Занятие "Загадочное путешествие" по окружающему миру в подготовительно группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бевз Марина Александровна

Занятие  "Загадочное путешествие" по окружающему миру в подготовительной группе.

Цель: Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Загадочное путешествие» в подготовительной к школе группе

Цель: Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.

Задачи:

Развивающие задачи - Развивать воображение, творческое мышление.

-Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- Развивать связную речь, эмоциональную отзывчивость.

- Развивать двигательную активность.

Обучающие задачи: - Закрепить знания детей о многообразии подводного мира.

- Уточнить знания детей о значении воды для человека.

- Расширить кругозор детей.

Воспитательные задачи: - Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.

- Воспитывать умение слушать друг друга.

- Воспитывать стремление взаимодействия друг с другом.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, видеозапись морского прилива, шторма, смерча, цунами; слайды с изображением разных островов и текстовым названием каждого острова, слайды с изображением морских обитателей; схемы скороговорок. Пазлы (крупное изображение морского дна), глобус, физическая карта мира на стене, мягкие модули для строительства корабля, стулья, кирпичики. Для опыта: миска с водой, глубокие тарелки, баночки (100 мл.), тканевые салфетки (15 *15), резинки (всё по количеству детей). Пластиковая бутылка зелёного цвета, внутри которой находится старинная карта. Сундучок с морскими раковинами и ракушками.

Предварительная работа: Разучивание танца «Чунга – чанга», знакомство с морями, океанами и их обитателями.

Ход образовательной деятельности:

Работа в кругу.

На центральной стене зала размещён проектор. На боковой стене висит карта с изображением земного шара. Около стены на столах разложены предметы для опыта.

Дети садятся на ковёр в круг. Воспитатель ставит глобус в центр круга.

Воспитатель: - Ребята, скажите, что это? (ответы детей – глобус)

- Скажите, для чего нужен глобус? Карта мира? (рассуждения детей – чтобы знать, где находятся разные страны, моря, континенты…)

- Ребята посмотрите на глобус, что видите на нём?

Дети перечисляют (материки, океаны, реки…)

- Скажите, на глобусе или карте мира, что изображено голубым цветом? Коричневым? Зелёным?

Ответы детей (моря, океаны, суша, растительность)

Воспитатель: Что вы представляете, глядя на глобус? О чём думаете?

Дети высказывают свои версии. Воспитателю важно, чтобы дети, как можно больше фантазировали, можно опереться на чью-либо версию отдыха и предложить детям отправиться в путешествие.

- А я представила, что переместилась на берег океана. Лежу на теплом песочке, любуюсь на пальмы и слушаю шум прибоя.

Воспитатель: - Настоящие путешествие у вас ещё впереди. А сегодня мы помечтаем.

- На чём можно путешествовать?

Дети перечисляют различные виды транспорта.

Строительство корабля.

Воспитатель: - А хотите совершить путешествие на корабле? (дети соглашаются)

-Давайте построим наш корабль

- Что нам для этого нужно?

- Из чего можно построить? (дети перечисляют, из чего могут построить)

Дети строят корабль из подручных материалов. Это могут быть мягкие модули, кирпичики, стулья.

Воспитатель: Молодцы! Корабль построили. А кто управляет кораблём и всей его командой.

Ответ детей: Капитан.

- Какими качествами должен обладать капитан?

 (Дети перечисляют различные качества: доброта, отзывчивость, тот, кто всегда придёт на помощь и.т.д.)

Выбор капитана

Воспитатель: - Сейчас давайте выберем капитана корабля, но он должен обладать перечисленными вами качествами.

 Дети могут предлагать того, кого считают наиболее достойным, кому доверяют больше; если кандидатов будет несколько, то из них можно выбрать по считалочке или голосованием.

 - Корабль у нас есть, а чего не хватает вокруг корабля?

Дети отвечают: моря.

Воспитатель: - Из чего можно сделать море? (возможны различные предложения)

Воспитатель: Сейчас капитан и его команда будут собирать пазлы «Море» вокруг корабля.

 Дети вокруг корабля собирают пазлы большого размера с изображением морского дна и его обитателей.  Если дети вдруг стали собирать пазлы с одной стороны, то спросить: - А море находится с одной стороны корабля или вокруг него?

Воспитатель: - Вот уже вокруг корабля плещется море.

