Статья "Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Статья

«Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности»

 

      Задача воспитателя в современном мире – помочь сформировать  ребенку, живущему в мегаполисе, доброжелательное отношение к природе,  понимание природы, осознание своего место в окружающем мире.  Развивать интерес к объектам природы необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Именно в этот период складываются первичные представления о мире природы. Развитие познавательных интересов у детей находится в прямой зависимости от количества и качества знаний, а также способа их получения путем активной познавательной деятельности. Характерная особенность старшего дошкольного возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, возникает желание подойти и потрогать растение.

      Тема данного проекта интересна тем, что позволяет расширять детский опыт общения с живой природой: посредством комнатных растений, сказок о растениях, игр – путешествий и ребусов.

  1. Комнатные растения «Чудеса на бумаге»  

Многообразие форм, красок, запахов, присущие комнатным растениям, помогают развивать любознательность, наблюдательность, понимать и ценить красоту растений, воспитывать бережное отношение к природе. Не только сами растения, но и средства по уходу за ними служат развитию познавательного интереса детей. К таким средствам можно отнести:

- специально организованная развивающая среда, где ребенок может самостоятельно и вместе со взрослым экспериментировать, действовать с растениями;

- систематическое проведение наблюдений за комнатными растениями;

- осуществление ухода за растениями, посадка и пересадка их;

- беседы, пересказы и чтение сказок детям о происхождении растений, значимости их в жизни и деятельности человека и общества;

- посещение оранжерей, ботанического сада, парков, скверов и т.д.

Так же одним из средств может стать изобразительная деятельность. Дети этого возраста любят рисовать, лепить, вырезать, конструировать, что говорит об огромном творческом потенциале детей. Изобразительная деятельность волнует, радует детей и вызывает у них положительные эмоции.

 В своей работе я использую как традиционные техники рисования, так и нетрадиционные (необычное сочетание материалов и инструментов).

К нетрадиционным техникам можно отнести:

- печать листьев (можно изобразить гибискус, олеандр, плющ);

- рисование пальчиками (декабрист, толстянка, папоротник, хлорофитум);

- рисование методом тычка (разные виды кактусов, гемантус);

- проступающий рисунок - восковой мелок + акварель (фикус, маранта, драцена, щучий хвост, традесканция, сансевьера);

- набрызг (маранта, бриофиллюм), можно изобразить растения где на листьях имеются вкрапления, пятнышки;

- рисование пластилином (барельеф), можно изобразить любые растения.

 

  1. Сказки  «Наши зеленые любимцы»

 Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство со всем окружающим миром в целом. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

С детьми читаем сказки о комнатных растениях Л.В. Скребцовой «Азалия белый кот», «Домашний садик», «Благородный плющ», «Кто прекрасней», «Колючий лилипут» и др. Так же мы придумываем  свои сказки о растениях, которые имеются дома у воспитанников. Составляем альбом фотографий, на которых дети, ухаживают за домашними и садовыми растениями.      

3. Игры – путешествия «Удивительное рядом»

Игры – путешествия представляют совместный поиск интересной информации о происхождении комнатных растений, о природе: рассматривание на глобусе место обитания и происхождения каждого цветка; чтение энциклопедии обьясняющее название растения, цветка; рассматривание книг; рассматривание открыток, составление гербариев; обсуждение и придумывание моделей о способах ухода за растениями. Проведение с детьми дидактических игр «Угадай растение», «Цветочный аукцион», «За покупками в цветочный магазин», «Загадай – мы отгадаем», «Чего не стало?», «Что я назвала?».

  1. Игры – путешествия, направленные на привлечение внимания к особенностям обьктов природы, значимости их для человека.

№1 «Путешествие в «неизведанную» природу» Цель: сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценно. Познакомить детей со значением деревьев и других растений.

№2  «Путешествий в мир исчезающих растений и животных» Цель: воспитывать бережному отношению детей к природе, познакомить со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой».

  1. Игры – путешествия, направленные на освоение правил поведения в природе.

№1 «Путешествие в Летний сад», «Ботанический сад» и «Оранжерея» Цель: Формировать умения детей бережно относится к паркам, имеющим историческую ценность. Познакомить с правилами поведения в парках. Воспитывать чувство любви к своему городу, видеть красоту и оберегать ее.                   

№2  «Путешествие по лесным тропинкам» Цель: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.

Задание 1 «Чистое утро» - убрать участок детского сада от листьев, веток, мусора.

Задание 2 «Березкины слезы» - пройти по участку детского сада, проверить, нет ли обломанных веток, ранок, если есть, пожалеть их сказать добрые слова, подвязать ветки, или обрезать их, окучивать молодые кустики.

Задание 3 «Беседа с деревьями» - рассказать об особенностях строения внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного отношения людей к растениям.

  1. Ребусы «Неизведанное и увлекательное»

Ребусы являются наглядным моделированием для абстрактного понятия ребенка и привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их применение в обучении очень эффективно. Мои дети подросли, поэтому я планирую включить в свою работу разработанные мною ребусы про комнатные растения.

 

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности»

      Задача воспитателя в современном мире – помочь сформировать  ребенку, живущему в мегаполисе, доброжелательное отношение к природе,  понимание природы, осознание своего место в окружающем мире.  Развивать интерес к объектам природы необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Именно в этот период складываются первичные представления о мире природы. Развитие познавательных интересов у детей находится в прямой зависимости от количества и качества знаний, а также способа их получения путем активной познавательной деятельности. Характерная особенность старшего дошкольного возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, возникает желание подойти и потрогать растение.

