Конспект НОД « Моя семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: « Моя семья»
Задачи:
- Учить детей определять и находить родственные связи;
- Упражнять детей в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье;
- Воспитывать у детей чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, взаимоотношениях, и домашнем очаге.
- Прививать детям потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливыми отношениями;
- Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;
- Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
Наглядный материал: доска, семейные фотографии, карточки с загадками, карточки с пословицами, карточки с изображением домашних животных, мяч.
Организация НОД:
(Дети садятся в круг.)
- Ребята, у нас в России не так давно появился новый праздник – День семьи, любви и верности. Символом праздника стала ромашка. И по этому, я сегодня с вами хочу поговорить о семье. Семья – это родные люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с нами. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры – наша семья, самые близкие и родные нам люди, наша опора на всю жизнь.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, покупки, приятные траты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Ребята, каждая семья отличается друг от друга обычаями, традициями. Есть традиция составлять и хранить семейные альбомы, которая прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция это очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой самые ценные вещи и среди них - фотографии дорогих людей. Ребята, расскажите о своей семье и какие в вашей семье традиции? Из кого ваша семья состоит? Кто о вас заботится в семье? Какие чувства вы испытываете к своим родным.
- (Рассказы детей, с использованием семейных фотографий)
-Какие вы все молодцы! Как хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. А теперь послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
ЗАДАНИЕ № 1 Загадки о семье
Кто загадки отгадает, тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу, кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой - вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете, даже дядя или тети,
Непременно вам друзья, вместе вы – одна…
(Семья)
Ты сильный и смелый, и самый большой,
Ругаешь - делу, и хвалишь – с душой.
(Папа)
Кто пришел ко мне с утра, кто сказал: « Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить, чай в пиалу мне налить?
(Мама)
Ароматное варенье, пироги на угощенье.
Вкусные оладушки у любимой....
(Бабушки)
Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед мой родной, любимый…
(Дед)
-Молодцы!
ЗАДАНИЕ № 2
- В слове «семья» много поучительных загадок и открытий. Я вам расскажу, что означает слово «семья». Это слово можно разделить на «семь» и «я» т. е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число «7» - неделимое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое.
Ребята, в каждой семье любят играть, давайте и мы сейчас поиграем в очень интересную игру.
ЗАДАНИЕ № 3 Игра: « Кого как называть?»
-Бабушка для твоей мамы – кто? (Мама)
-Дедушка для папы - кто? (Папа)
-Девочка для бабушки – кто? (Внучка)
-Мальчик для мамы и папы кто? (Сын)
-Мальчик для дедушки и бабушки – кто? (Внук)
-Девочка для мамы и папы – кто? (Дочь)
-Папа для дедушки и бабушки – кто? (Сын)
-Мама для дедушки и бабушки – кто? (Дочь)
-Мальчик для девочки в семье – кто? (Брат)
-Молодцы, ребята!
ЗАДАНИЕ № 4
-У меня в руках карточки со словами и рисунками. Я раздам каждому из вас по одной карточке, а вы постараетесь назвать те качества, которые могут быть у счастливой семьи.
-Любовь, грубость, уважение, терпение, ненависть, дружба, верность, зависть, взаимопонимание, долг перед близкими.
(Каждый ребенок называет слово и прикрепляет карточку к доске.)
Пальчиковая игра: «Кто живет у нас в квартире?»
1,2,3,4 кто живет у нас в квартире?
(Дети загибают пальцы, считая их.)
1,2,3,4 всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котенка.
Мой сверчок, щегол и я
– вот и вся моя семья!
ЗАДАНИЕ № 5 Игра: «Собери семью»
-Вот вы, говорили, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. Вы знаете, что мамы и папы есть не только у людей, но и у животных? Вот детеныши потеряли своих родителей, давайте им поможем воссоединиться. (на столе карточки с изображениями животных)
корова кошка зайчиха лошадь собака | жеребенок теленок щенок котенок зайчонок | заяц пес бык кот конь |
- Молодцы, ребята. Теперь и у животных будут счастливые семьи.
-Ребята, напомните мне, что же нам дает семья? (Любовь, взаимопонимание, защиту, образование, дом, поддержка.)
-Правильно, ребята. Семья может быть большой и дружной. Главное в семье – это уважение и любовь друг другу. Пока в семье дружба и уважение, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обижается на другого члена семьи, и круг дружной семьи разъединяется. И все: добро, уважение, и любовь вытекают через это отверстие. Давайте мы с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших и помогать младшим.
ЗАДАНИЕ №6 Игра с мячом: «Подбери признаки»
-А сейчас поиграем в игру. Вам нужно подобрать как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, бабушке, дедушке и других членах семьи.
-Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная;
-Папа (какой?) – строгий, умный, сильный;
-Бабушка (какая?) – старенькая, седая, отзывчивая;
-Дедушка (какой?) – старый, мудрый, седой;
-Сестра (какая?) – веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая;
-Брат (какой?) – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный;
-Молодцы, ребята!
ЗАДАНИЕ №7
- Ребята, в этом задании вам нужно воспроизвести первоначальный вид пословицы. (Пословицы разрезаны на части.)
Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Давайте вспомним правила работы по группам. (Говорим вежливо; называем собеседника по имени; внимательно слушаем; говорим, по очереди не перебивая друг друга; если что-то непонятно, переспрашиваем собеседника; четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника.)
-Вся семья в сборе (и душа на месте).
-В гостях хорошо, (а дома лучше).
-Семья в куче – (не страшна и туча).
-Мой дом - (моя крепость).
-На что клад, (когда в семье лад).
-Золото и серебро не стареют, (отец, и мать цены не имеют).
-При солнышке тепло, (при матушке добро).
ИТОГ РАБОТЫ:
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили и что выяснили? (Мы сегодня говорили о семье и выяснили, что семья является для каждого из нас опорой, крепостью. Дружную семью держит внимание. Семью необходимо беречь от всех невзгод и напастей.)
-Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите.
-Ребята, а можно нашу группу назвать семьей? (Да.)
-У нас с вами тоже детсадовская семья. И как в любой семье нам тоже нужно: тепло, уважение, уют…Мы тоже будем заботиться, и помогать друг другу. Вместе радоваться успехам и огорчаться неудачам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Коли семья вместе, то и душа на месте"
Систематизировать знания детей о семье....
Конспект-занятие "Моя семья"
для воспитателей...
Конспект занятия « Коли семья вместе, то и душа на месте»
Цель: систематизировать, имеющиеся знания детей о семье, расширить интерес к родословной, воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, проявить о них заботу, приносить радость своими дела...
Конспект занятия-развлечения "Семь "Я"
Это развлечение для семей детей группы позволит побольше узнать друг о друге, получить интересную информацию, подарить тепло и улыбки близким и родным....
Конспект занятия "Моя семья. Древо моей семьи"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи»....
Конспект консультации для семей «группы риска» на тему: «Здоровая семья — счастливый ребенок»
Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко...
Конспект консультации для семей «группы риска» на тему: «Каждой семье — свои традиции»
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как нач...