Конспект НОД «Муравьи – санитары леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Группа: Старшая группа
Тема: «Муравьи – санитары леса»
Цель:
Дать понятия воспитанникам о муравьях и их среде обитания.
Задачи
- продолжить формировать знания детей о насекомых
- углубить знания о муравьях
-узнать чем полезны муравьи
- формировать понятия о бережном отношении к насекомым.
- Развивать связную речь детей.
Ход занятия.
1.Эмоциональный настрой (создание мотива)
В: Ребята, посмотрите, как ярко сегодня светит солнышко. В такую теплую, солнечную погоду совсем не хочется сидеть в группе. Скажите, чем мы можем заняться, куда пойти?
Ответы детей.
В: Я бы отправилась в лес) Вы хотите погулять по лесу?
Ответы детей. ДА
В : Хорошо, идём гулять в лес.
ПЛАН: Сначала мы с вами прогуляемся по лесной полянке, где встретимся с разными видами насекомых. Затем, мы сходим в гости к муравью, познакомимся с ними, посмотрим, как они живут. Я предлагаю вам взяться за руки закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Ярко солнышко свети, в путешествие веди».
(Звучит фонограмма «Звуки леса». Под музыку воспитатель проводит детей на «лесную полянку»).
В: Откройте глазки и посмотрите, где же мы с вами очутились?
Дети: В лесу.
В: Правильно ребята, в лесу на полянке.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
2. Деятельностный (Подошли к доске с картинками насекомых)
В: А кого же мы тут можем встретить?
Дети: Ответы детей
В: Ребята, в лесу есть такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались?
Дети: Насекомые.
В: Правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайку».
1. Спинка в веснушках
«Ах, как не ловко!»
И покраснела … (божья коровка) (снимает ребенок с доски каринку с правильным ответом)
- Ребята, а как передвигается божья коровка? (Летает).
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь! (Жук).
- А как передвигается жук? (Он летает).
3. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик).
- А как же передвигается кузнечик? (Прыгает).
4.Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела).
- А как передвигается пчела? (Она летает).
В: Дети посмотрите пожалуйста на доску
- Кто это?
Дети: Муравей
В: А как они передвигаются?
Дети: Они бегают.
В: Отгадали всех насекомых?
Теперь нам предстоит дальнейший путь, поэтому я предлагаю набраться сил и сделать небольшую гимнастику
«Вот и кончилась зима (дети топают ногами)
Постучалась к нам весна (ритмично хлопают в ладоши)
Солнца жаркие лучи (поднимают руки вверх)
Превратили снег в ручьи (опускают руки вниз, приседая)
Птицы стали щебетать (машут руками как крыльями)
Реки толстый лёд ломать (повороты туловища вправо, влево).
Как вы думаете мы готовы идти дальше?
Ответы детей.
В: посмотрите пришли на полянку где много пеньков теперь присядем на пеньки
В: Ребята, а вы знаете кто из насекомых на земле самый сильный? (Ответы детей)
Самый сильный на земле – муравей. Да, ведь он переносит тяжести в 10 раз тяжелее собственного веса. Муравей по сравнению со слоном настоящий силач. (СЛАЙД № где несут червяка
В: Муравей – это животное, птица или насекомое?
Дети: насекомое.
Воспитатель:
Предлагает рассмотреть муравья. (слайд)
Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?
Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.
Воспитатель:
Правильно. У муравья, как и у всех насекомых главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко.
В: . Каждая нога состоит из трех суставов. Ноги муравьев очень сильны, чтобы они могли работать очень быстро Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
В: Как вы думаете для чего муравьям нужны усики?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Муравей имеет два глаза, каждый глаз состоит из множества меньших,но
у муравьев плохое зрение, но, шевеля усиками, муравьи все обнюхивают и ощупывают. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу домой, к муравейнику.
- Муравей имеет пару больших, сильных челюстей. Челюсти открываются и закрываются боком, как ножницы. Взрослые муравьи не могут жевать и глотать твердую пищу. Вместо этого они глотают сок, который они выжимают из кусочков пищи. - Брюхо муравья содержит два желудка. Один желудок для себя, другой для других муравьёв.
Пища, хранящаяся во втором желудке, распределяется среди всего населения гнезда. Как и все насекомые, их тело покрыто жесткой броней. Средняя продолжительность жизни муравьев 45-60 дней.
Муравьев, ребята, еще называют санитарами леса.
- Кто из вас догадается, почему их так называют?
- Да потому что они уничтожают множество вредных насекомых, мелких гусениц, уничтожающих растения, которые заражают лес.
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям. Они очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
В: как вы думаете есть ли у муравья враги?
Ответы детей
В: Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Самые крупные муравьи живут в Африке. Они достигают длину 33 см.