      Тема данного проекта интересна тем, что позволяет расширять детский опыт общения с живой природой: посредством комнатных растений, сказок о растениях, игр – путешествий и ребусов.

  1. Комнатные растения «Чудеса на бумаге»  

Многообразие форм, красок, запахов, присущие комнатным растениям, помогают развивать любознательность, наблюдательность, понимать и ценить красоту растений, воспитывать бережное отношение к природе. Не только сами растения, но и средства по уходу за ними служат развитию познавательного интереса детей. К таким средствам можно отнести:

- специально организованная развивающая среда, где ребенок может самостоятельно и вместе со взрослым экспериментировать, действовать с растениями;

- систематическое проведение наблюдений за комнатными растениями;

- осуществление ухода за растениями, посадка и пересадка их;

- беседы, пересказы и чтение сказок детям о происхождении растений, значимости их в жизни и деятельности человека и общества;

- посещение оранжерей, ботанического сада, парков, скверов и т.д.

Так же одним из средств может стать изобразительная деятельность. Дети этого возраста любят рисовать, лепить, вырезать, конструировать, что говорит об огромном творческом потенциале детей. Изобразительная деятельность волнует, радует детей и вызывает у них положительные эмоции.

 В своей работе я использую как традиционные техники рисования, так и нетрадиционные (необычное сочетание материалов и инструментов).

К нетрадиционным техникам можно отнести:

- печать листьев (можно изобразить гибискус, олеандр, плющ);

- рисование пальчиками (декабрист, толстянка, папоротник, хлорофитум);

- рисование методом тычка (разные виды кактусов, гемантус);

- проступающий рисунок - восковой мелок + акварель (фикус, маранта, драцена, щучий хвост, традесканция, сансевьера);

- набрызг (маранта, бриофиллюм), можно изобразить растения где на листьях имеются вкрапления, пятнышки;

- рисование пластилином (барельеф), можно изобразить любые растения.

  1. Сказки  «Наши зеленые любимцы»

 Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство со всем окружающим миром в целом. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

С детьми читаем сказки о комнатных растениях Л.В. Скребцовой «Азалия белый кот», «Домашний садик», «Благородный плющ», «Кто прекрасней», «Колючий лилипут» и др. Так же мы придумываем  свои сказки о растениях, которые имеются дома у воспитанников. Составляем альбом фотографий, на которых дети, ухаживают за домашними и садовыми растениями.      

3. Игры – путешествия «Удивительное рядом»

Игры – путешествия представляют совместный поиск интересной информации о происхождении комнатных растений, о природе: рассматривание на глобусе место обитания и происхождения каждого цветка; чтение энциклопедии обьясняющее название растения, цветка; рассматривание книг; рассматривание открыток, составление гербариев; обсуждение и придумывание моделей о способах ухода за растениями. Проведение с детьми дидактических игр «Угадай растение», «Цветочный аукцион», «За покупками в цветочный магазин», «Загадай – мы отгадаем», «Чего не стало?», «Что я назвала?».

  1. Игры – путешествия, направленные на привлечение внимания к особенностям обьктов природы, значимости их для человека.

№1 «Путешествие в «неизведанную» природу» Цель: сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценно. Познакомить детей со значением деревьев и других растений.

№2  «Путешествий в мир исчезающих растений и животных» Цель: воспитывать бережному отношению детей к природе, познакомить со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой».

  1. Игры – путешествия, направленные на освоение правил поведения в природе.

№1 «Путешествие в Летний сад», «Ботанический сад» и «Оранжерея» Цель: Формировать умения детей бережно относится к паркам, имеющим историческую ценность. Познакомить с правилами поведения в парках. Воспитывать чувство любви к своему городу, видеть красоту и оберегать ее.                  

№2  «Путешествие по лесным тропинкам» Цель: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.

Задание 1 «Чистое утро» - убрать участок детского сада от листьев, веток, мусора.

Задание 2 «Березкины слезы» - пройти по участку детского сада, проверить, нет ли обломанных веток, ранок, если есть, пожалеть их сказать добрые слова, подвязать ветки, или обрезать их, окучивать молодые кустики.

Задание 3 «Беседа с деревьями» - рассказать об особенностях строения внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного отношения людей к растениям.

  1. Ребусы «Неизведанное и увлекательное»

Ребусы являются наглядным моделированием для абстрактного понятия ребенка и привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их применение в обучении очень эффективно. Мои дети подросли, поэтому я планирую включить в свою работу разработанные мною ребусы про комнатные растения.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»...

Методические подходы к формированию воображения детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему "Методические подходы к формированию воображения детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему: «Дерево доброты».

Программные задачи:- формировать чувство восхищения родной природой, воспитывать бережное отношение к ней , отзывчивость на богатство её проявлений;-закреплять умение передавать в рисунке эстетические...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – молодые защитники природы»

Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде....

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – дошколята»

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следс...

Педагогический проект с родителями «Комплекс мероприятий по вовлечению родителей и воспитанников в процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических и природоохранных представлений. »

Педагогический проект с родителями «Комплекс мероприятий по вовлечениюродителей и воспитанников в процессформирования у детей старшего дошкольного возраста экологических и природ...