Методические разработки
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Перелетные и зимующие птицы»
старшая группа
Воспитатели: Глинова Е.В. Тадевосян Ж.А.
2019-2020 учебный год
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей интерес к природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края, путают перелетных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о птицах.
Цель проекта:
Формировать и расширять представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Создать благоприятные условия для формирования у детей знаний о разных видах птиц.
- Упражнять детей в классификации разных видов птиц.
- Научить детей, правильно подкармливать птиц в зимнее время года.
- Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
Развивающие:
- Развивать у детей наблюдательность, любознательность, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время года.
- Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- Вызвать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о птицах.
- Умение классифицировать разные виды птиц.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, физ.инструктор, музыкальный руководитель, родители детей.
Срок реализации проекта: ноябрь 2017-март 2018
Приложение №1.
Беседы:
«Птицы родного края»
«Зимующие, перелетные птицы»
«Птицы наши друзья»
«Что ты знаешь о птицах»
«Чем питаются птицы зимой?»
«Если бы я был птичкой»
«Красная книга»
«Пернатые помощники»
Словарная работа:
1. Подбор названий действий к названиям объектов:
(Птицы (что делают?) – вьют гнёзда, откладывают и высиживают яйца)
2. Подбор названий признаков к названию объекта, согласование прилагательных и существительных:
(Ласточка (какая?) – стремительная, маленькая.)
Словообразование:
Подбор родственных слов:
(Птица, птичий, птенчик, птичник, птичница.)
Словоизменение:
Преобразование единственного числа во множественное.
Связная речь.
«Расскажем о птицах»
Составление предложений о птицах по опорным словам
Сравнительное описание двух птиц.
Сравнительное описание двух «Скажи ласково», «Большой – маленький»:
Игровое упражнение "Улетает - не улетает".
Взрослый называет какую-нибудь птицу (воробей, ласточка, голубь, сорока, грач...), а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.
Усложняя игру, предложите сказать, перелетная птица или зимующая.
Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.
Игровое упражнение "Один - много"
на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д.
Игровое упражнение "Посчитай"
на согласование числительных с существительным.
1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.
Игровое упражнение "Подбирай, называй"
на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, ...
Аист (какой?) важный, ...
Ласточка (какая?) быстрокрылая, ...
И т.д.
Игровое упражнение "Кто что делает?"
на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.
Игровое упражнение "Скажи наоборот"
(учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У скворца чёрная грудка, а у ласточки - ...
Приложение №4.
Рисование: «Снегири на ветке».
Коллективная аппликация: «Наши пернатые друзья»
Лепка: «Птичка»
Оригами: «Ласточка».
Конструирование:
Приложение №2.
Дидактические игры:
«Угадай и расскажи»
«Зимние запасы»
«Небо. Земля. Вода»
«Собери картинку»
«Где чье гнездо?»
«Четвёртый лишний»
«Игра в слова»
«Загадки и отгадки»
«Один – много»
«Назови ласково»
«Счёт птиц»
«Угадай птицу по описанию»
«Летает – не летает»
«Лишняя картинка»
«Что изменилось?»
«Что с начало, что потом»
«Кто где живет»
«Что было бы если..»
Подвижные игры:
«Коршун и наседка»
«Перелет птиц»
«Цапля на болоте»
«Птички в клетках»
«Лиса и куры»
«Совушка»
«Птички и кошка»
Физкультминутки:
Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Приложение №3.
Чтение художественной литературы:
Г.Снегирев «Как птицы зимовать готовились»
В. Бианки «Синичкин Календарь», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Подкидыш».
Е.Чарушин «Перепелка»
М.Горький «Воробьишко»
С. Шустов «Птицы наших лесов и полей».
Александрова А. «Скворцы»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
В. Берестов «Птицы»
Е Благинина «Стрижи», «Улетают журавли»
Э. Булгакова «Синички»
Стихотворения о птицах.
Ласточка
Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев)
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Грач
Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил.
Соловей
Весны певец — соловушко
Наш садик полюбил,
И там уж тепло гнездышко
Для деточек он свил.
Лишь сядет красно солнышко,
Лишь вечер настает —
Грустит-поет соловушко
Всю ночку напролет...
И тихо мне мечтается,
Ни слова на устах...
А он-то заливается
В ореховых кустах!
О чем же так грустнехонько
Тоскует наш певец?
Он плачет, что скорехонько
Весне его конец.
Пословицы и поговорки.
Увидел грача- весну встречай.
Увидел скворца-весна у крыльца.
Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
Загадки о птицах.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
( Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи»
Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков.
Ответ: ласточка
Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
( утка)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Эта птица всем известна — Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
Приложение №7.
Музыкально – художественная деятельность.
Слушанье голосов птиц.
Упражнение на укрепление опорно - двигательного аппарата: дети изображают ласточек (стоят на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперёд, голова поднята).
Приложение №5
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
1.
Цели:
— учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
— развивать наблюдательность, память;
— воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» —
Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут —
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки —
Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?
♦ Как вы им помогаете?
♦ Какого они размера?
♦ Какую пользу приносят птицы?
♦ Какая у них окраска?
♦ Чем питаются?
♦ Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
♦ Как птицы заботятся о своем потомстве?
♦ Каких птиц вы еще знаете?
2.
Цель:
- Учить узнавать и различать птиц по, размеру, голосу
- Развивать наблюдательность, память;
-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Задавать детям вопросы. Предложить отгадать загадки.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Какого они размера?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как мы помогаем птицам?
Какую пользу приносят птицы?
Каких еще птиц вы знаете?
Предложить отгадать загадки.
В серой шубке меховой,
и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, но все же птица
(воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадка - вороватая,
крикунья хрипловатая -
Известная персона.
(ворона.)
Не сидит она на месте -
На хвосте разносит вести.
(сорока.)
Приложение №6.
Совместная работа с родителями.
Выставка рисунков «Птицы на кормушке»
Оформление лэмбука «Птицы» (загадки о птицах, стихи и рассказы о птицах, пословицы и поговорки о птицах».
Выставка книг «Читаем о птицах»
Приложение №8.
.
Подвижные игры:
«Коршун и наседка»
«Перелет птиц»
«Цапля на болоте»
«Птички в клетках»
«Лиса и куры»
«Совушка»
«Птички и кошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....