Экологический проект «Огород на подоконнике». в средней группе.
проект по окружающему миру (средняя группа)

ГБОУ Школа № 1454 «Тимирязевская»

ДОП «Дмитровская 15»

 

 

 

 

 

 

 

Экологический проект

«Огород на подоконнике».

в средней группе

 

         Воспитатель Н.Л. Григорьева

                                                                                                                                                                          2019г.

Актуальность.

    В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру.  И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут детей. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательско-творческой деятельности детей.

Так у нас в группе была организована работа по проекту «Свой огород».  Дети  4-5 лет уже знакомы с овощами и фруктами, знают некоторые виды деревьев, но ещё не знакомы с появлением этих растений. Поэтому возникла необходимость расширить знания и представления детей о свойствах растений – вырастать из семени. А также познакомить с особенностями  и разнообразием семян.

 

 В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее, а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.

 

Предмет исследования: Огород на подоконнике.

Объект исследования: Растения: лук, саженец томата, петуньи, горох, бархатцы.

      Этапы реализации проекта:  Февраль- Май

Цель проекта:

    Познакомить дошкольников с семенами и плодами разных растений, и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян. Формирование экологического мышления дошкольников. Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию семян и луковиц в комнатных условиях. Расширять и обобщать знания о том, как ухаживать за растениями, что для этого нужно. Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.

Задачи проекта:

  1.  Расширять знания детей о культурных растениях.
  2. Формировать знания о разнообразии семян и плодов, их роли в жизни растений и человека, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений. Закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
  3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
  4. Формировать у детей понятия о результатах труда человека по выращиванию растений (сажам семечку, вырастает побег, из побега вырастает растение, на растении появляются плоды).
  5. Обобщать знания детей о необходимости для развития растения света, воды, тепла, почвы.
  6. Продолжать формировать у детей умение правильно садить и ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка).
  7. Развивать наблюдательность-уметь замечать изменения в росте растений, делать выводы.
  8. Обогащать словарный запас (семена, всходы, побеги, ростки, садим, поливаем, рыхлим, почва).
  9. Способствовать развитию творческих способностей детей.

Оборудование и материалы: лотки c землей, метки с названием растений и датой посадки, лейка с водой, совочки, лупа, семена растений, декорация для оформления огорода на подоконнике.

 

Формы и методы работы

• наблюдения;
• опыты и исследования;
• развивающие игры;
• просмотр познавательного видео;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание иллюстраций;
• рисование,  аппликации.


Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

  • Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий, составление плана мероприятий по работе с детьми.
  • Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки.
  • Подбор раскрасок на тему«Что растет на грядке».
  • Подбор картин и иллюстраций о труде взрослых по уходу за ними.
  • Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»».
  • Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».
  • Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике.
  • Приобретение посадочного материала: лук, семена бархатцев, петуньи, горох. Приготовление емкостей для посадки, земли.                                      
  • Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде, в клумбах.

Основной:

  • проводится запланированная работа по реализации проекта.
  • Мультимедийный просмотр «Виды бархатцев, петуньи».
  • Рассматривание лука и семян бархатцев, петуньи.
  • Посадка лука в землю, в стаканчик с водой. Посадка семян бархатцев, петуньи.
  • Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).
  • Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).
  • Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
  • Проведение дидактических игр
  • Чтение художественной литературы . Загадки, поговорки о растениях.
  • Беседы.
  • Проведение с детьми подвижных игр«Танец растений»«Цепочка», игра – хоровод «Цветы».
  • Рисование цветов (ромашка, тюльпан, одуванчик, колокольчик)
  • Опытно-экспериментальная работа.

Заключительный:

Итоговая беседа. Анализ и обобщение результатов.

Создание огорода на подоконнике. Выставка рисунков детей «Наш зеленый огород».

Ожидаемые результаты:

  • Дети получили знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, сажают, поливают, рыхлят, пропалывают.
  • У детей расширились знания о растениях.
  • Во время проведения проекта у детей обогатился словарный состав.
  • Сформировалось бережное отношение к растениям.
  • Умение трудиться в коллективе.
  • Дети получили положительные эмоции от новых знаний и умений.
  • Активное участие родителей в проекте.

План реализации проекта:

 Игровая деятельность. Дид/игры«Узнай растение по форме» «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»«Чьё семечко?» «Собери и назови овощи»«Узнай на вкус». «В лесу, в поле, в огороде?»«Что лишнее?» «Разложи семена»«Вершки и корешки»«Найди по описанию».

Познание. Ребенок и окружающий мир.

  • Рассматривание семян: укропа, салата, петрушки, помидор, цветов, пшеницы и др.
  • Посадка семян овощей, цветов, а также лука.
  • Беседа«Можно ли вырастить рассаду на окне«Что надо для хорошего роста растений«Овощные культуры»«Овощи -это витамины»«Лук от семи недуг».
  • Рассматривание иллюстраций о растениях.
  • Наблюдение за растениями: первые всходы, дальнейшее развитие растения.
  • Составление альбома о наших растениях.

