ОД по познавательному развитию "Секреты ткани"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Аникина Оксана Валерьевна

Данное занятие  формирует у детей представление о свойствах различных тканей;  умения определять эти свойства (бывает толстая и тонкая, пропускает воздух, мнется, намокает в воде) и устанавливать связи между качествами материала или предмета одежды, и его назначением;  развивает интерес к экспериментированию с разным материалом;  мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

На занятии дети посещают выставку современной, модной одежды, где с помощью опытов и экспериментов узнают различные свойства, которыми обладают разные виды ткани.

Ход образовательной деятельности.

1.Вводная часть  Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте! Давайте поприветствуем наших гостей.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
- Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится  добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

Замечательно! Мы пожелали друг другу доброго утра, подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее.

2. Основная часть

 Открытие выставки.

 - Внимание! Внимание! Приглашаем всех желающих на выставку современной, модной одежды. На выставке вы сможете не только рассмотреть красивую и яркую одежду, но и познакомиться со свойствами тканей, из которых сшита наша одежда, и сами освоите профессию модельера и художника по тканям (аудиозапись).

Дети проходят к выставке.

-Меня зовут Оксана Валерьевна. Я являюсь организатором выставки красивой, модной одежды. Сегодня вам выпала возможность стать первыми участниками нашей выставки .

- Как вы думаете, что это за профессия –модельер?( ответы детей)

 -  Модельер воплощает в жизнь творческие идеи и замыслы, создает эскизы, новые модели- современную, удобную, красивую одежду.

- А что за профессия –художник по тканям?

-А вы хотите  освоить новые профессии? (ответы детей)

–   На выставке не разрешается трогать руками, можно только смотреть, но сегодня я для вас сделаю исключение, вы сможете аккуратно потрогать ткань , из которой сшит комлект одежды .Обратите внимание на разнообразие и красоту  одежды!

Обратите внимание на первый манекен, здесь представлено     платье, сшитое из хлопчато- бумажной  ткани в мелкую клетку. Платье без рукава, на бретелях . К платью прилагается тонкая накидка - болеро .И дополняет комплект босоножки в тон платья.

-  Как вы думаете, для какого времени года подойдет данный комплект одежды? Почему вы так решили? Из какой ткани сшито? Какими свойствами обладает данная ткань? Вывод : ткань тонкая, лёгкая, воздухопроницаемая, хорошо стирается, гладится.

Обратите внимание на второй манекен, здесь представлен комплект одежды, состоящий из плотной вязаной кофты светло – зелёного цвета, плотных  брюк черного цвета и дополняют данный образ легкие кеды . Для какого времени года подойдет данный комплект одежды? Почему?  Вывод : ткань плотная, толстая, удерживающая тепло.

Обратите внимание на третий манекен, здесь представлен комплект одежды, состоящий из теплого шарфа, лёгкой, тёплой , удобной, и не стесняющей  движений  куртки темно – синего цвета. Дополняют комплект  сапоги на сплошной подошве. Для какого времени года подойдет данный комплект одежды? Почему? Из какой ткани шьют теплую одежду, какими свойствами она обладает? Вывод : ткань плотная, толстая, удерживающая тепло.

  - А ткань одинаковая или разная?

- Конечно,  ткань разная и в нашем современном мире существует огромное многообразие видов ткани. На этом стенде разные виды ткани, посмотрите пожалуйста.(Дети рассматривают представленные виды ткани)

 -    У каждой ткани есть свой секрет и когда модельер придумывает, из какой ткани сшить  одежду, он эти секреты всегда учитывает и использует их при пошиве   .

- Вы уже знаете некоторые секреты ткани, и мы сейчас их вспомним, поиграв в игру «Волшебный лоскуток».  Я предлагаю вам побыть модельерами и подобрать ткань для создания вашего комплекта одежды . 

- Выберите   карточку-трафарет и карточку с нужной   тканью, которая подойдет для вашей модели.(Предложить наложить трафарет определенного вида одежды на ту ткань, из которой она может быть сшита)  

- Составьте  рассказ о  вашей модели и ткани из которой она будет сшита ( какая она по происхождению, прочная, плотная, пропускает воздух, намокает или нет, какую одежду можно сшить из этой ткани .

 – Молодцы, вспомнили.( Ещё раз повторяют все свойства ткани).  
– Конечно, ткань прочная, легко шьется, пропускает воздух, намокает в воде, ее можно стирать, гладить, она теплая, сохраняет температуру тела, защищает от холода, дождя и ветра .

Физминутка «Одежда».

