грозит опасность. Назвали эту книгу Красной. Как вы думаете, почему? /ответы/.
Дети, красный цвет, как сигнал светофора, предупреждает нас, людей, что этих животных, растений осталось мало на Земле, их нужно спасать. Книга эта необычная /достаёт макет книги, показывает/. Догадались, чем она необычна? Правильно, у этой книги страницы не белые, а цветные. Первые страницы – красные. Почему, как вы думаете? /ответы/
- на них изображены растения и животные, которых немедленно надо спасать.
Вторые страницы – жёлтые. Нельзя спешить , нельзя ехать дальше, если на светофоре жёлтый свет.
Жёлтые страницы книги напоминают «Внимание!» Этих растений и животных осталось тоже мало в природе. Может случится так, что жёлтые страницы превратятся в красные.
Вос-ль: Мы открываем белые листы. Здесь записано всё о редких растениях и животных, не обязательно исчезающих.
Правда, многие из них тоже подстерегает беда, хотя может быть и не такая близкая.
Дальше зелёные страницы. Порадоваться можно за растения и животных, про которых записано в этих листах. Как вы думаете, почему? /ответы/
Вос-ль: Это значит, что этих растений и животных стало много. Люди вовремя пришли на помощь. Как вы думаете, как люди помогли исчезающим растениям и животным? Узнав про растения и животных из Красной книги, люди прекратили охоту на них – создали заповедники и заказники. В заказниках охота временно запрещена. В заповедниках хозяева – животные и растения. Человек не имеет право строить там города, заводы, прокладывать дороги, охотиться.
Но и возле городов люди стали заботиться о лесных животных. Учёные придумали заводы, от которых нет пыли и дыма.
А чтобы леса не стали грустными, можем помочь им и мы. Но как?
Вос-ль: Пусть ты маленький, но ты очень сильный, потому что ты человек, а в мире много существ, слабее тебя. Сильный обязан помогать слабому: не рвать больших букетов цветов, не ломать ветки деревьев, не разорять птичьих гнёзда, не уносить лесных зверей домой, не шуметь в лесу, не разрушать муравейники, не ловить бабочек, стрекоз.
Тогда тебе «спасибо». И ты, действительно, будешь сильным, потому что научишься помогать слабому.
Ребята, есть международная Красная книга, в которой записаны редкие растения и животные всех стран мира. У каждой страны есть своя книга. Даже у многих областей нашей Родины есть свои Красные книги, потому что в них живут разные растения и животные. Давайте и мы сделаем Красную книгу нашего края. В ней мы будем рисовать, приклеивать, записывать рассказы о тех растениях и животных, которых мы уже знаем и с которыми ещё познакомимся. А это значит, что мы должны будем их охранять. Когда встретим их в лесу, на лугу, на речке мы скажем: «Мы вас не обидим!» и они скажут нам обязательно: «Спасибо!»
Сегодня вечером мы напишем письмо медведю и расскажем о Красной книге, как с её помощью люди сделают «грустный» лес медведя снова «весёлым» лесом.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
/ЭКОЛОГИЯ, ОБЖ, ВАЛЕОЛОГИЯ/
старший воспитатель
Москалькова Ирина Владимировна
Невель
2016
Программное содержание:
Цель: воспитывать доброе, непотребительское отношение к окружающему миру; сознание себя, как части природы и бережного отношения к своему здоровью; дать знания о том, что всему живому нужен воздух чистый; уточнить знания о том, что шум является загрязнением окружающей среды; закрепить знания правил поведения в природе.
Ход занятия: / звучат колокольные звоны/
Вос-ль: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было вскричать боль.
По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.
Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – Океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту , ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
/воспитатель держит глобус/
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она не кажется нам уже такой огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учёными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же её диагноз? Излечима или болезнь, или наша планета медленно погибает?
Многие учёные указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли –свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. В опасности и лёгкие планеты – наши «леса». Полысение планеты сегодня отчётливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «лёгкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли –озёра, реки, моря и океаны. Наша планета – планета океанов. Три четверти поверхности Земли занято морями и океанами. Известный норвежский учёный Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи…» Учёный имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Вос-ль: Дети, то, что вы видите здесь,- журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Кто здесь изображён?
