Картотека наблюдение природой на каждый день группа
картотека по окружающему миру (старшая группа)
наблюдение за живой и не живои природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_v_prirode_na_kazhdyy_den.docx | 40.42 КБ |
nablyudeniya_na_progulke_na_kazhdyy_den.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдения в природе на каждый день (Старшая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Сентябрь, старшая группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Рассмотреть однолетние и многолетние растения, назвать и показать известные детям цветы, собрать сухие семена. Беседа о том, что эти семена мы посеем на следующий год.
2-я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Рассмотреть фасоль и зелень, выросшую на грядке. Собрать зелень для обеда. Беседа о том, какие ягоды, фрукты, овощи выросли на даче.
3-я неделя: Отметить какие изменения произошли в природе с деревьями, красоту осенней окраски. Спросить. Какие краски стали проявляться в листве. П/и «Узнай дерево».
4-я неделя: Наблюдение за кустарником калины и шиповника, рассмотреть ягоды, рассказать об их полезных свойствах. Предложить попробовать ягоды на вкус.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ярко светит с голубого неба, но греет уже не так, как летом.
2-я неделя: Наблюдение с веранды за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Загадки об осадках.
3-я неделя: Наблюдение за ветром. Отметить, что в пасмурную погоду часто дует ветер, и он холоднее, чем летом. Сделать несколько вертушек и поиграть с ними.
4-я неделя: Наблюдение за лужами. Рассмотреть, мутная или прозрачная вода. Опустить в воду деревянные, пластмассовые, металлические предметы, посмотреть, какие из них тонут.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за птицами. Они собираются в стаи, готовятся к отлету. Беседа о том, какие птицы от нас улетают осенью, а какие остаются.
2-я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть, как они идут цепочкой, могут поднять ношу в несколько раз больше и тяжелее себя. Рассказать о пользе муравьев.
3-я неделя: Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что дети знают о волке, чем волк отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходство и различие в строении животных.
4-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сбиваются в стайки. Их часто можно увидеть на клумбе, где они ищут зерна и насекомых. Загадки о птицах.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Работа на клумбе. Собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям.
2-я неделя: Наблюдение за школьниками. В какую одежду они одеты, что у них в руках, с каким настроением они идут в школу. Прочитать стихотворение Михалкова «Первоклассник».
3-я неделя: Наблюдение за малышами, которые недавно пришли в детский сад. Как они себя ведут, почему некоторые плачут? Спросить, как сейчас ребята чувствуют себя в детском саду.
4-я неделя: Наблюдение за одеждой детей и взрослых. Как изменилась одежда по сравнению с летом, почему?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Экскурсия к школе. Наблюдение за школьниками и учителями.
2-я неделя: Наблюдение за погодой. Расширять активный словарь детей. Попросить описать погоду, используя им. прилагательные.
3-я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Какие овощи и фрукты знают ребята. Д/и «Съедобное – несъедобное.
4-я неделя: Наблюдение за строительством нового дома. Рассмотреть подъемный кран, грузовики и другую технику. Спросить для чего нужны все эти машины на строительстве.
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Октябрь, старшая группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за опавшими листьями. Как называется это явление, почему? Какого цвета листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья?
2-я неделя: Сравнить сосну с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а, если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза.
3-я неделя: Сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян, закрепить названия деревьев.
4-я неделя: Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была летом, и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за окружающим пейзажем, закрепить приметы осени. Какие изменения произошли в природе по сравнению с летом.
2-я неделя: Рассмотреть камни, сравнить их с песком. Рассказать, что камни через много лет превращаются в песок.
3-я неделя: Наблюдение за породой. Отметить какая порода, солнечная или дождливая, пасмурная, ветреная и т. д. расширять активный словарь детей.
4-я неделя: Показать детям иней на траве, скамейках; понаблюдать, как он тает под лучами солнца.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах.
2-я неделя: Повесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку. Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм.
3-я неделя: Спросить, каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. Как люди могут помочь зверям зимой? Загадки о животных.
4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают?
