" В мире стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Фадеева Ольга Сергеевна

Тема: «В мире стекла»

Обучающие задачи:

 познакомить детей с рукотворным материалом – стекло;

 уточнить и расширить представление детей о свойствах стекла;

учить обследовать предметы, используя зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.

Развивающие задачи:

развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы;

учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

расширять словарный запас детей;

развивать наблюдательность;

Воспитательные задачи:

формировать правила обращения со стеклянными предметами и изделиями из стекла на основе полученных представлений.

Наглядный материал:

Стеклянные предметы: бутылочки от духов, елочные игрушки, лампочки, графин, очки, бокалы хрустальные, пипетка, градусник, стеклянные камушки, банки, колбы, пробирки.

Раздаточный материал:

Стаканы стеклянные по количеству детей, стаканы пластмассовые по количеству детей, палочки деревянные по количеству детей. Стеклянные камушки по количеству детей.

Стеклянные баночки  от детского питания.

Ход НОД

Слайд 1.

Воспитатель: Ребята, хотите побывать в необычном музее?

Дети: да

Слайд 2.

Воспитатель: Тогда я приглашаю  вас в мини музей «В мире стекла».

Посмотрите, какие интересные предметы стоят на полочке перед нами.

Я буду показывать на предмет, а вы расскажите, как его можно использовать.

(Например, «Это стакан. В него можно налить воду». «Это ёлочная игрушка. Её вешают на ёлку» и т.д.) Готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Все предметы разные, используют их по - разному, а что у них общее?

Дети: Они все сделаны из стекла.

Воспитатель: Как эти предметы назовём, одним словом?

Дети: стеклянные

Воспитатель: Какие стеклянные предметы вы ещё знаете?

Дети: варианты ответов

Слайд 3.

Воспитатель: Я вам  предлагаю проверить в нашей лаборатории, какими свойствами обладает стекло.

Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории.

  1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
  2. Приступать к выполнению опыта, только после моего показа.
  3. Со стеклом надо работать аккуратно и бережно. 

Итак, занимайте свои места.

Воспитатель: Перед работай р

 

Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку.
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

Опыт №1

Воспитатель: возьмите с подноса и положите в синий пластмассовый стакан  камушек. Что вы видите в стакане?

Дети: ничего

Воспитатель: теперь  возьмите с подноса и положите в стеклянный стакан  камушек. Что вы видите в стакане?

Дети: камушек

Воспитатель: Если в стеклянном  стакане вы видите камушек, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?

Дети: Прозрачное.

Воспитатель: Какой можем сделать вывод?

Вывод: стекло, материал прозрачный. 

Слайд 4.

Здоровьесберегающие технологии: «Гимнастика для глаз»

Слайд 5.

Опыт № 2

Воспитатель: возьмите в руку баночку, какая она на ощупь?

Дети: гладкая

Вывод: стекло гладкое

Опыт № 3:

Воспитатель: возьмите стакан, какой он теплый или холодный?

Дети: холодный

Вывод: стекло холодное.

Наливаю в стакан горячей воды, предлагаю детям потрогать, определить каким стал стакан.

Дети: горячий

Вывод: стекло может нагреваться.

Предлагаю  отдохнуть

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг).

Возвращаемся в нашу лабораторию и продолжаем опыты.

Опыт № 4:

Воспитатель: наливаем в стакан воды, посмотрите, стакан пропускает воду?

Дети: нет

Воспитатель:  что можем сказать, про стекло?

Дети: не пропускает воду.

Вывод: стекло не пропускает воду.

Опыт № 5:

Воспитатель: возьмите палочку и постучите по стакану, что слышим?

Дети: звук

Воспитатель: возьмите палочку и постучите по бокалу, что слышим?

Дети: звук звонкий

Воспитатель: возьмите палочку и постучите по баночке, что слышим?

Дети: звук глухой

Вывод: Чем стекло толще, тем звук глуше, чем тоньше стекло - звук выше.

Слайд 6.

Воспитатель: ребята стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы), но любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения, поэтому к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы вы знаете свойства стекла, эти знания вам помогут отгадать загадки:

Слайд 7.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь, а ударь – разобьюсь.

                   (Стекло)

На окошечках простое, а в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется, а ударишь – разобьется.

                        (Стекло)

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено.

                               (Стекло)

Слайд 8.

Воспитатель: подведём итог нашей опытнической работы, вспомним, какими свойствами обладает стекло:

  • стекло прозрачное;
  • стекло гладкое;
  • стекло холодное, но может нагреваться;
  • стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;
  • стекло мелодичное, звонкое;
  • стекло хрупкое;

Воспитатель: вы теперь так много знаете о стекле, о его свойствах.

Мне очень понравилось работать с вами в лаборатории.

Наша лаборатория закрывается.  

Слайд 9-10.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_mie_stekla.docx25.35 КБ
Файл v_mire_stekla.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе.

Тема: «В мире стекла»

Обучающие задачи:

 познакомить детей с рукотворным материалом – стекло;

 уточнить и расширить представление детей о свойствах стекла;

учить обследовать предметы, используя зрительные, слуховые, тактильные анализаторы.

Развивающие задачи:

развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы;

учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

расширять словарный запас детей;

развивать наблюдательность;

Воспитательные задачи:

формировать правила обращения со стеклянными предметами и изделиями из стекла на основе полученных представлений.

