Образовательный проект для подготовительной группы "Деревья осенью"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
1.Название проекта "Деревья осенью"
2.Авторы: Яблочкина Ю.А.
Моисеева О.В.
3.Тип проекта:
Познавательный исследовательски - творческий
4.Вид:
- По составу участников
групповой
- По срокам реализации
краткосрочный
- По содержанию
Интегративный
5.Актуальность проекта
Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.
Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. В. А. Сухомлинский предлагал «…вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.
Идея создания проекта «Деревья осенью» возникла не случайно, а в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые расположены на групповом участке. Рассуждения воспитанников о том, что «наша березка хорошо спасает нас в летний зной». С тревогой в голосе дети говорили о том, что было бы, если бы не было «русской красавицы» на нашем участке. Было принято решение заняться проектно – исследовательской деятельностью с детьми, понимая, что именно так можно воспитывать экологическое сознание.
Сегодня ребенок с любовью относится к «Своему дереву», а завтра эту любовь он перенесет на другие деревья, а затем и на всю природу в целом.
6.Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
7.Задачи проекта:
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;
- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;
- Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
8.Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников группы.
9.Сроки реализации проекта: 21.10.19 – 31.10.19
10.Ожидаемый результат:
Расширение кругозора детей о растительном мире родного края.
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии деревьев, а также повышение уровня их экологического сознания.
11.Продуктами проекта являются:
Наблюдения по теме проекта во время прогулок, экскурсии по экологической
тропе в д\с
НОД;
Выставка совместных творческих работ детей и родителей на тему «…..
Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме проекта
Разработанные рекомендации для родителей,
Фотоматериалы по работе проекта,
Стенгазета «Осенние мотивы»
12. Форма презентации проекта
13.Содержание проекта:
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Проводились беседы и занятия с детьми, привлекались родители к участию в проекте, родители совместно с детьми изготовили поделки из природного материала на тему «…»
На занятиях по изобразительной деятельности организовали выставку «Деревья смотрят в озеро»», «Ветка рябины», «Золотая осень», «Придумай, чем может стать красивый осенний листок» (аппликация) , «Осеннее дерево» (лепка)
Подборка дидактического материала, пособий, картотеки игр.
Подборка художественной литературы.
Основной этап
– ознакомление детей с художественной литературой;
– проведение бесед;
− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
− работа с родителями (разработка рекомендаций, выставка поделок – совместная работа с детьми );
− проведение НОД;
− проведение наблюдений, экскурсии по экологической тропе;
− прослушивание и обсуждение аудиозаписей-звуки природы;
− рисование, лепка, аппликация, ручной труд с детьми - стенгазета;
Заключительный этап
Итогом проекта «Деревья осенью» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
- Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
- Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природу!
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Образовательная область | Тема, цели |
ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ ПИПД | НОД «Деревья – наши друзья». - закрепить знания о деревьях, об их красоте и пользе. Беседа «Деревья нашего двора». - закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу. Беседа «Осень золото роняет» – прогулка по территории Д\С. - расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Наблюдения и исследовательская деятельность.
|
ОО «Речевое развитие» | Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад». учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям. |
Чтение художественной литературы |
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Рисование «Деревья смотрят в зеро»; «Ветка рябины»; «Золотая осень» (см.план) Лепка «Осеннее дерево» (см.план) Аппликация «Придумай, чем может стать красивый осенний листок» (см.план) Музыка - Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы Стенгазета «Осенние мотивы» оформлена элементами аппликации, нетрадиционного рисования. |
ОО «Физическое развитие» | Подвижные игры (см. картотеку) –развитие двигательной активности. |
13. Портфолио проекта
- Методическое обеспечение проекта (конспекты НОД, наглядные пособия, картотеки, игры)
- Материалы для проведения бесед по теме проекта
- Рекомендации воспитателям и родителям
- Фотоматериалы о работе проекта.
- Работы детей по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
14. Выводы по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного края, повышению познавательного интереса.
15.Список литературы:
О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.
4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.
6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.
9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.
Тема: «Деревья – наши друзья»
Программное содержание:
формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе;
учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года;
развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать;
воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Словарная работа:
на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.
Предварительная работа:
беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний парк, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание аудиозаписи.
Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
-Наши друзья - это деревья!
-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»(Дети: липа, береза, туя, каштан, клен).
Первый ребенок читает стихотворение «Строение дерева» С. А. Васильева:
«Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:
Ствол - дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору.
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок: у дерева есть корни, ствол, ветки, листья).
- Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок: ствол покрыт корой).
-Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок: через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).
- Молодцы! Правильно назвали строение дерева.
-Посмотрите! А что это за дерево?
Второй ребенок: рябина.
«Осень в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко- красный шарик-
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!»
- Ребята! А кому и какую пользу она приносит?
(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается).
-А это что за дерево?
Выходит третий ребенок:
«Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Осенние клены - цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды.
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья).
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью? (Дети - желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный, желто-зеленый лист).
-А теперь к какому дереву мы подошли?
Выходит четвертый ребенок:
«Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух.
Над улицей несутся сотни белых мух».
-Тополь, это дерево, которое растет в нашем городе Анапа.
-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь - это городское дерево).
-Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьевпоглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух).
-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр, туя).
Выходит пятый ребенок:
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
-Как выглядит сосна?
(Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна, размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне.
- А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья).
-Как много красивых листьев собрали!
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку) Шестой ребенок:
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)
-У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (Дети: у березы).
-У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Дети: у березы).
-Какое значение имеет - листопад?
(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями).
-А сейчас, отгадайте загадки:
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)
-Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща).
-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща).
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща).
Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.
Березка на нашем участке говорит нам:
«Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе "Осень"
Проект в подготовительной группе "Осень"...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. «Осень золотая».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:1) Закре...
Проект в подготовительной группе «Осень разноцветная».
Проект в подготовительнойгруппе«Осень разноцветная»....
Проект в подготовительной группе «Осень разноцветная»
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, способствовать творческому и речевому развитию....
Педагогический проект для подготовительной группы"Осень-Красавица"
Проект для подготовительной группы.Тема "Осень"...
Проект для подготовительной группы "Осень в гости к нам пришла"
quot;Осень в гости к нам пришла"...
Презентация образовательного проекта в подготовительной к школе группе "Хоровод осенних цветов"
Уточнить и систематизировать знания детей о разнообразие семян цветов, их значении в природе и жизни человека....