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Побеседовать с детьми о том, как люди готовятся к зиме, утепляют свои помещения. Вспомнить, как утепляли окна в группе, спросить, для чего это делается?
2-я неделя: Наблюдение за работой на клумбах: вскапывают землю, выкапывают клубни георгинов, убирают отцветшие растения, сорняки.
3-я неделя: Наблюдение за грузовым транспортом. Спросить, что могут перевозить грузовики на стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей машины (кузов, кабина, колеса) .
4-я неделя: Наблюдение за вертолетом. Они низко летают над городом, почему? Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут помочь в жизни людей.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: На прогулке обратить внимание на следы после дождя. В одной почве ноги вязнут. В другой нет. Оставить разнообразные отпечатки на влажной земле и постараться определить, что это за отпечатки.
2-я неделя: Наблюдение за строительством дома. Какие материалы используют строители, как скрепляют кирпичи, блоки, зачем? Посчитать сколько этажей еще построили.
3-я неделя: Экскурсия на прачечную. Осмотреть оснащение прачечной, зачем стоят стиральные машины? Спросить, где сушат белье. Зачем в детском саду стирать белье, кто это делает?
4-я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины светло-зеленая, у березы – белая, у клена – темная). Расширять представления о деревьях.
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Ноябрь, старшая группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на то, как плавно падают листочки с деревьев в тихую погоду и как стремительно – в сильный ветер. Учить замечать различия, сравнивать форму и окраску листвы.
2-я неделя: Предложить детям показать на участке высокое и низкое деревья. Спросить, как они называются. Определить сходство и различие в строении, окраске коры. Закрепить характерные признаки деревьев.
3-я неделя: Наблюдение за сосной. Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены. Спросить, какое дерево мы наряжаем на Новый год.
4-я неделя: Беседа об осени, осенних месяцах, приметах. Вспомнить и рассказать стихи об осени. Рассказать, что скоро наступит зима. Какие признаки зимы уже можно наблюдать?
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за ветром: сильный он или слабый, теплый или холодный. Попробовать определить направление ветра с помощью легкой ленточки.
2-я неделя: Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение замечать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет.
3-я неделя: Наблюдение за почвой. Она твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подводить детей к пониманию взаимосвязи, что, если на улице холодно, то земля замершая.
4-я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Спросить, отчего на лужах образовался лед. Понаблюдать, как он тает под лучами солнца.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за синицей. Рассмотреть ее окраску, послушать пение, подвести детей к выводу, что с наступлением морозов зимующие птицы перебираются поближе к жилищу человека.
2-я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее, спросить, какую пользу приносит людям кошка – домашнее животное. Закрепить понятие «домашнее животное».
3-я неделя: Наблюдение на вечерней прогулке за луной и звездами. Обратить внимание, что сейчас рано темнеет, поэтому на небе можно увидеть и луну и звезды. Предложить посчитать звезды, можно ли это сделать?
4-я неделя: Беседа о диких животных. В спячку впадают медведь, еж, змеи, почему? Кто из животных меняет шубки, делает запасы на зиму, зачем? Чем мы можем помочь диким животным?
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они меняют в группах, коридорах батареи. Зачем это делается? Обратить внимание как тепло стало в группе, когда затопили батареи.
2-я неделя: Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду. Рассказать, что многие животные тоже готовятся к зиме: меняют свои шубки на более теплые и менее заметные.
3-я неделя: Наблюдение за машиной «Скорой помощи». Рассмотреть ее отличительные особенности. Для чего нужна нам «Скорая помощь»? к кому нужно обращаться в случаи заболевания?
4-я неделя: Наблюдение за работой газонокосильщика. Он срезает косилкой пожухлую, сухую траву, стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение за дождем. Дождь мелкий, моросящий, холодный. Лужи высыхают медленно. Вспомнить, как хорошо было летом после дождя. Отметить основное состояние погоды осенью – пасмурно.
2-я неделя: Наблюдение за вертолетами. Обратить внимание, что летают военные вертолеты. Спросить, чем отличаются вертолеты от самолетов.