-Грустный человечек.
-А почему он грустный?
-У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может поймём, почему он грустный.
Первый корреспондент:
Я говорить буду об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чём идёт речь:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Что это? (Воздух)
Вос-ль: Речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, привыкли называть его небом.
Выше леса, выше гор,
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко голубой.
Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы , что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы? Среди микробов есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может собраться очень много. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Чтобы микробов было меньше? (ответы)
- Проветрить комнату, стереть пыль влажной тряпочкой, делать влажную уборку в помещении.
Вос-ль: Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зелёные насаждения, которые очищают воздух. Они собирают на листья все вредные вещества, которые есть в воздухе. Поэтому в больших городах должно быть много зелени.
(убирают микробов с голубого поля)
-Вот видите ,ребята, мы убрали с голубого поля все микробы, значит мы знаем как правильно очистить воздух. Поле стало чистое и голубое! Если мы сумеем очистить все поля, наш человечек станет весёлым, будет улыбаться!
-Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения . Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент:
-Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые исполнители, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поёт такие слова:
Непременно каждым утром я включаю телевизор,
И , конечно , репродуктор, и ещё магнитофон.
-Весело? Да. А почему же соседи говорят:
Эй , гражданка, у окна,
Вы же дома не одна.
Почему же целый дом?
Должен слушать этот гром?
(ответы детей)
-Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолёты издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует , как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или громко крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнений и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки- резкие , громкие. Другие – волны музыки спокойные, спокойная речь. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
-Что могут сделать дети, чтобы дома и в детском саду у них был звуковой комфорт?
(ответы детей)
-Не включать громкую музыку, не кричать. А с белого поля мы уберём стрелки и оставим красивые волны.
Вос-ль: -ну вот, два поля чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент:
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
-Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А ещё где находится вода? В морях, в реках, в озёрах, в ручьях. Снег-это тоже вода. Для растений и животных не всякая вода годиться. В океане вода какая? Солёная. А чтобы напиться и умыться ,нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
-Конечно о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь. А как? (ответы детей)
-Во-первых , экономно расходовать, не оставлять кран открытым, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нём пятна- это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки и озёра различный мусор, моют машины. Сможем ли мы , ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать?
(ответы детей)
-Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор, нельзя мыть машины у реки или озера.
-Уберём все грязные пятна. Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода! А теперь зелёная страничка газеты – страничка жизни. А почему она зелёная? (ответы детей).
-Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зелёном мире этом хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком, шустрым прыгает зверьком,
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям синицей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
-Только всегда ли человек относится к природе, как к другу? (ответы детей)
Посмотрите на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них красивые растения и животные. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо соблюдать, чтобы растений с красивыми цветами стало много кругом? (ответы детей)
-Не рвать цветы, не собирать большие букеты в дикой природе. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
-Мы запомним это правило и можем убрать чёрные круги (убирает, под ними красивые растения).
-Посмотрите, как эти растения украшают эту нашу страничку! Но поле портят чёрные квадраты, под ними животные. Что будем делать? (ответы детей).
-Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнёзд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберём чёрные квадраты, лучше без них на нашем поле! (убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, птицы, животного). Эти животные больше других пострадали от рук человека :бабочки – из-за своей красоты, животные – из-за ценного меха.
-Какое красивое зелёное поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в помощи, мы смогли сейчас поговорить. Но , если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем многим. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо.
(убирает грустную маску человечка, под ней улыбающаяся)
Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
/устный журнал/
старший воспитатель
МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
Москалькова И.В.
Невель
2019
Цель: уточнить и расширить представление о внешнем виде, особенностях поведения зимующих птиц, о роли их в природе и жизни человека. Учить устанавливать связь между строением клюва, ног, поведением и средой обитания. Воспитывать желание помогать птицам в трудное
для них время.