Художественное творчество.

  • Изготовление аппликации из бумаги «Сколько овощей на грядке» и лепка на тему«Овощи на тарелочке».
  • Выставка рисунков детей«Наш зеленый огород».
  • Изготовление подписей для рассады.

Коммуникация (художественная литература).

 

  • Чтение художественной и познавательной литературы об овощах.
  • Отгадывание загадок и пословиц по теме.
  • Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Опытно-экспериментальная деятельность.

  • «Строение растений».
  • «Рост, развитие растений».
  • «Условия, необходимые для жизни растений»:
  • Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется .
  • Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
  • Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.
  • Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «Огород на подоконнике». Проект «Огород на подоконнике основываясь на лично – ориентированный подход к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе, формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями, родителями, детьми.

В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям, а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашены и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе.

В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.

Первоначально подобрала материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестила родителей о начале реализации нашего проекта.

Мы очень дружно с ребятами включились в работу по выращиванию культур: сеяли семена, пикировали рассаду, поливали, рыхлили землю, высаживали рассаду в клумбы, наблюдали, убирали сорняки, общались.

Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой. В ходе проекта проводили ряд исследований, как в группе. У лука, который рос в воде, хорошо были видны корни и можно, было наблюдать за ростом не только зеленых перышков растения, но и корней.

Дети узнали много нового о растениях и осознали, что их объекты исследования - живые, что они не могут жить сами по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов. Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы.

Заключительное мероприятие проекта - просмотр детьми и родителями презентации ««Огород на подоконнике», беседа с детьми о полученных результатах и выставка рисунков по данной теме. Я надеюсь, что дети никогда не станут рвать и топтать цветы в природе и клумбах, ценя красоту природы и труд людей.

 

 

                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt._ogorod_na_podokonnike.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

    В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру.  И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут детей. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательско-творческой деятельности детей.

Так у нас в группе была организована работа по проекту «Свой огород».  Дети  4-5 лет уже знакомы с овощами и фруктами, знают некоторые виды деревьев, но ещё не знакомы с появлением этих растений. Поэтому возникла необходимость расширить знания и представления детей о свойствах растений – вырастать из семени. А также познакомить с особенностями  и разнообразием семян.

 В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее, а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.

Предмет исследования: Огород на подоконнике.

Объект исследования: Растения: лук, саженец томата, петуньи, горох, бархатцы.

      Этапы реализации проекта:  Февраль- Май

Цель проекта:

    Познакомить дошкольников с семенами и плодами разных растений, и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян. Формирование экологического мышления дошкольников. Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию семян и луковиц в комнатных условиях. Расширять и обобщать знания о том, как ухаживать за растениями, что для этого нужно. Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.

Задачи проекта:

  1.  Расширять знания детей о культурных растениях.
  2. Формировать знания о разнообразии семян и плодов, их роли в жизни растений и человека, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений. Закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
  3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
  4. Формировать у детей понятия о результатах труда человека по выращиванию растений (сажам семечку, вырастает побег, из побега вырастает растение, на растении появляются плоды).
  5. Обобщать знания детей о необходимости для развития растения света, воды, тепла, почвы.
  6. Продолжать формировать у детей умение правильно садить и ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка).
  7. Развивать наблюдательность-уметь замечать изменения в росте растений, делать выводы.
  8. Обогащать словарный запас (семена, всходы, побеги, ростки, садим, поливаем, рыхлим, почва).
  9. Способствовать развитию творческих способностей детей.

Оборудование и материалы: лотки c землей, метки с названием растений и датой посадки, лейка с водой, совочки, лупа, семена растений, декорация для оформления огорода на подоконнике.

Формы и методы работы

• наблюдения;
• опыты и исследования;
• развивающие игры;
• просмотр познавательного видео;
• чтение художественной литературы;
• рассматривание иллюстраций;
• рисование,  аппликации.


Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

  • Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий, составление плана мероприятий по работе с детьми.
  • Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки.
  • Подбор раскрасок на тему«Что растет на грядке».
  • Подбор картин и иллюстраций о труде взрослых по уходу за ними.
  • Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»».
  • Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».
  • Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике.
  • Приобретение посадочного материала: лук, семена бархатцев, петуньи, горох. Приготовление емкостей для посадки, земли.                                      
  • Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде, в клумбах.