3-я неделя: Экскурсия к школьному стадиону. Посмотреть какой он большой. Рассказать, что на стадионе дети занимаются физкультурой и проводятся различные праздники.
4-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Какой он на ощупь (подобрать прилагательные). Как можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки, очистить оборудование от снега.
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Декабрь, старшая группа.
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Осмотр деревьев на участке.
Предложить вспомнить, как узнавали деревья летом и осенью, как можно узнать их сейчас? Предложить найти клен, березу, осину. Отметить их характерные особенности.
2-я неделя: После обильного снегопада, осторожно, чтобы не поломать ветки, стряхнуть с них снег. Объяснить, что в мороз ветки хрупкие и легко могут сломаться под тяжестью снега. Воспитывать бережное отношение к природе.
3-я неделя: Сравнить дерево и кустарник. Назвать их отличительные признаки. Дерево имеет один ствол, оно высокое. У кустарника много тонких стволов, он гораздо ниже дерева. Закрепить умение отличать дерево от кустарника.
4-я неделя: Рассказать о том, что зимой под снегом растениям тепло, поэтому хорошо, когда много снега. Предложить сгрести снег к деревьям и кустарникам и таким образом позаботиться о них.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Отметить красоту зимнего дня. Прочитать стихотворение Сурикова «Зима». Рассмотреть снежинки, послушать, как снег на морозе скрипит под ногами. Чем можно измерить глубину снега?
2-я неделя: Поставить в формочке воду, к концу прогулке вода замерзнет. Подвести детей к пониманию того, что лед – это вода, которая замерзла на холоде. Занести формочку со льдом в группу и понаблюдать, как лед тает.
3-я неделя: Отметить уменьшение продолжительности дня: поздно светает, рано темнеет. Подвести детей к пониманию того, что в начале зимы день очень короткий, солнце поздно всходит и рано заходит.
4-я неделя: Предложить измерить глубину снежного покрова палочкой – условной меркой. Развивать наблюдательность, умение сравнивать глубину снега в разных местах.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за синицами. Предложить послушать их мелодичное посвистывание. Рассказать, что птица так называется из-за звуков, которые она издает; зимой она прилетает к нам, чтобы прокормиться.
2-я неделя: Наблюдение за сороками и воронами. Рассмотреть следы на снегу. Определить внешний снег птиц по размеру, цвету, издаваемым звукам. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.
3-я неделя: Наблюдение за кошками. Посмотреть на их игры (прыгают, бегают друг за другом). Рассмотреть их окрас. Рассказать о приметах, связанных с кошками. Если прячет нос – к холоду, катается – к теплу.
4-я неделя: Наблюдение за собаками. Бездомные собаки бегают стаями; их надо опасаться, так как они могут быть опасны. В стаи они добывают себе пищу. Рассказать, что некоторые дикие животные, например, волки, тоже живут стаями.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за овощехранилищем. В мешках, ящиках хранят фрукты и овощи, которые выдает кладовщик на кухню. Из этих продуктов ребятам готовят обеды и ужины.
2-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Зимой они убирают снег при помощи лопат, расчищают дорожки, для того, чтобы людям было удобней ходить. Лопатками прочистить дорожки на участке.
3-я неделя: Наблюдение за снегоочистительной машиной. Рассказать о том, что когда снега много, дворникам помогают снегоуборочные машины. Они убирают снег с дороги на обочину, затем грузовики увозят снег за город.
4-я неделя: Наблюдение за складом на складе хранят ненужные вещи, какие именно? Предложить подумать, что можно сделать со старыми ненужными вещами?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Рассмотреть на снегу различные следы. Найти следы птиц, кошек, собак. Сделать на снегу отпечатки своих ботинок. Предложить угадать, где чей отпечаток.
2-я неделя: Пройтись вокруг детского сада, посмотреть какие изменения произошли с осени. Обратить внимание, что за детским садом снег менее утоптан.
3-я неделя: Наблюдение за лицами людей. Обратить внимание, что носы и лица людей красные от мороза, изо рта идет пар. Все одеты в зимнюю одежду, на руках – варежки.