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны

- Ткань обладает ещё одним свойством-она хорошо впитывает краску,и, соответственно хорошо окрашивается. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.

 Наши далекие предки  окрашивали  ткань самостоятельно в домашних условиях. Сегодня мы попробуем сами окрасить ткань.

 -  Я  приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы научимся окрашивать ткань.(проходят к столам)

- Давайте вспомним правила работы в лаборатории .(Внимательно слушай инструкции, чётко выполняй указания, будь наблюдательным, аккуратно работай с веществами и оборудованием, после наблюдений делай вывод)

- Давайте оденем защитную одежду.  

 -  Как вы думаете,  зависит ли  цвет ткани от того,  от времени нахождения  в красящем  растворе?  

- Давайте проверим это опытным путём.(Дети работают вместе с воспитателем).  У вас на подносе две ёмкости с красящем , и два лоскута ткани .Для этого первый лоскут  ткани кладем  в раствор  и оставляем  его там на 1 минуту. Чтобы мы знали, сколько времени прошло, давайте поставим песочные часы, которые отмерят  ровно 1 минуту. А  второй  лоскут ткани опускаем   в раствор на 1 секунду  . Посмотрите, что произошло с тканью?

Дети: Ткань окрасилась.

 -  Какого цвета она стала?

 - Давайте посмотрим, что же стало с первым лоскутом ткани. Какой вывод мы можем сделать?

( Ткань приобретает более насыщенный цвет при  длительном пребывании в красящем растворе.)

-Это мы окрасили ткань в один цвет, такая ткань называется однотонная. (повторяют)

- А сейчас я познакомлю вас с техникой окрашивания и нанесения рисунка в технике «Шибори»  . (Дети проходят к столу воспитателя)

- Шибори  — это особая техника окрашивания, созданная в Японии еще в VIII веке. При окрашивании материала этим способом часть ткани защищают от красителя, завязывая в этих местах узлы или перекручивают жгутами, благодаря чему появляются красивые узоры.

-Для этого нам понадобятся ткань для окрашивания, крупные бусины, камни, резинки для их фиксации, акриловые краски, фен, поднос, высокие бокалы, вода для увлажнения ткани.

  Показ воспитателя техники нанесения рисунка на ткань.

 Работа в дизайнерском центре.

- Приглашаю вас в нашу студию дизайна, где вы попробуете самостоятельно освоить профессию  художника по ткани ,где вы создадите свой рисунок на футболках.  Проходят на рабочие места.

  -Прежде, чем приступить к работе ,вспомним правила техники безопасности с растворами (надеть защитную маску, чтобы не вдыхать пары, пользоваться пипеткой)??????????

  Пальчиковая гимнастика  «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.   Кулачки имитируют стирку.

-   Прежде, чем приступить к работе ,вспомним правила техники безопасности с растворами (надеть защитную маску, чтобы не вдыхать пары, пользоваться пипеткой)

- Обратите внимание на оборудование на столах, которое нам нужно для работы :футболка, закреплённая на круглой основе  канцелярской резинкой, фломастеры, пипетка и раствор, который закрепит наш рисунок.

- Сначала наносите рисунок на ткань фломастерами, начиная с центра, и фиксируете рисунок с помощью пипетки и раствора.

Самостоятельная  деят-ть детей. Рассматриваем.

- Смотрите, что происходит с рисунком.

- А почему так происходит? Какой можно сделать вывод? А почему рисунок не выходит за пределы круга?

  3. Заключительная часть.  Рефлексия

Я, как организатор выставки, очень рада, что встретилась с вами. А вы хорошо провели время у нас на выставке? Что вам больше всего понравилось? Испытывали ли вы какие-то затруднения? Всё ли вам было понятно?

 В память о нашей экскурсии вам остаются футболки с необычными рисунками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sekrety_tkani_avtosohranennyy.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОД с элементами экспериментирования «Секреты ткани»

 Программное содержание:

1. Формировать представление о свойствах различных тканей;

  умения определять эти свойства (бывает толстая и тонкая, пропускает воздух, мнется, намокает в воде) и устанавливать связи между качествами материала или предмета одежды, и его назначением.

 2. Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом;  мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

 3. Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий,  любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная  работа:  сюжетно-ролевые игры «Ателье»«Магазин одежды»; знакомство со свойствами ткани;  рассматривание журналов мод; книжек-раскрасок с моделями (раскрашивание одежды); вырезание кукол из бумаги и «шитьё» одежды для них; дидактические игры «Профессии»«Что кому нужно для работы»«Подбери кукле одежду»; чтение художественной литературы

Словарная работа: однотонная , шибори

Оборудование:

Демонстрационный материал : манекены с одеждой, разные виды ткани, шаблоны одежды, песочные часы; материал для окрашивания ткани в технике «Шибори»,фен, стаканы, акриловая краска, шприцы,крупнык бусины, камни.