- В: А кто знает где живут муравьи? Как называется их дои?
Дети: Дом у муравья называется муравейник.
Воспитатель:
Правильно. Показ слайда № с изображением муравейника.
Муравейник, еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат). Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
У нас есть строительный материал для 4 муравейников, но их надо собрать. Что мы можем для этого сделать?
Выслушать ответы детей. Если не догадаются, то сказать
Кто стоит муравейники? Значит мы должны превратиться в муравьев.
Игра «Кто быстрее построит муравейник?»
Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!» а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!
Дети делятся на 4 команды, собирают пазлы. Побеждает тот, кто быстрее построит его. После игры садятся на свои места.
Давайте рассмотрим картину, на которой изображено внутреннее убранство муравейника. СЛАЙД №
- Посмотрите, как много здесь входов и выходов, множество коридоров и маленьких комнат.
Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы охраняются муравьями-солдатами.
Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?
Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры. Слайд №
Воспитатель:
Правильно. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Муравейник состоит из:
Солярия – это камера нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться.
«Зимовальная камера» - почему ее так называют?
Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.
Воспитатель:
Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга.
«Царская камера» - живет здесь мать-муравьиха, откладывающая яйца.
«Мясная камера» - как вы думаете почему ее так назвали?
Дети: Так как здесь хранят добычу свою муравьи (гусениц, бабочек).
Воспитатель:
Еще здесь есть туалетные камеры, детские».
А крепок ли такой дом?
Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.
Как вы думаете, почему в одном направлении.
Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.
Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой?
Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.
В: Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Проводится игра: «Муравейник»
Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз.
- А приносят ли пользу муравьи? Какую? Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?
Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.
Воспитатель:
Правильно. А, лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.
Показ слайда № 10 с изображением бережного отношения к муравейнику.
Заключительная часть: Ребята, а каком насекомом мы сегодня беседовали?
Что интересного и нового узнали о муравьях?
Кому вы можете рассказать?
Итог занятия: Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.
А теперь, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова чтоб нам вернуться домой: «Ярко солнышко свети, в детский сад нас веди».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_nod.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа: Старшая группа
Тема: «Муравьи – санитары леса»
Цель:
Дать понятия воспитанникам о муравьях и их среде обитания.
Задачи
- продолжить формировать знания детей о насекомых
- углубить знания о муравьях
-узнать чем полезны муравьи
- формировать понятия о бережном отношении к насекомым.
- Развивать связную речь детей.
Ход занятия.
1.Эмоциональный настрой (создание мотива)
В: Ребята, посмотрите, как ярко сегодня светит солнышко. В такую теплую, солнечную погоду совсем не хочется сидеть в группе. Скажите, чем мы можем заняться, куда пойти?
Ответы детей.
В: Я бы отправилась в лес) Вы хотите погулять по лесу?
Ответы детей. ДА
В : Хорошо, идём гулять в лес.
ПЛАН: Сначала мы с вами прогуляемся по лесной полянке, где встретимся с разными видами насекомых. Затем, мы сходим в гости к муравью, познакомимся с ними, посмотрим, как они живут. Я предлагаю вам взяться за руки закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Ярко солнышко свети, в путешествие веди».
(Звучит фонограмма «Звуки леса». Под музыку воспитатель проводит детей на «лесную полянку»).
В: Откройте глазки и посмотрите, где же мы с вами очутились?
Дети: В лесу.
В: Правильно ребята, в лесу на полянке.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
2. Деятельностный (Подошли к доске с картинками насекомых)
В: А кого же мы тут можем встретить?
Дети: Ответы детей
В: Ребята, в лесу есть такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались?
Дети: Насекомые.
В: Правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайку».
1. Спинка в веснушках
«Ах, как не ловко!»
И покраснела … (божья коровка) (снимает ребенок с доски каринку с правильным ответом)
- Ребята, а как передвигается божья коровка? (Летает).
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь! (Жук).
- А как передвигается жук? (Он летает).
3. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик).
- А как же передвигается кузнечик? (Прыгает).
4.Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела).
- А как передвигается пчела? (Она летает).
В: Дети посмотрите пожалуйста на доску
- Кто это?
Дети: Муравей
В: А как они передвигаются?
Дети: Они бегают.
В: Отгадали всех насекомых?
Теперь нам предстоит дальнейший путь, поэтому я предлагаю набраться сил и сделать небольшую гимнастику
«Вот и кончилась зима (дети топают ногами)
Постучалась к нам весна (ритмично хлопают в ладоши)
Солнца жаркие лучи (поднимают руки вверх)
Превратили снег в ручьи (опускают руки вниз, приседая)
Птицы стали щебетать (машут руками как крыльями)
Реки толстый лёд ломать (повороты туловища вправо, влево).
Как вы думаете мы готовы идти дальше?
Ответы детей.