4-я неделя: Игра с пузырями. Сделать специальный раствор и на улице попробовать сделать пузыри, которые на морозе застынут.
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Январь, старшая группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение почек на деревьях. Показать, как они плотно закрыты зимой. Они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки залиты жидким веществом.
2-я неделя: Спросить детей, почему зимой растения не растут, нет листьев, цветов. Закрепить понятие о том, что зимой нет условий для роста растений (холодно, мало света).
3-я неделя: Спросить, почему не погибают зимой многолетние растения (им тепло под снегом). Закрепить понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания.
4-я неделя: Рассказать о том, что зимой под снегом растениям тепло, поэтому хорошо, когда много снега. Предложить сгрести снег к деревьям и кустарникам и таким образом позаботиться о них.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сидят на ветках стайками, нахохлившись, так им теплее. Насыпать в кормушку корм. Беседа о том, каких птиц мы можем увидеть в городе зимой.
2-я неделя: Рассмотреть следы на снегу. Обратить внимание на следы птиц и зверей. Попытаться понять, где чьи следы. Развивать наблюдательность, воображение.
3-я неделя: Спросить чем питаются зимующие птицы, почему они не улетают в теплые края (если дети не вспомнят, то напомнить, что некоторые птицы питаются только насекомыми).
4-я неделя: Предложить измерить глубину снежного покрова палочкой – условной меркой. Развивать наблюдательность, умение сравнивать глубину снега в разных местах.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Измерить глубину сугробов в разных местах участка. Предложить подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более плотным слоем. Развивать умение логически мыслить.
2-я неделя: Наблюдение за снегом в разную погоду: в холодную и ветреную похож на крупу, в морозную – падает отдельными снежинками, в более теплую – хлопьями. Дать представление о том, что в разную погоду снег падает разный.
3-я неделя: Наблюдение за погодой стало еще холоднее, дуют холодные ветры. В ясный день воздух морознее, в пасмурный – теплее.
4-я неделя: Наблюдение за собаками. Бездомные собаки бегают стаями; их надо опасаться, так как они могут быть опасны. В стаи они добывают себе пищу. Рассказать, что некоторые дикие животные, например, волки, тоже живут стаями.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Обратить внимание, что дорожки детского сада расчищены, из снега сделана горка для ребят. Помочь залить горку.
2-я неделя: Наблюдение за транспортом. Беседа о правилах дорожного движения в период гололеда. Спросить, чем опасен гололед для транспорта и для пешеходов.
3-я неделя: Наблюдение за пожарной машиной. Зачем ей сирена, в чем заключаются ее функции. Как называются люди, которые тушат пожар.
4-я неделя: Наблюдение за складом на складе хранят ненужные вещи, какие именно? Предложить подумать, что можно сделать со старыми ненужными вещами?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Заморозить воду в формочках, сделать цветной лед. Уточнить знания о том, что вода на морозе застывает, превращается в лед. Закрепить знания о свойствах льда: скользкий, холодный, твердый, гладкий, прозрачный.
2-я неделя: Беседа о правилах поведения во время гололеда. Спросить, что можно сделать, чтобы гололед не мешал пешеходам.
3-я неделя: Пройти вокруг территории детского сада. Сравнить глубину снега и целостность снежного покрова на участках и на обратной стороне детского сада. Почему за детским садом снежный покров целее?
4-я неделя: Игра с пузырями. Сделать специальный раствор и на улице попробовать сделать пузыри, которые на морозе застынут.
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Февраль, старшая группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за тополем, за его веточками. Рассмотреть почки тополя. Предложить ребятам взять несколько веточек тополя и поставить в вазу с водой. Понаблюдать за раскрытием почек и появлением листочков.
2-я неделя: Предложить детям понаблюдать за травой около труб отопления. Есть ли там снег, какая почва, и не видно ли зеленой травы (если есть, то спросить, почему она растет именно там).
3-я неделя: Наблюдение за почками у осины. Они немного набухли, так как деревья ближе к весне просыпаются и набираются сил, чтобы порадовать нас зелеными листочками.