Основной:

  • проводится запланированная работа по реализации проекта.
  • Мультимедийный просмотр «Виды бархатцев, петуньи».
  • Рассматривание лука и семян бархатцев, петуньи.
  • Посадка лука в землю, в стаканчик с водой. Посадка семян бархатцев, петуньи.
  • Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).
  • Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).
  • Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
  • Проведение дидактических игр
  • Чтение художественной литературы . Загадки, поговорки о растениях.
  • Беседы.
  • Проведение с детьми подвижных игр«Танец растений»«Цепочка», игра – хоровод «Цветы».
  • Рисование цветов (ромашка, тюльпан, одуванчик, колокольчик)
  • Опытно-экспериментальная работа.

Заключительный:

Итоговая беседа. Анализ и обобщение результатов.

Создание огорода на подоконнике. Выставка рисунков детей «Наш зеленый огород».

Ожидаемые результаты:

  • Дети получили знания о том, что растения живые, их выращивают из семян, сажают, поливают, рыхлят, пропалывают.
  • У детей расширились знания о растениях.
  • Во время проведения проекта у детей обогатился словарный состав.
  • Сформировалось бережное отношение к растениям.
  • Умение трудиться в коллективе.
  • Дети получили положительные эмоции от новых знаний и умений.
  • Активное участие родителей в проекте.

План реализации проекта:

 Игровая деятельность. Дид/игры«Узнай растение по форме» «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»«Чьё семечко?» «Собери и назови овощи»«Узнай на вкус». «В лесу, в поле, в огороде?»«Что лишнее?» «Разложи семена»«Вершки и корешки»«Найди по описанию».

Познание. Ребенок и окружающий мир.

  • Рассматривание семян: укропа, салата, петрушки, помидор, цветов, пшеницы и др.
  • Посадка семян овощей, цветов, а также лука.
  • Беседа«Можно ли вырастить рассаду на окне«Что надо для хорошего роста растений«Овощные культуры»«Овощи -это витамины»«Лук от семи недуг».
  • Рассматривание иллюстраций о растениях.
  • Наблюдение за растениями: первые всходы, дальнейшее развитие растения.
  • Составление альбома о наших растениях.

Художественное творчество.

  • Изготовление аппликации из бумаги «Сколько овощей на грядке» и лепка на тему«Овощи на тарелочке».
  • Выставка рисунков детей«Наш зеленый огород».
  • Изготовление подписей для рассады.

Коммуникация (художественная литература).

  • Чтение художественной и познавательной литературы об овощах.
  • Отгадывание загадок и пословиц по теме.
  • Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Опытно-экспериментальная деятельность.

  • «Строение растений».
  • «Рост, развитие растений».
  • «Условия, необходимые для жизни растений»:
  • Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется .
  • Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
  • Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.
  • Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «Огород на подоконнике». Проект «Огород на подоконнике основываясь на лично – ориентированный подход к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе, формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями, родителями, детьми.

В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям, а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашены и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе.

В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.

Первоначально подобрала материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестила родителей о начале реализации нашего проекта.

Мы очень дружно с ребятами включились в работу по выращиванию культур: сеяли семена, пикировали рассаду, поливали, рыхлили землю, высаживали рассаду в клумбы, наблюдали, убирали сорняки, общались.

Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой. В ходе проекта проводили ряд исследований, как в группе. У лука, который рос в воде, хорошо были видны корни и можно, было наблюдать за ростом не только зеленых перышков растения, но и корней.

Дети узнали много нового о растениях и осознали, что их объекты исследования - живые, что они не могут жить сами по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов. Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы.

Заключительное мероприятие проекта - просмотр детьми и родителями презентации ««Огород на подоконнике», беседа с детьми о полученных результатах и выставка рисунков по данной теме. Я надеюсь, что дети никогда не станут рвать и топтать цветы в природе и клумбах, ценя красоту природы и труд людей.

        

ГБОУ Школа № 1454 «Тимирязевская»

ДОП «Дмитровская 15»

Экологический проект

«Огород на подоконнике».

в средней группе

        Воспитатель Н.Л. Григорьева

        

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект"Огород на окне" во второй младшей группе

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно.Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на ...

Экологический проект «Витамины на подоконнике» в средней группе общеразвивающей направленности (4-5 лет)

Экологический проект «Витамины на подоконнике»в средней группе общеразвивающей направленности (4-5 лет)...

Экологический проект огород на окне в 1 младшей группе "Чудо-грядка"

Дети  в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях роста. Маленькие дети любят действовать. Мир  вокруг себя они познают практически...

Экологический проект «ОГОРОД НА ОКНЕ» во 2 мл.группе.

Название проекта: «Огород на окне»во 2 мл.группе.Проект: краткосрочный, творческий, игровой.Цель: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для поз...

Экологический проект «Огород на окне» во второй младшей группе

Экологический проект «Огород на окне» во второй младшей группе...

Экологический проект «Огород на окне» во второй младшей группе

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое ж...

Экологический проект «Огород на окне» во второй младшей группе.

Экологический проект на тему«Огород на окне» во второй младшей группе. Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники проекта: дети II младшей групп...