Подготовка к занятию: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций, чтение произведений В. Бианки «Синичкин календарь», «Сова», «Тетерева в лунках»; заучивание З. Александрова «Новая столовая», Ладонщикова «Наши птицы» и др.
Материал: плакаты о бережном отношении к птицам; выставка книг о птицах; медали с изображением птиц; шапочки; изображение разных видов кормушек; грамзапись голосов птиц.
Содержание журнала:
1 стр. «На лесной опушке»;
2 стр. «Для тех, кто любит интересные истории»;
3 стр. «Стихи, игры, загадки»;
4 стр. «Книга жалоб и предложений».
Ход занятия:
Вос-ль: Вот и наступил Новый год. Сегодня 2 января, а вчера было 1 января, для всех людей, зверей и птиц самый большой праздник. С этого дня к нам возвращается солнышко и начинается свой календарь – расписание работы на весь год, а год состоит из месяцев. Январь – его первый месяц – носик года. В народе говорят: январь – середина зимы и начало года. За ним идут 11 месяцев. Самый последний месяц года – декабрь. Что вы о нём знаете? С января все люди нашей страны получают новые журналы и газеты. Какие журналы выписали вам родители?
Сегодня мы с вами получили журнал «Пернатые друзья». Этот журнал необычный, он говорящий и звучащий. Его страницы могут рассказать нам много нового и интересного о зимующих птицах. Давайте перелистаем страницы этого журнала. Открываю первую страницу. Она называется: «На лесной опушке». Эти птицы могут заговорить с вами, если вы правильно их назовёте и узнаете по голосу. Давайте послушаем, о чём они говорят (грамзапись: дробь дятла).
Кто это был?
Ребёнок: «дятел»:
Хоть я не молоток – по дереву стучу,
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Расскажите обо мне.
Как вы отличаете меня от других птиц?
Что помогает мне держаться на дереве?
Как я достаю насекомых?
Почему обо мне говорят: «Не дровосек, не помощник,
А лучший в лесу работник?»
Ребёнок-«дятел» награждает медалями за лучшие ответы детей.
Вос-ль: Кто бойко перескакивает с одного сучка на другой? Кто выводит звонко свою песенку в солнечный день? /песенка синицы/
Ребёнок-«синица»:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня друзья привычка:
Как начнутся холода,
Прилетаю к вам всегда.
Очень хочется послушать ваш рассказ обо мне. Как вы меня узнаёте? Где я живу летом? Зачем я заглядываю в каждую трещинку на дереве? Почему я могу висеть на дереве вниз головой? /награждение/
Вос-ль: Послушайте эту загадку и голос птицы.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Ребёнок-«снегирь»: Почему меня называют «снегирь»? зачем я сажусь на рябину? На яблоню-дичку? /награждение/
Вос-ль: Вот прилетела стайка маленьких, сереньких птичек, уселись на ветки и жалобно чирикают, словно жалуются на голод: «чуть-жив», «чуть-жив». Кто же это?
Ребёнок-«воробей»: Не холодом, а голодом страшна зима! И без помощи людей нам было бы ещё хуже. Самые многочисленные птицы – это мы. Летом от нас большая польза садам и огородам. Мы скромные, обыкновенные птицы. А я сейчас приглашу к вам необыкновенную птицу – северного попугая. Кто знает, как называется эта птица? – клесты.
Ребёнок-«клёст»: я думал, что вы меня не узнаете? Почему меня называют «северным попугаем»? Почему клёст – необыкновенная птица? Зачем мне такой клюв? /награждение/
Вос-ль: Какие ещё птицы зимуют у нас? /сова, филин, глухарь, тетерев, вороны, сороки/ Вы много знаете птиц. Птицы хотят вам что-то пожелать:
Дети-«птицы»: Не забывайте о нас! Помогите пережить трудное время! Подкармливайте нас! Летом мы отплатим вам добром за заботу.
Вос-ль: Следующая страница: «Для тех, кто любит сказки». /стук в дверь/
Входит Старичок-Лесовичок. Осматривает плакаты, книги.