4-я неделя: Наблюдение за вербой. Рассмотреть цветущие почки вербы – они похожи на серые комочки. Дать детям потрогать их. Подобрать слова определения и сравнения.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение капели с крыш на солнечной стороне. Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. Беседа о правилах безопасности при появлении сосулек.
2-я неделя: Наблюдение поземки. Обратить внимание, что по дороге, как бы подметая несется снег. Это – поземка. Прочитать стихотворение Маршака «Февраль».
3-я неделя: Обратить внимание на снег. Он становится серым, оседает, сверху образовывается корочка – наст. Развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений.
4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Они поднимается выше, его лучи светят ярче и уже несут тепло. Чувствуется приближение весны, но до тепла еще далеко. На смену теплым дням еще не раз придут холода.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Отметить ее окрас, отличительные особенности. Это животное, птица, рыба? Доказать. К каким животным – диким или домашним – относится кошка? Каких еще домашних животных знают ребята?
2-я неделя: Наблюдение за птицами у кормушки. Птицы стали оживленнее, больше летают, чирикают – чувствуют приближение весны. Уточнить, чем можно подкармливать птиц.
3-я неделя: Наблюдение за дубовиком. Рассмотреть птичку. Она серенькая, похожа на воробья, но больших размеров и с мощным толстым клювом. Он прилетел поближе к жилищу людей в поисках пищи и тепла.
4-я неделя: Наблюдение за воронами и воробьями. Сравнить их, выявить сходства и различия, доказать, что это действительно птицы.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой прачки. Она вывешивает постиранное белье. Беседа о том, в чем заключается ее работа. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей.
2-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Закрепить названия основных частей. Чем грузовые машины отличаются от лег7ковых и для чего они предназначены. Какие еще виды транспорта знают дети.
3-я неделя: Наблюдение за работой слесарей. Они чинят трубы отопления, чтобы в домах было тепло.
4-я неделя: Наблюдение за играми детей. В какие игры они играют на площадке. В какие игры можно играть зимой, а в какие нет, почему?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Предложить детям заморозить воду в формочках для украшения участка. Формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое и, наоборот.
2-я неделя: Наблюдение за небом. В ясную погоду оно синее, яркое, а в пасмурную – серое, затянуто облаками.
3-я неделя: Беседа о насекомых. Что с ними происходит зимой, куда они прячутся и почему.
4-я неделя: Наблюдение за домами. Предложить детям посчитать этажи в близлежащих домах. Из чего они построены. Какие еще материалы можно использовать при строительстве домов.
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Март, старшая группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за деревьями. Чем они отличаются от цветов, травы. Обратить внимание, что у дерева один ствол и много веток.
2-я неделя: Наблюдение за горшечными растениями в группе и на улице. Как чувствуют себя растения на улице (плохо: им холодно, нужно тепло и полив) .
3-я неделя: Наблюдение за прошлогодней травой. Какая она (сухая, пожухлая? На солнечном месте найти первую травку.
4-я неделя: Наблюдение за молодой травкой. Ее можно найти возле труб отопления, стен домов. Разгрести прошлогоднюю листву и посмотреть, пробивается ли молодая травка.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Беседа о зимних и весенних приметах. Обратить внимание, что сейчас только первые дни весны. Можно ли сказать, что весна вступила в свои права, почему нет?
2-я неделя: Наблюдение за ветром: сильный или слабый, по каким приметам можно понять, что ветер сильный
(слабый, затихает или усиливается, теплый или холодный. Как люди прячутся от ветра?
3-я неделя: Наблюдение за землей. Рассмотреть землю на клумбе после таяния снега (земля черная, влажная, холодная, ее еще нельзя вскапывать, рано высаживать растения). Посмотреть, подсыхает ли она в течение дня.
4-я неделя: Наблюдение за песком. Стало теплее, песок отогревается, и можно уже играть в песочнице. Песок еще влажный, хорошо лепить куличики.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за кошками. Какого бывают окраса, чем питаются, кто их кормит дома, в детском саду. Как надо обращаться с этими животными?
