ООД "Путешествие на озеро Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие проводится в подготовительной группе по теме "Байкал - жемчужина Сибири"
Проводя данное занятие мы закрепляем знания детей об озере Байкал, развиваем познавательный интерес, внимание, диалогическую речь: мелкую моторику
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к малой Родине.
Задачи:
-Закреплять знания детей об озере Байкал.
-Развивать познавательный интерес, внимание, диалогическую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас.
-Воспитывать любовь и интерес к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Путешествие на озеро Байкал" | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Капелька»
«Путешествие на озеро Байкал»
в подготовительной группе (6-7 лет)
Воспитатель: Исмоилова Н.Г.
2018 г
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к малой Родине.
Задачи:
-Закреплять знания детей об озере Байкал.
-Развивать познавательный интерес, внимание, диалогическую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас.
-Воспитывать любовь и интерес к природе родного края.
Предварительная работа:
Беседы об озере Байкал; его обитатели; знакомство с картой Иркутской области и глобусом; рассматривание иллюстраций и фотографий; просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала»; знакомство с журналом «Сибирячок», знакомство с очерками и легендами; рассказами сибирских авторов; изготовление макета озера Байкал; изготовление Красной книги: «Животные Прибайкалья»; разучивание стихов о Прибайкалье; разгадывание загадок; экспериментирование с водой; оформление фото-выставки «Путешествие по Прибайкалью»; творческая выставка детских работ методами нетрадиционного рисования «Сюжеты Байкала».
Методы:
-Словесные - художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадки, беседы.
-Наглядные - рассматривание слайдов, показ образца действия.
-Практические - движение в соответствии с текстом, конструирование по образцу, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.
- Игровой - игра с мячом «Опиши озеро», игра с камнем, путешествие на воздушном шаре.
Материалы: стулья, столы, мультимедийная установка, цифра на стулья, карточки с точками, мяч, разрезанные на части изображения, образцы изображений, мешочки с травами, зеленая ткань, счетные палочки, схема оленя, камень, магнитная доска, смайлики, картинки для игры «Чудо –юдо».
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся.
(Дети здороваются)
Уважаемые гости, мы рады видеть вас у нас, мы всегда рады гостям. Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, встанем в круг, взявшись за руки, как приятно держаться за руки:
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)
На чем можно путешествовать?
Дети: (на автобусе, автомобиле, поезде, самолете, корабле, велосипеде, мотоцикле, пешком).
Вы хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: а для того, что бы узнать на чем мы отправимся в путешествие отгадайте загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля-
Словно на картинке.
Дети: (воздушный шар)
Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре. (включается экран слайд №2)
Чтобы в небо нам взлететь,
Нужно правильно нам сесть.
На билет свой посмотри,
Место нужное займи!
Воспитатель: Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на стульчике соответствующую цифру. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее. (запись звук воздуха №1)
Шар поднимается,
Путешествие начинается.
Воспитатель: Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте то, что я говорю.
Что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
(М.Сергеев) (запись звука воды №2)
Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.
Включается экран (слайд № 3 оз.Байкал)
Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал называют Прибайкальем. Байкал – это озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Что такое пресная вода?
Дети: (чистая, питьевая).
Воспитатель: Это озеро очень красиво. Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос : Какое озеро?
Дети: (большое, холодное, блестящее, спокойное, голубое, глубокое, синее, чистое).
Проводится игра с мячом. (экран выключается)
Воспитатель: Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера?
Дети: (рыбы, нерпа).Действительно, рыбы, нерпа.
Воспитатель: Перед нами ребята рисунок Байкала. Мы с вами говорим о том, что в Байкале водится много рыбы, но вот беда, посмотрите, какой-то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим. Я предлагаю вам каждому взять по одной рыбке и поселить в наше чистое и уютное озеро Байкал.
Воспитатель: Какую рыбку ты взял?
Дети: ( омуль, голомянка, осетр, щука, хариус)
Расскажи про нее. ( спросить несколько человек). Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов. Ну вот, все рыбки у нас в своем родном доме. А нам пора продолжать наше путешествие.
Воспитатель: Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.
Давайте, погуляем и соберем вкусных и спелых ягод .(запись №3 звук леса)
Чтобы собрать ягоды предлагаю вам разделиться на группы по два человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?
Дети: (голубика, ежевика, морошка, малина, брусника).
Воспитатель: Устали не много, давайте присядем на мягкую зеленую травку. (запись №4 звук луга). Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы?
Дети: (полезные, целебные).
Воспитатель: Какие лекарственные травы вы знаете?
Дети: (ромашка, подорожник, крапива, одуванчик, шиповник, укроп)
Воспитатель: Для чего они нужны человеку?