Лесовичок: Здравствуйте, защитники природы! Вы узнали меня? Я принёс с собой дары леса. Сегодня я побывал в столовых наших друзей. Посмотрите на этих птичек и скажите, у кого я побывал? Кто любит шишки? – дятел, белка, клёст.
Лесовичок: У меня для вас сюрприз (достаёт перо, а к нему приклеено письмо). – Дорогие, ребята, здравствуйте! Пишут вам ваши друзья,
зимующие птицы. Вы знаете, что большую часть времени мы
проводим в воздухе, поэтому чувствуем изменения в погоде
лучше, чем люди. По нашему поведению можно узнать, какая
погода будет вечером, завтра. Народ, наблюдая за нами,
составил свои приметы: Когда синица начинает с утра
пищать – ожидай ночью мороз.
Лесовичок: А вы знаете приметы? /награждение/
Знаете ли вы какие-нибудь интересные истории из жизни зимующих птиц?
Старичок-Лесовичок показывает слайды или иллюстрации, чтобы помочь вспомнить истории.
Вос-ль: Следующая страница: «Стихи, игры, загадки».
Дети встают в круг и поют:
Друг за другом мы идём,
Дружно, весело поём.
Надо думать, не зевать,
Только верно рисовать.
/сорока, соловей, ворона, воробей, ласточка, клёст, скворец, синица, щегол, голубь…/
Если птица перелётная – руки поднять;
Если зимующая – хлопок в ладоши.
Загадки: Он щебечет: чик-чирик,
Серый, ростом не велик,
Скачет, скачет по дорожке,
Ищет зёрнышки и крошки. /воробей/
Ой, на месте не сидится,
Всё летает каждый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: тень-тень. /синица/
Чтение стихотворения ребёнком: З. Александрова «Новая столовая».
Лесовичок: Слышу! Слышу! Ваша столовая готовит разные угощения. Но везде по разному. В некоторых столовых такого не увидишь.
Вос-ль: Следующая страница: «Книга жалоб и предложений».
/Стук в дверь/.
Входит ребёнок-«сорока». – Здравствуйте, я принесла вам «книгу жалоб и предложений».
Лесовичок: Есть в лесу такая книга. Она с большими страницами. Зимой страницы белые, а летом – разноцветные. Пишут в ней звери и птицы, кто коготком, кто клювом, кто крылом. Вот какие жалобы написаны:
- жалуемся на голод! Сучки и ветки покрылись льдом. Просто беда! Ножки скользят, до насекомых никак не добраться. Вся надежда на вас, ребята! – синицы –
- очень много беспорядка в кормушках. Меню – однообразное: каша мороженная, крошки тоже. Ветер налетает, корм с полочек сдувает.
– голубь –
Лесовичок: Дальше идут предложения, как лучше сделать кормушку? Какой корм птицам нужен? Дети рассматривают разные кормушки.
Лесовичок: Спасибо, ребята! За стихи, загадки, игры, интересные истории о птицах. Быстро прошло время, пора мне в лес возвращаться. Расскажу своим друзьям-птицам о вас. Всегда помните правило:
Дорожи каждым деревцем,
Каждой травинкой,
Каждой птичкой и зверьком,
Будь заботливым другом природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Лес - многоэтажный дом"
презентация, которая поможет детям понять "этажи" леса...
Конспект занятия по аппликации «Многоэтажные дома».
занимательное занятие по аппликации...
Многоэтажный дом
Аппликация с элементами конструирования (дети сначала вырезают все детали картины,а потом выстраивают свой дом)...
Проект "Лес - многоэтажный дом" (для детей старшего дошкольного возраста)
Данный опыт поможет детям понять, что все животные и растения занимают в природе определенную нишу. Педагогам поможет в аналогичной деятельности, используя созданный макет....
Мастер-класс по изготовлению многоэтажного дома из бросового материала(пакет из-под сока)
Мастер-класс по изготовлению домика для игры в ПДД....
Лес - многоэтажный дом (сравнительный рассказ о деревьях, кустах, травянистых растениях)
НОД в старшей группе по экологическому воспитанию...
Лес - многоэтажный дом
План - конспект занятия...