Методические разработки
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Перелетные и зимующие птицы»
старшая группа
Воспитатели: Глинова Е.В. Тадевосян Ж.А.
2019-2020 учебный год
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей интерес к природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края, путают перелетных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о птицах.
Цель проекта:
Формировать и расширять представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Создать благоприятные условия для формирования у детей знаний о разных видах птиц.
- Упражнять детей в классификации разных видов птиц.
- Научить детей, правильно подкармливать птиц в зимнее время года.
- Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
Развивающие:
- Развивать у детей наблюдательность, любознательность, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Развивать умения детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время года.
- Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- Вызвать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о птицах.
- Умение классифицировать разные виды птиц.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, физ.инструктор, музыкальный руководитель, родители детей.
Срок реализации проекта: ноябрь 2017-март 2018
Приложение №1.
Беседы:
«Птицы родного края»
«Зимующие, перелетные птицы»
«Птицы наши друзья»
«Что ты знаешь о птицах»
«Чем питаются птицы зимой?»
«Если бы я был птичкой»
«Красная книга»
«Пернатые помощники»
Словарная работа:
1. Подбор названий действий к названиям объектов:
(Птицы (что делают?) – вьют гнёзда, откладывают и высиживают яйца)
2. Подбор названий признаков к названию объекта, согласование прилагательных и существительных:
(Ласточка (какая?) – стремительная, маленькая.)
Словообразование:
Подбор родственных слов:
(Птица, птичий, птенчик, птичник, птичница.)
Словоизменение:
Преобразование единственного числа во множественное.
Связная речь.
«Расскажем о птицах»
Составление предложений о птицах по опорным словам
Сравнительное описание двух птиц.
Сравнительное описание двух «Скажи ласково», «Большой – маленький»:
Игровое упражнение "Улетает - не улетает".
Взрослый называет какую-нибудь птицу (воробей, ласточка, голубь, сорока, грач...), а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.
Усложняя игру, предложите сказать, перелетная птица или зимующая.
Игровое упражнение "Назови ласково"
на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек,
скворец – скворушка,
соловей - соловушка,
журавль - журавушка.
Игровое упражнение "Один - много"
на употребление родительного падежа мн. числа.
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д.
Игровое упражнение "Посчитай"
на согласование числительных с существительным.
1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.
Игровое упражнение "Подбирай, называй"
на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, ...
Аист (какой?) важный, ...
Ласточка (какая?) быстрокрылая, ...
И т.д.
Игровое упражнение "Кто что делает?"
на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.
Игровое упражнение "Скажи наоборот"
(учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У скворца чёрная грудка, а у ласточки - ...
Приложение №4.
Рисование: «Снегири на ветке».
Коллективная аппликация: «Наши пернатые друзья»
Лепка: «Птичка»
Оригами: «Ласточка».
Конструирование:
Приложение №2.
Дидактические игры:
«Угадай и расскажи»
«Зимние запасы»
«Небо. Земля. Вода»
«Собери картинку»
«Где чье гнездо?»
«Четвёртый лишний»
«Игра в слова»
«Загадки и отгадки»
«Один – много»
«Назови ласково»
«Счёт птиц»
«Угадай птицу по описанию»
«Летает – не летает»
«Лишняя картинка»
«Что изменилось?»
«Что с начало, что потом»
«Кто где живет»
«Что было бы если..»
Подвижные игры:
«Коршун и наседка»
«Перелет птиц»
«Цапля на болоте»
«Птички в клетках»
«Лиса и куры»
«Совушка»
«Птички и кошка»
Физкультминутки:
Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Приложение №3.
Чтение художественной литературы:
Г.Снегирев «Как птицы зимовать готовились»
В. Бианки «Синичкин Календарь», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Подкидыш».
Е.Чарушин «Перепелка»
М.Горький «Воробьишко»
С. Шустов «Птицы наших лесов и полей».
Александрова А. «Скворцы»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
В. Берестов «Птицы»
Е Благинина «Стрижи», «Улетают журавли»
Э. Булгакова «Синички»
Стихотворения о птицах.
Ласточка
Травка зеленеет,
Cолнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев)
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Грач
Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил.
Соловей
Весны певец — соловушко
Наш садик полюбил,
И там уж тепло гнездышко
Для деточек он свил.
Лишь сядет красно солнышко,
Лишь вечер настает —
Грустит-поет соловушко
Всю ночку напролет...
И тихо мне мечтается,
Ни слова на устах...
А он-то заливается
В ореховых кустах!
О чем же так грустнехонько
Тоскует наш певец?
Он плачет, что скорехонько
Весне его конец.
Пословицы и поговорки.
Увидел грача- весну встречай.
Увидел скворца-весна у крыльца.
Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.
Загадки о птицах.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
( Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
По весне то там, то тут
Песню весело поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам …грачи»
Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков.
Ответ: ласточка
Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
( утка)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Эта птица всем известна — Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
Приложение №7.
Музыкально – художественная деятельность.
Слушанье голосов птиц.
Упражнение на укрепление опорно - двигательного аппарата: дети изображают ласточек (стоят на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперёд, голова поднята).
Приложение №5
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
1.
Цели:
— учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
— развивать наблюдательность, память;
— воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» —
Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут —
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки —
Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?
♦ Как вы им помогаете?
♦ Какого они размера?
♦ Какую пользу приносят птицы?
♦ Какая у них окраска?
♦ Чем питаются?
♦ Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
♦ Как птицы заботятся о своем потомстве?
♦ Каких птиц вы еще знаете?
2.
Цель:
- Учить узнавать и различать птиц по, размеру, голосу
- Развивать наблюдательность, память;
-Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Задавать детям вопросы. Предложить отгадать загадки.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Какого они размера?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
Как мы помогаем птицам?
Какую пользу приносят птицы?
Каких еще птиц вы знаете?
Предложить отгадать загадки.
В серой шубке меховой,
и в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, но все же птица
(воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадка - вороватая,
крикунья хрипловатая -
Известная персона.
(ворона.)
Не сидит она на месте -
На хвосте разносит вести.
(сорока.)
Приложение №6.
Совместная работа с родителями.
Выставка рисунков «Птицы на кормушке»
Оформление лэмбука «Птицы» (загадки о птицах, стихи и рассказы о птицах, пословицы и поговорки о птицах».
Выставка книг «Читаем о птицах»
Приложение №8.
.
Подвижные игры:
«Коршун и наседка»
«Перелет птиц»
«Цапля на болоте»
«Птички в клетках»
«Лиса и куры»
«Совушка»
«Птички и кошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...