Наглядный материал:

Стеклянные предметы: бутылочки от духов, елочные игрушки, лампочки, графин, очки, бокалы хрустальные, пипетка, градусник, стеклянные камушки, банки, колбы, пробирки.

Раздаточный материал:

Стаканы стеклянные по количеству детей, стаканы пластмассовые по количеству детей, палочки деревянные по количеству детей. Стеклянные камушки по количеству детей.

Стеклянные баночки  от детского питания.

Ход НОД

Слайд 1.

Воспитатель: Ребята, хотите побывать в необычном музее?

Дети: да

Слайд 2.

Воспитатель: Тогда я приглашаю  вас в мини музей «В мире стекла».

Посмотрите, какие интересные предметы стоят на полочке перед нами.

Я буду показывать на предмет, а вы расскажите, как его можно использовать.

(Например, «Это стакан. В него можно налить воду». «Это ёлочная игрушка. Её вешают на ёлку» и т.д.) Готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Все предметы разные, используют их по - разному, а что у них общее?

Дети: Они все сделаны из стекла.

Воспитатель: Как эти предметы назовём, одним словом?

Дети: стеклянные

Воспитатель: Какие стеклянные предметы вы ещё знаете?

Дети: варианты ответов

Слайд 3.

Воспитатель: Я вам  предлагаю проверить в нашей лаборатории, какими свойствами обладает стекло.

Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории.

  1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
  2. Приступать к выполнению опыта, только после моего показа.
  3. Со стеклом надо работать аккуратно и бережно. 

Итак, занимайте свои места.

Воспитатель: Перед работай р

Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку.
И большую поварешку.
(Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
(Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
(Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

Опыт №1

Воспитатель: возьмите с подноса и положите в синий пластмассовый стакан  камушек. Что вы видите в стакане?

Дети: ничего

Воспитатель: теперь  возьмите с подноса и положите в стеклянный стакан  камушек. Что вы видите в стакане?

Дети: камушек

Воспитатель: Если в стеклянном  стакане вы видите камушек, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?

Дети: Прозрачное.

Воспитатель: Какой можем сделать вывод?

Вывод: стекло, материал прозрачный. 

Слайд 4.

Здоровьесберегающие технологии: «Гимнастика для глаз»

Слайд 5.

Опыт № 2

Воспитатель: возьмите в руку баночку, какая она на ощупь?

Дети: гладкая

Вывод: стекло гладкое

Опыт № 3:

Воспитатель: возьмите стакан, какой он теплый или холодный?

Дети: холодный 

Вывод: стекло холодное.

Наливаю в стакан горячей воды, предлагаю детям потрогать, определить каким стал стакан.

Дети: горячий 

Вывод: стекло может нагреваться.

Предлагаю  отдохнуть

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник.
(другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
(приседать)
Очень хрупкие, бедняжки.
(руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
(кружиться)
Только стукни — разобьются.
(рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг).

Возвращаемся в нашу лабораторию и продолжаем опыты.

Опыт № 4:

Воспитатель: наливаем в стакан воды, посмотрите, стакан пропускает воду?

Дети: нет

Воспитатель:  что можем сказать, про стекло?

Дети: не пропускает воду.

Вывод: стекло не пропускает воду.

Опыт № 5:

Воспитатель: возьмите палочку и постучите по стакану, что слышим?

Дети: звук

Воспитатель: возьмите палочку и постучите по бокалу, что слышим?

Дети: звук звонкий

Воспитатель: возьмите палочку и постучите по баночке, что слышим?

Дети: звук глухой

Вывод: Чем стекло толще, тем звук глуше, чем тоньше стекло - звук выше.

Слайд 6.

Воспитатель: ребята стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы), но любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения, поэтому к предметам из стекла нужно относиться бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы вы знаете свойства стекла, эти знания вам помогут отгадать загадки:

Слайд 7.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь, а ударь – разобьюсь.

                   (Стекло)

На окошечках простое, а в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется, а ударишь – разобьется.

                        (Стекло)

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено.

                               (Стекло)

Слайд 8.

Воспитатель: подведём итог нашей опытнической работы, вспомним, какими свойствами обладает стекло:

  • стекло прозрачное;
  • стекло гладкое;
  • стекло холодное, но может нагреваться;
  • стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;
  • стекло мелодичное, звонкое;
  • стекло хрупкое;

Воспитатель: вы теперь так много знаете о стекле, о его свойствах.

Мне очень понравилось работать с вами в лаборатории.

Наша лаборатория закрывается.  

Слайд 9-10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Звучащее, прозрачное, Воды не боюсь, а ударь – разобьюсь . На окошечках простое, а в бутылочках цветное. Не бежит, не льется, а ударишь – разобьется. Очень хрупко и прозрачно В пользу людям предназначено.

Слайд 10

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»

познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: «В мире стекла»....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

презентация по окружающему миру в средней группе "В мире стекла".

презентация по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"....

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла»    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрач...

Конспект ННОД по по формированию целостной картины мира в средней группе на тему «В мире стекла»

Ознакомление со свойствами стекла, опытническая деятельность, загадки, подготовка к новогоднему утреннику.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художеств...

конспект занятия по окружающему миру в средней группе "В мире стекла"

  Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрачное, цветное, прочное, хрупкое, гладкое)....