2-я неделя: Наблюдение за собакой, рассмотреть окрас, характерные признаки, сходства с другими животными. Спросить, как надо относиться к животным. Повторить правила обращения с животными.
3-я неделя: Наблюдение за голубями. Улетали ли они от нас зимой? Покормить их хлебом. Назвать отличительные признаки птиц.
4-я неделя: Наблюдение за насекомыми. Летом их много, а сейчас они только просыпаются. Откопать немного земли и попытаться найти личинку насекомого.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Зачем надо убирать мусор, чем мы можем помочь, с помощью каких инструментов дворник убирает территорию.
2-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Изменилось ли что-нибудь в одежде ребят и взрослых, с чем это связано, почему мы одеваемся еще тепло, прячем ушки и надеваем рукавички.
3-я неделя: Наблюдение за работой грузчиков. Кто помогает разгружать машины, привезшие в детский сад продукты, мебель. Легкая или тяжелая это работа?
4-я неделя: Наблюдение за работой плотника. Отнести ему кукольный шкафчик. Спросить, что чинит плотник в детском саду, какими инструментами работает?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение за грузовыми машинами. Какие машины заезжают на территорию детского сада, зачем? Что перевозят на грузовых машинах?
2-я неделя: Экскурсия к прачечной. Познакомить с работой прачки, рассмотреть обстановку. Посмотреть на свою одежду, чистая или нет. Спросить, кто заботится о чистоте одежды.
3-я неделя: Экскурсия к прачечной. Познакомить с работой прачки, рассмотреть обстановку. Посмотреть на свою одежду, чистая или нет. Спросить, кто заботится о чистоте одежды.
4-я неделя: Наблюдение за дорогой. Зачем нужны дороги. Какие правила надо соблюдать при переходе через дорогу.
Наблюдения на прогулке на каждый день (старашая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Апрель, старшая группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за почками на деревьях. На разных деревьях почки набухли в разной степени. Значит и листики появятся не одновременно.
2-я неделя: Наблюдение за травой. Обратить внимание, что зеленой травки стало больше, она вытянулась. Можно увидеть возле домов одуванчики.
3-я неделя: Наблюдение за всходами на клумбе. Обратить внимание, что какие-то цветы взошли хорошо, а какие-то только показались.
4-я неделя: Посев семян в землю. Взрыхлить почву не повреждая побеги многолетних растений.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за небом. Есть ли на небе тучи. Какая погода, пасмурная или ясная. Какого цвета небо, облака. Загадать загадки о небе, тучах, дожде.
2-я неделя: Наблюдение за дождем. Прочитать стихотворение «Дождик, дождик, пуще… ». Рассмотреть большие и маленькие лужи. Посмотреть, как в них отражается солнце, небо.
3-я неделя: Наблюдение за солнцем. Солнце уже высоко стоит на небе и теплее греет. Темнеет с каждым днем все позже.
4-я неделя: Наблюдение за погодой. Тепло на улице или холодно. Обратить внимание, что с теплом появилась и травка и первые листья на деревьях.
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за сорокой. Рассмотреть ее окраску, послушать стрекотание. Доказать, что сорока – это птица.
2-я неделя: Наблюдение за кошкой, охотившейся на птиц. Посмотреть, как она пригибается и ползет по земле к добыче. Спросить, кто еще так охотиться.
3-я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть их строение, как они ползут друг за другом, несут веточки, останки насекомых в свои домики.
4-я неделя: Наблюдение за вороной. Вспомнить потешку: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу… »рассмотреть окраску. Рассказать, как они строят гнезда.
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой прачечной. Рассмотреть белье, которое сушится на веревке. Вспомнить, как стирали белье на занятии, что для этого надо.
2-я неделя: Наблюдение за мусоровозом. Рассмотреть машину, которая вывозит мусор. Зачем нужно вывозить мусор, что надо делать, чтобы на улицах было чисто.