В: посмотрите пришли на полянку где много пеньков теперь присядем на пеньки
В: Ребята, а вы знаете кто из насекомых на земле самый сильный? (Ответы детей)
Самый сильный на земле – муравей. Да, ведь он переносит тяжести в 10 раз тяжелее собственного веса. Муравей по сравнению со слоном настоящий силач. (СЛАЙД № где несут червяка
В: Муравей – это животное, птица или насекомое?
Дети: насекомое.
Воспитатель:
Предлагает рассмотреть муравья. (слайд)
Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?
Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.
Воспитатель:
Правильно. У муравья, как и у всех насекомых главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко.
В: . Каждая нога состоит из трех суставов. Ноги муравьев очень сильны, чтобы они могли работать очень быстро Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.
В: Как вы думаете для чего муравьям нужны усики?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Муравей имеет два глаза, каждый глаз состоит из множества меньших,но
у муравьев плохое зрение, но, шевеля усиками, муравьи все обнюхивают и ощупывают. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу домой, к муравейнику.
- Муравей имеет пару больших, сильных челюстей. Челюсти открываются и закрываются боком, как ножницы. Взрослые муравьи не могут жевать и глотать твердую пищу. Вместо этого они глотают сок, который они выжимают из кусочков пищи. - Брюхо муравья содержит два желудка. Один желудок для себя, другой для других муравьёв.
Пища, хранящаяся во втором желудке, распределяется среди всего населения гнезда. Как и все насекомые, их тело покрыто жесткой броней. Средняя продолжительность жизни муравьев 45-60 дней.
Муравьев, ребята, еще называют санитарами леса.
- Кто из вас догадается, почему их так называют?
- Да потому что они уничтожают множество вредных насекомых, мелких гусениц, уничтожающих растения, которые заражают лес.
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям. Они очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
В: как вы думаете есть ли у муравья враги?
Ответы детей
В: Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Самые крупные муравьи живут в Африке. Они достигают длину 33 см.
- В: А кто знает где живут муравьи? Как называется их дои?
Дети: Дом у муравья называется муравейник.
Воспитатель:
Правильно. Показ слайда № с изображением муравейника.
Муравейник, еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат). Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
У нас есть строительный материал для 4 муравейников, но их надо собрать. Что мы можем для этого сделать?
Выслушать ответы детей. Если не догадаются, то сказать
Кто стоит муравейники? Значит мы должны превратиться в муравьев.
Игра «Кто быстрее построит муравейник?»
Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!» а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!
Дети делятся на 4 команды, собирают пазлы. Побеждает тот, кто быстрее построит его. После игры садятся на свои места.
Давайте рассмотрим картину, на которой изображено внутреннее убранство муравейника. СЛАЙД №
- Посмотрите, как много здесь входов и выходов, множество коридоров и маленьких комнат.
Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы охраняются муравьями-солдатами.
Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?
Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры. Слайд №
Воспитатель:
Правильно. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Муравейник состоит из:
Солярия – это камера нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться.
«Зимовальная камера» - почему ее так называют?
Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.
Воспитатель:
Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга.
«Царская камера» - живет здесь мать-муравьиха, откладывающая яйца.
«Мясная камера» - как вы думаете почему ее так назвали?
Дети: Так как здесь хранят добычу свою муравьи (гусениц, бабочек).
Воспитатель:
Еще здесь есть туалетные камеры, детские».
А крепок ли такой дом?
Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.
Как вы думаете, почему в одном направлении.
Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.
Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой?
Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.
В: Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Проводится игра: «Муравейник»
Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз.
- А приносят ли пользу муравьи? Какую? Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?
Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.
Воспитатель:
Правильно. А, лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.
Показ слайда № 10 с изображением бережного отношения к муравейнику.
Заключительная часть: Ребята, а каком насекомом мы сегодня беседовали?
Что интересного и нового узнали о муравьях?
Кому вы можете рассказать?
Итог занятия: Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.
А теперь, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова чтоб нам вернуться домой: «Ярко солнышко свети, в детский сад нас веди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"
Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:«Муравьи – санитары леса»
Цель: Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить о пользе приносимой му...
Конспект НОД "Муравьи- санитары леса"
Материал способствует углублению знаний детей о муравьях, их образе жизни; воспитывает бережное отношение к природе....
конспект НОД "Муравьи - санитары леса"
Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса....
Конспект занятия по ознакомлению с живой природой «Муравьи — санитары леса» (старшая группа).
Цели:-углублять знания детей о муравьях, их образе жизни;-формировать представление о роли муравьёв в жизни леса;-воспитывать бережное отношение к муравьям.м...
План-конспект занятия по окружающему миру "Муравьи - санитары леса"
Цель:создание условий знании детей о муравьях, их образе жизни....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Муравьи – санитары леса»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Муравьи – санитары леса»...