- Команда готова? Можно отправляться в плаванье?  Итак, занимайте места на корабле, мы отправляемся в путь!

Если дети сели в одном направлении друг за другом то, спросить: - Нам так удобно будет общаться? И предложить им расставить стулья, друг напротив друга.

Воспитатель: - Ребята, послушайте, как шумит море

 (Включается видеозапись «Море»).

Воспитатель: - Посмотрите, какое широкое, огромное море, берегов не видно, оно сливается с небом. Моря и океаны очень глубоки. По морю можно плыть недели, не видя берега. Куда не посмотришь, на сотни километров вода.

Беседа «Хорошо или плохо»

Воспитатель: - Как вы думаете: «Хорошо или плохо, что у нас есть моря и океаны? И почему?» (высказывания детей) (Море дарит нам прохладу, у моря мы отдыхаем, по морю перевозят тяжелые грузы, в море много рыбы)

Воспитатель: - А чем плохо? (высказывания детей)

(в море бывают водяные смерчи, шторм, наводнение, тонут корабли…)

Показ слайда.

Сюрпризный момент

Воспитатель: - Ой, посмотрите, что – то прибило волной к борту корабля? Это бутылка, а внутри что - то есть.  Что это за свёрток? Нарисованы фигуры разного цвета и разной формы? Чтобы это может быть? (предположения детей – острова, материки или ещё что – то)

- А здесь ещё оторван краешек бумаги и видны, какие -  то буквы.  По – моему, здесь было написано какое – то слово, попробуйте, прочитайте. (Дети видят на бумаге только последние три буквы РТА, первые две буквы отсутствуют)

Дети пытаются прочитать и фантазируют, что бы это могло значить. Они предполагают, что это когда – то было слово «КАРТА».

Воспитатель: - Ребята, это действительно, когда – то была карта и по ней ориентировались мореплаватели. Хотите отправиться по их следам? Вы готовы плыть к первому острову?

- Пока мы плывем, ответьте, знаете ли вы пословицы, поговорки, приметы в которых говорится о морских жителях?

Дети отвечают:

 - Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Чувствует себя как рыба в воде.

- Нем как рыба.

- Рыбы выпрыгивают из воды к дождю.

Воспитатель: - Посмотрите, на горизонте не видно даже и облачка, видимо дождя не ожидается. Запасы питьевой воды у нас закончились. Что же делать, сможем ли мы обойтись без пресной воды? (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, морская вода пригодная для питья? (ответы детей)

- Какая она на вкус? Она сможет утолить жажду?

(ответы детей: солёная, невкусная, не утоляет жажду)

Воспитатель: - Ребята, что вы видите впереди, прямо по курсу корабля?

Слайд «Остров Открытий»

- Посмотрите и прочитайте, как он называется. (дети читают название острова)

- Сейчас мы причалим, и возможно нам удастся пополнить запасы пресной воды.

- Давайте высадимся на берег, может нас ждут там какие – то открытия?

Воспитатель: Посмотрите, на острове есть вода, но как мы ее доставим на корабль не разлив.

Подойдите к столу и рассмотрите, что здесь есть.

Опыт

На столе стоит глубокая миска с водой, баночки (100 мл.) по количеству детей, тканевые салфетки, резинки, глубокие тарелки так же по количеству детей.

Воспитатель: Ребята, возьмите баночки, заполните их водой.

- А теперь скажите, чем вы можете закрыть банку, если крышки нет. Да ещё перенести на корабль, чтобы вода не вылилась из банки даже в перевёрнутом состоянии? (версии детей)

Предупредить детей, чтобы все действия выполняли над тазом или миской.

Воспитатель: - Берите предметы, которые на столе и пробуйте закрыть банку.

  Дети берут тканевые салфетки, накрывают сверху банку и одевают сверху резинку. Переворачивают банку и смотрят, протекает вода или нет. Подвести детей к тому, что через сухую салфетку вода протекает, но если смочить тканевую салфетку и закрыть плотно горлышко резинкой, то вода не прольётся из банки даже в перевёрнутом состоянии.

Воспитатель: Ну что же, мы пополнили запасы воды и можем продолжать наше путешествие. Занимайте свои места на корабле. А пока мы плывем до следующего острова, поиграем с вами в игру «Подводный мир» Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.