3-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Спросить, какую одежду мы надеваем в середине весны, почему? Что может с нами случиться, если мы будем продолжать носить зимнюю одежду.
4-я неделя: Наблюдение за работой пожарных. В каких случаях приезжает пожарная машина, во что одеты пожарные. Они проверяют работу гидранта в детском саду. Вспомнить правила поведения в случае пожара.
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение за лужами на участке. Почему они образовались? Можно ли лазить в воду руками, разбрызгивать воду, почему?
2-я неделя: Наблюдение за землей на клумбе. Граблями убрать прошлогодние листья, попробовать вскопать грядки.
3-я неделя: Наблюдение за домами. Они бывают одноэтажные и многоэтажные. Спросить, кто в каком доме живет, на каком этаже? Знают ли дети название улицы и номер дома. предложить посчитать этажи и подъезды в домах.
4-я неделя: Наблюдение за почками черемухи. Отметить, что скоро появятся листики. Сравнить с почками на других деревьях.
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдения на прогулке (старшая группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Май, старшая группа
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть цветы, их расцветку, форму. Рассказать, почему они так называются. Обратить внимание, что пока листья не видны, они появятся позже.
2-я неделя: Наблюдение за всходами нарциссов на клумбе. Обратить внимание, как они выросли рассмотреть семена календулы и бархоток, посеять их на клумбе. Спросить, какие садовые цветы знают дети.
3-я неделя: Наблюдение за листьями черемухи. Вспомнить, что несколько недель назад на деревьях были только набухшие почки. Найти еще деревья с набухшими почками, сережками или листочками.
4-я неделя: Наблюдение за кедром. Рассмотреть его хвою, рассказать о полезных свойствах этого растения. Сказать, что кедры специально посадили для озеленения территории.
Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за почвой на клумбе. Вскопать небольшой участок. Какого цвета земля, что встречается (корешки, камни, кусочки глины? Высадить рассаду и полить ее.
2-я неделя: Наблюдение за ветром (сильный или слабый, холодный или теплый). Если ветер сильный, можно изготовить вертушку и поиграть с ней.
3-я неделя: Наблюдение за камнями. Найти камни разных размеров и цветов, рассмотреть их. Для чего они могут пригодиться? Собрать камни в ведерко для дренажа при посадке растений.
4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Обратили ли ребята внимание, что сейчас рано светлеет и поздно темнеет. Подобрать слова определения к слову «солнце».
Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за дождевыми червями. Они живут под землей, выползают на поверхность во время дождя. Они одинаковы с двух сторон.
2-я неделя: Наблюдение за зябликом. Рассмотреть окраску птицы, ее размеры. Спросить, на какую птицу он похож (на воробья). Зяблики прилетают к нам весной, они пугливы и близко к человеку не подлетают.
3-я неделя: Наблюдение за насекомыми: мухами, комарами. Нравится ли ребятам, что появились мухи и комары, почему? Какую пользу они могут принести?
4-я неделя: Наблюдение за пауком, его паутиной. Для чего он плетет паутину, чем питается, сколько у паука лап? Вспомнить сказку Чуковского «Муха – Цокотуха».
Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за детьми разного возраста. Сравнить рост детей младшей и старшей групп, их речь. Сравнить рост взрослых и детей. Какими ребята хотят стать, когда вырастут?
2-я неделя: Наблюдение за работой дворника. Он убирает мусор, чтобы было чисто. Рассмотреть его спецодежду. Предложить подумать, почему она такая яркая. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
3-я неделя: Наблюдение за работой воспитателей и помощников воспитателей. В чем заключается работа каждого из них? Знают ли дети, как зовут других воспитателей?
4-я неделя: Наблюдение за школьниками, их одеждой. Рассмотреть, как одеты ребята, выпускники. Рассмотреть портфели, что в них может лежать? Что можно и нужно брать с собой в школу, а что следует оставить дома?
Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение за школой, рассмотреть здание, посчитать сколько в ней этажей, кто там учится. Спросить, зачем ходить в школу, хотят ли сами ребята пойти в школу, когда подрастут?