Раздаточный материал: лоскутки ткани,  фартуки, ёмкости с раствором для окрашивания пинцеты,, подносы, футболки, фломастеры, пипетки.

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход образовательной деятельности.

1.Вводная часть  Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте! Давайте поприветствуем наших гостей.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
- Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится  добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

Замечательно! Мы пожелали друг другу доброго утра, подарили друг другу улыбку, от которой стало светлее, теплее и уютнее.

2. Основная часть

 Открытие выставки.

 - Внимание! Внимание! Приглашаем всех желающих на выставку современной, модной одежды. На выставке вы сможете не только рассмотреть красивую и яркую одежду, но и познакомиться со свойствами тканей, из которых сшита наша одежда, и сами освоите профессию модельера и художника по тканям (аудиозапись).

Дети проходят к выставке.

-Меня зовут Оксана Валерьевна. Я являюсь организатором выставки красивой, модной одежды. Сегодня вам выпала возможность стать первыми участниками нашей выставки .

- Как вы думаете, что это за профессия –модельер?( ответы детей)

 -  Модельер воплощает в жизнь творческие идеи и замыслы, создает эскизы, новые модели- современную, удобную, красивую одежду.

- А что за профессия –художник по тканям? 

-А вы хотите  освоить новые профессии? (ответы детей)

 

–   На выставке не разрешается трогать руками, можно только смотреть, но сегодня я для вас сделаю исключение, вы сможете аккуратно потрогать ткань , из которой сшит комлект одежды .Обратите внимание на разнообразие и красоту  одежды!

Обратите внимание на первый манекен, здесь представлено     платье, сшитое из хлопчато- бумажной  ткани в мелкую клетку. Платье без рукава, на бретелях . К платью прилагается тонкая накидка - болеро .И дополняет комплект босоножки в тон платья.

-  Как вы думаете, для какого времени года подойдет данный комплект одежды? Почему вы так решили? Из какой ткани сшито? Какими свойствами обладает данная ткань? Вывод : ткань тонкая, лёгкая, воздухопроницаемая, хорошо стирается, гладится.

Обратите внимание на второй манекен, здесь представлен комплект одежды, состоящий из плотной вязаной кофты светло – зелёного цвета, плотных  брюк черного цвета и дополняют данный образ легкие кеды . Для какого времени года подойдет данный комплект одежды? Почему?  Вывод : ткань плотная, толстая, удерживающая тепло.

Обратите внимание на третий манекен, здесь представлен комплект одежды, состоящий из теплого шарфа, лёгкой, тёплой , удобной, и не стесняющей  движений  куртки темно – синего цвета. Дополняют комплект  сапоги на сплошной подошве. Для какого времени года подойдет данный комплект одежды? Почему? Из какой ткани шьют теплую одежду, какими свойствами она обладает? Вывод : ткань плотная, толстая, удерживающая тепло.

  - А ткань одинаковая или разная?

- Конечно,  ткань разная и в нашем современном мире существует огромное многообразие видов ткани. На этом стенде разные виды ткани, посмотрите пожалуйста.(Дети рассматривают представленные виды ткани)

 

 -    У каждой ткани есть свой секрет и когда модельер придумывает, из какой ткани сшить  одежду, он эти секреты всегда учитывает и использует их при пошиве   . 

- Вы уже знаете некоторые секреты ткани, и мы сейчас их вспомним, поиграв в игру «Волшебный лоскуток».  Я предлагаю вам побыть модельерами и подобрать ткань для создания вашего комплекта одежды .  

- Выберите   карточку-трафарет и карточку с нужной   тканью, которая подойдет для вашей модели.(Предложить наложить трафарет определенного вида одежды на ту ткань, из которой она может быть сшита)  

- Составьте  рассказ о  вашей модели и ткани из которой она будет сшита ( какая она по происхождению, прочная, плотная, пропускает воздух, намокает или нет, какую одежду можно сшить из этой ткани .

 – Молодцы, вспомнили.( Ещё раз повторяют все свойства ткани).  
– Конечно, ткань прочная, легко шьется, пропускает воздух, намокает в воде, ее можно стирать, гладить, она теплая, сохраняет температуру тела, защищает от холода, дождя и ветра .

Физминутка «Одежда».

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны

- Ткань обладает ещё одним свойством-она хорошо впитывает краску,и, соответственно хорошо окрашивается. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.