(При правильном ответе – появляется картинка на проекторе с ответом)

«Угостить друзей спешит

Свежим тортом синий (кит)

Восемь туфель за порог

Выставляет (осьминог)

Как плывут они красиво-

Быстро и игриво!

Нам показывают спины

Из морской воды (дельфины)

На морское дно легла

Плоским боком (камбала)

Вышел в солнечный денек

Погулять морской (конёк)

Током бьёт во всё подряд

«Батарейка» моря (скат)

Кто на мяч с хвостом похож?

Шар колючий, рыба (ёж)

Причесал морской песок

Донный житель (гребешок).

Воспитатель: - Наше путешествие продолжается. Корабль плывёт дальше.

- Смотрите, прямо по курсу опять остров.

Слайд «Остров «Отдыхай - ка»

Воспитатель: Капитан, прочитай название острова. (Если капитан затрудняется прочитать, то читают все вместе)

- Остров «Отдыхай - ка»

Воспитатель: - Высаживаемся на берег. Так, как называется остров? (Отдыхай - ка)

-Нас встречают весёлые туземцы и приглашают с ними повеселиться, исполнить танец

«Чунга- Чанга».

Дети исполняют подвижный танец под песню «Чунга – Чанга» ранее изученный на хореографии.

Воспитатель: - Повеселились, отдохнули, пора возвращаться на корабль.

- Все уселись удобно? Плывём дальше. Чтобы вы не скучали и вас морские волны не укачали, я буду задавать вам занимательные вопросы, а вы отвечайте.

- Если рыбы плавают в море, то они какие? (морские)

- А в океане, какие плавают рыбы? (морские)

- Каких не может быть в море рыб? (пресноводных, речных, озёрных)

- Кто из обитателей морей состоит почти весь из воды? (медуза)

- Какие рыбы носят оружие на носу (раба меч, рыба – пила)

- А какие камни могут быть в море? (мокрые, гладкие…)

Воспитатель: - Пока вы на вопросы отвечали, на горизонте показался ещё один остров. Это последний из островов, который у нас на карте. Капитан, командуй, чтобы мы пришвартовывались, и прочитай название острова.

Слайд «Остров «Познания».

Воспитатель: - Ребята, на этом острове живут дикари, которые не умеют, не читать, не писать, но они очень хотят этому научиться. Давайте научим их читать скороговорки по схемам.

На проекторе по очереди появляются схемы скороговорок, которые дети составляют и произносят.

«Шесть мышат в шалаше шуршат»

«У ежа – ежата, у ужа – ужата»

«Ехали мы, ехали, до ели доехали, ель объехали, и домой приехали»

«У Сони и Сани в сетях сом с усами»

«У Сони посылка в ней бусы и косынка».

-Местные аборигены, вас благодарят за обучение, теперь они смогут прочитать наскальные надписи. Ну а нам пора возвращаться домой. Усаживайтесь удобней.

- Капитан, отдать швартовы!

Видео.  Море, волны.

Заключение

Воспитатель: - Посмотрите, на море появились волны.

- Откуда они? Как вы думаете?    (ВОЛНЫ ПОДНИМАЕТ ВЕТЕР)

-Правильно, ветер приподнимает массу воды, образуя волну. Самая большая волна достигает высоты нескольких десятков метров. Эта волна называется – Цунами.

-Ребята, посмотрите, что это такое? (показать сундучок)

-Этот сундучок к нам выбросило волной.

-Давайте посмотрим, что в нём. Ой, да здесь морские сокровища.

- Что это?

-Это морские раковины. Из них люди тоже делают различные сувениры (показать наглядно).

-Ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, а по дороге домой вы расскажите, чем вам понравилось путешествие.

- Какие задания показались вам трудными?

- А какие задания были лёгкими?

- С чем вы справились?

- А с чем было труднее всего справляться?

(дети делятся впечатлениями)

Воспитатель: - Вот мы и дома. Вы сегодня молодцы! Активно работали, справились со всеми заданиями.

- А на память о нашем путешествии я хочу вам подарить эти морские сувениры.

- Спасибо за увлекательное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конпект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Путешествие по карте мира».

Цель: формировать целостное представление об окружающем мире, природных зонах посредством ознакомления детей с физической картой, картой мира.Задачи:1) Образовательная: формировать представления о гра...