2-я неделя: Наблюдение за следами на песке. Рассмотреть следы сороки, собаки, людей. Как ребята узнали, где чьи следы? Сделать отпечатки разными предметами и предложить угадать, отпечатки каких предметов видят ребята.
3-я неделя: Экскурсия за территорию детского сада. Приучать детей ходить парами. Рассказать, для чего это необходимо. Спросить, можно ли самостоятельно выходить за территорию детского сада, чем это опасно?
4-я неделя: Беседа о том, как можно провести лето, в какие игры играть. Побуждать детей к высказыванию своего мнения.
Предварительный просмотр:
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за опавшими листьями. Как называется это явление, почему? Какого цвета листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья? | 2-я неделя: Сравнить сосну с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а, если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза. | 3-я неделя: Сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян, закрепить названия деревьев. |
4-я неделя: Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была летом, и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные. | ||
Наблюдение за неживой природой: | ||
1-я неделя: Наблюдение за окружающим пейзажем, закрепить приметы осени. Какие изменения произошли в природе по сравнению с летом | 2-я неделя: Рассмотреть камни, сравнить их с песком. Рассказать, что камни через много лет превращаются в песок. | 3-я неделя: Наблюдение за породой. Отметить какая порода, солнечная или дождливая, пасмурная, ветреная и т. д. расширять активный словарь детей. |
4-я неделя: Показать детям иней на траве, скамейках; понаблюдать, как он тает под лучами солнца. | ||
Наблюдение за животными: | ||
1-я неделя: Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах. | 2-я неделя: Повесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку. Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм. | 3-я неделя: Спросить, каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. Как люди могут помочь зверям зимой? Загадки о животных. |
4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают? | ||
Наблюдение за работой людей: | ||
1-я неделя: Побеседовать с детьми о том, как люди готовятся к зиме, утепляют свои помещения. Вспомнить, как утепляли окна в группе, спросить, для чего это делается? | 2-я неделя: Наблюдение за работой на клумбах: вскапывают землю, выкапывают клубни георгинов, убирают отцветшие растения, сорняки. | 3-я неделя: Наблюдение за грузовым транспортом. Спросить, что могут перевозить грузовики на стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей машины (кузов, кабина, колеса) . |
4-я неделя: Наблюдение за вертолетом. Они низко летают над городом, почему? Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут помочь в жизни людей. | ||
Экскурсии, наблюдение за окружающим: | ||
1-я неделя: На прогулке обратить внимание на следы после дождя. В одной почве ноги вязнут. В другой нет. Оставить разнообразные отпечатки на влажной земле и постараться | 2-я неделя: Наблюдение за строительством дома. Какие материалы используют строители, как скрепляют кирпичи, блоки, зачем? Посчитать сколько этажей еще построили. | 3-я неделя: Экскурсия на прачечную. Осмотреть оснащение прачечной, зачем стоят стиральные машины? Спросить, где сушат белье. Зачем в детском саду стирать белье, кто это делает |
4-я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины светло-зеленая, у березы – белая, у клена – темная). Расширять представления о деревьях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека наблюдений за объектами природы.
Пояснительная записка. Экологическое воспитание – один из блоков комплексной образовательной программы «Детство». Одним из методов по эколог...
Картотека "Наблюдения в природе" старшая группа
Этот материал содержит наблюдения для старшей группы для всех времен года ,кроме лета...
картотека наблюдений в природе младшая группа
Картотека наблюдений в природе зимой для 2 младшей группы. Всего около 40 наблюдений....
картотека наблюдений в природе 1 младшая группа
Картотека наблюдений в природе (на прогулке и в уголке природы) с детьми ясельного возраста (3-ий год жизни)...
Картотека наблюдений за сезонными изменениями в природе для младших групп.
В картотеке представлен материал для наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью ( за погодой, цветником, птицами, животными)...
Картотека наблюдений за живой и неживой природой.
Проведение, методика, использование художественного слова...
Картотека наблюдений в природе (старший дошкольный возраст).
Картотека наблюдений в природе для детей старшего возраста....