Методические разработки
проект по окружающему миру (старшая группа)

Глинова Елена Викторовна

Проекты в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologiya_st.gr_.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Перелетные и зимующие птицы»

старшая группа

Воспитатели: Глинова Е.В. Тадевосян Ж.А.

2019-2020 учебный год

Актуальность проекта: 

В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей интерес к природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края, путают перелетных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о птицах.

Цель проекта:

Формировать и расширять представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

                         Задачи проекта:

Образовательные:

- Создать благоприятные условия для формирования у детей знаний о разных видах птиц.

- Упражнять детей в классификации разных видов птиц.

- Научить детей, правильно подкармливать птиц в зимнее время года.

- Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

Развивающие: 

- Развивать у детей наблюдательность, любознательность, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

- Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.

Воспитательные: 

- Воспитывать заботливое отношение к птицам.

- Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам,  желание помочь им в зимнее время года.

- Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.

           Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

             Предполагаемый результат:

- Вызвать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о птицах.

- Умение классифицировать разные виды птиц.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, физ.инструктор, музыкальный руководитель, родители детей.

Срок реализации проектаноябрь 2017-март 2018

Приложение №1. 

 Беседы:

«Птицы родного края»

«Зимующие, перелетные птицы»

«Птицы  наши друзья»

«Что ты знаешь о птицах»

«Чем питаются птицы зимой?»

«Если бы я был птичкой»

«Красная книга»

«Пернатые помощники»

Словарная работа:

1. Подбор названий действий к названиям объектов:

(Птицы (что делают?) – вьют гнёзда, откладывают и высиживают яйца)

2. Подбор названий признаков к названию объекта, согласование прилагательных и существительных:

(Ласточка (какая?) – стремительная, маленькая.)

Словообразование:

Подбор родственных слов:

(Птица, птичий, птенчик, птичник, птичница.)

Словоизменение:

Преобразование единственного числа во множественное.

Связная речь.

«Расскажем о птицах»

Составление предложений о птицах по опорным словам

Сравнительное описание двух птиц.

 Сравнительное описание двух «Скажи ласково», «Большой – маленький»:

Игровое упражнение "Улетает - не улетает".
Взрослый называет какую-нибудь птицу (воробей, ласточка, голубь, сорока, грач...), а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.
Усложняя игру, предложите сказать, перелетная птица или зимующая.

Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.

Игровое упражнение "Один - много"
на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д.

Игровое упражнение "Посчитай"
на согласование числительных с существительным.
1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.


Игровое упражнение "Подбирай, называй"
на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, ...
Аист (какой?) важный, ...
Ласточка (какая?) быстрокрылая, ...
И т.д.

Игровое упражнение "Кто что делает?"
на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.

Игровое упражнение "Скажи наоборот"
(учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У скворца чёрная грудка, а у ласточки - ...

Приложение №4. 

Рисование: «Снегири на ветке».

Коллективная аппликация: «Наши пернатые друзья»

Лепка: «Птичка»

Оригами: «Ласточка».

Конструирование:

Приложение №2.

Дидактические игры:

«Угадай и расскажи»

«Зимние запасы»

«Небо. Земля. Вода»

«Собери картинку»

«Где чье гнездо?»

«Четвёртый лишний»

«Игра в слова»

«Загадки и отгадки»

«Один – много»

«Назови ласково»

«Счёт птиц»

«Угадай  птицу по описанию»

«Летает – не летает»

«Лишняя картинка»

«Что изменилось?»

«Что с начало, что потом»

«Кто где живет»

«Что было бы если..»

Подвижные игры:

«Коршун и наседка»

«Перелет птиц»

«Цапля на болоте»

«Птички в клетках»

«Лиса и куры»

«Совушка»

«Птички и кошка»

Физкультминутки:

 Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Скачет шустрая синица 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

 Птицы

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой  (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться  (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся  (Садятся)

Приложение №3.

Чтение художественной литературы:

 Г.Снегирев «Как птицы зимовать готовились»

В. Бианки «Синичкин Календарь», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Подкидыш».

Е.Чарушин «Перепелка»

М.Горький «Воробьишко»

С. Шустов «Птицы наших лесов и полей».

Александрова А. «Скворцы»

А.Яшин «Покормите птиц зимой»

В. Берестов «Птицы»

Е Благинина «Стрижи», «Улетают журавли»

Э. Булгакова «Синички»

Стихотворения о птицах.

        Ласточка

Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною 
В сени к нам летит.


С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги 
Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой. 
          (А. Плещеев)

       Скворец

Скворец за морем жил зимой,

 Теперь вернулся он домой.

 И рано утром в тишине

 Запел о солнце и весне.

            Грач

Черный грач – чернее ночи,

 Утомился, как рабочий:

 Он за плугом днем ходил,

 Клювом червяков ловил.

                Соловей

Весны певец — соловушко

Наш садик полюбил,

И там уж тепло гнездышко

Для деточек он свил.

Лишь сядет красно солнышко,

Лишь вечер настает —

Грустит-поет соловушко

Всю ночку напролет...

И тихо мне мечтается,

Ни слова на устах...

А он-то заливается

В ореховых кустах!

О чем же так грустнехонько

Тоскует наш певец?

Он плачет, что скорехонько

Весне его конец.

Пословицы и поговорки.

Увидел грача- весну встречай.

Увидел скворца-весна у крыльца.

Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит, будет мороз.

Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

Загадки о птицах.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять   (Снегирь)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
( Воробей)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи»

Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков.
Ответ: ласточка

Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
( утка)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

Эта птица всем известна — Гадким он утёнком был.

 Да и сказка интересна.

Жаль, что я её забыл. (Лебедь)

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)

Приложение №7.

Музыкально – художественная деятельность. 

Слушанье голосов птиц.

Упражнение на укрепление опорно - двигательного аппаратадети изображают ласточек (стоят на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперёд, голова поднята).

Приложение №5

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

1.

Цели:

— учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

— развивать наблюдательность, память;

— воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» —

Звенят уж птичек голоса.

 

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут —

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

 

И заливаются на ветках

Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки —

Их желторотые птенцы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Как вы им помогаете?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

♦ Как птицы заботятся о своем потомстве?

♦ Каких птиц вы еще знаете?

2.

Цель:

- Учить узнавать и различать птиц по, размеру, голосу

- Развивать наблюдательность, память;

-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения:

Задавать детям вопросы. Предложить отгадать загадки.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Какого они размера?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как  мы помогаем птицам?

Какую пользу приносят птицы?

Каких еще птиц вы знаете?

Предложить отгадать загадки.

В серой шубке меховой,

и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, но все же птица

 (воробей.)

Окраской - сероватая,

Повадка - вороватая,

крикунья хрипловатая -

Известная персона.

 (ворона.)

Не сидит она на месте -

На хвосте разносит вести.

(сорока.)

Приложение №6.

Совместная работа с родителями.

Выставка рисунков «Птицы на кормушке»

Оформление лэмбука «Птицы» (загадки о птицах, стихи и рассказы о птицах, пословицы и поговорки о птицах».

Выставка книг «Читаем о птицах»

Приложение №8.

.

Подвижные игры:

«Коршун и наседка»

«Перелет птиц»

«Цапля на болоте»

«Птички в клетках»

«Лиса и куры»

«Совушка»

«Птички и кошка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...