Дети: (для того чтобы не болеть или лечится, если уже заболели).
Воспитатель: Как ими можно лечиться?
Дети: (прикладывать к больному месту, заваривать, приготовить чай).
А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.
Воспитатель: Кто знает этот запах? (ответы детей). Это мята.(включается экран слайд №4). Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.
Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, это чабрец. (слайд №5) Его используют для лечения ран, воспалений, а так же насморка и кашля.
Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? (ответы детей)
Воспитатель: Это полынь (слайд №6). Не смотря на такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные микробы, улучшают аппетит.
Вот еще одна трава. Запах этот вам, скорее всего, знаком. Это тысячелистник. (слайд №7)
Воспитатель: Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)
Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укус насекомыми, ушибах, опухолях. (выключается экран).
Воспитатель: А какие их этих растений встречаются в нашей местности?
Дети:( полынь, тысячелистник, мята).
Воспитатель: Где вы их встречали?
Дети: (на лугу, огороде, в саду).
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю понюхать вот это мешочек. Догадайтесь, что так пахнет?
Дети:( елка). Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран. (слайд №8 кедр).
Воспитатель: Кто знает, как это дерево называется?
Дети: (кедр)
Воспитатель: Кедр - очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет. Вы, наверное, ели кедровые орешки. (ответы детей)(слайд №9)
Воспитатель: Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют иммунную систему.
Воспитатель: По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья. (слайд № 10 ходульные деревья). Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих высоких корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья - один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда- то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь. (экран выключается)
Физкультминутка.
Давайте и мы с вами превратимся в деревья и немного разомнемся:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!( Потягивание –руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание –руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед-
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети присели)
(запись №5 крик чайки)
Воспитатель: Что это за звук?
Дети: (крик птицы)
Воспитатель: Кто так кричит?
Дети: (чайка)
Воспитатель: Да, это чайка. (слайд № 11 чайка) (экран выключается)
Воспитатель: Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала?
Дети: ( чайки, орлы, цапли, утки)
Воспитатель: Рядом с озером Байкал живут разные животные. Какие животные живут рядом с Байкалом?
Дети: (медведь, лиса, белка, куница, сурок, бурундук, заяц, рысь и т.д.) (включается экран слайд №12,13,14, 15,16, 17, 18, 19 экран выключается)
Воспитатель: Мы не назвали еще одного обитателя Прибайкалья. Чтобы узнать, кто это, предлагаю вам выложить его изображение по схеме их цветных палочек. Проходите за столы, присаживайтесь. Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: « Белочки»
Раз, два, три, четыре, пять,
(выставить пять пальцев)
Пришли белки поиграть.
(спрятать руку за спину)
Одна куда-то подевалась,
(выставить четыре пальца)
Четыре белочки осталось.
(спрятать руку за спину)
А теперь скорей смотри-
Их уже осталось три.
(выставить три пальца)
Ну и ну, какая жалость,
(спрятать руку за спину)
Только две у нас осталось.
(выставить два пальца)
Эта новость так грустна-
(спрятать руку за спину)
Осталась белочка одна.
(выставить один палец)
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали.
(спрятать руку за спину)
Воспитатель: У вас на столах лежат палочки, рядом схема. Выложите изображение, используя схему.
Воспитатель: Кто у вас получилось?
Дети: Лось.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами работали по схеме, наши животные перемешались. Игра «Чудо – юдо». Работа на мольберте. Назовите, какие части, каких животных вы видите на первом рисунке?
Дети: рога лося, голова медведя, туловище нерпы, лапы птицы.
Воспитатель: На втором рисунке?
Дети: (голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище нерпы, лапы медведя).
Воспитатель: Посмотрите, ребята на третий рисунок?
Дети: (голова куницы, туловище лося ,крыло птицы, хвост нерпы)
Воспитатель: Молодцы, ребята распутали мы с вами всех животных. А наше путешествие подходит к концу. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре. (включается экран слайд №20).А пока мы летим, давайте немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна озера Байкал, но он не постой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, то обязательно вспомнит о Байкале. Давайте попробуем.
Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка голомянка. А что помните вы?
Дети: (пресная вода, омуль, осетр, щука, кедр, лекарственные травы, малина, голубика, медведь, нерпа, и т.д.)
Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале.
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Ребята, наше путешествие окончено.
Что вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)
Рефлексия. Ребята, посмотрите у нас на столе лежат смайлики: веселые и грустные. Поделитесь с нами своим настроением после путешествия, если у вас хорошее настроение, то веселый смайлик, если нет, то грустный. (Работа на магнитной доске).
Спасибо вам за путешествие. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал
Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...