 Наши далекие предки  окрашивали  ткань самостоятельно в домашних условиях. Сегодня мы попробуем сами окрасить ткань.

 -  Я  приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы научимся окрашивать ткань.(проходят к столам)

- Давайте вспомним правила работы в лаборатории .(Внимательно слушай инструкции, чётко выполняй указания, будь наблюдательным, аккуратно работай с веществами и оборудованием, после наблюдений делай вывод)

- Давайте оденем защитную одежду.  

 -  Как вы думаете,  зависит ли  цвет ткани от того,  от времени нахождения  в красящем  растворе?  

- Давайте проверим это опытным путём.(Дети работают вместе с воспитателем).  У вас на подносе две ёмкости с красящем , и два лоскута ткани .Для этого первый лоскут  ткани кладем  в раствор  и оставляем  его там на 1 минуту. Чтобы мы знали, сколько времени прошло, давайте поставим песочные часы, которые отмерят  ровно 1 минуту. А  второй  лоскут ткани опускаем   в раствор на 1 секунду  . Посмотрите, что произошло с тканью?

Дети: Ткань окрасилась.

 -  Какого цвета она стала?

 - Давайте посмотрим, что же стало с первым лоскутом ткани. Какой вывод мы можем сделать?

( Ткань приобретает более насыщенный цвет при  длительном пребывании в красящем растворе.)

-Это мы окрасили ткань в один цвет, такая ткань называется однотонная. (повторяют)

- А сейчас я познакомлю вас с техникой окрашивания и нанесения рисунка в технике «Шибори»  . (Дети проходят к столу воспитателя)

- Шибори  — это особая техника окрашивания, созданная в Японии еще в VIII веке. При окрашивании материала этим способом часть ткани защищают от красителя, завязывая в этих местах узлы или перекручивают жгутами, благодаря чему появляются красивые узоры.

-Для этого нам понадобятся ткань для окрашивания, крупные бусины, камни, резинки для их фиксации, акриловые краски, фен, поднос, высокие бокалы, вода для увлажнения ткани.

  Показ воспитателя техники нанесения рисунка на ткань.

 Работа в дизайнерском центре.

- Приглашаю вас в нашу студию дизайна, где вы попробуете самостоятельно освоить профессию  художника по ткани ,где вы создадите свой рисунок на футболках.  Проходят на рабочие места.

 

  -Прежде, чем приступить к работе ,вспомним правила техники безопасности с растворами (надеть защитную маску, чтобы не вдыхать пары, пользоваться пипеткой)??????????

  Пальчиковая гимнастика  «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.   Кулачки имитируют стирку.

-   Прежде, чем приступить к работе ,вспомним правила техники безопасности с растворами (надеть защитную маску, чтобы не вдыхать пары, пользоваться пипеткой)??????????

- Обратите внимание на оборудование на столах, которое нам нужно для работы :футболка, закреплённая на круглой основе  канцелярской резинкой, фломастеры, пипетка и раствор, который закрепит наш рисунок.

- Сначала наносите рисунок на ткань фломастерами, начиная с центра, и фиксируете рисунок с помощью пипетки и раствора.

Самостоятельная  деят-ть детей. Рассматриваем.

- Смотрите, что происходит с рисунком.

- А почему так происходит? Какой можно сделать вывод? А почему рисунок не выходит за пределы круга?

 

  3. Заключительная часть.  Рефлексия

Я, как организатор выставки, очень рада, что встретилась с вами. А вы хорошо провели время у нас на выставке? Что вам больше всего понравилось? Испытывали ли вы какие-то затруднения? Всё ли вам было понятно?

 В память о нашей экскурсии вам остаются футболки с необычными рисунками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Знакомство детей со свойствами ткани» для детей 4-5 лет

Цель: познакомить детей с различными свойствами тканиЗадачи:Дать понятия о происхождении ткани.Развивать внимание, любознательность.Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых....

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе детей с ОНР в условиях логопункта "Хоровод дружбы" с изготовлением куколки-кувадки из ткани.

Конспект  предназначен для детей подготовительной группы с ОНР в условиях логопункта, но может быть использован всеми, кто заинтересован в развитии мелкой моторики детей любого возраста. В конспе...

Познавательное развитие: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Вторая младшая группа...

НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Ткани всякие нужны" (подготовительная группа)

НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Ткани всякие нужны" (подготовительная группа)...

Познавательно - исследовательская деятельность "Знакомство со свойствами бумаги и ткани" младшая группа

 В этой образовательной деятельности, я знакомлю детей со свойствами бумаги и ткани   ...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...